Анализ работы ШМО учителей русского языка и литературы.
МАОУ СШ №9 2020-2021уч. год
Методическая тема школы: «Развитие профессиональной компетентности педагогов школы как фактор достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС».
Цель: организовать непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя, чтобы улучшить ВСОКО достижения учеников на ВПР, ОГЭ и ЕГЭ
Задачи:
1)совершенствовать систему внутришкольного контроля и мониторинга – ВСОКО (построить модель работы с низкомотивированными обучающимися, чтобы повысить результаты ВПР; участие во внешних оценочных процедурах);
2) выявить, обобщить и транслировать педагогического опыта в условиях реализации ФГОС;
3) повышать уровень профессиональной компетентности педагогов путем внедрения в педагогическую практику современных методик и технологий (технологии формирующего оценивания и дистанционные технологии)
Кадровый составучителей на 2020-2021 учебный год
Методическое объединение учителей русского языка и литературы состоит из 6 человек.
№ | ФИО | Стаж работы | Квалификационная категория, год присвоения, дата и номер приказа | Должность | Классы |
1 | Сидорова Людмила Александровна | 31 | Высшая кв. кат. в 2019 г Приказ: № 19-Д от 09.01.2020 | учитель русского языка и литературы | 8 «Б» -русский язык, литература, основы читательской грамотности 9 «А» -русский язык, литература, родной русский язык и родная литература 10 «А» - русский язык, литература, 11 «А» -русский язык, литература, родной русский язык и родная литература, русское правописание: орфография и пунктуация (10 - 11) |
3 | Селиверстова Виктория Викторовна | 36 | высшая кв. кат. в 2020 г. Приказ: № 21-Д от 19.01.2021 | руководитель ШМО, учитель русского языка и литературы | 7 «Б» - русский язык, литература, основы читательской грамотности 8 «А» - русский язык, литература, основы читательской грамотности 6 «А», - русский язык, литература, основы читательской грамотности 5»В»- русский язык, литература, основы читательской грамотности |
4 | Голдырева Наталья Ивановна | 24 | 1 кв. кат. в 2020 г. Приказ: № 904-Д от 10.12.2020 | учитель русского языка и литературы | 6 «Б» -- русский язык, литература, основы читательской грамотности 7 «А» - русский язык, литература, основы читательской грамотности 7 «В» - русский язык, литература, основы читательской грамотности 8 «Б» - русский язык, литература, основы читательской грамотности 5 «А» - русский язык, литература, основы читательской грамотности |
5 | Козулина Наталья Михайловна | 21 | высшая кв. кат, 2019 г. Приказ: 117-Д от 11.03.2019 | учитель русского языка и литературы | 6,7,8 классы - русский язык, литература, основы читательской грамотности 9 «В»- русский язык, литература, родной русский язык и родная литература |
| Бочкарева Анна Павловна | 43 | соответствие з.д. Приказ: № 125 от 03.12.2019 | учитель русского языка и литературы | 5 г и 6д - русский язык, литература, основы читательской грамотности 6г, 7г, 8в - основы читательской грамотности |
6 | Иванова Ольга Леонидовна | 3 | нет | учитель русского языка и литературы | 9 «б»- русский язык, литература , родной русский язык и родная литература 5 «Б» - русский язык, литература, основы читательской грамотности 6 «В» - русский язык, литература, основы читательской грамотности 5 «В»- домашнее обучение |
Повышение квалификации
Форма | Тема | Сроки прохождения | Подтверждающий документ (вид, дата выдачи) | Форма оплаты (бюджет/ внебюджет) |
Сидорова Л.А. | Организация деятельности педагогических работников по классному руководству ,17ч | 16.08.2020 | Удостоверение | |
Сидорова Л.А. | Написание сочинения ЕГЭ в связи с измененными критериями | 09.2020 | Удостоверение | |
Сидорова Л.А. | Развитие профессиональной компетенции специалистов, привлекаемых к осуществлению всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников, аттестующихся в целях установления квалификационных категорий в условиях подготовки к введению национальной системы учительского роста (16 ч.). | 02.02.2021 | Удостоверение | |
Селиверстова В.В. | «Изучение родного языка и родной литературы в соответствии с обновленными требованиями ФГОС» | 06 - 27 апреля 2021 | Удостоверение | |
