МКОУ …………………………………….
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
в 20..-.. учебном году
Анализ
организации учебного процесса.
Анализ обученности учащихся
Цель анализа: выявить педагогические проблемы для организации образовательного процесса в новом учебном году на основании сравнения реального состояния образовательного процесса в школе с прогнозируемым.
В 20..-… учебном году перед педагогическим коллективом школы стояли следующие задачи:
Продолжить формирование у учащихся действенных знаний, обеспечить каждому ученику достижение в соответствии с его способностями максимально возможного уровня подготовки, но не ниже обязательного минимума. Обеспечить в 1-3 и 5, 6 и 7 классах обучение учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Сохранить или повысить показатель качества знаний учащихся в целом по школе и показатели качества знаний учащихся по отдельным предметам. Обеспечить успешную государственную аттестацию и выпуск учащихся 9 класса.
Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся, развивать у них стремление к здоровому образу жизни.
Способствовать развитию творческих способностей и познавательной активности учащихся через урочную и внеурочную деятельность. Внедрять в практику образовательного процесса активные формы познавательной деятельности учащихся.
Активизировать внеклассную воспитательную работу, направленную на формирование у каждого ученика гражданской ответственности, правового сознания, духовности, культуры и толерантности, активнее участвовать в районных мероприятиях. Способствовать участию детей в творческих конкурсах разного уровня, в интернет-конкурсах.
Активизировать спортивно-оздоровительную работу в школе, вовлекая в неё не отдельную группу учащихся, а всех учащихся и применяя новые интересные формы этой работы.
Продолжить мониторинг организации образовательного процесса в школе, обеспечивающий выявление тенденций и проблем развития, поиск способов их разрешения.
Продолжить изучение и внедрение технологий и методик личностно-ориентированного обучения. Активизировать самообразовательную деятельность педагогов. Постоянно и целенаправленно совершенствовать педагогическое мастерство. Разнообразить формы методической работы.
Учебный план школы и его выполнение
В работе с учащимися школа руководствуется Законом РФ «Об образовании», Уставом школы, другими актами и приказами, в которых регламентируются вопросы о правах и обязанностях участников образовательного процесса.
Учебный план школы на 2015-16 учебный год был разработан на основании
приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального БУП и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»,
приказа Минобразования РФ от 20.08.2008 №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации…»,
приказа Минобразования РФ от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации…»,
приказа Минобразования РФ от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312»,
приказа Минобразования РФ от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции от 29.12.2014 №1643),
приказа Минобразования РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014 №1644),
приказа Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в редакции от 29.12.2014 №1645),
СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189),
Примерного учебного плана для общеобразовательных организаций Смоленской области (приказ Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи от 13.04.2015 №2348).
Начальная школа:
В соответствии со статьёй 8, 12, с частью 4 пункта 18.3.1 ФГОС начального общего и основного общего образования учебные курсы, обеспечивающие этнокультурные потребности и интересы обучающихся в учебном плане представлены следующими учебными предметами:
Азбука Смоленского края (3 класс) - (интегрирован с окружающим миром)
История Смоленщины (6-7 класс) – по 0,5 час/нед.
История православной культуры земли Смоленской (7 класс при 5-дневной неделе) – 0,5 час/нед;
1-4 классы работали по графику пятидневной рабочей недели. Количество учебных часов по всем предметам соответствовало базисному плану. Пропедевтический курс истории в 3 и 4 классах изучался в рамках учебного предмета окружающий мир. В 3 классе рамках предмета окружающий мир изучается АСК. В качестве иностранного языка во 2,3 и 4 классах преподавался английский язык. Объем нагрузки соответствовал максимально возможной нагрузке для учащихся данных классов. 1-4 классы работали по учебному плану, обеспечивающему выполнение ФГОС. В 4 классе был введён 1 час на изучение курса Основы религиозной культуры и светской этики (модуль « Основы православной культуры» по выбору родителей)
Часы внеурочной деятельности (4 часа в 1 - 4 классах) были распределены следующим образом:
класс – кружок ……...
класс – кружок. ………..
класс – кружок ……..
класс – кружок ………….
Основная школа:
5-8классы работали по графику пятидневной рабочей недели, 9 класс по графику шестидневной рабочей недели.
В 5-7 классах обучение велось по программам, обеспечивающим выполнение ФГОС, в 8 и 9 классах – по программам, реализующих ФК ГОС основного общего образования.
