Анализ работы
районного методического объединения учителей технологии (девочки)
2015 - 2016 учебный год
В 2015-2016 учебном году содержание работы районного методического объединения учителей технологии было направлено на цель:
«Подготовка к введению ФГОС ООО»
которая тесно увязана с общей методической проблемой муниципального уровня, сама по себе актуальна, значима для реализации поставленных задач в текущем году:
- повышение профессиональной квалификации педагогов через систему непрерывного повышения квалификации и организацию методической работы с ними в межкурсовой период;
- изучение и внедрение в практику работы современных образовательных технологий;
- научно-методическое обеспечение изменения образовательного процесса в связи с новыми направлениями в сфере образования;
- совершенствование работы по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта;
- продолжение работы по дальнейшему обновлению содержания образования.
Обучение проводилось по учебно-методическим комплектам под редакцией В. Д. Симоненко (технология 5,6,7,8) в соответствии с Базисным учебным планом и государственным стандартом.
Главным условием, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности педагогов является кадровый состава учителей технологии. Известно, что содержание методической работы районного методического объединения во многом определяется особенностями образовательной ситуации, в которой разворачивается профессиональная деятельность педагогов по уровням их квалификации. В районное МО учителей технологии входят как учителя технологии, так и совместители.
Деятельность районного методического объединения учителей технологии имела практическую направленность.
Вследствие этого в работу районного методического объединения учителей технологии были включены следующие вопросы:
Учебный кабинет для проведения уроков технологии.
Использование контрольно-измерительных материалов на уроках технологии для объективной оценки учебных достижений школьников.
Приемы педагогической техники, направленные на формирование исследовательской компетентности учащихся на уроках технологии.
Основные формы работы в методическом объединении.
Сообщения и обсуждение актуальных вопросов.
Семинары, практикумы, консультации.
Обучающие игры, выставки.
Предметные недели
Мастер - класс учителя.
Обобщение опыта работы.
В течение года систематически проводилась научно-методическая работа по изучению методических писем, рекомендаций, что способствовало профессиональному росту педагогов.
Практическая часть представляла изучение нормативных и методических рекомендаций, проведение практикумов, мастер-классов, отчётов по темам самообразования.
На заседании РМО 26.11.2015
по теме:
«Методическое обеспечение и планирование учебно – исследовательской, проектной деятельности при освоении содержания предметной области «ТЕХНОЛОГИЯ» в условиях реализации ФГОС»
рассматривались следующие вопросы:
1. Новая программа, разработанная авторским коллективом Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю., для организаций общего образования, на основе Примерной основной образовательной программа основного общего образования по технологии, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и вошедшей в Государственный реестр образовательных программ разработана рабочая программа по курсу «Технология».
2. Рекомендации учителю технологии по организации образовательного процесса в условиях перехода на новое содержание технологического образования.
3. Линия учебно-методических комплектов по технологии для 5–8 классов
( авторы Синица Н.В.,Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. )
4. Реализация социального проекта
5. Реализация инклюзивного образования на уроке технологии
6. Практическая часть:
8. Практическая часть:
Мастер класс проводит :
1) Ермакова Н. Я. – «айрис фолдинг»
По 1 и 2 вопросу выступила Колыхалина С. С. Она познакомила коллег с новой программой, разработанной авторским коллективом Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю., для организаций общего образования, на основе Примерной основной образовательной программа основного общего образования по технологии, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и вошедшей в Государственный реестр образовательных программ разработана рабочая программа по курсу «Технология». И рассказала о рекомендациях учителю технологии по организации образовательного процесса в условиях перехода на новое содержание технологического образования (выступление прилагается)
По 3 вопросу Авакимян В.А познакомила коллег с новой линией учебно-методических комплектов по технологии для 5–8 классов
(авторы Синица Н.В.,Тищенко А.Т., Симоненко В.Д.) Напомнила, что у каждого учителя в наличии должны быть рабочая программа, учебник и рабочая тетрадь.
Фомина Е. А. поделилась опытом работы над социальным проектом «Кукольный театр» XIV Всероссийской акции «Я – гражданин России»
Драгунова Л. И. выступила по 5 вопросу. Она поделилась опытом реализации инклюзивного образования на уроке технологии на практике.
По 6 вопросу выступила с обобщением опыта Туроверова Л. А. Она поделилась с коллегами своим опытом участия в конкурсе «Учитель года». Познакомила со своим партфолио.
