Анализ работы с родителями в подготовительной группе «Б»
На протяжении всего учебного года с родителями воспитанников было налажено тесное сотрудничество. В начале года было проведено родительское собрание «В семье будущий первоклассник». Целью, которого было нацеливание на слаженную работу, а также знакомство с возрастными особенностями физического и психологического развития детей 6-7 лет. На собрание были приглашены учителя начальных школ. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа, а также с программами, по которым она работает. Родители задавали учителям вопросы, которые их волнуют.
Родительскому вниманию были представлены фотовыставки: «Как я провёл лето» и «Труд - лучший воспитатель». А также для родителей будущих первоклассников был создан «Уголок школьника», куда на протяжении всего учебного года вывешивались различные консультации (например, «Развиваем мышление, память, внимание», «Готовим руку к письму», «Режим будущего школьника» и т.д.). После каждой новой консультации проводили индивидуальные беседы с родителями для осуществления обратной связи, интересовались какие темы консультаций они хотели бы предложить.
Родителям всегда предоставлялась информация о ходе образовательного процесса: проводились ежедневные индивидуальные беседы, заполнялись рубрики «Чем мы сегодня занимались?», «Разучите вместе с нами». Родители воспитанников также стали активными участниками образовательного процесса: постоянно проносили игры и литературу в соответствии с темой недели , а также им предлагалось подготовить своего ребёнка с докладом к «Учёному совету» на тему ранее выбранную детьми.
В современных условиях детскому саду трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками мам и пап наших воспитанников. Они помогли нам изготовить пособия для занятий по обучению грамоте и математике, помогли оформить уголок для родителей, уголок природы, театральный уголок (маски, платковые куклы, различные виды театра), спортивный уголок (нетрадиционный спортивный инвентарь). Особенно, хотелось бы отметить папу Алины Поздеевой, который изготовил мебель в уголок для девочек и полки в музыкальный и театральный уголки.
На протяжении всего учебного года родители совместно с детьми участвовали в общих мероприятиях: тематические выставки детских поделок и рисунков, в различных творческих и интеллектуальных конкурсах, а также праздниках.
Активное участие родители принимали в благоустройстве участка: покраска построек, изготовление колодца, мотоцикла, машины.
Ежедневно в календарном плане осуществляется планирование взаимодействия с родителями. В индивидуальном порядке проводится беседа с родителями конкретного ребёнка.
На наш взгляд, этот учебный год прошёл плодотворно и для родителей, и для детей, и для нас педагогов.
Таким образом, контингент родителей не однороден по составу, целям, приоритетам в воспособенно хотелось бы отметитании. Задача ДОУ удовлетворить запросы всех родителей, предоставить образовательные услуги в соответствии с их потребностями.
Степень включённости родителей в организацию образовательного процесса: пассивные наблюдатели – 85%; «заказчики» 12%; активные участники –3%.
Таким образом, не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями дошкольного учреждения. При этом они не ищут причины в себе, своей семье, а всю ответственность возлагают на дошкольное учреждение.
Индивидуальное собеседование с родителями показывает, что далеко не все родители могут сформулировать свои проблемы в воспитании и обучении детей. Чаще всего они задают конкретные вопросы типа: «Как создать развивающую среду дома?», «Как обучить ребёнка чтению?» и т.п.
В качестве основных проблем названы общение родителей с ребёнком и общение детей в семье; обучение и воспитание детей дома; создание дома развивающей среды для интеллектуального развития детей. Самой низкой оказалась заинтересованность родителей игровой самостоятельной деятельностью детей.
Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями. Мы считаем своей задачей изменить эту позицию.
После оценки удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения, а также уровня их активности в организации образовательного процесса в дошкольном учреждении и дома, родителям было предложено дать содержательное описание их приоритетов в педагогической грамотности.
Характер проблем родителей в воспитании и обучении детей определил направление, содержание и формы работы с ними. Мы считаем, что это делает процесс сотрудничества с родителями максимально дифференцированным, ориентированным на их личностное развитие, позволяет строить работу с ними на основе дифференцированного и последовательного решения задач.