Сидорова В.В. Голдырева Н.И. Селиверстова В.В. | Навыки оказания первой помощи в образовательных организациях, 36 ч | Июнь 2021 | Удостоверение | |
Сидорова В.В. Голдырева Н.И. Селиверстова В.В. Шарниева Н.М. | СДО квалификационные испытания по подготовке экспертов к оцениванию итогового сочинения по рус яз в 11 классе. Тренинги | Ноябрь 2020 | Сертификаты | |
Сидорова В.В. Голдырева Н.И. Селиверстова В.В. Шарниева Н.М | СДО квалификационные испытания по подготовке экспертов к оцениванию ОГЭ по рус яз. Тренинги | Март 2021 | Сертификаты | |
Сидорова В.В. Голдырева Н.И. Селиверстова В.В. Шарниева Н.М | Подготовка организаторов ППЭ | Март 2021 | Сертификаты | |
Шарниева Н.М. | «Методика анализа образовательных результатов обучающихся» (72 ч.) | Ноябрь 2020 | Удостоверение | |
Семинары, конференции и т.п. | Вебинар:Новые учебники - новые возможности: практика применения УМК по литературе в современном образовательном процессе (2 ч.) Итоговое сочинение и сочинение ЕГЭ по русскому: как совместить подготовку (2 ч.) «Проведение методических вебинаров по 20 общеобразовательным предметам для педагогов по повышению эффективности школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников (литература)» (8 ч.) Сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку. Учимся «сопрягать» и анализировать (1 ч.) | 20.08.20 15.09.20 18-19.02.21 21.04.21 | Сертификаты | |
Открытые уроки, мастер-классы | | | | |
Вебинары | | | | |
Тренинги | | | | |
Иное | | | | |
| | | |
| | | |
Методическая тема, над которой работало методическое объединение, насколько она согласуется с методической темой школы. Цель, задачи, которые ставились перед методическим объединением в 2020– 2021 учебном году.
Тема: (соответствует теме работы школы) «Развитие профессиональной компетентности педагогов школы как фактор достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС»
Цель: организовать непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя, чтобы улучшить ВСОКО достижения учеников на ВПР, ОГЭ и ЕГЭ
Задачи:
1)совершенствовать систему внутришкольного контроля и мониторинга – ВСОКО( построить модель работы с низкомотивированными обучающимися, чтобы повысить результаты ВПР; участие во внешних оценочных процедурах);
2) выявить, обобщить и транслировать педагогического опыта в условиях реализации ФГОС;
3) повышать уровень профессиональной компетентности педагогов путем внедрения в педагогическую практику современных методик и технологий (технологии формирующего оценивания и дистанционные технологии)
Направления работы ШМО на 2020-2021 учебный год:
Функциональная грамотность;
Формирующее оценивание;
Конкурсное движение среди педагогов;
Олимпиады;
Предметные декады;
Аттестация педагогических работников..
Реализация федеральной программы «Развитие образование на 2018-2025 гг»
Реализация проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» на информационно-образовательном портале «Российская электронная школа»
Совершенствование качества подготовки обучающихся школ города по русскому языку и литературе через внедрение ФГОС ООО, ФГОС ОВЗ, ФГОС СОО, использование современных информационных технологий, внедрение дистанционных методов обучения.
Совершенствование системы подготовки выпускников к ИА (ОГЭ, ЕГЭ) и ВПР
Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей по теме « Современный урок как фактор формирования положительной мотивации к обучению в условиях ФГОС".
Совершенствование технологий и методов работы с одаренными детьми (Проект «Успешное чтение»)
Разработка и коррекция ООП ООО и СОО рабочих программ в соответствии с ФГОС ООО и СОО, ОВЗ ООО
Повышение качества проведения учебных занятий на основе использования цифровых технологий в обучении.
Совершенствование видов и форм диагностики и контроля результатов образовательной деятельности.
Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению методикой системного самоанализа работы.
Обобщение и распространение положительного опыта творчески работающих учителей.
Формы организации методической работы:
заседание ШМО;
работа творческих групп;
семинары-практикумы;
круглые столы;
мониторинг результативной деятельности педагогов;
открытые уроки;
мастер-классы;
педагогические мастерские;
индивидуально-педагогическое самообразование.
Работа педагогов над темами самообразования.
