Анализ работы ШМО учителей ЕМЦ МБОУ-Киваевская СОШ
за 2020-2021 учебный год
Кадровый состав учителей на 2020-2021 учебный год
В состав методического объединения входят 6 учителей:
Руководитель МО – Генина Елена Александровна - учитель математики и физики;
Ахремцева Нина Владимировна – учитель математики и информатики;
Чекед Елена Алексеевна - учитель географии и биологии;
Горбатовская Валентина Александровна – учитель химии;
Прудникова Ирина Анатольевна – учитель математики;
Кухарев Сергей Васильевич – учитель физической культуры.
Методическая тема, над которой работало методическое объединение.
В 2020-2021 учебном году работа школьного методического объединения учителей ЕМЦ была направлена на реализацию темы: : «Проектная и исследовательская деятельность школьников в условиях реализации ФГОС»
Деятельность ШМО учителей естественно-научного цикла МБОУ «Киваевская СОШ» в 2020-2021 учебном году строилась в соответствии с планом работы школы. В качестве основных задач методической работы были определены следующие:
Обеспечить реализацию права каждого учащегося на получение образования в соответствии с его потребностями и возможностями.
2. Повысить квалификацию педагогов по проблемам:
изучение нормативно-правовой, методической базы по введению ФГОС средней школы по предметам ЕМЦ в 10 классе;
определить место проектно-исследовательской деятельности в ФГОС СОО;
рассмотреть особенности учебной проектно-исследовательской деятельности, выделить в них общее и различие;
рассмотреть типологию проектов и основные требования, предъявляемые к ним;
рассмотреть основные формы организации учебного исследования;
изучить систему оценки проектной и исследовательской деятельности.
обсуждение педагогических технологий, адекватных проектно-исследовательской деятельности и распространение опыта педагогов;
интеграция основного и дополнительного образования в целях раскрытия творческого потенциала обучающихся через уроки, внеурочную деятельность и внеклассную работу на основе новых образовательных технологий;
внедрение технологий, развивающих личность учащихся, в том числе проектную и исследовательскую деятельность;
предоставление всем желающим (учителям и учащимся) возможности разработки и осуществление различных совместных исследований;
накопить дидактический материал, соответствующий новым ФГОС.
3. Продолжить работу с одарёнными детьми и организовать целенаправленную работу со слабоуспевающими учащимися через индивидуальные задания, осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся, совершенствовать внеурочную деятельность согласно ФГОС.
4. Повысить уровень подготовки учащихся к ОГЭ, ЕГЭ по предметам физико-математического цикла через внедрение современных образовательных технологий (проектной, исследовательской, ИКТ).
5. Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, их профессионального уровня посредством:
выступлений на методических советах;
выступлений на педагогических советах;
работы по темам самообразования;
творческих отчетов;
публикаций в периодической печати;
открытых уроков для учителей-предметников;
проведения недель физико-математического цикла;
обучения на курсах повышения квалификации;
участия в конкурсах педагогического мастерства.
3. Работа ШМО строилась по плану, утвержденному в начале учебного года.
Повестка заседаний МО ЕНЦ на 2020-2021 учебный год
Август- сентябрь
№ | Тематика | Формы проведения | Ответственный |
| Анализ работы ШМО за 2019-2020 уч. год Утверждение плана работы ШМО на 2020 – 2021 уч. год. | Инструктивно – методическое совещание | Руководитель МО-Генина Е.А. |
| Анализ результатов итоговой аттестации выпускников 11 классов в форме ЕГЭ по предметам ЕМЦ | обсуждение | Ахремцева Н.В. |
| Рассмотрение и утверждение рабочих программ, календарно-тематических планов по предметам ЕМЦ, элективных курсов, программ по внеурочной деятельности. | | |
| Утверждение графика предметных недель, корректировка и утверждение тем самообразования учителей. | Утверждение, согласно графику работы школы. | Генина Е.А. |
| Об организации и проведении ВПР, олимпиад школьников по предметам естественно-математического цикла | обсуждение | Руководитель МО, учителя |
| Единые требования к ведению школьной документации. | | Прудникова И.А. |
| Теоретический вопрос: «Индивидуальный итоговый проект как средство реализации ФГОС» | | Горбатовская В.А. |
Октябрь-Ноябрь
№ | Тематика | Формы проведения | Ответств. |
1. | Анализ ВПР по предметам ЕМЦ | обсуждение | Руководитель МО , учителя |
2. | Выработка программы целенаправленной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ | обсуждение | Руководитель МО , учителя |
3. | Изучение нормативных документов. Организация работы с учащимися по правильности заполнения бланков при проведении итоговой аттестации. (Работа учителей в данном направлении) | Сообщение, обмен опытом. | Руководитель МО, учителя |
