СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ работы ШМО учителей русского языка и литературы за 2020-2021

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ работы ШМО учителей русского языка и литературы за 2020-2021»

Анализ работы ШМО учителей русского языка и литературы.

МАОУ СШ №9 2020-2021уч. год


Методическая тема школы: «Развитие профессиональной компетентности педагогов школы как фактор достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС».

Цель: организовать непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя, чтобы улучшить ВСОКО достижения учеников на ВПР, ОГЭ и ЕГЭ

Задачи:

1)совершенствовать систему внутришкольного контроля и мониторинга – ВСОКО (построить модель работы с низкомотивированными обучающимися, чтобы повысить результаты ВПР; участие во внешних оценочных процедурах);

2) выявить, обобщить и транслировать педагогического опыта в условиях реализации ФГОС;

3) повышать уровень профессиональной компетентности педагогов путем внедрения в педагогическую практику современных методик и технологий (технологии формирующего оценивания и дистанционные технологии)



  1. Кадровый составучителей на 2020-2021 учебный год

Методическое объединение учителей русского языка и литературы состоит из 6 человек.



ФИО

Стаж работы

Квалификационная

категория, год присвоения, дата и номер приказа

Должность

Классы

1

Сидорова

Людмила Александровна

31

Высшая кв. кат. в 2019 г

Приказ: № 19-Д от 09.01.2020

учитель русского языка и литературы


8 «Б» -русский язык, литература, основы читательской грамотности

9 «А» -русский язык, литература, родной русский язык и родная литература

10 «А» - русский язык, литература,

11 «А» -русский язык, литература, родной русский язык и родная литература,

русское правописание: орфография и пунктуация (10 - 11)

3

Селиверстова Виктория Викторовна

36

высшая кв. кат. в 2020 г.

Приказ: № 21-Д от 19.01.2021

руководитель ШМО, учитель русского языка и литературы

7 «Б» - русский язык, литература, основы читательской грамотности

8 «А» - русский язык, литература, основы читательской грамотности

6 «А», - русский язык, литература, основы читательской грамотности

5»В»- русский язык, литература, основы читательской грамотности

4

Голдырева Наталья Ивановна

24

1 кв. кат. в 2020 г.

Приказ: № 904-Д от 10.12.2020

учитель русского языка и литературы

6 «Б» -- русский язык, литература, основы читательской грамотности

7 «А» - русский язык, литература, основы читательской грамотности

7 «В» - русский язык, литература, основы читательской грамотности

8 «Б» - русский язык, литература, основы читательской грамотности

5 «А» - русский язык, литература, основы читательской грамотности

5

Козулина Наталья Михайловна

21

высшая кв. кат, 2019 г.

Приказ: 117-Д от 11.03.2019

учитель русского языка и литературы

6,7,8 классы - русский язык, литература, основы читательской грамотности

9 «В»- русский язык, литература, родной русский язык и родная литература



Бочкарева Анна Павловна

43

соответствие з.д.

Приказ: № 125 от 03.12.2019

учитель русского языка и литературы

5 г и 6д - русский язык, литература, основы читательской грамотности

6г, 7г, 8в - основы читательской грамотности

6

Иванова Ольга Леонидовна

3

нет

учитель русского языка и литературы

9 «б»- русский язык, литература , родной русский язык и родная литература

5 «Б» - русский язык, литература, основы читательской грамотности

6 «В» - русский язык, литература, основы читательской грамотности

5 «В»- домашнее обучение



  1. Повышение квалификации

Форма

Тема

Сроки

прохождения

Подтверждающий документ

(вид, дата выдачи)

Форма оплаты

(бюджет/

внебюджет)

Сидорова Л.А.

Организация деятельности педагогических работников по классному руководству ,17ч

16.08.2020

Удостоверение


Сидорова Л.А.

Написание сочинения ЕГЭ в связи с измененными критериями

09.2020

Удостоверение


Сидорова Л.А.

Развитие профессиональной компетенции специалистов, привлекаемых к осуществлению всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников, аттестующихся в целях установления квалификационных категорий в условиях подготовки к введению национальной системы учительского роста (16 ч.).

02.02.2021

Удостоверение


Селиверстова В.В.

«Изучение родного языка и родной литературы в соответствии с обновленными требованиями ФГОС»

 06 - 27 апреля 2021


Удостоверение




Сидорова В.В.

Голдырева Н.И.

Селиверстова В.В.

