Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла
за 2019-2020 учебный год
I. Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед ШМО учителей гуманитарного цикла.
Деятельность ШМО в 2019-2020 учебном году строилась в соответствии с
требованиями всех нормативно – правовых документов, регламентирующих деятельность учителя в условиях современной системы школьного образования, планом работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, истории, обществознания, иностранного языка, общешкольной методической темой, методической темой ШМО, отражая работу по реализации задач на 2019– 2020 учебный год.
Проблема, над которой работала школа в 2019 – 2020 учебном году:
«Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС»
ШМО учителей гуманитарного цикла работало по теме: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения"
В начале учебного года определили цель работы ШМО:
- повышение уровня профессиональной компетентности учителя в условиях перехода на новый ФГОС в основной школе,
а также задачи по их решению:
- изучение нормативно – методических документов, регламентирующих деятельность учителей гуманитарного цикла в условиях введения стандартов второго поколения;
- обеспечение роста профессиональной компетенции учителей гуманитарного цикла;
- создание оптимальных условий для выявления, развития и реализации потенциальных способностей одаренных и высокомотивированных учащихся;
- организация исследовательской и проектной деятельности учащихся (индивидуальной и коллективной);
- использование ИКТ на уроках для повышения их эффективности;
- организация системной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по предметам гуманитарного цикла;
- внедрение новых образовательных технологий в педагогическую деятельность учителя с целью повышения творческого потенциала обучающихся.
- создание электронных образовательных ресурсов: презентаций;
- своевременное пополнение школьного, персонального сайтов новыми методическими материалами.
Как показала работа, члены школьного методического объединения приложили максимум усилий для реализации поставленных в 2019-2020 учебном году целей и задач. В течение учебного года деятельность ШМО учителей гуманитарного цикла носила творческий характер, отличалась стремлением проводить занятия методического объединения с целью совершенствования профессиональной подготовки и методического мастерства педагогов, обогащения практического опыта учителей – предметников.
Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приемы, технологии обучения. Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков учащихся, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой.
II. Состояние работы с педагогическими кадрами, ее результативность
1) Анализ педагогических кадров
Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов ШМО гуманитарного цикла. В 2019-2020 учебном году школьное методическое объединение учителей гуманитарного цикла представлено 4 учителями:
№ п/п | ФИО учителя | Предмет | Категория |
1. | Махалова Анастасия Игоревна | Учитель английского языка | Соответствие |
2. | Птицына Алла Валерьевна | Учитель русского языка и литературы | Высшая |
2. | Рогов Артём Иванович | Учитель истории и обществознания | Соответствие |
4. | Шахова Татьяна Николаевна | Учитель русского языка и литературы | Соответствие |
Руководит ШМО учителей гуманитарного цикла Шахова Т. Н.
В течение года состав не менялся. Все учителя с высшим педагогическим образованием. В школе сложился коллектив педагогов гуманитарного цикла, способных успешно реализовать поставленные задачи.
2) Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации.
- Методические разработки учителей-предметников находят отражение на страницах школьного сайта и персонального сайта (Шахова Т. Н.).
- В системе велась работа по методическим темам:
№ п/п | ФИО учителя | Тема | Отчёт | Дата |
1. | Махалова Анастасия Игоревна | Развитие социокультурной компетенции на уроках английского языка на младшей ступени обучения | Обмен опытом, открытый урок | Май |
2. | Птицына Алла Валерьевна | Формирование коммуникативной компетенции в контексте реализации ФГОС ООО | Обмен опытом, открытый урок | Май |
2. | Рогов Артём Иванович | Использование информационных технологий и ИКТ на уроках истории | Обмен опытом, открытый урок | Май |
4. | Шахова Татьяна Николаевна | Литературное краеведение как одна из форм внеклассной и внешкольной работы по литературе | Обмен опытом, открытый урок | Май |
Темы для самообразования, выбранные педагогами ШМО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями гуманитарного цикла, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.
- В течение учебного года учителя-предметники повышали свою квалификацию также и через организацию взаимопосещений уроков.
Результативность посещений: повышение профессионального и методического мастерства членов ШМО, пополнение банка методических идей, стимул для дальнейшего профессионального роста, повышение рейтинга учителя.
- Педагогами апробированы следующие методики использования новых технологий на уроках: проектная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, игровые технологии.
- Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации. Все учителя регулярно проходят курсы повышения квалификации, что развивает творческую активность, стимулирует деятельность, повышает их профессионализм, помогает осознать дифференцированную оценку результатов педагогического труда. В течение учебного года курсовую подготовку на базе «Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» успешно прошли Махалова А. И., Птицына А. В., Рогов А. И.