В качестве иностранного языка преподавался английский язык.
В 5-6 классах был введён ……………….
Региональный компонент был представлен следующими предметами:
История Смоленщины (8-9 классы) – 0,5 час/нед;
История православной культуры земли Смоленской (8 класс) - 1 час/нед;
Литература Смоленщины (9 класс) - 1 час/нед;
Программа курса географии Смоленщины была интегрирована в основной курс географии в соответствующих классах (8-9 классы – 0,5 час/нед)
Занятия по выбору и факультативные занятия:
Факультативные курсы :
8 класс …………………- 0,5ч,
9 класс …………………..- 1ч,
9 класс……………… - 1ч,
……………………..- 0,5 ч,
……………………..- 0,5ч.
Учебный план сохранил в необходимом объёме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана школы соблюдалась преемственность между предметными циклами, отдельными предметами, учитывалась специфика школы, пожелания учащихся и их родителей (законных представителей).
Уровень недельной школьной нагрузки учащихся не превышал предельно допустимой. По всем образовательным областям количество недельных часов было не менее рекомендованного.
Выполнение учебного плана
Программный материал по всем предметам изучен в полном объёме, практическая часть учебных программ выполнена.
Количество контрольных работ в каждом классе не превышало предела допустимого.
Учебный план обеспечивался рабочими программами, разработанными на основе государственных и региональных программ, как примерных, так и авторских. Программы факультативных и элективных курсов разрабатывались учителями школы.
Расходование учебного времени
предмет | 1 класс | 2класс | 3класс | 4класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Русский язык | | | | | | | | | |
Литература (ч) | | | | | | | | | |
Англ. язык | | | | | | | | | |
Математика | | | | | | | | | |
Алгебра | | | | | | | | | |
Геометрия | | | | | | | | | |
Информатика | | | | | | | | | |
Обществознание | | | | | | | | | |
История | | | | | | | | | |
Окр. мир(пр.) | | | | | | | | | |
География | | | | | | | | | |
Биология | | | | | | | | | |
Физика | | | | | | | | | |
Химия | | | | | | | | | |
Музыка | | | | | | | | | |
ИЗО | | | | | | | | | |
Физкультура | | | | | | | | | |
ОБЖ | | | | | | | | | |
Технология | | | | | | | | | |
Азбука См. края | | | | | | | | | |
Литература См. | | | | | | | | | |
История См. | | | | | | | | | |
Ист. пр. к. з. См. | | | | | | | | | |
ППП | | | | | | | | | |
ОРКСЭ | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
факультативы | | | | | | | | | |
Элект.курсы | | | | | | | | | |
Статистические данные и результаты внутришкольного контроля показывают, что расходование учебного времени по всем предметам и по всем классам составляют не менее 90% программного норматива. Учебный материал по всем предметам пройден в полном объёме за счёт укрупнения дидактических единиц, резервных часов или сокращения уроков повторения. Объективными причинами сокращения учебного времени по предметам являются болезни учителей, курсовые занятия учителей, районные семинары, неполная замена уроков отсутствующих учителей, а также дополнительные выходные дни.
Обученность учащихся (в целом по школе)
Количество учащихся
| Начальная школа | Основная школа | Всего |
Обучалось на начало года | | | |
Выбыло | | | |
Прибыло | | | |
Обучалось на конец года | | | |
Закончило ступень | | | |
Результаты учебного года
класс | Количество учащихся | Успевают на «4» и «5» | Успевают с одной-двумя «3» | Имеют «2», Переведены условно |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
6 | | | | |
7 | | | | |
8 | | | | |
9 | | | | |
ш | | | | |
Таким образом, ….% учащихся школы успешно освоили учебную программу и благополучно переведены в следующий класс или выпущены из школы.
…. учащихся закончили учебный год – на «4» и «5». Это составляет ….%, что превышает уровень прошлого года (…) на …%. 8 учащихся (….%) имеют по одному-трём предметам годовые тройки. Эти учащиеся требуют особого внимания, помощи и контроля со стороны учителей-предметников.
И четверо учащихся переведены в следующий класс условно, т.к. имеют неудовлетворительные годовые оценки. Особую тревогу вызывают обучащиеся ……….., которые…………………………...