Навыки оказания первой помощи в образовательных организациях, 36 ч

Июнь 2021

Удостоверение


Сидорова В.В.

Голдырева Н.И.

Селиверстова В.В.

Шарниева Н.М.

СДО квалификационные испытания по подготовке экспертов к оцениванию итогового сочинения по рус яз в 11 классе. Тренинги

Ноябрь 2020

Сертификаты


Сидорова В.В.

Голдырева Н.И.

Селиверстова В.В.

Шарниева Н.М

СДО квалификационные испытания по подготовке экспертов к оцениванию ОГЭ по рус яз. Тренинги

Март 2021

Сертификаты


Сидорова В.В.

Голдырева Н.И.

Селиверстова В.В.

Шарниева Н.М

Подготовка организаторов ППЭ

Март 2021

Сертификаты


Шарниева Н.М.

«Методика анализа образовательных результатов обучающихся» (72 ч.)

Ноябрь 2020

Удостоверение


Семинары, конференции и т.п.

Вебинар:Новые учебники - новые возможности: практика применения

УМК по литературе в современном образовательном процессе (2 ч.)

Итоговое сочинение и сочинение ЕГЭ по русскому: как совместить подготовку (2 ч.)

«Проведение методических вебинаров

по 20 общеобразовательным предметам для педагогов по повышению эффективности школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников (литература)» (8 ч.)

Сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку. Учимся «сопрягать» и анализировать (1 ч.)


20.08.20











15.09.20







18-19.02.21











21.04.21

Сертификаты




Открытые уроки, мастер-классы





Вебинары





Тренинги





Иное


















  1. Методическая тема, над которой работало методическое объединение, насколько она согласуется с методической темой школы. Цель, задачи, которые ставились перед методическим объединением в 2020– 2021 учебном году.


Тема: (соответствует теме работы школы) «Развитие профессиональной компетентности педагогов школы как фактор достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС»

Цель: организовать непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя, чтобы улучшить ВСОКО достижения учеников на ВПР, ОГЭ и ЕГЭ

Задачи:

1)совершенствовать систему внутришкольного контроля и мониторинга – ВСОКО( построить модель работы с низкомотивированными обучающимися, чтобы повысить результаты ВПР; участие во внешних оценочных процедурах);

2) выявить, обобщить и транслировать педагогического опыта в условиях реализации ФГОС;

3) повышать уровень профессиональной компетентности педагогов путем внедрения в педагогическую практику современных методик и технологий (технологии формирующего оценивания и дистанционные технологии)

Направления работы ШМО на 2020-2021 учебный год:

  • Функциональная грамотность;

  • Формирующее оценивание;

  • Конкурсное движение среди педагогов;

  • Олимпиады;

  • Предметные декады;

  • Аттестация педагогических работников..

  • Реализация федеральной программы «Развитие образование на 2018-2025 гг»

  • Реализация проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» на информационно-образовательном портале «Российская электронная школа»

  • Совершенствование качества подготовки обучающихся школ города по русскому языку и литературе через внедрение ФГОС ООО, ФГОС ОВЗ, ФГОС СОО, использование современных информационных технологий, внедрение дистанционных методов обучения.

  • Совершенствование системы подготовки выпускников к ИА (ОГЭ, ЕГЭ) и ВПР

  • Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей по теме « Современный урок как фактор формирования положительной мотивации к обучению в условиях ФГОС".

  • Совершенствование технологий и методов работы с одаренными детьми (Проект «Успешное чтение»)

  • Разработка и коррекция ООП ООО и СОО рабочих программ в соответствии с ФГОС ООО и СОО, ОВЗ ООО

  • Повышение качества проведения учебных занятий на основе использования цифровых технологий в обучении.

  • Совершенствование видов и форм диагностики и контроля результатов образовательной деятельности.

  • Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению методикой системного самоанализа работы.

  • Обобщение и распространение положительного опыта творчески работающих учителей.

Формы организации методической работы:

  • заседание ШМО;

  • работа творческих групп;

  • семинары-практикумы;

  • круглые столы;

  • мониторинг результативной деятельности педагогов;

  • открытые уроки;

  • мастер-классы;

  • педагогические мастерские;

  • индивидуально-педагогическое самообразование.



  1. Работа педагогов над темами самообразования.

Ф.И.О. учителя Тема

Сколько лет учитель работает над темой

Голдырева Н.И.

Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы через реализацию технологии разноуровневого обучения.