- 30 января 2020 г. Шахова Т. Н. участвовала в седьмой районной педагогической мастерской «Учись учиться».
Педагогический опыт совершенствуется и в рамках ШМО, РМО, педсоветах. Это выступления на заседаниях ШМО, РМО, освоение новых педагогических технологий, инновационная работа по предметам.
Выступление | Тема | ФИО учителя |
ШМО учителей гуманитарного цикла. | Результаты итоговой аттестации по русскому языку (ОГЭ, ЕГЭ), обществознанию (ОГЭ, ЕГЭ) | Шахова Т. Н., Рогов А. И. |
ШМО учителей гуманитарного цикла. | 1. Методические рекомендации по формированию культуры работы со словарями школьников и педагогов общеобразовательных учреждений в целях реализации положений ФГОС 2. Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы со словарями на уроках русского языка в 5–7-х классах. | Птицына А. В. Шахова Т. Н. |
ШМО учителей гуманитарного цикла. | Рефлексия как этап современного урока в рамках ФГОС. | Рогов А. И. |
ШМО учителей гуманитарного цикла. Семинар-практикум. | Семинар-практикум: «Современные образовательные технологии: опыт применения на уроках гуманитарного цикла» - Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы. - Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания. Из опыта работы. (Рогов А. И.) - Современные образовательные технологии на уроках английского языка. Из опыта работы. (Махалова А. И.) | Члены ШМО Птицына А. В., Шахова Т. Н. |
ШМО учителей гуманитарного цикла. | Система работы по подготовке к итоговому сочинению | Птицына А. В. |
ШМО учителей гуманитарного цикла. | Работа с одарёнными детьми. | Махалова А. И. |
Родительское собрание | Изменения в КИМ 2019 г. по русскому языку, литературе, истории, обществознанию. | Птицына А. В. Рогов А. И. |
- Члены ШМО принимают самое активное участие в вебинарах по педагогике, в фестивалях педагогического творчества, организуемых в сети Интернет на сайтах "Открытый класс", " Первое сентября", "Вентана-граф", «Мультиурок».
Микроклимат в ШМО благоприятный.
Таким образом, анализируя итоги работы текущего года, можно сделать выводы, что учителя ШМО имели возможность для реализации подготовки и переподготовки педагогических кадров.
III. Анализ тематики заседаний ШМО
За отчетный период было проведено 7 плановых заседаний.
В течение учебного года школьным методическим объединением рассмотрены следующие вопросы:
- Результаты итоговой аттестации по русскому языку (ОГЭ, ЕГЭ), обществознанию (ОГЭ, ЕГЭ).
ОГЭ по русскому языку сдавали 5 учащихся. Результат: 1 ученица получила «5»,
2 ученицы – «4», 2 ученика – «3».
ЕГЭ по русскому языку сдавали 3 ученицы. Результат: 94 балла, 80 баллов, 78 баллов.
ОГЭ по обществознанию сдавали трое учащихся. Результат: 1 ученица получила «5», 2 учащихся –«4».
ЕГЭ по обществознанию сдавали 2 ученицы. Результат: 68 баллов, 63 балла.
- Изменения в КИМах ОГЭ и ЕГЭ в 2019-20 учебном году по предметам гуманитарного цикла.
- Методические рекомендации по формированию культуры работы со словарями школьников и педагогов общеобразовательных учреждений в целях реализации положений ФГОС.
- Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы со словарями на уроках русского языка в 5–7-х классах.
- Рефлексия как этап современного урока в рамках ФГОС.
- Система работы по подготовке к итоговому сочинению.
- Работа с одарёнными детьми.
На семинаре-практикуме состоялся интересный разговор о современных образовательных технологиях (опыт применения на уроках гуманитарного цикла)
Вывод: вопросы, выносимые на заседании МО, способствовали совершенствованию педагогического мастерства педагогов.
С целью совершенствования технологии организации и проведения современного урока, изучения опыта работы коллег, обмена опытом по вопросам преподавания предметов гуманитарного цикла были проведены открытые уроки:
- Открытый урок в 6 классе по теме: «Словари» (Шахова Т. Н.)).
- Открытый урок по истории в 5 классе по теме: «Поэма Гомера «Илиада» (Рогов А. И.).
- Мастер-класс «Подготовка к написанию сочинения- рассуждения по данному тексту» (Задание 27 ЕГЭ по русскому языку), 11 класс. (Птицына А. В.).