Ф.И.О. учителя | Тема | Сколько лет учитель работает над темой |
Голдырева Н.И. | Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы через реализацию технологии разноуровневого обучения. | 1 год |
Иванова О.Л. | Технология использования в обучении русскому языку и литературе игровых методов:ролевых, деловых, и других видов обучающих игр. | 1 год |
Сидорова Л.А. | Применение инструментария внешних оценочных процедур (ВПР, ГИА) как условия повышения качества образования | 2 год |
Селиверстова В.В. | Повышение качества образования по русскому языку через комплексный анализ результатов процедур оценки качества образования: ВПР, ДКР, оценки читательской грамотности, НИКО, ОГЭ. | 1 год |
Шарниева Н.М. | Освоение приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как один из методов формирования читательской грамотности обучающихся | 2 год |
Бочкарева А.П. | ? | |
Сколько заседаний методического объединения проведено? Тематика заседаний. Насколько вопросы, вынесенные на заседания, позволили решать поставленные задачи?
В течение всего учебного года было проведено 6 заседаний ШМО:
Заседания ШМО:
Заседание №1 (август)
Тема: «Управление качеством образования по русскому языку и литературе»
Повестка:
1.О состоянии качества результата образования в 209-2020 учебном году
2. Проблемно-ориентированный анализ работы ГМО учителей русского языка и литературы за 2019 – 2020 учебный год
3. Планирование работы ГМО учителей русского языка и литературы на 2020 – 2021 учебный год
4. Содержание ОГЭ по русскому языку (изменения) в 2021 г
5. Разработка Программ по предметам : русский язык, литература, основы читательской грамотности, родной русский язык и родная литература
Решение:
1. Изучить «Информационно-аналитическая справку «О состоянии качества результата образования в 2019-2020 учебном году»
2. Соотнести результаты ЕГЭ, ОГЭ обучающихся своей школы с результатами обучающихся других школ города, области, России.
3. Оценить качество образовательных достижений обучающихся в соответствии с требованиями ГОС, для этого использовать общие показатели качества результата образования всей школ
4. Принять участие в организации и проведении школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников и Всероссийского конкурса сочинений в Свердловской области в 2020 - 2021 году
5. Вовлекать большее количество обучающихся во внеурочную и внеучебную образовательную деятельность на всех уровнях образования.
6. Расширять контингент учащихся участников разного уровня олимпиад.
7. Обеспечить разработку программ вариативных курсов
8. Обеспечить разработку методов и приемов подготовки обучающихся 8-9 классов к ОГЭ по русскому языку 2020 – 2021 г.
Заседание № 2 (ноябрь)
Тема: Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества обучения (в том числе дистанционного обучения.)
Цель: Повышение профессионального уровня учителей русского языка и литературы.
Повестка:
1.Анализ выполнения учебных программ, обязательного минимума содержания образования по предметам русский язык и литература. Анализ промежуточного контроля.
2.Итоги проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.
3.Обсуждение мероприятий и составление индивидуальных планов работы с отстающими по русскому языку и литературе.
4. Реализация ФГОС через внеклассные мероприятия
5.Круглый стол на тему: Использование в дистанционном обучении общедоступных федеральных и иных образовательных онлайн-платформ рекомендованных Министерством просвещения.
Решение: 1.Учителям русского языка и литературы продолжить работу с одаренными детьми по утвержденному плану .
2.Обратить внимание на допущенные ошибки в контрольных работах, проработать отдельные темы.
3. Подготовить план мероприятий по ликвидации пробелов с неуспевающими по предметам русский язык и литература .
4.Учителям-предметникам творчески подходить к подготовке и проведению внеклассных мероприятий по предметам цикла; активизировать все виды деятельности учащихся и использовать различные формы работы с ними.
5. Продолжить освоение онлайн-платформ рекомендованных Министерством просвещения: «Московская электронная школа» , Телеканал Мособртв , Профориентационный портал «Билет в будущее» WorldSkills International, сервис «Яндекс.Учебник», Образовательная платформа «Учи.ру», Платформа новой школы, созданной Сбербанком, Система «Маркетплейс образовательных услуг», «Фоксфорд», InternetUrok.ru, онлайн-школа Skyeng. Онлайн-платформа «Мои достижения» Платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум». Всероссийский образовательный проект «Урок цифры». Платформа «Сириус.Онлайн»
Заседание № 3 (январь)
Тема: Результаты деятельности учителей русского языка и литературы по совершенствованию образовательного процесса
Цель: Повышение профессионального уровня учителей русского языка и литературы.
Повестка:
1.Анализ работы учителей-словесников за 2 четверть.
2.Анализ итогового сочинения в 11 классе.