Колыхалина С. С. познакомила коллег с методические рекомендациями для муниципального этапа XVI Всероссийской олимпиады школьников по технологи - номинация «Культура дома и декоративно-прикладное искусство») в 2015/2016 учебном году.
В практической части семинара мастер- класс провела Ермакова Н. Я. Все учителя с удовольствием приняли участие в новой технике - «айрис фолдинг».
Постановили:
1. Следовать указаниям решениям федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и вошедшей в Государственный реестр образовательных программ разработана рабочая программа по курсу «Технология».
2.Продолжить сбор методического и дидактического материала по
методике преподавания технологии
3. Учителям сельских школ обязательно посещать заседания РМО,
активнее работать над совершенствованием своего профессионального уровня.
4. Больше уделить внимание улучшению материальной базы мастерских в школах района и применению новых информационных технологий при обучении технологии.
5. Проводить ежегодно районный конкурс «Методическая копилка» для учителей технологии, принимать участие в конкурсе всем учителям технологии.
6. Продолжить работу по накоплению медиа - ресурсов для уроков технологии
7. Проводить больше районных семинаров учителей технологии в течение учебного года.
Можно отметить, что в работе методического объединения большое место занимает изучение нормативно – правовых документов по организации технологического образования, новинок методической литературы (методическое письмо, государственный стандарт, новые учебно-методические комплексы по предмету). Анализ федерального перечня учебников и учебных пособий, рекомендованных МО. Характеристика учебно-методических комплектов (УМК) «нового поколения» в условиях внедрения ФГОС ООО. Знакомство с опытом работы учителей, аттестовавшихся на высшую и I квалификационные категории.
Отличительной особенностью выступлений учителей на РМО была их практическая направленность. Учителя на заседаниях могли познакомиться с опытом работы своих коллег и затем использовать его в своей практике.
Анализируя работу учителей методического объединения в истекшем году, можно отметить, что большинство из них работают творчески, имеют достаточно высокую профессиональную подготовку, знают задачи, поставленные перед современной школой. Главное в их работе - поиск новых технологий, которые влияют на развитие интеллектуальных умений учащихся.
Конкурсы. Выявлению талантливых, творчески работающих педагогов, активизации роста их профессионального мастерства способствуют проводимые районные, региональные и всероссийские конкурсы.
Такие как, «Креативный снеговик», «Мир БЕЗопасности» и многие другие конкурсы
Несмотря на некоторые положительные тенденции в этом направлении, проблемой остаётся нежелание многих общеобразовательных учреждений участвовать в конкурсах.
В связи с этим возникает необходимость активизировать работу по привлечению педагогов к участию в конкурсах разного уровня, а также способных учащихся общеобразовательных учреждений района.
Олимпиады. Среди основных направлений в работе районного методического объединения особое место занимает «способный, одарённый» ребёнок.
Значимым условием успешного развития одарённых детей является максимальная индивидуализация их учебной деятельности.
С целью реализации потенциала особо мотивированных детей, формирования интереса к учебным дисциплинам в районе традиционно проводятся предметные олимпиады.
Олимпиадные задания по технологии в 2015-2016 учебном году были рассчитаны на знания учащимися основ технологии (теория) и проектная деятельность.
№ п/п | Ф.И.О. участника (полностью) | Дата рождения | Класс | Образовательное учреждение | Результат (балл) | Тип диплома |
1. | Васильева Дарья Артёмовна | 10.03.2001 | 7 | МБОУ «СОШ№1 им. Б.Н. Куликова г.Семикаракорска» | 113 | Победитель |
2. | Яуфман Ирина Дмитриевна | 14.09.2000 | 8 | МБОУ «СОШ№1 им. Б.Н. Куликова г.Семикаракорска» | 111 | Призёр |
3. | Швецова Дарья Алексеевна | 01.04.1999 | 9 | МБОУ «СОШ №3 г.Семикаракорска» | 111 | Призёр |
4. | Сухомлинова Елизавета Александровна | 27.06.2001 | 8 | МБОУ «СОШ №3 г.Семикаракорска» | 110 | Призёр |
5. | Бурченкова Елизавета Андреевна | 10.09.2001 | 7 | МБОУ «СОШ №2 им.А.А. Араканцева г.Семикаракорска» | 107 | Призёр |
6. | Вариводина Татьяна Владимировна | 24.04.1999 | 10 | МБОУ «Задоно-Кагальницкая СОШ» | 107 | Призёр |
7. | Гапонова Мария Михайловна | 28.01.2001 | 7 | МБОУ «Задоно-Кагальницкая СОШ» | 106 | Призёр |
8. | Поддубная Анна Дмитриевна | 21.07.2001 | 7 | МБОУ «СОШ №3 г.Семикаракорска» | 106 | Призёр |
9. | Тихомирова Юлиана Юрьевна | 03.03.2000 | 9 | МБОУ «Слободская СОШ» | 106 | Призёр |
10. | Ганженко Диана Витальевна | 05.08.2000 | 9 | МБОУ «Сусатская СОШ» | 106 | Призёр |
Несмотря на некоторые положительные тенденции, анализируя результаты предметных олимпиад, необходимо отметить невысокую активность участия общеобразовательных учреждений в районных олимпиадах
Участие учителей технологии в школьной и районной научно-практической конференции.