Итоги учебного года в диаграммах
![]()

![]()
![]()
Показатели обученности и качества знаний учащихся
по классам
| 1кл. | 2кл. | 3кл. | 4кл. | 5кл. | 6кл. | 7кл. | 8кл. | 9кл. | школа |
обученность | | | | | | | | | | |
качество | | | | | | | | | | |
Лучшие результаты – в 2(классный руководитель……………..), 9 классе (классный руководитель………………….) и 5 классах, (классный руководитель ………………)
Проблемными являются 7 и 8 классы, в которых нет успевающих без троек учащихся, где часто наблюдается безответственное отношение обучающихся к учению и своим учебным обязанностям.
Показатели качества знаний учащихся по предметам
| классы | | 16 | 15 | 14 |
предмет | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | школа | % | % | % |
Русский язык | | | | | | | | | | | | |
Литература (ч) | | | | | | | | | | | | |
Математика | | | | | | | | | | | | |
Информатика | | | | | | | | | | | | |
Биология (окр.м.) | | | | | | | | | | | | |
География | | | | | | | | | | | | |
История | | | | | | | | | | | | |
Обществознание | | | | | | | | | | | | |
Англ.(нем.) язык | | | | | | | | | | | | |
Физика | | | | | | | | | | | | |
Химия | | | | | | | | | | | | |
Русский язык и литература
предмет | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | школа |
Русский язык | | | | | | | | | |
Литература (ч) | | | | | | | | | |
Лучшие результаты
Динамика показателей качества знаний
по русскому языку: +….%
по литературе: -….7%
Математика и информатика
предмет | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | школа |
Математика | | | | | | | | | |
Информатика | | | | | | | | | |
Лучшие результаты
по математике –
по информатике –
Динамика показателей качества знаний по математике: -…%, по информатике …%
Биология и география
предмет | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | школа |
Биология | | | | | | | | | |
География | | | | | | | | | |
Лучшие результаты
по биологии -
по географии –
Динамика показателей качества знаний по биологии: +…%, по географии: -…%.
История, обществознание и иностранный язык
предмет | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | школа |
История | | | | | | | | | |
Обществознание | | | | | | | | | |
Англ.(нем.) язык | | | | | | | | | |
Лучшие результаты
Динамика показателей качества знаний по истории: -………%, по обществознанию: ……….%, по иностранному языку: …………%
Физика и химия
предмет | 7 | 8 | 9 | школа |
Физика | | | | |
Химия | | | | |
Лучшие результаты
по физике……………….,
по химии – ……………….
Динамика показателей качества знаний по физике:……. %, по химии: - ……..%
Сводная диаграмма показателей качества знаний по предметам
![]()

Вывод:
1.В целом результаты образовательной деятельности школы можно считать удовлетворительными: обученность –……%, что ниже показателя прошлого года, качество знаний учащихся –……%, что выше показателя прошлого учебного года. ….учащихся школы закончили учебный год на «4» и «5».
2. Анализ статистических данных свидетельствует, что по …….. наблюдается небольшой рост показателя качества знаний, по ………. – результаты стабильные, по остальным предметам небольшое снижение показателя качества знаний.
предмет | Русский язык | литература | математика | информатика | биология | география | история | обществознание | Иностранный язык | физика | химия |
динамика | +…% | +….% | +..% | -…% | +…% | -…% | -…% | -…% | -…% | +…% | …% |
3. Трое учащихся имеют по годовой одной тройке, один ученик – две и четверо - три годовые тройки. Эти учащиеся требуют особого внимания предметников и классных руководителей. Необходима индивидуальная работа с родителями этих обучающихся.
Анализ результатов мониторинга
метапредметных результатов обучения
Метапредметные результаты обучения контролировались через ……………………………………………
№ п/п | Класс | Достигли базового уровня подготовки (%) | Достигли повышенного уровня подготовки (%) |
-
| 1 | | |
-
| 2 | | |
-
| 3 | | |
-
| 4 | | |
-
| 5 | | |
-
| 6 | | |
-
| 7 | | |
В течение учебного года школа участвовала в мониторингах метапредметных результатов, проводимом СОИРО.
• Смоленский областной институт развития образования проводил мониторинг метапредметных результатов по физике. Семиклассники, выполняли комплексные работы в начале и в конце учебного года.
Метапредметный результат | усвоили | не усвоили |
вводная диагностика | промежуточная диагностика | вводная диагностика | промежуточная диагностика |
Знание межпредметных понятий | | | | |
Умение работать с информацией, представленной в виде таблицы | | | | |
Умение представлять информацию в виде графика, таблицы | | | | |
Читательская компетентность | | | | |
| «5» - «4» - «3» - «2» - | «5» - «4» - «3» - «2» - | | |
Результаты оказались ……………….