4. | Организация дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Обсуждение межличностных качеств старшеклассников, их способности усвоения материалов предметов математического цикла при выборе уровня итоговой аттестации. | обсуждение | Учителя |
5. | Обсуждение результатов диагностических и тренировочных работ 1 четверти и выработка мер для ликвидации пробелов в знаниях учащихся. | обсуждение | Руководитель МО , учителя |
6. | Анализ олимпиад, утверждение плана работы с одаренными детьми, индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ | обсуждение | Руководитель МО, учителя |
7. | Об участии в предметных конкурсах педагогов. | обсуждение | Руководитель МО , учителя |
8. | . Справка о ведении тетрадей по предметам: биология – 5,11 классы математика – 6, 8 класс химия – 10 класс | | Руководитель МО |
9. | Выбор тем проектов, список учащихся с темой. | обсуждение | Руководитель МО , учителя |
10. | «Технология проектно-исследовательской деятельности на уроках в средних классах». | | Чекед Е.А. |
Декабрь-январь
№ | Тематика | Формы проведения | Ответственный |
| Метапредметность УВП как важное средство достижения нового качества образования | | Ахремцева Н.В. |
| Проектная деятельность как основа формирования метапредметных и личностных образовательных результатов | | Генина Е.А. |
| Метапредметный подход на уроках ЕМ цикла | | Прудникова И.А. |
| Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций | | Чекед Е.А. |
| Динамика уровня знаний учащихся по предметам естественно-математического цикла. | Обсуждение , отчеты | Работающий учитель |
| Анализ диагностических работ учащихся по предметам ЕНЦ в формате ОГЭ, ЕГЭ | Обсуждение , отчеты | Генина Е.А. АхремцеваН.В. |
| Разработка рекомендаций школьникам, сдающим ЕГЭ по математике | Обсуждение , отчеты | Руководитель МО |
| Оценка выбора учащимися 9, 11 классов предметов для сдачи ЕГЭ и ОГЭ. | Обсуждение | Руководитель МО , учителя |
Февраль-март
№ | Тематика | Формы проведения | Ответств. |
| Обсуждение результатов диагностических и тренировочных работ в динамике за октябрь –март и выработка мер для ликвидации пробелов в знаниях учащихся | Обсуждение, выработка стратегии | Обсуждение , отчеты |
| Обмен опытом, посещение открытых мероприятий | Обсуждение , отчеты | Обсуждение , отчеты |
| Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ): понятие, формы, способы конструирования на разных ступенях образования | Обмен опытом | Кухарев С.В. |
| Аттестация учителя. Портфолио учителя, сайт учителя (индивидуальный образовательный маршрут педагога). | | Ахремцева Н.В. |
| Педагогическая мастерская. Методическая неделя «Педагогический профессионализм как фактор достижения современного качества образования». | | |
| Выборочная проверка ведения учащимися тетрадей по предметам: география – 6 классы; физика – 8 класс; алгебра– 9 класс Математика – 11 кл | проверка | Руководитель МО |
| Анализ итогов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. | | Руководитель МО |
Апрель-май
№ | Тематика | Формы проведения | Ответств. |
| Подготовка к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по математике, химии, информатике, биологии, физике. Вопросы о выполнение требований к заполнению бланков экзаменационной работы, прогнозируемые результаты подготовленности учащихся 9, 11 классов к сдаче обязательного экзамена. | Отчеты учителей, обсуждение , обмен опытом. | Отчеты учителей, обсуждение , обмен опытом. |
| Реализация основных образовательных программ основного общего и среднего полного общего образования. Выполнение программ по учебным предметам в 2020/2021 учебном году. | | Ахремцева Н.В. |
| Отчет учителей о работе личного профессионального роста | Отчеты учителей, обсуждение , обмен опытом. | Учителя |
| Анализ проведения предметных недель | обсуждение | Отчеты учителей, обсуждение , обмен опытом. |
| Анализ участия педагогов в конкурсах педагогического мастерства | | Руководитель МО |
| «Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и географии». | отчёт | Чекед Е.А. |
| «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики». | отчёт | Прудникова И.А. |
| Рассмотрение «Федерального перечня учебников» на 2021-2022 учебный год | | |
| Планирование работы МО на 2021 – 2022 уч.год. | | Руководитель МО |
Было проведено пять заседаний, на которых обсуждались вопросы преодоления неуспеваемости, пути повышения качества образования, методы подготовки к олимпиадам, анализ посещения уроков, разбор методов работы на уроках с целью повышения мотивации учащихся, введение новых технологий в образовательный процесс. ШМО проводило работу по созданию условий, дающих возможность каждому учителю реализовать свой творческий потенциал в учебной деятельности. Учителя ШМО проделали большую работу по совершенствованию преподавания математики, информатики, физики, биологии, географии, физкультуры в рамках новых требований стандарта образования. Они систематически занимались подготовкой учащихся к ГИА в урочное и внеурочное время (проводились дополнительные занятия по математике, биологии и физике).
