СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ работы школьной библиотеки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ работы школьной библиотеки за 2021-2022 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Анализ работы школьной библиотеки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шушенская средняя общеобразовательная школа № 8 АНАЛИЗ

работы библиотеки за 2021-2022 учебный год

Краткая справка о библиотеке

Библиотека занимает приспособленное помещение. Библиотека оборудована столами (4 штуки – 2 письменных, 2 ученических, 1 компьютерный), стульями (7 штук), стеллажами (два деревянных двухсекционных, 1 железный, 1 выставочный), книжным шкафом. Имеется моноблок, многофункциональное устройство (сканер, принтер, ксерокс).

Площадь библиотеки не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Отдельного читального зала нет, но в помещении библиотеки организованы четыре места для работы обучающихся и педагогов и десять мест вынесено в зону коммуникации. Книгохранилища нет, из-за небольшой численности фонда особой потребности в нем нет.

Организует работу библиотеки один работник – педагог-библиотекарь первой квалификационной категории, прошедший в 2019 году переподготовку по программе дополнительного профессионального образования «Педагогическое образование: педагог-библиотекарь образовательной организации» с присвоением квалификации «Педагог-библиотекарь образовательной организации», общий стаж работы 36 лет, педагогом-библиотекарем – восемь с половиной лет.

Библиотека работает по плану, составленному педагогом-библиотекарем, утвержденному директором.

Миссия библиотеки: Информационно-библиографическая поддержка всех участников образовательного процесса.

Основные функции библиотеки:

  • образовательная;

  • информационная;

  • культурная.

Задачи библиотеки:

- обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы;

- формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

- удовлетворение образовательных и индивидуальных потребностей пользователей библиотеки.

В библиотеке выделены следующие группы читателей:

  • обучающиеся и воспитанники школы – 34 человека (69%);

  • педагогические работники и прочие – 15 человек (31%).

Всего обслуживалось 49 пользователей.



Класс

Количество обучающихся (воспитанников)

Количество пользователей

% читателей

ГПО

2

1

50%

1

1

1

100%

2

3

2

67%

4

2

2

100%

5

7

5

71%

6

2

2

100%

7

3

3

100%

8

10

9

90%

9

5

5

100%

10

4

4

100%

Итого:

39

34

88%


Книговыдача – 1458

Читаемость – 30

Обращаемость – 1,6

Книгообеспеченность - 23

Посещаемость

Посещений – 1330, посещаемость – 27.

Наибольшую активность проявили педагогические работники, обучающиеся 1, 4 и 10 классов. Самые активные читатели: Какович Елизавета, Какович Ульяна, Алексеев Данил, Алексеева Дарья, Коханова Анастасия. Реже посещали школьную библиотеку обучающиеся 2 и 5-9 классов.

Фонд

В фонде библиотеки имеется художественная, справочная литература, методическая литература для педагогических работников, учебники, электронные издания.

Контрольные показатели

Учебники – 1189 экз.

Художественная литература – 794 экз.

Справочная литература – 58 экз.

Методическая литература – 47 экз.

Электронные издания - 92 экз.

Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:

  • книга суммарного учета фонда библиотеки;

  • папка «Акты»;

  • папка «Накладные»;

  • инвентарные книги;

  • тетрадь учета изданий, принятых от читателей взамен утерянных;

  • тетрадь учета выдачи учебников;

  • читательские формуляры.

Работа с библиотечным фондом

Основной фонд состоит из художественной, методической и справочной литературы. Наибольшим спросом пользуется справочная, детская, методическая литература и классическая литература, изучаемая по школьной программе. Основной фонд в прошедшем году не пополнялся.

Периодические издания из-за недостаточного финансирования не выписываются.

Вновь поступающая литература сразу обрабатывается и регистрируется.

Выдача документов пользователям библиотеки производится ежедневно. Обеспечен свободный доступ пользователей библиотеки к информации.

Ведется работа по сохранности фонда. Регулярно проводятся проверки сохранности наиболее ценных изданий. Ведется контроль своевременного возврата в библиотеку выданных изданий. Обеспечиваются меры по возмещению ущерба (в случае утери документа пользователь сдает взамен равноценный документ). По мере надобности педагогом-библиотекарем организуется мелкий ремонт книг. Обеспечивается требуемый режим физической сохранности библиотечного фонда.

Работа с учебным фондом

Составлен и отправлен заказ на учебники на 2022-2023 учебный год на 152 экземпляра на сумму 80570 руб. 60 коп. Педагогом-библиотекарем составлен «Перечень учебников МБОУ Шушенской СОШ № 8 на 2022-2023 учебный год».