1 год

Иванова О.Л.

Технология использования в обучении русскому языку и

литературе игровых методов:ролевых, деловых, и других

видов обучающих игр.

1 год

Сидорова Л.А.

Применение инструментария внешних оценочных процедур (ВПР, ГИА) как условия повышения качества образования

2 год

Селиверстова В.В.

Повышение качества образования по русскому языку через комплексный анализ результатов процедур оценки качества образования: ВПР, ДКР, оценки читательской грамотности, НИКО, ОГЭ.

1 год

Шарниева Н.М.

Освоение приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как один из методов формирования читательской грамотности обучающихся

2 год

Бочкарева А.П.

?



  1. Сколько заседаний методического объединения проведено? Тематика заседаний. Насколько вопросы, вынесенные на заседания, позволили решать поставленные задачи?

В течение всего учебного года было проведено 6 заседаний ШМО:

Заседания ШМО:

Заседание №1 (август)

Тема: «Управление качеством образования по русскому языку и литературе» 

Повестка:

1.О состоянии качества результата образования в 209-2020 учебном году

2. Проблемно-ориентированный анализ работы ГМО учителей русского языка и литературы за 2019 – 2020 учебный год

3. Планирование работы ГМО учителей русского языка и литературы на 2020 – 2021 учебный год

4. Содержание ОГЭ по русскому языку (изменения) в 2021 г

5. Разработка Программ по предметам : русский язык, литература, основы читательской грамотности, родной русский язык и родная литература

Решение:

1. Изучить «Информационно-аналитическая справку «О состоянии качества результата образования в 2019-2020 учебном году»

2. Соотнести результаты ЕГЭ, ОГЭ обучающихся своей школы с результатами обучающихся других школ города, области, России.

3. Оценить качество образовательных достижений обучающихся в соответствии с требованиями ГОС, для этого использовать общие показатели качества результата образования всей школ

4. Принять участие в организации и проведении школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников и Всероссийского конкурса сочинений в Свердловской области в 2020 - 2021 году

5. Вовлекать большее количество обучающихся во внеурочную и внеучебную образовательную деятельность на всех уровнях образования.

6. Расширять контингент учащихся участников разного уровня олимпиад.

7. Обеспечить разработку программ вариативных курсов

8. Обеспечить разработку методов и приемов подготовки обучающихся 8-9 классов к ОГЭ по русскому языку 2020 – 2021 г.


Заседание № 2 (ноябрь)

Тема: Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества обучения (в том числе дистанционного обучения.)

Цель: Повышение профессионального уровня учителей русского языка и литературы.

Повестка:

1.Анализ выполнения учебных программ, обязательного минимума содержания образования по предметам русский язык и литература. Анализ промежуточного контроля.

2.Итоги проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.

3.Обсуждение мероприятий и составление индивидуальных планов работы с отстающими по русскому языку и литературе.

4. Реализация ФГОС через внеклассные мероприятия

5.Круглый стол на тему: Использование в дистанционном обучении общедоступных федеральных и иных образовательных онлайн-платформ рекомендованных Министерством просвещения.

Решение: 1.Учителям русского языка и литературы продолжить работу с одаренными детьми по утвержденному плану .

2.Обратить внимание на допущенные ошибки в контрольных работах, проработать отдельные темы.

3. Подготовить план мероприятий по ликвидации пробелов с неуспевающими по предметам русский язык и литература .

4.Учителям-предметникам творчески подходить к подготовке и проведению  внеклассных мероприятий по предметам цикла; активизировать все виды деятельности учащихся  и использовать различные формы работы с ними.

5. Продолжить освоение онлайн-платформ рекомендованных Министерством просвещения:  «Московская электронная школа» , Телеканал Мособртв , Профориентационный портал «Билет в будущее»  WorldSkills International, сервис «Яндекс.Учебник», Образовательная платформа «Учи.ру», Платформа новой школы, созданной Сбербанком, Система «Маркетплейс образовательных услуг», «Фоксфорд», InternetUrok.ru, онлайн-школа Skyeng. Онлайн-платформа «Мои достижения»  Платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум». Всероссийский образовательный проект «Урок цифры».  Платформа «Сириус.Онлайн»


Заседание № 3 (январь)

Тема: Результаты деятельности учителей русского языка и литературы по совершенствованию образовательного процесса

Цель: Повышение профессионального уровня учителей русского языка и литературы.