3. Анализ итогов проверки уровня развития читательской грамотности в 6-х,8-х,10-м классах в декабре 2020 г.
3.Подготовка к итоговому собеседованию в 9 классах.
4.Итоги проведения сжатого изложения по текстам ГИА в 9 классе.
5.Реализация ФГОС через внеклассные мероприятия.
6.Обзор новинок современной художественной и методической литературы (совместно с библиотекой).
Заседание №4 (март)
Тема: МЕТОДОЛОГИЯ и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. Участие в ежегодной процедуре региональных оценок по модели PISA.
Цель: подготовка к новому виду исследования читательской грамотности обучающихся
Повестка:
1.Об ежегодном проведении региональных оценок по модели PISA
2.Приказ Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России N 219 от 06.05.2019 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"
3.Особенности процедуры. Содержание заданий. Анализ демоверсии.
4. Система подготовки к ВПР в 5-8 классах (обмен опытом)
5. Система подготовки к ОГЭ в 9 классах (обмен опытом)
6. Самообразование педагога через систему вебинаров и курсов (опрос)
7. Система работы со «слабоуспевающими» по предметам (обмен опытом)
Заседание №5 (апрель)
Тема: «Новый ФГОС 2020-2021 ООО и СОО» Требования к результатам по русскому языку и литературе.
Повестка:
1.Обсуждение Проекта нового стандарта основного общего образования (5 - 9 классы)
(сайт http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57359.html)
2.Анализ результатов устного собеседования.
3.Подготовка обучающихся к участию в проверке уровня развития читательской грамотности – 2021
4. Приемы работы с текстом как средство совершенствования читательской грамотности.
Заседание №6 (май)
Тема: «Анализ работы МО в 2020-2021 учебном году.
Цель: анализ работы МО в 2020-2021, выявление проблем, планирование работы на 2021-2022 у.г.
Повестка:
1.Анализ состояния преподавания и качество знаний, обучающихся (результатам ДКР, четвертные, полугодовые контрольные работы). Причины наиболее высоких и наиболее низких показателей по классам. (Отчеты педагогов об интеллектуальных возможностях классов, профессионализм и системе работы учителя.) Вывод по сравнению с предыдущими годами
2. Отчеты педагогов по темам самообразования.
3. Внедрение новой линейки УМК (Быстровой Е.А. и др.) по русскому языку в 5 классах (Рабочая программа, КПТ)
4.Редактирование рабочих программ в 9,11 классах «Родной язык (русский)», «Родная литература»
5. Планирование работы на новый учебный год.
Результаты ВПР по русскому языку 2021 (предмет)
Предмет | класс | Число участников | Макс. балл | Успеваемость % | Качество % | Кол-во участников, не преодолевших порог |
Русский язык | 5 | 99 | 43 б. | 66% | 31% | 33 ч.-33% |
6 | 91 | 49 б. | 51% | 18% | 45 ч.- 49% |
7 | 80 | 34 б. | 59% | 30% | 33 ч.- 41% |
8 | 73 | 49 б. | 56% | 19% | 32 ч.- 44% |
| | | | | |
Результаты ОГЭ по русскому языку 9-е классы
Предмет | класс | Число участников | Макс. балл | Успеваемость % | Качество % | Кол-во участников, не преодолевших порог |
ОГЭ русский язык | 9-е | 65 | 32 | 99% | 69% | 1ч. Бобков Кирилл, 9б |
Результаты ЕГЭ по русскому языку
| ГВЭ | ЕГЭ 2021г |
Всего участников -32 человека | 7 | 25 |
Средний балл | 3, 3 | 76 |
Максимальный балл | 4 | 94 |
Минимальный балл | 3 | 48 |
100 баллов | | нет |
81-100 баллов | | 10 чел., 40% |
61-80 баллов | | 12 чел., 48% |
36- 60 баллов | | 3 чел., 12% |
Не преодолели минимальный порог | 0 | 0 |
Результаты ЕГЭ по литературе
№ | Фамилия | 1 пол 10 кл. | 2 пол. 10 кл. | год | 1 пол. 11кл. | 2 пол. 11кл | год | ДКР, 25.09.21. | ЕГЭ |
1 | Фролова Ю | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 31 б., низкий уровень | 71б., средний уровень. Соответствует оценке. |
Результаты исследования сформированности читательской грамотности обучающихся 6-х, 8-х, 10-х классов от декабря 2020
6 классы | Уровни читательской грамотности |
Кол-во | высокий | повышенный | базовый | низкий | Критически низкий | итого | качество: высокий и повышенный |
15 чел. | 0% | 27% | 47% | 6% | 20% | 100% | 27% |
8классы | Уровни читательской грамотности |
15 чел. | 7 % | 13% | 20% | 60% | 0% | 100% | 20% |
10 класс | Уровни читательской грамотности |
12 чел. | 17 % | 33% | 25% | 25% | 0% | 100% | 50% |
Анализ проведенных в течение учебного года контрольных работ (проблемы).
