СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ работы РМО учителей начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ работы РМО учителей на. классов."Использование инновационных технологий в современном образовательном процессе начальной школы"- тема, над которой работало РМО .

Просмотр содержимого документа
«Анализ работы РМО учителей начальных классов»

Анализ работы районного методического объединения

учителей начальных классов

Мордовского района

за 2015-2016 учебный год.

Работа методического объединения учителей начальной школы планируется и осуществляется с учётом современных требований к образованию и преподавателю и включает поиск оптимального содержания образования, внедрение в учебный процесс новых форм, технологий и приёмов обучения, диагностические исследования личности и коллектива учащихся.

«Использование инновационных педагогических технологий в современном образовательном процессе начальной школы» - тема, над которой работало районное методическое объединение учителей начальных классов в 2015-2016 учебном году.

Методическая проблема: «Изучение и внедрение в педагогическую практику инновационных технологий».

Цель работы РМО: Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области образования в целях обеспечения качества начального образования.

Задачи:

  1. Совершенствование профессионального, культурного, творческого роста педагогов.

  2. Освоение содержания государственных стандартов и сопровождающих их нормативных документов, методических рекомендаций.

  3. Формирование готовности к самообразованию.

  4. Продолжение работы по изучению и внедрению современных педагогических технологий в образовательный процесс с целью формирования продуктивных знаний и воспитания активной гражданской позиции учащихся.

  5. Обобщение передового опыта работы учителей и внедрение его в практику работы.

В соответствии с целями и задачами работа методического объединения осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

  • Школьные методические объединения.

  • Семинары.

  • Работа  по темам самообразования;

  • Работа по выявлению и обобщению  педагогического опыта.

  • Открытые уроки, их анализ.

  • Предметные недели.

  • Информационно-методическое обслуживание учителей.

  • Диагностика педагогического профессионализма и качества образования.

  • Организация и контроль курсовой подготовки учителей.

  • Повышение квалификации, педагогического мастерства.

  • Аттестация педагогических работников.

  • Участие в конкурсах и конференциях.

Районное Методическое объединение учителей начальных классов – помогает педагогам в решении конкретных проблем. На заседаниях РМО идёт активный обмен опытом между педагогами, знакомство с новыми технологиями, обучение методам педагогической диагностики, самоанализ педагогической деятельности, развитие педагогических и творческих способностей, профессиональный рост педагогов.

Учитель - объект профессионального самосознания, умеет реально оценивать свои личностные особенности и действия, способен ставить перед собой цели, проектировать собственную профессиональную деятельность.

По плану работы РМО начальных классов было проведено 4 заседания районного методического объединения, каждое из которых проходило в различных формах: педагогической мастерской, теоретических и практических семинаров, диалоговой форме.

Заседание 1.

Тема: «Состояние муниципальной системы образования Мордовского района и основные векторы изменений в условиях ФГОС» (Дата проведения - 26.08.2015 год)

  • Анализ работы районного методического объединения учителей начальных классов за 2014-2015 учебный год. Задачи и перспективы на новый учебный год.

Руководитель РМО начальных классов О.В.Ананьева

  • Вариативность: системы, модели, комплекты начальной школы общеобразовательных учреждений Мордовского района,

реализующиеся в рамках ФГОС. Обзор новинок учебно-методической литературы в начальной школе от ведущих издательств РФ.

Руководитель ШМО начальных классов Романова Н.П.

  • Формы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в начальной школе.

Руководитель ШМО начальных классов Черемнова И.В.

Заседание 2.

Тема: «Современные образовательные технологии в условиях введения ФГОС». (Дата проведения 06.12.2015 год)

Использование технологии деятельностного подхода. Учитель нач. кл. З.П.Мурзина.

  • Работа творческих мастерских учителей начальных классов

Мордовского района.

  • Проведение мини-диагностической работы

Руководитель РМО начальных классов О.В.Ананьева

Заседание 3.

Тема: «Выполнение требований Государственного образовательного стандарта при реализации учебных программ»

(Дата проведения 20.02.2016 год)

  • Создание и развитие информационного пространства в учреждениях как одно из условий повышения качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Руководитель РМО начальных классов О.В.Ананьева

  • Использование системно – деятельностного подхода с внедрением ресурсного интерактивного и учебно-лабораторного оборудования для роста результативности и успешности учащихся начальных классов. / Проведены открытые уроки по обучению грамоте 1 кл О.В.Ананьева, математика 2 кл. Л.В.Гришина/. Мастер-класс Г.Н.Матвеева , Е.А.Пшеницына/

  • Система домашних заданий для учащихся начальных классов. Учитель начальных классов.Г.Н.Кулакова.