Повестка:

1.Анализ работы учителей-словесников за 2 четверть.

2.Анализ итогового сочинения в 11 классе.

3. Анализ итогов проверки уровня развития читательской грамотности в 6-х,8-х,10-м классах в декабре 2020 г.

3.Подготовка к итоговому собеседованию в 9 классах.

4.Итоги проведения сжатого изложения по текстам ГИА в 9 классе.

5.Реализация ФГОС через внеклассные мероприятия.

6.Обзор новинок современной художественной и методической литературы (совместно с библиотекой).


Заседание №4 (март)

Тема: МЕТОДОЛОГИЯ и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. Участие в ежегодной процедуре региональных оценок по модели PISA.

Цель: подготовка к новому виду исследования читательской грамотности обучающихся

Повестка:

1.Об ежегодном проведении региональных оценок по модели PISA

2.Приказ Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России N 219 от 06.05.2019 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"

3.Особенности процедуры. Содержание заданий. Анализ демоверсии.

4. Система подготовки к ВПР в 5-8 классах (обмен опытом)

5. Система подготовки к ОГЭ в 9 классах (обмен опытом)

6. Самообразование педагога через систему вебинаров и курсов (опрос)

7. Система работы со «слабоуспевающими» по предметам (обмен опытом)


Заседание №5 (апрель)

Тема: «Новый ФГОС 2020-2021 ООО и СОО» Требования к результатам по русскому языку и литературе.

Повестка:

1.Обсуждение Проекта нового стандарта основного общего образования (5 - 9 классы)

(сайт http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57359.html)

2.Анализ результатов устного собеседования.

3.Подготовка обучающихся к участию в проверке уровня развития читательской грамотности – 2021

4. Приемы работы с текстом как средство совершенствования читательской грамотности.


Заседание №6 (май)

Тема: «Анализ работы МО в 2020-2021 учебном году.

Цель: анализ работы МО в 2020-2021, выявление проблем, планирование работы на 2021-2022 у.г.

Повестка:

1.Анализ состояния преподавания и качество знаний, обучающихся (результатам ДКР, четвертные, полугодовые контрольные работы). Причины наиболее высоких и наиболее низких показателей по классам. (Отчеты педагогов об интеллектуальных возможностях классов, профессионализм и системе работы учителя.) Вывод по сравнению с предыдущими годами

2. Отчеты педагогов по темам самообразования.

3. Внедрение новой линейки УМК (Быстровой Е.А. и др.) по русскому языку в 5 классах (Рабочая программа, КПТ)

4.Редактирование рабочих программ в 9,11 классах «Родной язык (русский)», «Родная литература»

5. Планирование работы на новый учебный год.

Результаты ВПР по русскому языку 2021 (предмет)

Предмет

класс

Число участников

Макс. балл

Успеваемость %

Качество %

Кол-во участников, не преодолевших порог

Русский язык

5

99

43 б.

66%

31%

33 ч.-33%

6

91

49 б.

51%

18%

45 ч.- 49%

7

80

34 б.

59%

30%

33 ч.- 41%

8

73

49 б.

56%

19%

32 ч.- 44%








Результаты ОГЭ по русскому языку 9-е классы

Предмет

класс

Число участников

Макс. балл

Успеваемость %

Качество %

Кол-во участников, не преодолевших порог

ОГЭ русский язык

9-е

65

32

99%

69%

1ч.

Бобков Кирилл, 9б


Результаты ЕГЭ по русскому языку


ГВЭ

ЕГЭ

2021г

Всего участников -32 человека

7

25

Средний балл

3, 3

76

Максимальный балл

4

94


Минимальный балл

3

48

100 баллов


нет

81-100 баллов


10 чел.,

40%


61-80 баллов


12 чел.,

48%

36- 60 баллов


3 чел.,

12%

Не преодолели минимальный порог

0

0

Результаты ЕГЭ по литературе

Фамилия

1 пол

10 кл.

2 пол.

10 кл.

год

1 пол. 11кл.

2 пол.

11кл

год

ДКР,

25.09.21.

ЕГЭ

1

Фролова Ю

4

4

4

4

4

4

31 б., низкий

уровень

71б., средний уровень. Соответствует оценке.



Результаты исследования сформированности читательской грамотности обучающихся 6-х, 8-х, 10-х классов от декабря 2020

6 классы

Уровни читательской грамотности

Кол-во

высокий

повышенный

базовый

низкий

Критически

низкий

итого

качество:

высокий и

повышенный

15 чел.