| | | Итоговый контроль |
Учитель | Предмет | Класс | Успеваемость % | Качество % |
| | | | |
| | | | |
Результаты обучения детей в сетевых группах (при наличии)
Год | Предмет (профиль) | Количество участников (с указанием %) | Результат (средний балл по итогам ВПР или ГИА) |
| | | |
Работа с детьми с низкой мотивацией (что было сделано).
Для повышения мотивации обучающимся было предложено следующее:
- значимый, интересный для них материал;
- задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;
- устанавливалась положительная обратная связь;
- создавались условия для формирования навыка самостоятельных действий у слабоуспевающих учащихся;
- практиковалась совместная работа с ребенком по выработке целей и задач деятельности на уроках;
- учителя старались избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации;
- педагоги следили за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрасту, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка, регулировали уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом;
- Предоставляли обучающимся право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом их свободы;
- для «одаренных» обучающихся подбирались учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствовало формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
План предупреждающих действий в виде рекомендаций на 2021 - 2022 учебный год.
Задачи:
- Создать условия для эффективного обучения и развития учащихся с низкими учебными возможностями, освоения базовых программ.
- Сформировать умения и навыки учебной деятельности у учащихся с низкими учебными возможностями, развивать навыки самообучения, самовоспитания, самореализации.
- Изучить информационный банк учителя о результатах учебной деятельности учащихся, планирования и осуществления работы со слабоуспевающими учащимися на уроке и вне урока.
- Определить уровень взаимодействия учителя-предметника с классными руководителями, социально-психологической службой школы, родителями учащихся в решении задач по успешности обучения детей.
- Оценить теоретическую подготовленность учителя по вопросу преодоления неуспеваемости учащихся.
- Наметить управленческие решения по регулированию деятельности учителя со слабоуспевающими учащимися.
План:
1.Ведение в течение года учета знаний слабоуспевающих учащихся класса
2.. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками
3. Привлечение учащихся к участию в классных и общешкольных мероприятиях.
4.Осуществление контроля за посещаемостью слабоуспевающих учащихся учебных и дополнительных занятий.
5.Оказание методической квалификационной помощи молодым учителям, работающим с учащимися «группы риска» руководителем ШМО, организация, индивидуальных консультаций учителям-предметникам.
6.Проверка ведения тетрадей руководителем ШМО и взаимопроверка.
7.Посещение уроков руководителем ШМО и взаимопосещение уроков педагогами:
8.Проведение консультаций со слабоуспевающими учащимися в предэкзаменационный период в 9- х классах.
10.Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:
- информирование родителей выпускников о результатах успеваемости учащихся;
-проведение родительских собраний, дней открытых дверей;
- проведение индивидуальных бесед с родителями с целью усиления контроля за подготовкой слабоуспевающих детей к ОГЭ и ЕГЭ
Распространение и обобщение опыта (открытые уроки, публикации, мастер-классы, семинары, конкурсы профессионального мастерства, методические учёбы и т.д.)
Участие в конкурсах
Мероприятие | Дата | Уровень | Форма предъявления результатов | Учитель |
| | | | |
| | | | |
Публикации
№ | Ф.И.О. учителя | Уровень | Тема публикации | Сборник (журнал, газета) |
1 | Иванова О.Л. | 2021 всероссийский | Журнал «Научное образование» РИНЦ № 2 (11) 2021 | «Волонтерство как средство духовно-нравственного воспитания учащихся» |
Количество открытых уроков (мероприятий)
Тема урока | Класс | Дата проведения | Уровень проведения |
| | | |
| | | |
Реализация программы «Одаренные дети» (участие обучающихся в предметных олимпиадах, смотрах, конкурсах, научно-практических конференциях, работе НОУ школы; результативность данного участия в динамике)
Ф.И.О. учителя | Уровень проведения | Название | Класс и кол-во участников | Результат (участник, лауреат, призер, победитель с Ф.И.) |
Олимпиады |
ВОШ | муниципальный | Русский язык | 7 | 1 м. |
ВОШ | муниципальный | Литература | 6 | участие |
Конкурсы |
Голдырева Н.И. Иванова Н.М. | муниципальный | «Живая классика» | 3 | 2 м. |
Иванова О.Л. | муниципальный | «Живые рифмы» | 1 | 2 м. |
Иванова О.Л. | Всероссийский | « Мы о войне стихами говорим» | 1 | 1 м. |
Эффективность внеклассной работы по предмету.