- Открытый урок по английскому языку в 3 классе по теме «Профессии» не состоялся, так как в это время мы находились на дистанционном обучении.
Вывод: Все уроки методически правильно построены, соответствуют современным требованиям, познавательны, интересны для обучающихся, способствуют развитию детей, заставляют их самостоятельно мыслить. Благоприятный психологический климат уроков, возможность выбора видов учебной деятельности способствуют повышению уровня познавательной активности учащихся, учебной мотивации.
IV. Анализ внеклассной деятельности ШМО
Внеклассная работа проходила по нескольким направлениям.
Предметная неделя.
Предметная неделя является одним из средств привития любви и внимания к предметам, так как она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой. Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей обучающихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальные способности. Предметная неделя даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов, а также является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.
Цели предметной недели:
- повышение интереса учеников к предметам;
- формирование познавательной активности;
- расширение кругозора знаний;
- развитие творческих возможностей и способностей детей;
- привитие интереса к предметам гуманитарного цикла.
Задачи предметной недели:
1.Совершенствование профессионального мастерства учителей через подготовку, организацию и проведение внеклассных мероприятий.
2. Повышение интереса учащихся к предметам гуманитарного цикла.
3. Выявление школьников, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины.
4. Создание праздничной творческой атмосферы.
Предметная неделя проходила с 17 по 22 февраля 2020 года. В проведении методической недели приняли активное участие учителя русского языка и литературы, истории и иностранного языка, учащиеся 5 – 11 классов.
В рамках недели прошли следующие мероприятия:
№ п/п | Название мероприятия | Класс | Ответственный учитель | Дата проведения |
1 | Общешкольная линейка. Открытие недели. | 5-11 | Шахова Т. Н. | 17. 02 |
2. | Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» | 5-11, классный тур | Васильева Т. В. Птицына А. В., Шахова Т. Н. | 17.02 |
3 | Экскурсия в школьный музей. «75 лет тому назад» | 5-11 | Рогов А. И. | В течение недели |
4 | Конкурс переводов | 10-11 | Махалова А. И. | 18. 02 |
5 | Конкурс на лучшее знаний пословиц на английском языке | 5-11 | Махалова А. И. | 19. 02 |
6 | «Гнилое слово да не исходит из уст ваших». Коллективный проект учащихся 5-7, 10 классов | 5-11 | Шахова Т. Н. | 20.02 |
7 | Интеллектуальный марафон «Эрудит» | 7-9 | Рогов А. И. | 21.02 |
9 | Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» | 5-11, школьный тур | Васильева Т. В. Шахова Т. Н. Птицына А. В. | 22. 02 |
10. | Закрытие предметной недели. Подведение итогов. | 5-11 | Васильева Т. В. Шахова Т. Н. Птицына А. В. | 22. 02 |
Значение предметных недель для учебно-воспитательного процесса, бесспорно, велико. Проведенные мероприятия помогли учащимся проявить и развить свои общеязыковые, интеллектуальные и познавательные способности, расширить эрудицию, кругозор. План недели был выполнен полностью. Все педагоги методического объединения показали своё профессиональное мастерство, любовь к детям и своему предмету, проявили хорошие организаторские способности. Использовали различные формы проведения мероприятий, ИКТ – технологии. Демонстрируемые внеклассные мероприятия позволили присутствующим познакомиться с опытом работы учителей, проследить за формой организации внеклассной работы по предмету, увидеть методы, приемы, заимствовать позитивный опыт работы, интересные находки учителей.
Анализируя проведенную работу, можно сказать, что применение нетрадиционных форм внеклассной работы по предметам гуманитарного цикла, позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока, разнообразить учебную деятельность, способствует повышению интеллектуальной активности обучающихся, а, следовательно, и эффективности обучения.
Выводы и рекомендации:
Школьному методическому объединению учителей гуманитарного цикла продолжить в рамках проведения предметных методических недель представлять коллегам опыт работы по обеспечению повышения качества образования через различные направления педагогической деятельности. Всем учителям активно участвовать в организации и проведении предметной недели.
2.Краеведческий музей.
В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет школьный краеведческий музей, который способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный краеведческий музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, села, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой.
Руководит школьным краеведческим музеем учитель истории, обществознания Рогов А И. Деятельность школьного музея за отчетный период велась в соответствии с планом работы на 2019/2020 учебный год. Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве с внеурочной воспитательной работой, проводимой школой. Наш музей – это история жизни школы, села, тесно связанная с жизнью Родины.