Результаты диагностики следует учитывать ……..
• Мониторинг уровня сформированности метапредметных результатов у учащихся 5 класса проводился с целью определения уровня владения учащимися навыками проектно-исследовательской деятельности.
№ | Ф.и. | Тема проекта | руководитель | параметры | Сумма баллов | Уровень: |
Целеполагание | Планирование | Контроль | Информационная компетентность | Обобщение и систематизация материала | Презентация продукта | | |
1 | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | |
Уровень владения навыками проектной деятельности…………………………
Проблемы и затруднения возникали у пятиклассников при……..
Проделанная работа не только позволила определить уровень владения учащимися навыками проектно-исследовательской деятельности, но …….
• Участие во Всероссийских проверочных работах.
Всероссийские проверочные работы проводились в 4 классе в режиме тренировки – по математике (2 ученика), в режиме апробации – по русскому языку (все учащиеся) и математике (все учащиеся) и в обязательном режиме – по русскому языку, математике и окружающему миру.
Предмет | Кол.уч. | «5» | «4» | «3» | «2» | обученность | качество | СОУ | уровень |
русский язык | | | | | | | | | |
математика | | | | | | | | | |
окружающий мир | | | | | | | | | |
Обобщённый результат | | | | | | | | | |
Результаты 4 класса – ………
•Анкетирования учащихся с целью выявления уровня учебной мотивации, ………. показали, что ……………….
Анализ итоговой аттестации учащихся 9 класса
В 2015-16 учебном году прошли государственную итоговую аттестацию и окончили школу …… обучающихся. Они сдавали экзамены по 2 обязательным предметам – математике и русскому языку, а также по двум предметам по выбору в рамках эксперимента (результаты экзамена не влияли на итоговую оценку). В качестве предметов по выбору были выбраны ……
Подготовка к ОГЭ проводилась ………………………
Все родители были ознакомлены с Порядком проведения ОГЭ и ЕГЭ, классные руководители и учителя-предметники систематически информировали родителей о ходе подготовки к экзаменам и их результатами.
Обязательные предметы
предмет | учитель | Получили оценку | обученность | качество | СОУ | Сравнение с годовой |
«5» | «4» | «3» | «2» | | | | соотв | выше | ниже |
Русский язык | | | | | | | | | | | |
Математика | | | | | | | | | | | |
2015-16 | | | | | | | | | | |
2014-15 | | | | | | |
2013-14 | | | | | | |
2012-13 | | | | | | |
Итоговая аттестация и выпуск прошли успешно: обучающиеся 9 класса хорошо сдали экзамены и по русскому языку и по математике, улучшив свои итоговые оценки.
Средний балл итоговой аттестации – ….(в прошлом учебном году –….). Это заметно выше, чем результаты по району.
![]()
Предметы по выбору
предмет | учитель | Получили оценку | обученность | качество | СОУ | Сравнение с годовой |
«5» | «4» | «3» | «2» | | | | соотв | выше | ниже |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
2015-16 | | | | | | | | | | |
Предметы по выбору некоторые обучающиеся 9 класса сдали ниже своих возможностей, ниже годовых оценок. Основная причина – отсутствие у детей мотивации к повторению учебного материала, т.к. экзамены проводились в режиме эксперимента и экзаменационные оценки не влияли на итоговые.
В следующем учебном году необходимо усилить работу по подготовке учащихся к итоговой аттестации, обратив внимание на ……………………
Работа с учащимися, имеющими высокий уровень учебной мотивации
• Школьные и районные предметные олимпиады и конкурсы
Предметные олимпиады
основная школа
предмет | класс | Количество участников | победители | призёры | предметник |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Школьный этап олимпиад прошёл……………………………. и выявил участников второго муниципального этапа.
В районных олимпиадах по …………………
начальная школа
Традиционно обучающиеся начальных классов принимали активное участие в районных предметных олимпиадах
Победители (1 место) | Призёры (2,3 место) | Отзыв, грамота | учитель |
Русский язык …. участника |
| | | |
Математика, … участника |
| | | |
Литературное чтение, …участников |
| | | |
Окружающий мир, …..участников |
| | | |
… | ….. | …. | |
![]()
В начальной школе предметные олимпиады проводились только районного уровня, количество победителей заметно увеличилось, количество призёров немного сократилось. В целом участие детей начальной школы в предметных олимпиадах оказалось очень успешным.