Тема мероприятия | Класс | Дата проведения |
1) Конкурс « живые рифмы»- муниципальный – 2 место 2)Областной конкурс по избирательному праву - грамота 3)Всероссийский онлайн конкурс «Мы о войне стихами говорим» - 1 место | | |
| | |
| | |
Проектная деятельность
Ф.И.О. учителя | Тема проекта | количество учащихся | «Выход» проектной работы (какой «продукт» получен) |
Иванова О.Л. | «Средства и методы привлечения молодежи к участию в выборах» | 2 ч. | 1 место на городском уровне, Участие в областном уровне |
Итоги предметной недели
В ходе проведения недели русского языка и литературы «ЗАРЯ: ЗА Русский Язык» с 01 по 16 апреля 2021 г. для
-создание условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым обучающимся в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно – образовательных потребностей;
-повышение интереса обучающихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации;
-выявление школьников, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины.
-выявить одаренных детей и разработать перспективный план работы с ними.
-повышение интереса учеников к учебным предметам - русский язык и литература;
-формирование познавательной активности;
- расширение кругозора.
- популяризация книги и чтения среди обучающихся путем создания буктрейлеров.
- создание привлекательного образа и имиджа книги, чтения.
было проведено/ организовано:
1.Конкурс буктрейлеров «Книга. Новый формат»
2.Конкурса мерча «Литература-АРТ».
3.Конкурс «Меня застали за чтением!!!».
4.Квест «ЗАРЯ» 5-8 классы
…Обучающимися были созданы 4 буктрейлера к любимыи книгам по теме «Книга. Новый формат» (победители 7-в класс), 15 мерчей по теме: «Литература-АРТ» (победители 9-б класс) в конкурсе «Меня застали за чтением!!!» победил 8-а класс,
В конкурсе-квесте «ЗАРЯ» приняли участие обучающиеся 67 человек - команды из 5-8 классов. Обучающиеся участвовали в викторине, содержащей вопросы по литературе XIX – XXвв в рамках школьной программы, в конкурсе на знание лексики и фразеологии русского языка, решали лингвистических задачи: ребусы, шарады, головоломки, проявят актерское мастерство, фантазию, находчивость.
Победители определились в каждой параллели классов.
В конце были подведены итоги, участники награждены дипломами, победители - ценными призами.
Какие инновации внедряются в работу методического объединения?
Участие в инновационной деятельности
Форма участия | Результат участия |
| |
| |
| |
Какие новые учебные программы осваиваются учителями - членами методического объединения, ведется ли преподавание по авторским программам?
Программы курса «Русский язык» 5-9 классы Автор-составитель Л.В. Кибирева. Москва, «Русское слово», 2020г.
Программа по учебному предмету «Русский родной язык» под редакцией О.М. Александровой, - М.: Просвещение, 2020г.
«Методические рекомендации по изучению обязательных предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Составители: Волчек М.Г., Максимова Н.В., Молокова А.В.
Учебно-методический комплект, используемый в работе.