Исходя из вышеизложенного наше дошкольное учреждение определило для себя следующие
задачи работы с родителями:
изучение интересов, мнений и запросов родителей, не реализуемых в других социальных институтах (семье и др.);
обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;
использование опыта других дошкольных учреждений для построения модели взаимодействия с родителями;
расширение средств и методов работы с родителями;
обеспечение пространства для личностного роста участников сотрудничества – воспитателей и родителей;
создание особой творческой атмосферы;
изменение позиции родителей по отношению к деятельности дошкольного учреждения;
привлечение родителей к активному участию в организации, планировании и контроле деятельности дошкольного учреждения.
Обеспечение сотрудничества ГБОУ и семьи
Особое внимание наш детский сад уделяет проблемам взаимодействия с родителями воспитанников. В детском саду налажен тесный контакт с родителями.
Руководящая и организующая роль нашего детского сада по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:
планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;
практическая помощь семье в воспитании детей;
организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;
вовлечение родителей в педагогическую деятельность;
активизация их педагогического образования.
Свою работу с родителями мы строим на принципах сотрудничества. Мы считаем, что признаками такого сотрудничества являются:
осознание цели деятельности каждым участником процесса;
чёткое разделение и кооперация труда между воспитателями и родителями;
личный контакт между воспитателями и родителями с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем;
положительные межличностные отношения.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности каждого педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Ответственное отношение родителей к своим обязанностям, желание как можно лучше воспитать своих детей – неотъемлемая составная часть педагогической культуры родителей.
Совместные мероприятия педагогов и родителей |
1.Родительские собрания |
2. Консультации |
3. Беседы |
4. Тематические выставки |
5. Посещение семей на дому |
6. Родительский комитет |
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей |
7. Дни открытых дверей |
8. Праздники. |
9. Семейные конкурсы |
10. Концерты |
11. Оформление групп |
12. Соревнования |
13. Благоустройство ДОУ и территории. |
|
Не менее важным признаком и условием создания ЕОП становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.
Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
Предполагаемый результат:
Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;
Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных требований;
Повышение профессиональной компетентности педагогов;
Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, конкурсах, посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители –наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероп
обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенкариятий.
Я использовала активные формы и методы работы с родителями:
- посещение семей воспитанников на дому;
- родительские собрания («Давайте познакомимся!», «Задачи воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста», «Особенности психофизического развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания», «О воспитании инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками», «Роль игры в развитии ребёнка» (см. Приложение) и др.);
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Давайте познакомимся» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.
К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности.
Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе.
Были разработаны конспекты совместных занятий «Путешествие в Букволандию», КВН «День знаний» (см. Приложение), проведены консультации «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка».
В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.
Состоялось родительское собрание на тему «Будущие первоклассники».
Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи.
На собрание были приглашены специалисты: учитель школы, логопед, психолог. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.
Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе проведены:
- развлечения «Мы с мамой друзья» (см. Приложение), «Самый лучший папа на свете» (см. Приложение), «Супермама », «Наши бабушки»;
- спортивный досуг «Мама, папа, я — спортивная семья», спортивный праздник «За здоровьем всей семьёй» (см. Приложение);
- празднование дней рождений;
- выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»;
- совместные походы «В мир прекрасного».
Этот семейный досуг доставил всем много радостных и волнующих минут. Глаза детей светились неподдельной радостью, а как они гордились своими папами! А я восхищалась творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.
Традиционным стало проведение ежегодной акции: «Подари книгу детям».
У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.
Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные.
Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю яркое сообщение . Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины в спальню,помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, театральный уголок. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть уголки, где дети могут посидеть в уютных креслах и посмотреть групповой или семейный альбомы. В уютной кухоньке девочки просто обожают готовить.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Но, несмотря на положительную динамику развития детей, имеются недостатки:
- недостаточно слабо организована работа с детьми по обучению ходьбе на лыжах;
- недостаточная сформированность таких основных движений, как метание на дальность, и физических качеств – гибкость, выносливость.
В новом учебном году необходимо продолжить работу по формированию ценностей здорового образа жизни и совершенствованию форм организации режима двигательной активности, путем внедрения в практику работы современных методик и технологий совместно с семьей.