0%

27%

47%

6%

20%

100%

27%

8классы

Уровни читательской грамотности

15 чел.

7 %

13%

20%

60%

0%

100%

20%

10 класс

Уровни читательской грамотности

12 чел.

17 %

33%

25%

25%

0%

100%

50%




Анализ проведенных в течение учебного года контрольных работ (проблемы).




Итоговый контроль

Учитель

Предмет

Класс

Успеваемость %

Качество %












Результаты обучения детей в сетевых группах (при наличии)

Год

Предмет (профиль)

Количество участников (с указанием %)

Результат (средний балл по итогам ВПР или ГИА)






Работа с детьми с низкой мотивацией (что было сделано).

Для повышения мотивации обучающимся было предложено следующее:

- значимый, интересный для них материал;

- задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;

- устанавливалась положительная обратная связь;

- создавались условия для формирования навыка самостоятельных действий у слабоуспевающих учащихся;

- практиковалась совместная работа с ребенком по выработке целей и задач деятельности на уроках;

- учителя старались избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации;

- педагоги следили за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрасту, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка, регулировали уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом;

- Предоставляли обучающимся право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом их свободы;

- для «одаренных» обучающихся подбирались учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствовало формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.



План предупреждающих действий в виде рекомендаций на 2021 - 2022 учебный год.

Задачи:

- Создать условия для эффективного обучения и развития учащихся с низкими учебными возможностями, освоения базовых программ.

- Сформировать умения и навыки учебной деятельности у учащихся с низкими учебными возможностями, развивать навыки самообучения, самовоспитания, самореализации.

- Изучить информационный банк учителя о результатах учебной деятельности учащихся, планирования и осуществления работы со слабоуспевающими учащимися на уроке и вне урока.

- Определить уровень взаимодействия учителя-предметника с классными руководителями, социально-психологической службой школы, родителями учащихся в решении задач по успешности обучения детей.

- Оценить теоретическую подготовленность учителя по вопросу преодоления неуспеваемости учащихся.

- Наметить управленческие решения по регулированию деятельности учителя со слабоуспевающими учащимися.

План:

1.Ведение в течение года учета знаний слабоуспевающих учащихся класса

2.. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками

3. Привлечение учащихся к участию в классных и общешкольных мероприятиях.

4.Осуществление контроля за посещаемостью слабоуспевающих учащихся учебных и дополнительных занятий.

5.Оказание методической квалификационной помощи молодым учителям, работающим с учащимися «группы риска» руководителем ШМО, организация, индивидуальных консультаций учителям-предметникам.

6.Проверка ведения тетрадей руководителем ШМО и взаимопроверка.

7.Посещение уроков руководителем ШМО и взаимопосещение уроков педагогами:

8.Проведение консультаций со слабоуспевающими учащимися в предэкзаменационный период в 9- х классах.

10.Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:

- информирование родителей выпускников о результатах успеваемости учащихся;

-проведение родительских собраний, дней открытых дверей;

- проведение индивидуальных бесед с родителями с целью усиления контроля за подготовкой слабоуспевающих детей к ОГЭ и ЕГЭ


  1. Распространение и обобщение опыта (открытые уроки, публикации, мастер-классы, семинары, конкурсы профессионального мастерства, методические учёбы и т.д.)


Участие в конкурсах

Мероприятие

Дата Уровень

Форма предъявления результатов

Учитель











Публикации

Ф.И.О. учителя

Уровень

Тема публикации

Сборник (журнал, газета)

1

Иванова О.Л.

2021

всероссийский


Журнал «Научное образование» РИНЦ № 2 (11) 2021


«Волонтерство как средство духовно-нравственного воспитания учащихся»


Количество открытых уроков (мероприятий)

Тема урока

Класс

Дата проведения

Уровень проведения












  1. Реализация программы «Одаренные дети» (участие обучающихся в предметных олимпиадах, смотрах, конкурсах, научно-практических конференциях, работе НОУ школы; результативность данного участия в динамике)


Ф.И.О. учителя

Уровень проведения

Название

Класс и кол-во участников

Результат (участник, лауреат, призер, победитель с Ф.И.)

Олимпиады


ВОШ

муниципальный

Русский язык

7

1 м.

ВОШ

муниципальный

Литература

6

участие

Конкурсы


Голдырева Н.И.

Иванова Н.М.