№ п/п | ФИО | Класс | УМК |
1. | Сидорова Л.А. Селиверстова В.В. Голдырева Н.И. Иванова О.Л. | Русский язык 5-9 классы | Программа Л. О. Савчук; под редакцией Е. Я. Шмелевой «Русский язык: программа:5-9, 10-11 классы общеобразовательных учреждений».- М.:Вентана – Граф, 2013. «Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.»/ А.Д. Шмелев, под ред. А.Д. Шмелева - М.: Вентана-Граф 2014. Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» (учебные словари, учебные инструкции, проектные задания).-Вентана – Граф. «Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.»/ А.Д. Шмелев, под ред. А.Д. Шмелева - М.: Вентана-Граф 2015. Приложение к учебнику «Русский язык 6 класс» (учебные словари, учебные инструкции, проектные задания).-Вентана – Граф. «Русский язык: 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.»/ А.Д. Шмелев, под ред. А.Д. Шмелева - М.: Вентана-Граф 2016. Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» (учебные словари, учебные инструкции, проектные задания).-Вентана – Граф. «Русский язык: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений» А.Д. Шмелев, под ред. А.Д. Шмелева - М.: Вентана-Граф 2017. Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» (учебные словари, учебные инструкции, проектные задания).-Вентана – Граф. «Русский язык: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений»/ А.Д. Шмелев, под ред. А.Д. Шмелева - М.: Вентана-Граф 2015. Приложение к учебнику «Русский язык 9 класс» (учебные словари, учебные инструкции, проектные задания).-Вентана – Граф. |
2 | Шарниева Н.М. Бочкарева А.П. | Русский язык 5-8 класс | Русский язык. 5 класс. Учебник - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 часть - Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс. Учебник - Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс - Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др |
| Шарниева Н.М. | Русский язык 9 класс | Русский язык. 9 класс. Учебник - Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др. |
3 | Сидорова Л.А. Селиверстова В.В. Голдырева Н.И. Иванова О.Л. | Литература 5-9 классы | Программа Г. С. Меркин, С.А.Зинин.» – М.: «Русское слово», 2012 г Учебник «Литература. 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-2-е изд.-М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. Учебник «Литература. 6 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-2-е изд.-М.: ООО «Русское слово - учебник». Учебник «Литература. 7 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-2-е изд.-М.: ООО «Русское слово - учебник». Учебник «Литература. 8 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-2-е изд.-М.: ООО «Русское слово - учебник». Учебник «Литература. 9 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-2-е изд.-М.: ООО «Русское слово - учебник». |
4 | Шарниева Н.М. Бочкарева А.П. | Литература | Литература. 5 класс. Учебник в 1-2 часть - Коровина В.Я. и др. Литература. 6 класс. Учебник в 1-2 часть - Коровина В.Я. и др. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия 1- 2 Часть - Курдюмова Т.Ф. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия. 1-2 часть - Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 9 класс. Учебник 1-2 часть - Коровина В.Я. и др. |
5 | Сидорова Л.А. | Русский язык 10-11 класс | Русский язык. 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Учебник. И.Гусарова М.: Вентана-Граф Русский язык. 11 класс. Базовый и углубленный уровни. Учебник. И.Гусарова М.: Вентана-Граф |
6. | Сидорова Л.А. | Литература 10-11 класс | Литература. 10 класс. Учебник 2 Часть - Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 11 класс. Учебник 1-2 Часть - Чалмаев В.А., Зинин С.А. |
Какие формы работы с кадрами успешно используются в методическом объединении?
Формами организации методической работы в ШМО являются:
заседания методического объединения;
педагогические семинары и курсы;
подготовка обучающихся к школьным олимпиадам и творческим конкурсам;
…
ШМО учителей русского языка и литературы работало в соответствии с планом работы МО и общешкольным планом. Регулярно проводились заседания МО, на которых анализировались актуальные вопросы обучения школьников и повышения профессиональной компетентности педагогов школы как фактор достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС
В соответствии с поставленными задачами методическая работа МО была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышения уровня профессиональной компетентности учителей, повышение уровня качества знаний учащихся по предмету, организации подготовки к государственной итоговой аттестации.
Учителями апробированы следующие методики использования новых технологий на уроках: дистанционное обучение через программу Microsoft Teams.
В соответствии с планом учителя-предметники прошли курсы, направленные на повышение профессионального мастерства. Педагогический опыт совершенствуется и в рамках МО. Это выступления на заседаниях МО с докладами по темам самообразования, освоение новых педагогических технологий, инновационная работа по предметам, посещение вебинаров.
Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету.
Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы образовательной области «Филология». Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, уроки развития речи (русский язык и литература), уроки «Родной язык (русский)» и «Родная литература», школьный компонент «Основы читательской грамотности». Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям.
Выводы:
1.Методическая тема МО соответствует основным задачам, стоящим перед педагогическим коллективом школы.
2.Все члены МО вовлечены в методическую систему.
3. Все педагоги МО повышают уровень профессиональной подготовки через систему семинаров, вебинаров, курсов повышения квалификации, самообразования. Совершенствуют работу с обучающимися через ФГОС, элективы, олимпиады, творческие конкурсы.