В детском саду созданы условия для соблюдения безопасности жизни и деятельности детей и сотрудников. С коллективом дошкольного учреждения проводится работа по охране труда. В ДОУ соблюдаются правила пожарной безопасности. Ежегодно проводятся учебно-практические занятия совместно с детьми и персоналом по эвакуации детей по сигналу «Пожар». Своевременно со всеми сотрудниками детского сада проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей, пожарной безопасности, охране труда, под личную роспись в специальном журнале. С детьми воспитатели проводят беседы, викторины, игры по ОБЖ, знакомят с произведениями художественной литературы, рассматривают иллюстрации, буклеты. Случаи детского травматизма в детском саду отсутствуют.
Формы работы с семьей внутри детского сада
Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).
Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
Тематические консультации.
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.
Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3—4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30—40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.
Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.
Групповые собрания родителей
На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов.
В течение учебного года рекомендуется проводить 3—4 групповых собрания, готовят их, как правило, оба воспитателя поочередно. Продолжительность — 1,5 часа.
По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.
"Круглый стол" с родителями
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.
Конференция с родителями
На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Пример 1. Конференция для мам "Поговорим о маме".
1. Диалог с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений.
2. Обыгрывание ситуаций — конструирование и анализ поведения матери в различных ситуациях.
Пример 2. Конференция для пап "Самый дорогой мой человек".
1. Приглашенные папы рассаживаются полукругом, после вступительного слова ведущего для прослушивания предлагается запись бесед с детьми детсада о папах (дети отвечают на вопросы: что должен уметь папа? Почему с папой интересно в выходные дни и по вечерам?).
2. Мнения психолога, логопеда, учителя по поводу проблем, высказанных отцами в анкетах.
3. Конструирование и анализ поведения отца в жизненных ситуациях. Например: "Пятница, вечер. Вся семья собралась у телевизора и смотрит программу "Спокойной ночи, малыши", и вдруг гаснет свет... Не ложиться же спать без сказки?" Расскажите ребенку сказку "Колобок" или "Репка".
4. Практическое задание. За три минуты изготовить игрушку или сувенир для своего ребенка.
Тематика конференций для родителей
1. Эстетическое воспитание дошкольников.
2. Растим будущих мам и пап.
3. Физическая и психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
4. "Школьное завтра" наших детей.
Общие собрания родителей
На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения.
На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих.
Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трех в году.
Наглядная пропаганда
В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств — привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.
Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также при организации дней открытых дверей, которые проводятся 3—4 раза в год в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.
С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специально отведенные для этого дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.
Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.
В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения или замечания они могут высказать воспитателю, заведующему, а позже записать в специальную тетрадь.
Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды — разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен быть пригрупповой стенд (уголок для родителей).
Требования к оформлению уголка для родителей
• Информация, размещенная на стенде для родителей, должна быть динамичной. Минимум раз в две недели материал должен обновляться.
• При размещении любого печатного материала на стенде (советов медиков, психолога и т.д.) ссылка на издание, включая авторство и год публикации, обязательна.
• Стенд должен быть красочно оформлен (лучше, если это сделает профессиональный художник). При оформлении стенда следует использовать не только рисунки и надписи "от руки", но плакаты и фотографии (лучше детей группы и родителей). При оформлении стендов не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрешек, игрушек. Соотношение текста и иллюстраций в папках-передвижках должно быть примерно 2:6 (2 части — текст, 6 — иллюстрации), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию.
• Следует создать резерв для обмена информацией между группами.
Разделы
Помимо стенда хорошо иметь шкаф или полки для демонстрации детских поделок, рисунков, а также стол для газет и журналов.
Целью следующей формы наглядной пропаганды — тематических выставок — является дополнение словесной информации для родителей рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному труду и т.д.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей.
Тематические выставки создаются как для родительского коллектива всего детского сада, так и для родителей одной группы. К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определенной теме, найти вырезки из газет и журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы для родителей.
Журнал "Управление дошкольным учреждением", приложение "Работа с родителями в ДОУ".