Учителя-предметники МО приняли активное участие в организации Школьного тура олимпиады по предметам естественно-математического цикла. Призеры и победители школьного тура приняли участие в муниципальном этапе.
Результаты участия в муниципальном этапе
№ | Ф.И.О., класс | предмет | баллы | Результат участия |
1 | Иващенко А.И. | физика | 20 | победитель |
2 | Подрубный Д.А. | Физическая культура | 70,5 | призёр |
3 | Коробов Е.В. | химия | 15,5 | призёр |
Для активизации работы с обучающимися имеющую высокую мотивацию к изучению математики, информатики, химии, биологии, географии, физики в школе проводились дополнительные и факультативные занятия.
Повышение профессионального мастерства
В 2020 – 2021 учебном году в состав ШМО учителей естественно-научного цикла входило 6 педагогов.
Кол-во учителей | 6 | 100% |
Высшее образование | 5 | 83% |
1 категория | 4 | 67% |
Высшая | 2 | 33% |
Учителя постоянно совершенствовали педагогическое мастерство, посещали вебинары, конференции, семинары.
Опыт и разработки учителей нашли отражение в темах самообразования. Темы для самообразования, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. На заседаниях ШМО каждый учитель согласно плану занятости отчитывался за проделанную работу. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.
№ п/п | Ф.И.О. учителя | Предмет | Тема по самообразованию |
1. | Ахремцева Нина Владимировна | Математика, информатика | Формирование компетентности учителя для повышения качества образования |
2. | Генина Елена Александровна | Математика и физика | Применение активных форм и методов обучения на уроках физики как одного из факторов повышения качества образованности учащихся |
3. | Чекед Елена Алексеевна | География, биология | Отработка наиболее эффективных технологий преподавания географии сочетающих в себе разнообразные подходы к повышению качества знаний учащихся и развития их творческих способностей |
4. | Горбатовская Валентина Александровна | Химия | Развитие познавательных способностей учащихся на уроках химии и во внеурочное время |
5. | Кухарев Сергей Васильевич | Физическая культура | Современный урок физической культуры с учётом требований ФГОС |
6. | Прудникова Ирина Анатольевна | Математика | Дидактические игры на уроках математики в 5-6 классах. |
В соответствии с планом учителя-предметники посещали курсы, направленные на повышение профессионального мастерства. Педагогический опыт совершенствуется и в рамках ШМО. Это выступления на заседаниях ШМО с докладами, освоение новых педагогических технологий, инновационная работа по предметам.
Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету.
Каждым учителем-предметником в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, были составлены рабочие программы. Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся.
Все программы были пройдены в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва, выдачи программного материала блоками, проведением дополнительных уроков.
Работа по созданию методической базы кабинетов
В 2020-2021 г. учителя ШМО работали над совершенствованием кабинетной системы, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов.
Учителями создано немало печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, некоторые из них выполнены с использованием ИКТ в форме презентаций. В 2021-2022 учебном году необходимо продолжить активную работу по развитию учебно-методической базы кабинетов.
Подготовка к итоговой аттестации.
В течении года всеми членами методического объединения особое внимание уделялось подготовке учащихся 9-х и 11-х классов к итоговой аттестации. Преподаватели обмениваются опытом работы по трудным темам программы, по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, проводили открытые уроки, делали сообщения на методических оперативках, совещаниях, заседаниях педагогического совета. Знакомили учащихся с примерными заданиями ОГЭ и ЕГЭ по математике, физике, биологии, с правильностью оформления и оценкой работы. Проводились проверочные работы, контрольные срезы, мониторинги, пробные экзамены в 9-х и 11-х классах в форматах ЕГЭ и ГИА. Результаты контрольных работ обсуждались на заседаниях МО. Анализ работ показал, что программный материал обучающиеся усвоили по степени подготовки учащегося. Педагогам естественно- математического цикла необходимо активное внедрение технологий, способствующих творческому развитию учащихся, развивающих навыки научной, исследовательской деятельности.
