Анализ работы по программе
«Формирование культуры здорового образа жизни»
С 2013 по 2017 год в школе проводились мероприятия по реализации программы «Формирование культуры здорового образа жизни».
За это время были проведены следующие мероприятия:
Педсовет «Здоровьесберегающая направленность образовательного процесса» (2015)
Общешкольные родительские собрания «Как развить у ребенка работоспособность» (2015), «Адаптация школьников» (2015), «Подготовка к экзаменам и конкурсам. Как противостоять стрессу» (2015) «Организация домашней работы учащихся школы искусств» (2016 Ершова Л.В.), «Как сохранить здоровье ребенка» (2016 Гиль Е.С.)
Родительское собрание класса «Трудности в адаптации к школьной жизни» (2016 Абуталипов А.М.), «Здоровьесбережение школьника» (2017 Ультаракова О.М, Иванова Е.Б.)
Беседа с учащимися школы «Внимание! Пешеходный переход», в классах беседы «Беречь глаз как алмаз», «Опасность зимней дороги», «Правильное дыхание»,
МО КР Воспитание трудолюбия у детей (2015 Садова Е.В.) «Адаптация первоклассников к школьной жизни» (2016)
В 2015 году в школе начали проводить зарядки после 3-го урока с первой и второй смены. Зарядки проводят не только преподаватели, но и сами дети.
Диагностика.
Год | Состав семьи | Образование родителей | Загруженность учащихся | Взаимоотношения с преподавателями | Физические данные | Опекаемые дети | Малообеспеченные дети |
Полн. | Неполный | Многодетный | Высшее | Средн спец | Нет | Сильная | Средняя | Отл | Хор | Удовл | Отл | Хор | Удовл | | |
2013 - 2014 | 86% | 14% | 3% | 42,6% | 57,4% | | 23,4% | 76,6% | 43,9% | 52,7% | 3,4% | 26,9% | 68,4% | 4,7% | 0,4% | |
2014 – 2015 | 87,5% | 12,5% | 1,7% | 33,3% | 66,7% | | 33,9% | 66,1% | 50,9% | 46,3% | 2,8% | 31,2% | 60,3% | 8,5% | 0,3% | |
2015 - 2016 | 92% | 8% | 1,5% | 44,8% | 55,2% | | 34% | 66% | 55% | 42% | 3% | 31,4% | 53,8% | 14,8% | 1,8% | |
2016 – 2017 | 87,3% | 12,7% | 0,9% | 43,4% | 56,6% | | 31,5% | 68,5% | 55% | 41,8% | 3,2% | 29,3% | 62,8% | 7,9% | 0,6% | |
2017 - 2018 | 88,9% | 12,1% | 1,7% | 46,5% | 54,5% | | 32% | 68% | 55% | 42% | 3% | 26,4% | 66% | 7,6% | 1,4% | |
Вывод: состав полных семей – от 86 до 92%. Образование родителей – примерно равное 43% - высшее, 57% - средне специальное. Загруженность учащихся увеличилась: 23% в 2013г, 32% в 2017г. Физические данные удовлетворительные постепенно увеличиваются: 4,7% в 2013г, 7,6% в 2017.
Количество учащихся с хроническими заболеваниями.
Учебный год | Количество учащихся | % хроников |
2013 – 2014 | 450 | 13,7 |
2014 – 2015 | 344 | 13,4 |
2015 – 2016 | 338 | 20 |
2016 – 2017 | 296 | 15,6 |
2017 - 2018 | 318 | 14 |
Так же в рамках программы проводилось тестирование «Уровень физического здоровья». Были получены результаты: высокий уровень физического развития – 81%, средний – 15%, низкий – 3%. Самые низкие оценки получили пункты «Умею ли я плавать» и «Делаю утреннюю зарядку». Самые высокие оценки – «Считаю алкоголь вредным веществом» и «Люблю свежий воздух».
Психологическая нагрузка на детей во время конкурсов так же имеет большое значение. Приведу пример результатов анкетирования учащихся после конкурсов «Юный музыкант» и «Юный виртуоз» за 2 года.
Юный музыкант.