Заседание 4.

Тема: «Планируемые результаты , как основа системы оценки достижения, требований стандарта»

(Дата проведения 24.04.2016 год)

  • 1.«Планируемые результаты, как основа системы оценки достижения, требований стандарта». Выступление учителей МБОУ «Оборонинская СОШ» (Т.И. Малюкова ,Н.П. Попова)

  • 2.Организация круглого стола «Определение критериев оценки достижения планируемых результатов.

  • 3. Посещение открытых уроков и внеклассных занятий с последующим обсуждением:

1.По русскому языку, учитель начальных классов МБОУ«Оборонинская СОШ» И. М.Каширина

2. По внеклассному литературному чтению, учитель начальных классов МБОУ «Оборонинская СОШ» Т.А.Носова.

  • 4. Подведение итогов работы РМО учителей начальных классов.

Руководитель РМО О.В. Ананьева

  • Выступления учителей, аттестующихся в 2016-2017 году.

  • Советы и предложения по составлению Плана работы РМО учителей начальных классов на 2016 – 2017 учебный год;

Появление новых стратегий обучения в начальной школе, внедрение различных технологий требуют от учителей постоянной работы над повышением своей квалификации. Все учителя занимаются самообразованием, периодически учатся на курсах повышения квалификации. Так в 2015-2016уч. году 50% педагогов прошли курсы повышения квалификации.

Введение нового стандарта требует и появления принципиально новых учебников и учебных пособий, которые соответствуют содержанию федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, возрастным и психологическим особенностям учащихся начальной школы. Часто учитель, школа выбирают тот учебник, с которым, как они считают, можно эффективнее организовать образовательный процесс. Учителя РМО отдают предпочтение УМК «Перспектива».

Анализ качества преподавания

Начальное общее образование является первой ступенью общего образования, приоритетом которого является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими; компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Система контроля и оценивания позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.

Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

В рамках проведения мониторинга по реализации ФГОС начального общего образования и выявлению уровня сформированности результатов освоения учебных программ первого и четвёртого года обучения были проведены итоговые проверочные работы для учащихся 1, 4 классов.



Доля обучающихся в 1классе, выполнивших работу

- 86% выполнили

-14%не выполнили




Доля обучающихся 4класса, выполнивших работу




- 98% выполнили



- 2% не выполнили



Не вызвали больших трудностей задания части 1:1,3,4,5,7.

Небольшие трудности вызвали задания:2,6,9,10,11,12.

В заданиях части 2 вызвало трудность 14 задание.

Такой же уровень трудности показало задание15 части 3.

Выводы и предложения:

Итоги по математике показали высокую результативность в тех школах, где работа над учебным материалом ведется в системе, где используется дифференцированный подход в обучении, а также применяются альтернативные программы, которые повышают качество знаний

Вместе с тем необходимо отметить темы, в которых были допущены ошибки:

-нахождение закономерностей;

-нахождение периметра прямоугольника;

-умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями;

-преобразование и сравнение величин;

-при нахождении выражений с результатом, равным 0;

- при решении задачи на встречное движение.

Следует больше внимания уделять нумерации многозначных чисел, устным и письменным вычислениям многозначных чисел, работе по преобразованию именованных чисел, в системе вести работу над задачами, заданиями повышенной трудности.

Каждому учителю рекомендуется вести мониторинг знаний и умений учащихся. При анализе к/т по математике каждой школе, делать общий анализ ошибок в процентах, делать выводы, намечать систему работы по устранению недочетов.

Анализ итоговых контрольных работ

по русскому языку в 4-х классах


1.Сравнительный анализ показал, что все школы района выполнили задания контрольного теста с высоким качеством (от63% до 97%).

2.Не вызвали больших трудностей задания 1части - 4,5,6,7,8,9,10,11,12

Вызвали трудности задания1 части - 1,2,3,6.

В части 2 трудность вызвало13 задание, а в части 3 задание 15 было выполнено от 50% до 60% учащихся.