Вновь поступившие учебники сразу обрабатываются (штемпелевание, запись в книгу суммарного учета, запись в инвентарную книгу).

В 2021 году учебный фонд пополнился на 195 экземпляров на сумму 80329 руб. 70 коп.

В конце августа – начале сентября учебники выданы обучающимся, в конце мая – начале июня произведен прием учебников в библиотеку.

Обеспеченность обучающихся учебниками составила 100%.

С обучающимися проводились беседы о необходимости бережного отношения к учебникам, ознакомление с «Правилами пользования учебниками». Рейды по проверке состояния учебников и проверка состояния учебников при приёме показала, что большинство обучающихся бережно относятся к учебникам.

Воспитательная работа

Ведется работа по формированию у школьников навыков независимого библиотечного пользователя. По возможности пользователям предоставляется несколько источников со схожей информацией для того, чтобы они учились отбирать и оценивать информацию. Проводятся индивидуальные беседы с вновь записавшимися пользователями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг, оказывается помощь в выборе художественной литературы согласно возрастным категориям каждого пользователя библиотеки.

С целью углубления знаний обучающихся о жизни и творчестве поэта и писателя к 140-летнему юбилею К.И.Чуковского проведены час громкого чтения и литературная викторина «Сказки дедушки Корнея».

С целью создания условий для подготовки к будущему профессиональному самоопределению, расширения представления детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении, побуждения детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии в рамках Единой недели профориентации проведены игра-путешествие «Что я знаю о профессиях» (4 класс) и профориентационная игра «Мир профессий и Я» (8, 9 и 10 классы). Ребята раскрыли понятие «Классификация профессий», изучили формулу выбора профессий, научились классифицировать профессии, ознакомились с терминологией мира профессий.

С целью привития позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой, воспитания бережного отношения к природе в рамках Всемирного дня Матери-Земли для обучающихся 4 класса проведена экологическая игра «Эта удивительная природа».

С целью пропаганды здорового образа жизни с обучающимися начальных классов проведена игра-путешествие «В поисках страны здоровья». Путешествуя по станциям, ребята закрепили знания о том, что для сохранения здоровья нужно не пренебрегать правилами личной гигиены и режимом дня, правильно питаться и заниматься спортом.

В рамках муниципальной акции «Книге – новая жизнь» в 1 и 2 классах прошёл библиотечный урок «Книга – твой лучший друг». Ребята вспомнили любимых сказочных героев, поучаствовав в викторине «Поляна сказок». Поговорили о том, как надо обращаться с книгами, обсудили правила обращения с книгой. Ребята узнали, какие повреждения чаще всего бывают у книг, и как можно им помочь. Увидев «больные» книги, ребята решили их «вылечить». После этого отремонтированные книги вернулись обратно на библиотечные полки. В четвёртом классе прошло библиотечное занятие «Книжное царство – мудрое государство». Ребята посмотрели информационный видеоурок «Книжная больница. Мы книги лечим, не калечим», из которого они узнали, какие повреждения бывают у книг и как можно их устранить. Ребята познакомились с историей создания книги, возникновением книгопечатания, поучаствовали в играх на знание пословиц и поговорок о книгах и получили в подарок памятки о правилах обращения с книгами. Заключительным этапом занятия стала практическая работа по ремонту повреждённых книг.

С целью сохранения памяти о Великой Отечественной войне, формирования глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своей Родиной оказана помощь в организации участия обучающихся во всероссийской десятой юбилейной детско-юношеской патриотической акции «Рисуем Победу – 2022».

 Для обучающихся 8 класса проведён урок на тему «Ценности и героизм», направленный на формирование моральных ценностей в контексте патриотического воспитания. Обучающиеся вместе с педагогом-библиотекарем раскрыли понятия «жизненные ценности», «качества человека», затем познакомились с биографией Героя Российской Федерации Алексея Бернгарда, получившего это высокое звание за мужество и героизм, проявленные при выполнении боевого задания.

Проводились библиотечно-библиографические уроки: «Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие», «Справочная литература. Энциклопедии (МСЭ, «Руссика»)», «Книги на все времена», «Знакомство с библиотекой. Роль и назначение библиотеки. Понятие абонемент, читальный зал. Расстановка книг на полках, самостоятельный выбор книг при открытом доступе» и др.