Работа музея в этом году была посвящена 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
В течение всего года велась исследовательская работа, в которой принимали участие обучающиеся средних и старших классов, что также значительно пополнило фонды музея, расширило его экспозицию и как следствие - объем знаний учащихся по истории и краеведению.
Анализ работы школьного музея позволил выделить следующее:
1.Музей является центром гражданско-патриотического воспитания; на его базе проходят мероприятия, школа актива, экскурсионная работа, уроки истории, музей паспортизован.
2. В музее работают школьники 6-9 классов.
3. Организация массовых мероприятий и участие в них – это живая исследовательская деятельность самих учащихся.
4. Взаимодействие с различными организациями и живыми свидетелями событий дают богатый материал для осмысления своей значимости.
5. Взаимопомощь и сотрудничество учеников и учителей в исследовательской и экскурсионной работе дает положительные результаты: опросы, проведенные среди учащихся, показали, что учащиеся интересуются работой музея, принимают участие в подготовке музейных мероприятий, у них есть желание посещать его, большинство хотят стать экскурсоводами.
6. Работая в музее, учащиеся приобретают навыки творческого мышления, самостоятельного поиска необходимой информации, учатся анализировать изучаемый материал и использовать его в повседневной жизни, общаться со сверстниками и старшим поколением, а также повышается их музейная культура.
7. Старшеклассники помогают младшим адаптироваться в непривычной для них среде.
8. Музей посещают ежегодно все классы школы, родители, гости.
Таким образом, музей является воспитательным и образовательным пространством для приобретения гражданского поведения и формирования качеств гражданина.
2. Предметные кружки.
Большие возможности для развития творческих способностей, учащихся имеют кружковые занятия.
Кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы.
В 2019 -2020 учебном году в школе работали следующие кружки:
Класс | ФИО учителя | Кол-во часов | Название |
5 | Махалова А. И. | 1 | Английский для общения |
6 - 9 | Рогов А. И. | 1 | «Поиск» |
7 | Рогов А. И. | 1 | «Гражданин России» |
8 | Птицына А. В. | 1 | Культура речи |
9 | Птицына А. В. | 1 | Культура речи |
Главная цель кружковой работы: создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия и развития таланта.
С начала учебного года были составлены планы работы на год, велся журнал посещаемости детей. В кружки дети набирались по собственному желанию и интересам.
Основные формы и методы, которые использовались в работе:
1. Теоретические занятия: беседы, лекции, просмотр и обсуждение видеоматериала.
2. Практические занятия: учебные экскурсии, дискуссии, обсуждение, обыгрывание сюжетных ситуаций, участие в учебно-исследовательских мероприятиях (конференции, конкурсы и т.д.).
Выводы о работе кружков:
Ребята заинтересованы в конечном итоге выполняемой работы, активны и доброжелательны. Успешность реализации программы кружков свидетельствует положительным эмоциональным фоном занятий, о высокой мотивационной составляющей и сохранности контингента.
4. Участие в районных, областных мероприятиях.
В течение учебного года учителя и учащиеся принимали участие в различных семинарах, конкурсах:
- муниципальный этап Всероссийского конкурса сочинений – призёр,
- муниципальный этап регионального конкурса эссе на английском языке для обучающихся «Английский язык в моей жизни». Эссе на английском языке о достопримечательностях малой родины «Моё открытие в маленьком городе» – победитель,
- 17 октября в Овальном зале Богородицкого дворца-музея прошли VII историко-этнографические детские и юношеские чтения, в которых приняли участие юные краеведы из пяти районов Тульской области. Были представлены работы, объединенные общей тематикой «Уездное краеведение». Учащиеся нашей школы рассказали о благоустроителях Свято-Покровского храма. Все участники чтений награждены грамотами,
- 22 ноября 2019 года в День рождения Владимира Ивановича Даля «Ассоциация учителей литературы и русского языка» провела международную общественную акцию «Далевский диктант». Мы участвовали в этой акции,
- Учащиеся школы приняли участие в конкурсе творческих работ в рамках Всероссийской молодёжной патриотической экспедиции «Дорога к обелиску» и представили творческие работы в двух номинациях: «Литературное творчество» и «Фотография» - дипломы,
5. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.
Для учителей ШМО по-прежнему актуальной остается проблема подготовки к итоговой аттестации в 9 и 11 классах. С начала учебного года ведется активная подготовка к сдаче экзаменов: в системе проходит повторение материала по предметам, проводятся административные срезовые контрольные работы, репетиционные экзамены с внешней проверкой. Результаты работ обсуждаются на заседаниях МО, доводятся до сведения родителей учащихся, педагоги намечают пути исправления недочетов, ведут мониторинг качества подготовки каждого ученика, что позволяет дифференцировать работу с ребятами.