Вопрос | Варианты | 2016г % | 2017г % |
Участие в конкурсе для тебя – это… | Обязанность | 21 | 19 |
Желание | 47 | 42 |
Удовольствие | 32 | 39 |
Ощущения перед конкурсом | Волнение | 68% | 58% |
Собранность | 10% | 16% |
Радость | 10% | 13% |
Страх | 5% | 3% |
Паника | | 10% |
Ты волновался? | Да | 16% | 35% |
Сильно | 10% | 6% |
Нет | 10% | 13% |
Не очень | 63% | 45% |
Ощущения после конкурса | Радость | 10% | 35% |
Облегчение | 63% | 48% |
Недовольство собой | 16% | 3% |
Гордость | 5% | 3% |
Желание исполнить программу еще раз | 5% | 6% |
Чего не хватило для лучшего исполнения | Волнение | 79% | 81% |
Сложность программы | 5% | 13% |
Недоученность программы | 16% | 6% |
Качества характера, которые помогли выступить хорошо | Целеустремленность | 10% | 23% |
Уверенность | 42% | 45% |
Желание победить | 42% | 13% |
Трудолюбие | 5% | 19% |
Удачное выступление на конкурсе заслуга | Твоя и педагога | 84% | 71% |
Только твоя | 5% | 13% |
Только педагога | 10% | 16% |
Родителей | | |
Есть еще желание участвовать в конкурсах | Да | 95% | 94% |
Нет | 5% | 6% |
Юный виртуоз.
Вопрос | Варианты | 2016г % | 2017г % |
Участие в конкурсе для тебя – это… | Обязанность | 15 | 17 |
Желание | 30 | 43 |
Удовольствие | 55 | 40 |
Ощущения перед конкурсом | Волнение | 55 | 66 |
Собранность | 10 | 11 |
Радость | 20 | 11 |
Страх | 5 | 6 |
Паника | 10 | 6 |
Ты волновался? | Да | 30 | 40 |
Сильно | 5 | 9 |
Нет | 15 | 17 |
Не очень | 50 | 34 |
Ощущения после конкурса | Радость | 35 | 49 |
Облегчение | 45 | 40 |
Недовольство собой | 5 | 3 |
Гордость | | 9 |
Желание исполнить программу еще раз | 15 | |
Чего не хватило для лучшего исполнения | Волнение | 85 | 74 |
Сложность программы | 15 | 17 |
Недоученность программы | | 9 |
Качества характера, которые помогли выступить хорошо | Целеустремленность | 15 | 26 |
Уверенность | 50 | 34 |
Желание победить | 20 | 26 |
Трудолюбие | 15 | 14 |
Удачное выступление на конкурсе заслуга | Твоя и педагога | 75 | 63 |
Только твоя | 10 | 23 |
Только педагога | 5 | 9 |
Родителей | 10 | 6 |
Есть еще желание участвовать в конкурсах | Да | 100 | 97 |
Нет | | 3 |
Вывод: Учащиеся принимают участие в конкурсе с желанием и удовольствием, и в дальнейшем будут принимать участие в конкурсах. Перед началом конкурса испытывают волнение, которое очень мешает выступить лучше. Удачное выступление на конкурсе – это заслуга ученика и педагога. Желание победить помогло выступить хорошо. Чувства, испытываемые после конкурса – облегчение и радость.
Работа преподавателей на уроках. Применение ЗОЖ технологий.
Анализируя взаимопосещения можно отметить, что на всех уроках благоприятный психологический климат. Все преподаватели применяют разминки и физ минутки на уроках в младших классах. Обратить внимание на то, что необходимо менять формы работы для снижения утомляемости в старших классах на музыкальном отделении.
Кроме выше сказанного можно добавить, что для сохранения и укрепления здоровья детей:
- составлен оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых: 34 учебные недели разбиты на 4 четверти
- для детей 5-6 лет время урока сокращено до 30 минут
- определен рациональный объем домашних заданий – в младших классах до 60 минут, в старших классах до 2 часов
- расписание составляется с учетом загруженности в общеобразовательной школе
- в учебном процессе используются здоровьесберегающие технологии
- контролируется применение ИКТ с учетом санитарных норм
- соблюдается санитарно – гигиенический противоэпидемический режим
- организуются уроки ИЗО на открытом воздухе при благоприятной погоде
Конечно, окончание работы над программой не означает, что прекратится формирование культуры ЗОЖ учащихся школы. В дальнейшем эта работа продолжится.