Выводы и предложения

Результаты итоговой проверочной работы показали, что материал за курс начальной школы усвоен в основном всеми выпускниками. Высокая результативность в тех школах района, где отрабатываются навыки грамотного письма, ведется мониторинг знаний учащихся, в системе ведется работа над ошибками, должное внимание уделяется развитию письменной речи.

Учащиеся показали высокий процент успеваемости (от 50% до100%) и качества ( от 50% до 97%)

Разноуровневые задания позволили выяснить, насколько учащиеся справляются с заданиями разного уровня самостоятельно, насколько высок уровень творчества.

Следует больше внимания уделить изучению тем «Орфоэпия», «Морфология», «Состав слова» .

Рекомендуется продолжить работу над заданиями творческого характера, которые позволяют применять полученные знания в новой творческой ситуации, что повысит качество знаний учащихся.

Работа с одаренными детьми

В настоящее время в школах района сложилась система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и внеурочной деятельности.

Организуя учебно-воспитательный процесс, каждый педагог выявляет учащихся, с высокими интеллектуальными способностями и интересом к самостоятельной познавательной деятельности. Выявляются учащиеся, которые обладают:

- общими способностями;

- специальными способностями (по предметам);

- творческими способностями;

- лидерскими способностями.

Практически каждый педагог района ведет мониторинг, то есть отслеживают интеллектуальные и творческие достижения учащихся по следующим направлениям:

- результативность в учебной деятельности;

- результативность во внеурочное время;

- результативность участия в школьных, городских, районных и всероссийских интеллектуально-творческих конкурсах и играх.

Участие в различных конкурсах открывают широкие возможности для развития у учащихся творческого самостоятельного мышления, включает в активную учебно-познавательную деятельность, учат мыслить творчески и самостоятельно, формируют российскую гражданскую идентичность.

Ширится содержательное пространство учебных предметов, меняется основной методологический подход (вместо усвоения знаний – самостоятельный поиск проблем), широкое применение получили групповые формы организации поисковой и исследовательской деятельности. Актуально ведение портфолио учащихся.

Педагоги Мордовского района принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах разного уровня. Создаются благоприятные условия для развития и отслеживания одаренных детей. Работа в системе дает свои результаты. Наиболее активно учащиеся Мордовского района принимают участие в таких конкурсах, как «Кенгуру», «Интеллект», «Созвездие талантов», «Русский медвежонок», «Инфознайка», «Пегас», КиТ(компьютеры и технологии), ЧиП(человек и природа), викторины различной направленности. Популярны такие конкурсы, как Всероссийская дистанционная викторина «Васькины задачки», «Муравейник».

Работа с детьми, имеющими высокий уровень учебно- познавательной мотивации, построена на создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, участии  в школьных, всероссийских предметных олимпиадах младших школьников.

Некоторые результаты участия в конкурсах и олимпиадах

(наиболее популярных)

школа

Русский медве-жонок

Инфознайка

Пегас

Кенгуру

Интеллект

Созвездие

История

КиТ

МБОУ «Оборонинская СОШ»

1

2

1

15

5

10

6

7

МБОУ «Ново-покровская СОШ»

1

1

1

10

9

8

5

6


Проанализировав работу методических объединений района, следует отметить, что учителя работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию навыков творческой научно-исследовательской деятельности учащихся; внедрению и освоению учащимися информационно – компьютерных технологий; формированию универсальных учебных действий у учащихся.

В каждом методическом объединении успешно проводится стартовый, рубежный и итоговый контроль по всем предметам. Таким образом, в начальном звене были созданы все условия для развития всесторонне развитой, здоровой личности. Практически каждому ребенку предоставляется возможность проявить себя в той области, которая ему интересна и доступна.

Контроль качества образования РМО

Контроль является важной функцией управления. Информация, полученная в ходе контроля, является основной для принятия управленческих решений. Само слово «контроль» часто вызывает у педагогов негативные эмоции, а проверяющие воспринимаются как лица, которые не столько помогают, сколько мешают работать.

В течение всего учебного года осуществлялась фронтальная проверка следующих школ района.

В ходе проверки изучались:

  • ведение документации;

  • соответствие содержания уровня качества знаний и обученности учащихся;

  • система преподавания уроков в 1-2 х классах в рамках реализации ФГОС НОО;

  • поурочное планирование;

  • рабочие тетради учащихся, для контрольных работ, по развитию речи;

  • состояние классных комнат.