Дистанционное обучение
В связи с вынужденным переходом на режим самоизоляции, в течении 2 недель во 2 четверти обучение осуществлялось в дистанционном формате.
Для организации дистанционного обучения члены МО использовали возможности образовательных платформ и ресурсов «РЭШ», «Учи.ru», «Я Класс», «Медиатека. Просвещения». Кроме того применялись в работе кейс-технологии по WhatsApp, по электронной почте, по смс-оповещениям. Для проведения онлайн-уроков в режиме реального времени педагоги организовывали видеоконференции на платформе ZOOM.
С помощью Googl- форм учителя-предметники создавали учебные тесты, форму обратной связи и анкеты. Педагоги использовали разные способы контроля успеваемости учащихся в зависимости от технических возможностей учеников.
В отношении категории обучающихся, не имеющих связи через Интернет, было организовано взаимодействие через мобильные приложения смартфонов родителей (законных представителей).
Педагоги подготавливали перечень домашних заданий и комментарии по изучению новой темы в соответствии с календарно-тематическим планированием по всем учебным предметам, обеспечили систему проверки и оценивания выполненных домашних заданий обучающихся в период временного приостановления очной формы обучения.
Итоги года:
По итогам 2020-2021 учебного года учителя ШМО имеют следующие результаты:
Качество знаний по предметам в (%)
Класс | Математика | Алгебра | Геометрия | Математика | Информатика | Алгебра | Геометрия |
ФИО | Прудникова И.А. | Ахремцева Н.В. | Ахремцева Н.В. | Ахремцева Н.В. | Ахремцева Н.В. | Генина Е.А. | Генина Е.А. |
5 | 73 | | | | | | |
6 | 60 | | | | | | |
7 | | | | | 91 | 63 | 63 |
8 | | 13 | 13 | | 13 | | |
9 | | | | | 50 | 38 | 38 |
10 | | | | | 100 | | |
11 | | | | 57 | 100 | | |
Класс | Математика | Астрономия | Физика | Химия | Биология | География | Физкультура |
ФИО | Генина Е.А. | Генина Е.А. | Генина Е.А. | Горбатовская В.А. | Чекед Е.А. | Чекед Е.А. | Кухарев С.В. |
2 | | | | | | | 100 |
3 | | | | | | | 91 |
4 | | | | | | | 100 |
5 | | | | | 87 | 74 | 100 |
6 | | | | | 40 | 40 | 90 |
7 | | | 63 | | 63 | 63 | 73 |
8 | | | 13 | 13 | 13 | 13 | 71 |
9 | | | 50 | 50 | 38 | 50 | 100 |
10 | 50 | 100 | 50 | 50 | 50 | 100 | 100 |
11 | | | 71 | 71 | 85 | | 100 |
Успеваемость по предметам ЕМЦ на конец года составила 100%.
% ЗУН:
Ахремцева Н.В.: информатика -69%, математика-57%, алгебра -13%, геометрия -13%
Чекед Е.А.: биология- 58%, география -55%
Генина Е.А: математика -50%, алгебра-53%, геометрия-53%, физика -51%, астрономия -100%
Горбатовская В.А.: химия – 46%
Прудникова И.А.: математика -68%,
Кухарев С.В: физкультура - 92%.
Стоит отметить, что в среднем % ЗУН по МО стабилен.
Сотрудничество, обмен опытом:
В этом году были проведены открытые уроки Горбатовской В.А. в 8 классе по теме: «Серная кислота », Гениной Е.А в 7 классе «Закон Паскаля», Прудниковой И.А. в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнений». На своих уроках учителя продемонстрировали разнообразные технологии, раскрывающие широкие возможности современного урока.
Внеурочная деятельность по предметам:
В 2020-2021 учебном году мероприятия по предметам были распределены на две группы для проведения предметных декад. Учитель физкультуры принял участие в месячнике оборонно-массовой и военно-патриотической работы.
С 25.01 по 29.01 декада математики, информатики, физики
1 день. Проведение линейки, посвященной открытию декады МИФ .Вручение классам маршрутных листов
2 день. Проведение школьной научной конференции. Защита проектов.
3-й,4-й,5-й день. В эти дни были проведены внеклассные мероприятия по предметам
В 5-х классах обучающиеся 9 класса Холуева А. и Будков Е. подготовили и провели математическое «Поле чудес».