муниципальный

«Живая классика»

3

2 м.

Иванова О.Л.

муниципальный

«Живые рифмы»

1

2 м.

Иванова О.Л.

Всероссийский

« Мы о войне стихами говорим»

1

1 м.


  1. Эффективность внеклассной работы по предмету.


Тема мероприятия

Класс

Дата проведения

1) Конкурс « живые рифмы»- муниципальный – 2 место

2)Областной конкурс по избирательному праву - грамота

3)Всероссийский онлайн конкурс «Мы о войне стихами говорим» - 1 место











Проектная деятельность

Ф.И.О. учителя

Тема проекта

количество

учащихся

«Выход» проектной работы

(какой «продукт» получен)

Иванова О.Л.

«Средства и методы привлечения молодежи к участию в выборах»

2 ч.

1 место на городском уровне,

Участие в областном уровне



Итоги предметной недели

В ходе проведения недели русского языка и литературы «ЗАРЯ: ЗА Русский Язык» с 01 по 16 апреля 2021 г. для

-создание условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым обучающимся в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно – образовательных потребностей;

-повышение интереса обучающихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации;

-выявление школьников, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины. 

-выявить одаренных детей и разработать перспективный план работы с ними.

-повышение интереса учеников к учебным предметам - русский язык и литература;

-формирование познавательной активности;

- расширение  кругозора.

- популяризация книги и чтения среди обучающихся путем создания буктрейлеров.
- создание привлекательного образа и имиджа книги, чтения.
было проведено/ организовано:

1.Конкурс буктрейлеров «Книга. Новый формат»

2.Конкурса мерча «Литература-АРТ».

3.Конкурс «Меня застали за чтением!!!».

4.Квест «ЗАРЯ» 5-8 классы

…Обучающимися были созданы 4 буктрейлера к любимыи книгам по теме «Книга. Новый формат» (победители 7-в класс), 15 мерчей по теме: «Литература-АРТ» (победители 9-б класс) в конкурсе «Меня застали за чтением!!!» победил 8-а класс,

В конкурсе-квесте «ЗАРЯ» приняли участие обучающиеся 67 человек - команды из 5-8 классов. Обучающиеся участвовали в викторине, содержащей вопросы по литературе XIX – XXвв в рамках школьной программы, в конкурсе на знание лексики и фразеологии русского языка, решали лингвистических задачи: ребусы, шарады, головоломки, проявят актерское мастерство, фантазию, находчивость.

Победители определились в каждой параллели классов.

В конце были подведены итоги, участники награждены дипломами, победители - ценными призами.



  1. Какие инновации внедряются в работу методического объединения?

Участие в инновационной деятельности

Форма участия

Результат участия








  1. Какие новые учебные программы осваиваются учителями - членами методического объединения, ведется ли преподавание по авторским программам?

  1. Программы курса «Русский язык» 5-9 классы Автор-составитель Л.В. Кибирева. Москва, «Русское слово», 2020г.

  2. Программа по учебному предмету «Русский родной язык»  под редакцией О.М. Александровой, - М.: Просвещение, 2020г.

  3. «Методические рекомендации по изучению обязательных предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Составители: Волчек М.Г., Максимова Н.В., Молокова А.В.

  1. Учебно-методический комплект, используемый в работе.

№ п/п

ФИО

Класс

УМК

1.

Сидорова Л.А.

Селиверстова В.В.

Голдырева Н.И.

Иванова О.Л.

Русский язык

5-9 классы


Программа Л. О. Савчук; под редакцией Е. Я. Шмелевой «Русский язык: программа:5-9, 10-11 классы общеобразовательных учреждений».- М.:Вентана – Граф, 2013.

«Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.»/ А.Д. Шмелев, под ред. А.Д. Шмелева - М.: Вентана-Граф

2014.

Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» (учебные словари, учебные инструкции, проектные задания).-Вентана – Граф.

«Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.»/ А.Д. Шмелев, под ред. А.Д. Шмелева - М.: Вентана-Граф

2015.

Приложение к учебнику «Русский язык 6 класс» (учебные словари, учебные инструкции, проектные задания).-Вентана – Граф.

«Русский язык: 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.»/ А.Д. Шмелев, под ред. А.Д. Шмелева - М.: Вентана-Граф

2016.

Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» (учебные словари, учебные инструкции, проектные задания).-Вентана – Граф.