Проверку осуществлял руководитель РМО учителей начальных классов: Ананьева О.В.

В результате проверки было выявлено, что в начальной школе района программы реализуются в соответствии с учебным планом, рабочими программами учителя, поурочными планами учителей, расписанием занятий. Используются современные образовательные технологии. Программный материал выполняется в полном объёме.

Проверка журналов показала, что:

  • журналы заполняются своевременно;

  • количество часов на изучение предметов, зафиксированное в классном журнале, соответствует количеству часов в учебном плане;

  • выполняется практическая часть программы с последующим выставлением оценок;

  • оценки за контрольные работы выставляются своевременно;

  • существует оптимальное соотношение количества оценок за письменные работы и устный опрос;

  • накопляемость оценок соответствует норме;

  • осуществляется контроль за ведением журналов администрацией школы.

Однако были обнаружены следующие нарушения при заполнении некоторых страниц журналов:

  • допускается исправление оценок, количество часов по пройденной четверти;

  • оформлена страница «Правила дорожного движения». Для этого необходимо вести специальный журнал;

  • не верно сформулированы темы уроков по физической культуре, например: «Равномерный бег-3мин». В данном случае указан элемент урока;

  • выставляются отрицательные оценки по музыке (это недопустимо в начальной классах);

  • на стр. 64 «Листок здоровья» - отсутствуют антропометрические данные, состояние здоровья, отсутствует подпись руководителя печать учреждения;

  • необъективное выставление отметок (текущие оценки: 2, 3, 2, 4, 5 - четвертная оценка –«4»);

  • не систематически оформляется посещаемость учащихся.

Соблюдение единого орфографического режима прослеживается слабо:

  • подписи на тетрадях не соответствуют требованиям единого орфографического режима;

  • зафиксировано выставление оценок в тетрадях 1 класса (русский язык – 02.04.- «2»; 04.04.- «2»)

  • в классных работах 1 класса допускается максимальное выполнение письменных работ, что приводит к перегрузке учащихся.

  • не у всех учащихся имеется маршрут безопасности;


Учитывая, вышеизложенное, предлагаем:

  1. Изучить подробнее в методических рекомендациях пункт «Оценочная деятельность участников образовательного процесса в школе первой ступени образования общеобразовательного учреждения»

  2. При работе с дневниками учащихся активнее использовать поощрительные записи и благодарности родителям за воспитание учащихся или помощь учителю в классных мероприятиях.

Методическая работа - это основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых районным методическим объединением, администрацией школ, учителями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

Методическая работа в современной школе - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете - на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.

Проделанная работа за год позволяет сделать вывод, что микроклимат в РМО среди учителей здоровый, результаты работы удовлетворительные.

Анализ работы РМО учителей начальной школы показал, что поставленные задачи на 2015-2016 учебный год выполнены.

Наряду с имеющимися положительными результатами в работе имеются недостатки:

  1. Реализация методических рекомендаций по соблюдению единого орфографического режима просматривается слабо.

  2. Недостаточное применение учителями образовательных технологий и методик для формирования и развития познавательной активности и деятельности обучающихся.

Целью методической работы РМО и ШМО учителей начальных классов прежде всего является максимальное развитие творческих способностей учителя, совершенствование его мастерства, расширение общего культурного кругозора. Осуществление этой цели позволяет каждому учителю решать задачи индивидуального подхода к ребенку, создавать и поддерживать интерес к знаниям, к самому процессу их получения. Внедрение в практику современных педагогических технологий призвано сыграть гуманную роль: их задача не в том, чтобы «выжимать» из ученика как можно больше сил овладения знаниями, а в том, чтобы облегчить учебный труд, сделать познавательный процесс осознанным и желанным. В связи с этим в 2016-2017 учебном году необходимо приложить усилия для решения следующих задач:

  1. Повышать качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.

  2. Выявлять, обобщать и распространять опыт работы творчески работающих учителей

  3. Разрабатывать учебные, научно-методические и дидактические материалы.

  4. Искать формы и способы внеурочной работы, направленной на вовлечение школьников в активную творческую деятельность.

  5. Добиваться формирования у школьников средствами урока и внеурочной деятельности ключевых образовательных компетенций согласно стандартам нового поколения.

В 2016-2017 учебном году целесообразно направить усилия учителей начальных классов на раскрытие методической темы РМО «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС начального общего образования».