Из приведенных данных следует, что районному методическому объединению необходимо направить деятельность учителей на поиск новых форм и методов целенаправленной работы с одаренными детьми, своевременное выявление и оказание поддержки обучающимся, проявляющим повышенный интерес к изучению предмета.
Результаты качества знаний, свидетельствуют о его устойчивой положительной динамике. Это позволяет сделать вывод о том, что качество знаний учащихся зависит не только от имеющейся квалификационной категории педагога, но и от его профессионального мастерства формировать у учащихся общеучебные и специальные умения и навыки, качества ведения современного урока технологии.
Основными проблемами в работе учителей являлись трудности в освоении новых педагогических технологий, в формировании умений анализировать и отслеживать результаты собственной работы и составлять программу развития своего педагогического мастерства.
Главная цель методической службы на 2015 – 2016 учебный год состоит в создании условий для повышения профессиональной компетентности педагога в условиях обновления содержания образования через внедрение новых стандартов.
Инновационные процессы как основа для усиления результатов деятельности образовательных учреждений
Качество знаний учащихся как результат работы педагогов является источником для инновационных процессов. Таковым является профильное обучение, как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Факторы, препятствующие развитию профессиональной компетентности субъектов образовательной деятельности
В ходе проблемно – ориентированного анализа выявлены следующие проблемы:
недостаточно эффективно осуществляется практическое внедрение учителями активных образовательных и инновационных технологий;
недостаточна ориентация учителей на участие их в конкурсах профессионального мастерства;
актуальной остается наработка практического опыта учителями по учебно–методическим комплектам.
Низкое участие в районной олимпиаде.
Содержание деятельности районного методического объединения учителей технологии в 2015 - 2016учебном году определено в соответствии с целями и задачами развития муниципальной методической службы.
Сегодня главной целью деятельности районного методического объединения является:
объединение учителей технологии вокруг значимых инициатив, интересного опыта;
развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося.
Для этой цели необходимо решение следующих задач:
совершенствовать формы и методы по организации работы с одаренными детьми;
активизировать работу по вовлечению учителей к участию в конкурсах профессионального мастерства;
создавать условия для обеспечения профессионального, культурного и творческого роста педагогов;
оказывать методическую поддержку педагогам при переходе на новый базисный учебный план, работе по новым учебным программам, реализации государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования;
способствовать освоению и внедрению новых образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных;
создавать организационные условия для курсовой подготовки педагогических работников;
продолжить формирование банка актуального педагогического опыта, распространяя его и внедряя в практику работы школ района;
создавать условия для творческой работы педагогов с перспективой на опытно-экспериментальную, научно-исследовательскую деятельность;
акцентировать профессиональную компетентность педагогов на конечные ориентиры в планировании и осуществлении учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.
Продолжить работу по повышению методической компетентности педагогов.
Обеспечить выполнение «Государственных стандартов» на всех ступенях образования.
Разнообразить формы и методы проведения уроков и внеклассных мероприятий, внедряя элементы компьютерных технологий, совершенствуя формы и методы преподавания.
Стимулировать творческое самовыражение, раскрывать профессиональный потенциал педагогов в процессе работы.
Активизировать работу членов РМО по повышению качества знаний.
Сосредоточить основные усилия РМО по совершенствованию практических навыков учащихся.
Рук. РМО технологии: Колыхалина С. С.