Анализ недочетов экзаменационных работ позволяет выявить наиболее трудные для учащихся разделы, темы, курсы предметов, требующие особого внимания учителей не только выпускных классов, но и в процессе обучения и наметить пути преодоления трудностей. В выпускных классах каждый учитель изучает нормативно-правовые документы по ЕГЭ и ОГЭ, проводит занятия по заполнению бланков, включает в планирование урока задания для подготовки к экзамену, привлекает ресурсы Интернет, проводит индивидуальные консультации учащихся по вопросам подготовки к ОГЭ и ЭГЭ. Каждый учитель разбирает с учениками демонстрационный вариант и варианты прошлых лет, знакомит с системой оценивания, дает советы по организации работы с текстом. В классах проводятся тренировочные работы. Ученики самостоятельно работают над вариантами тестов дома, затем после проверки происходит разбор заданий, вызвавших затруднения. Работы максимально приближены к реальным условиям проведения ОГЭ и ЕГЭ. У каждого свой вариант. Такая организация деятельности выявляет пробелы в знаниях учащихся, позволяет выпускникам увеличить темп работы, поднять уровень сложности выполняемых заданий, снизить уровень тревожности перед экзаменом.
6. Проблема преемственности между преподаванием в начальном и среднем звене.
Одной из важнейших проблем является проблема преемственности между преподаванием в начальном и среднем звене. Важность этой проблемы определяется тем, что коренным образом изменяются условия учения, которые предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию ребенка, а также к степени сформированности учебных знаний, умений и навыков. Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, а это, несомненно, меняет состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе. С этой целью педагоги, работающие в 5-х классах, стараются взять на вооружение формы и методы обучения, применяемые учителями начального звена, формы оценивания знаний учащихся, что позволяет реализовывать уровневый подход в изучении предметов, использовать дифференцированные задания в обучении, отработку навыков чтения на всех предметах. Это позволяет сделать менее болезненным переход учащихся из младшего звена в среднее.
Проанализировав работу школьного МО предметов гуманитарного цикла следует отметить, что методическая работа проводилась в системе и была направлена на повышение качества знаний, развитие познавательных и творческих способностей каждого ученика и учителя. Большое внимание уделялось мониторингу качества образования. Единство урочной и внеурочной деятельности учителей через индивидуальные консультации, внеклассную работу, занятия с одаренными детьми позволили повысить воспитательный потенциал уроков и мероприятий, что положительно отразилось на качестве образования.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что работа учителей гуманитарного цикла носит практический характер, соотносится с общей методической темой школы и МО и направлена на совершенствование профессионального мастерства. Результатом деятельности становится развитие личности школьников.
V. Общие выводы:
- проблема школы и вытекающая из нее тема методического объединения соответствуют основным задачам, стоящим перед школой;
- члены ШМО гуманитарного цикла понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы;
- тематика заседаний отражает основные проблемы, стоящие перед учителями;
- заседания тщательно подготовлены и продуманы;
- протоколы заседаний ШМО ведутся и хранятся.
- выступления и выводы основывались на анализе, практических результатах, позволяющим сделать серьезные методические обобщения;
- проводилась работа по овладению учителями современными методиками и технологиями обучения;
- уделялось внимание формированию у учащихся навыков творческой исследовательской деятельности; сохранению и поддержанию образовательной среды.
Но в работе педагогов ШМО остались ещё не решённые до конца проблемы:
- не в полной мере используются на уроках и внеурочной деятельности
современные образовательные технологии;
- не систематически ведётся работа с одарёнными и слабоуспевающими
школьниками;
- в целях распространения имеющегося у учителей ШМО педагогического и методического опыта необходимо усилить практическую направленность, делая акцент на обмен опытом путём размещения методических разработок на форумах и сайтах, публикации;
- качество знаний учащихся;
- недостаточно используются инновационные технологии.
Имеющиеся недостатки в работе анализируются, а значит, возможно их устранение.
На основании вышеизложенного работу ШМО учителей гуманитарного цикла следует признать удовлетворительной.
Так как проблема совершенствования методики подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ и проблема совершенствования методики проведения занятий согласно требованиям ФГОС ООО остаются актуальными для ШМО учителей гуманитарного цикла, в 2020-2021 учебном году мы продолжим работать над методической темой: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения".
10