«Русский язык: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений» А.Д. Шмелев, под ред. А.Д. Шмелева - М.: Вентана-Граф

2017.

Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» (учебные словари, учебные инструкции, проектные задания).-Вентана – Граф.

«Русский язык: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений»/ А.Д. Шмелев, под ред. А.Д. Шмелева - М.: Вентана-Граф

2015.

Приложение к учебнику «Русский язык 9 класс» (учебные словари, учебные инструкции, проектные задания).-Вентана – Граф.

2

Шарниева Н.М.

Бочкарева А.П.

Русский язык

5-8 класс


Русский язык. 5 класс. Учебник - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.

Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 часть - Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Русский язык. 8 класс. Учебник - Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Русский язык. 7 класс - Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др




Шарниева Н.М.


Русский язык

9 класс

Русский язык. 9 класс. Учебник - Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др.


3

Сидорова Л.А.

Селиверстова В.В.

Голдырева Н.И.

Иванова О.Л.

Литература 5-9 классы

Программа Г. С. Меркин, С.А.Зинин.» – М.: «Русское слово», 2012 г

  1. Учебник «Литература. 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-2-е изд.-М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013.

  2. Учебник «Литература. 6 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-2-е изд.-М.: ООО «Русское слово - учебник».

  3. Учебник «Литература. 7 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-2-е изд.-М.: ООО «Русское слово - учебник».

  4. Учебник «Литература. 8 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-2-е изд.-М.: ООО «Русское слово - учебник».

  5. Учебник «Литература. 9 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-2-е изд.-М.: ООО «Русское слово - учебник».

4

Шарниева Н.М.

Бочкарева А.П.

Литература

Литература. 5 класс. Учебник в 1-2 часть - Коровина В.Я. и др.

Литература. 6 класс. Учебник в 1-2 часть - Коровина В.Я. и др.

Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия 1- 2 Часть - Курдюмова Т.Ф.

Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия. 1-2 часть - Курдюмова Т.Ф. и др.

Литература. 9 класс. Учебник 1-2 часть - Коровина В.Я. и др.


5

Сидорова Л.А.

Русский язык

10-11 класс

Русский язык. 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Учебник. И.Гусарова М.: Вентана-Граф

Русский язык. 11 класс. Базовый и углубленный уровни. Учебник. И.Гусарова М.: Вентана-Граф

6.

Сидорова Л.А.

Литература

10-11 класс

Литература. 10 класс. Учебник 2 Часть - Сахаров В.И., Зинин С.А.

Литература. 11 класс. Учебник 1-2 Часть - Чалмаев В.А., Зинин С.А.



  1. Какие формы работы с кадрами успешно используются в методическом объединении?

Формами организации методической работы в ШМО являются:

  • заседания методического объединения;

  • педагогические семинары и курсы;

  • подготовка обучающихся к школьным олимпиадам и творческим конкурсам;



ШМО учителей русского языка и литературы работало в соответствии с планом работы МО и общешкольным планом. Регулярно проводились заседания МО, на которых анализировались актуальные вопросы обучения школьников и повышения профессиональной компетентности педагогов школы как фактор достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС

      В соответствии с поставленными задачами методическая работа  МО была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышения уровня профессиональной компетентности учителей, повышение уровня качества знаний учащихся по предмету, организации подготовки к государственной итоговой аттестации.

 Учителями апробированы следующие методики использования новых технологий на уроках: дистанционное обучение через программу Microsoft Teams.

      В соответствии с планом учителя-предметники прошли курсы, направленные на повышение профессионального мастерства. Педагогический опыт совершенствуется и в рамках МО. Это выступления на заседаниях МО с докладами по темам самообразования, освоение новых педагогических технологий, инновационная работа по предметам, посещение вебинаров.


Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету.

        Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы образовательной области «Филология».  Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, уроки развития речи (русский язык и литература), уроки «Родной язык (русский)» и «Родная литература», школьный компонент «Основы читательской грамотности». Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям.



Выводы:

1.Методическая тема МО соответствует основным задачам, стоящим перед педагогическим коллективом школы.

2.Все члены МО вовлечены в методическую систему.

3. Все педагоги МО повышают уровень профессиональной подготовки через систему семинаров, вебинаров, курсов повышения квалификации, самообразования. Совершенствуют работу с обучающимися через ФГОС, элективы, олимпиады, творческие конкурсы.

  4. В работу МО внедряются инновационные технологии, в частности, информационные и мультимедийные. На сегодняшний день учителями МО разработано немало внеклассных мероприятий и уроков по предметам цикла с использованием ИКТ.