Для популяризации лучших документов, представления информации о важных событиях, праздниках, их истории и традициях, организовывались книжные и тематические выставки, беседы у выставок: «Ленинград. Блокада. Подвиг», «Сталинградской Победы немеркнущий свет», «Жив талант, бессмертен гений» (ко Дню памяти А.С.Пушкина), «О доблести, о подвигах, о славе…», «Сказочная страна», «Гордимся! Помним!» (тематическая экспозиция ко Дню Победы) и др.

Обучающимся 8 класса Дулебенец Егором под руководством педагога-библиотекаря с проектно-исследовательской работой «История моей семьи. Часть 1» занято первое место в секции «Краеведение. Туризм. Родословие. Искусство.» XXVII районной учебно-исследовательской конференции «Первые шаги в науку», посвящённой 200-летию основания Енисейской губернии. Работа направлена на краевой молодёжный форум «Научно-технический потенциал Сибири».

Информационная работа

Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников:

Регулярно ведется подбор документов в помощь проведению общешкольных и классных мероприятий.

Педагогам оказывается помощь в подборе документов для подготовки родительских собраний, классных часов и т.д.

Производится распечатка и запись информации на электронные носители пользователей.

Оказываются услуги по сканированию документов.

Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся:

Выдача документов по запросам обучающихся проводится ежедневно.

Работа со справочной литературой и ценными изданиями ведется обучающимися в библиотеке.

Производится контролируемая распечатка информации.

Имеется доступ к сети Интернет.

Повышение квалификации, самообразование

В сентябре 2021 года пройдена программа профессиональной переподготовки «Цифровая грамотность педагогического работника» в объёме 285 часов и в марте 2022 года курсы повышения квалификации «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в соответствии с приказом Минпросвещения России №287 от 31 мая 2021 года» (ООО «Центр инновационного образования и воспитания»).

В рамках цикла мероприятий ЦНППМ КК ИПК, направленных на повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников, «ПрофСреда» принято участие в следующих семинарах: «Работа с электронной почтой: лайфхаки», «Манипуляции в педагогическом взаимодействии: эффективное выявление и противостояние», «Эффективное поведение в конфликте», «Личный бренд преподавателя: цифровые возможности», «Google документы для начинающих», «Google документы для продвинутых», «Как вести себя в Интернете или что такое цифровой этикет».

В ноябре 2021 года в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография» пройдено обучение по санитарно-просветительской программе «Основы здорового питания для школьников» (15 часов) (ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора).

В январе-феврале 2022 года пройдены курсы повышения квалификации «Методика работы с информационными ресурсами глобальных и национальных сетевых поисковых сервисов библиотек, и информационно-библиотечных центров в условиях реализации ФГОС» в объёме 108 часов (ООО «Центр повышения квалификации и переподготовки «Луч знаний»).

В декабре 2021 года и феврале 2022 года принято участие в вебинарах КК ИПК «Горячая линия» по подготовке к реализации обновлённых ФГОС» и «Использование учебно-методических комплексов в условиях реализации обновлённых ФГОС».

В декабре 2021 года пройдено обучение по программе повышения квалификации «Проектная деятельность в школе» (16 часов) (АНО ДПО «Школа анализа данных») и окончен курс «Оказание первой помощи» Образовательного центра «Открытое образование» (18 часов).

В течение учебного года принято участие во всероссийском профессиональном тестировании Центра развития УМНИКС «Цифровая грамотность и информационная культура в сфере образования», всероссийском экологическом диктанте «Экодиктант-2021», семинаре Международного исследовательского Интернет-сообщества «Глобальная школьная лаборатория» «Организация проектно-исследовательской деятельности в школе», всероссийском онлайн-зачёте по финансовой грамотности, ежегодной общероссийской акции «Тотальный тест-тренинг «Доступная среда» 2021», международной акции «Тест по истории Великой Отечественной войны», V Всероссийском правовом (юридическом) диктанте.


Составлен и отправлен куратору план работы окружного методического объединения педагогов-библиотекарей образовательных учреждений Шарыповского муниципального округа на 2021-2022 учебный год, прошло всего одно заседание ОМО в режиме ZOOM-конференции из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки.

Задачи, над которыми следует продолжать работать в будущем:

- создание единого информационно-образовательного пространства школы, обеспечение свободного и безопасного доступа пользователей к информации, знаниям, культурным ценностям;

- активизация читательской активности пользователей библиотеки;

- создание благоприятных условий для самоопределения и самореализации творческих способностей;

- продолжение работы над повышением качества и доступности информации, оказание всесторонней помощи педагогическому коллективу в формировании духовной и творческой личности обучающихся;

- обучение пользователей грамотному поиску, отбору и умению оценивать информацию, повышение информационной культуры.



Педагог-библиотекарь: Данилова С.В.