В 6-х классах учитель математики Прудникова И.А. провела «Занимательную викторину по математике»
7-е классы сразились в интеллектуально-познавательной игре по физике «Своя игра», подготовленной Гениной Е.А
8, 9, 10 классы поучаствовали в игре-квест «МИФ», подготовленной и проведенной обучающимися 10 класса под руководством Гениной Е.А. и Ахремцевой Н.В.
Обучающиеся 11 класса выступили во всех классах с лекцией -презентацией «Их имена известны всем»
6-7 день Проведение открытых уроков. Были проведены уроки в 5 классе по математике Прудниковой И.А. по теме: «Решение задач с помощью уравнений», по информатике Ахремцевой Н.В. «Метод координат», по физике в 7 классе «Закон Паскаля»
8день. Проведение линейки, посвященной закрытию декады МИФ. Награждение.( Примечание: более 25 обучающихся были награждены в различных номинациях)
С 5.04 по 9.04 декада биологии, химии, географии.
Декада проводилась согласно плану проведения.
В течение недели среди обучающихся 5-8 классов проводился конкурс «Самый необычный экологический знак». Самое активное участие приняли дети 5 и 7 классов. Среди учащихся были определены 7 победителей.
Учащиеся 11 класса подготовили и провели КВЕСТ «Хочу все знать», в котором приняли участие команды 8-9-10 классов. Победителем стала команда 9 класса, на 2 месте – команда 10 класса, на 3 месте – команда 8 класса.
Учащиеся 10 класса также подготовили и провели среди учащихся 7 класса игру по биологии «Поле чудес», победителями которой стали ученица 7 класса – Козлова Елизавета и ученик 7 класса – Иващенко Андрей.
Среди учащихся 6 классов Ермакова Ксения провела викторину «Животные – герои мультфильмов» с просмотром отрывков из мультфильмов. Игра получилась интересной и увлекательной. Географический калейдоскоп «В стране географов и географинь» для учащихся 9-11 классов проводился в виде игры «Поле чудес».
В рамках проведения декады Горбатовская В.А. провела открытый урок по химии на тему «Серная кислота».
Педагоги организовали внеклассные мероприятия в занимательной форме: различные викторины, занимательные кроссворды, ребусы. Проводились конкурсы:
Фотоконкурс «Мир моими глазами» ,
Конкурс коллажей «Жизнь –это…»
Конкурс «Лучшая контурная карта по географии»
Фотовыставка «Зоопарк домашних любимцев»
Конкурс кроссвордов по географии, химии, биологии.
Итоги декады подводились на заключительном мероприятии с необычным названием «Непутевые заметки». Самые активные участники получили грамоты и сладкие призы.
Программы методических недель были насыщены различными мероприятиями, которые проводились в урочное и внеурочное время. В течение недель проводились конкурсы стенгазет - участие приняли учащиеся 5-11 классов.
Принцип проведения предметных недель: каждый учащийся является активным участником всех событий недели. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.
Прогнозируемый результат: приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях; развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, уступчивости, инициативности, терпимости; развитие осознанных мотивов учения, побуждающих к активной познавательной деятельности.
План мероприятий был разработан на заседании методического объединения учителей естественного цикла.
При подготовке мероприятий и творческих заданий учитывались возрастные особенности детей. Каждое мероприятие было нацелено на реализацию поставленных задач. Использовались разнообразные формы работы с учащимися.
Анализируя и посещая в течении года уроки и внеклассные мероприятия учителей ШМО можно сделать вывод, что учителя
- производят отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС;
- внедряют в практику работы технологии, направленные на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы
- накопляют дидактический материал, соответствующий новым ФГОС;
-осваивают технологии создания компетентностно –ориентированных заданий;
-совершенствуют формы работы с одаренными учащимися;
-осуществляют психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся.
Работа методического объединения учителей естественно-математического цикла признана удовлетворительной: цели и задачи, поставленные в начале 2020 – 2021 учебном году выполнены.
В связи с этим учителям ШМО продолжать:
-повышать профессиональное мастерство педагогов через самообразование, участие в творческих мастерских, использование современных информационных технологий.
-совершенствовать технологии и методики работы с одаренными детьми.
- совершенствовать процесс организации обучения учащихся исследовательским умениям в соответствии с требованиями к оснащению образовательного процесса ФГОС;
- способствовать созданию условий для развития познавательной активности, творческого мышления учащихся;
-совершенствовать методику подготовки к итоговой и промежуточной аттестации;
-формировать и совершенствовать своё профессиональное мастерство.
-организовать целевые посещения уроков в целях повышения педагогического мастерства с последующим обсуждением их результатов.
Руководитель МО________________________ Е.А. Генина