  5. Дальнейшая деятельность учителей в рамках создания единого информационно-образовательного пространства обеспечит качественные изменения в организации и содержании образовательного процесса, а также в характере результатов обучения. Поэтому работу в данном направлении необходимо развивать и совершенствовать.

 6. Использование инновационных технологий помогает учителям-предметникам найти индивидуальный подход к каждому ученику, дифференцированно оценивать знания ребят, поощрять и поддерживать их творчество, развивать их интеллект.

 7. Учителя отрабатывают нетрадиционные формы проведения уроков: дискуссии, конференции, уроки-исследования, уроки с применением групповой работы, с мультимедийным сопровождением, использованием компьютерных технологий. Такие уроки увлекают ребят, побуждают их к самообразованию, к чтению текстов художественных произведений, создают для детей ситуацию, когда можно высказать свою точку зрения.


Проблемы и трудности в работе:

1 Слабая организация работы с обучающимися «группы риска», т.к. есть неуспевающие по русскому языку и литературе;

2. Недостаточная подготовка обучающихся к олимпиадам, т.к. нет победителей;

3. Нет системы работы по самообразованию педагогов;

4. Эпизодическое использование инновационных технологий;

5. Слабая организация работы с« одаренными» обучающимися. Необходимо расширить участие обучающихся во внеклассной работе по предмету

6. Нет активностив распространении педагогического опыта учителями русского языка и литературы через выступления на семинарах, открытые уроки,публикации.

7.Необходимо усилить работу во 2 полугодии по повышению качества знаний обучающихся, особенно в выпускных классах;



 Анализ итогов работы показал, что поставленные задачи в основном выполнены. Но в работе ШМО  существуют недостатки. Не все учителя готовы пока к внедрению новых технологий, созданию индивидуальных образовательных маршрутов нуждающихся в помощи учителя школьников; не совсем налажена система работы со способными и слабоуспевающими детьми.

Саморекомендации:

-в целях распространения имеющегося у учителей ШМО педагогического и методического опыта необходимо усилить практическую направленность, делая акцент на обмен опытом путём размещения методических разработок на форумах и сайтах, публикации;

- спланировать работу МО с одарёнными детьми, разработать индивидуальные образовательные маршруты.

-совместно с психологом отобрать и опробовать методы диагностики развития ребёнка для достижения более эффективных результатов;

-ориентировать педагогов на повышение квалификационной категории.

-в целях соблюдения преемственности при переходе с начальной на основную ступень обучения, внедрения ФГОС ООО необходимо учителям, работающим в 5-9 -х классах: Ивановой О.Л. и Бочкаревой А.П. в 2020-2021 учебном году, пройти курсовую подготовку, запланировать работу над темами самообразования, соответствующими требованиям ФГОС ООО.

Задачи на новый год:

1. Развивать  профессионализм педагогов, формировать современные  профессиональные компетенции через овладение и внедрение современных образовательных технологий

2. Создавать оптимальные условия для развития основных компетенций учащихся сообразно с их интересами, способностями и возможностями.

3. Повышать уровень общедидактической и методической подготовки педагогов;

4. Проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности.

5. Создавать условия для самообразования педагогов, способствовать  распространению  опыта работы через публикации, участие в конкурсах.

6. Создавать  условия, позволяющие   обучающимся  реализовывать и развивать  свои индивидуальные  способности.

7. Внедрять в практику работы педагогов новые формы организации и проведения мониторинговых исследований.

8. Непрерывно  повышать  профессионализм  учителей   путем  их  включения    в  систему повышения квалификации.

9. Осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся.

10. Реализовывать  принципы  здоровьесбережения при проведении уроков.


Ожидаемые результаты работы:

1. Рост качества знаний обучающихся.

2. Овладение учителями ШМО системой преподавания предметов гуманитарной направленности в соответствии с вносимыми изменениями.

3.Учитывать особенности учащихся при планировании работы по русскому языку и литературе.

4. Совершенствовать работу по формированию у учащихся навыков самооценки и взаимооценки, самоконтроля и взаимоконтроля.

5. В соответствии с результатами ВПР по русскому языку скорректировать работу по предмету, учитывая специфику заданий ВПР; совершенствование методики преподавания; включение в урок заданий ВПР.



Дата: 16.06.2021

Руководитель ШМО: Селиверстова В.В.