Районные конференции и конкурсы
название | Кол. | призёры и победители | руководители |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
…………….
• Школьные интеллектуальные конкурсы
В этом учебном году проводились ………………..
• Областные конкурсы
конкурс | Кол. | результат | руководитель |
| | | |
| | | |
| | | |
• Всероссийские конкурсы
Всероссийская предметная олимпиада ………., ….. участников, ….призёров |
английский язык | | | |
биология | | | |
география | | | |
информатика | | | |
история | | | |
литература | | | |
математика | | | |
обществознание | | | |
русский язык | | | |
физика | | | |
химия | | | |
Всероссийский предметный конкурс ……. …. участника, …призёров |
английский язык | | | |
биология | | | |
география | | | |
информатика | | | |
история | | | |
математика | | | |
обществознание | | | |
русский язык | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
• Международные конкурсы
Международный конкурс «Кенгуру»
класс | Количество участников | Лучший результат | учитель |
Ф.И. | Место в районе | Место в регионе | рейтинг | результат | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
5 | | | | | | | |
6 | | | | | | |
7 | | | | | | |
9 | | | | | | |
15-16 | | |
14-15 | | |
13-14 | | |
В конкурсе «Кенгуру» в этом учебном году участвовали учащиеся 3-9 классов. Общее количество участников –…., что составляет ….% всех учащихся школы, некоторые дети по болезни не смогли принять участие в конкурсе. …..учащихся стали призёрами, ….– победителями.
Международные дистанционные турниры и конкурсы
Международные дистанционные блиц-турниры проекта «Новый урок» …участник, …победителей, …призёров |
«Умники и умницы» | | | |
«Этот чудесный мир» | | |
«Волшебная азбука» | | |
«Родная земля» | | |
| | | |
| | | |
Международные предметные олимпиады проекта «Инфоурок» |
| | | |
| | |
| | | |
Работа с учащимися, имеющими достаточно высокий уровень учебной мотивации, проводилась не только через конкурсы, но и посредством предметных внеклассных мероприятий, классных часов познавательного характера, тематических бесед и выставок …………………
Общие выводы и рекомендации по разделу
Учебный материал на базовом уровне усвоен ..% обучающихся, на программном уровне –….%учащихся. Показатели обученности и качества знаний можно считать объективными. Наличие детей, имеющих по предметам всего по одной годовой тройке (особенно в выпускном классе), свидетельствует об …….
Четыре ученика, переведённые в следующий класс условно, требуют особого внимания, как со стороны предметников, так и со стороны социального педагога и родителей.
Показатели качества знаний по …. предметам ……………. повысились (+8 - +11%), по …..– стабильны (± 2-5%), по ………. предметам - заметно снизились (-13 - -15%). Можно констатировать, что в целом поставленная задача по сохранению качества знаний выполнена.
Итоговая аттестация и выпуск прошли хорошо: обучающиеся успешно сдали обязательные экзамены и по русскому языку, и по математике. По результатам двух экзаменов обученность -….%, качество –…%, СОУ –…%., что значительно выше показателей прошлого учебного года. Средний балл итоговой аттестации – …. (±….).
Семь классов (1-7) успешно обучаются по ФГОС: в них нет второгодников, но есть два ученика, переведённых условно: …..не освоила программу по ….., ……. не успевает по…… Обучающиеся удовлетворительно справились с комплексными работами, ученики 4 класса - с Всероссийскими проверочными работами, 5 и 7 класс с работами по мониторингу метапредметных результатов обучения. Итоговые тесты и контрольные работы выполнены достаточно успешно.
Для развития творческих способностей и познавательной активности учащихся в школе были созданы определённые условия. Расширился круг всероссийских заочных интеллектуальных конкурсов, в которых ученики школы принимали участие, увеличилось количество участников и призёров.
Для решения учебно-воспитательных задач необходимо активизировать индивидуальную работу как со слабо успевающими учащимися, так и с учащимися, имеющими 1-2 «тройки», а также с учащимися, имеющими хорошо выраженные способности и склонности к отдельным предметам.
Для достижения каждым учащимся максимально возможного уровня подготовки в соответствии с его способностями необходимы совместные слаженные действия педагогического коллектива и родителей. С этой целью нужно искать новые формы работы.
29