4. В работу МО внедряются инновационные технологии, в частности, информационные и мультимедийные. На сегодняшний день учителями МО разработано немало внеклассных мероприятий и уроков по предметам цикла с использованием ИКТ.
5. Дальнейшая деятельность учителей в рамках создания единого информационно-образовательного пространства обеспечит качественные изменения в организации и содержании образовательного процесса, а также в характере результатов обучения. Поэтому работу в данном направлении необходимо развивать и совершенствовать.
6. Использование инновационных технологий помогает учителям-предметникам найти индивидуальный подход к каждому ученику, дифференцированно оценивать знания ребят, поощрять и поддерживать их творчество, развивать их интеллект.
7. Учителя отрабатывают нетрадиционные формы проведения уроков: дискуссии, конференции, уроки-исследования, уроки с применением групповой работы, с мультимедийным сопровождением, использованием компьютерных технологий. Такие уроки увлекают ребят, побуждают их к самообразованию, к чтению текстов художественных произведений, создают для детей ситуацию, когда можно высказать свою точку зрения.
Проблемы и трудности в работе:
1 Слабая организация работы с обучающимися «группы риска», т.к. есть неуспевающие по русскому языку и литературе;
2. Недостаточная подготовка обучающихся к олимпиадам, т.к. нет победителей;
3. Нет системы работы по самообразованию педагогов;
4. Эпизодическое использование инновационных технологий;
5. Слабая организация работы с« одаренными» обучающимися. Необходимо расширить участие обучающихся во внеклассной работе по предмету
6. Нет активностив распространении педагогического опыта учителями русского языка и литературы через выступления на семинарах, открытые уроки,публикации.
7.Необходимо усилить работу во 2 полугодии по повышению качества знаний обучающихся, особенно в выпускных классах;
Анализ итогов работы показал, что поставленные задачи в основном выполнены. Но в работе ШМО существуют недостатки. Не все учителя готовы пока к внедрению новых технологий, созданию индивидуальных образовательных маршрутов нуждающихся в помощи учителя школьников; не совсем налажена система работы со способными и слабоуспевающими детьми.
Саморекомендации:
-в целях распространения имеющегося у учителей ШМО педагогического и методического опыта необходимо усилить практическую направленность, делая акцент на обмен опытом путём размещения методических разработок на форумах и сайтах, публикации;
- спланировать работу МО с одарёнными детьми, разработать индивидуальные образовательные маршруты.
-совместно с психологом отобрать и опробовать методы диагностики развития ребёнка для достижения более эффективных результатов;
-ориентировать педагогов на повышение квалификационной категории.
-в целях соблюдения преемственности при переходе с начальной на основную ступень обучения, внедрения ФГОС ООО необходимо учителям, работающим в 5-9 -х классах: Ивановой О.Л. и Бочкаревой А.П. в 2020-2021 учебном году, пройти курсовую подготовку, запланировать работу над темами самообразования, соответствующими требованиям ФГОС ООО.
Задачи на новый год:
1. Развивать профессионализм педагогов, формировать современные профессиональные компетенции через овладение и внедрение современных образовательных технологий
2. Создавать оптимальные условия для развития основных компетенций учащихся сообразно с их интересами, способностями и возможностями.
3. Повышать уровень общедидактической и методической подготовки педагогов;
4. Проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности.
5. Создавать условия для самообразования педагогов, способствовать распространению опыта работы через публикации, участие в конкурсах.
6. Создавать условия, позволяющие обучающимся реализовывать и развивать свои индивидуальные способности.
7. Внедрять в практику работы педагогов новые формы организации и проведения мониторинговых исследований.
8. Непрерывно повышать профессионализм учителей путем их включения в систему повышения квалификации.
9. Осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся.
10. Реализовывать принципы здоровьесбережения при проведении уроков.
Ожидаемые результаты работы:
1. Рост качества знаний обучающихся.
2. Овладение учителями ШМО системой преподавания предметов гуманитарной направленности в соответствии с вносимыми изменениями.
3.Учитывать особенности учащихся при планировании работы по русскому языку и литературе.
4. Совершенствовать работу по формированию у учащихся навыков самооценки и взаимооценки, самоконтроля и взаимоконтроля.
5. В соответствии с результатами ВПР по русскому языку скорректировать работу по предмету, учитывая специфику заданий ВПР; совершенствование методики преподавания; включение в урок заданий ВПР.
Дата: 16.06.2021
Руководитель ШМО: Селиверстова В.В.