Анализ работы школы раннего развития «Успех» за первое полугодие 2022 – 2023 учебного года.
Педагог дополнительного образования
Овчарова Галина Леонидавна
Ребенок растет очень быстро и наступает возраст, когда ему уже недостаточно общения, только с родителями. Ему хочется играть со сверстниками, развиваться, учиться новому, познавать мир. Отдавать ребенка в детский сад не всегда предоставляется родителям возможным. Здесь на помощь приходит центр «Досуг» с обучением в школе раннего развития «Успех» для учащихся 5 и 6 лет основными целями которой является:
Адаптация к условиям дополнительного образовательного учреждения
Ранняя социализация детей
Развитие и обучение учащихся с учетом индивидуальных способностей, интересов и возраста
Обеспечение гармоничного личностного, физического и интеллектуального развития ребенка
Оказание педагогической и практической помощи родителям в организации воспитания и развития ребенка в домашних условиях
Изучив нормативную базу и соответствующие документы, мы, первые в районе, кто открыл данную форму воспитания и обучения детей. И такая школа «Успех» у нас функционирует уже более 25 лет. За данный период прослеживается положительная динамика в развитии учащихся: дети научились отвечать на поставленные педагогом вопросы, общаться друг с другом, играть в игры, слушать и пересказывать сказки, рассказывать наизусть стишки, считать до10 и обратно, решать математические задачи, работать с тестами. Эти навыки, которые приобретают учащиеся помогают учителям 1 класса.
В соответствии с требованиями разработан режим занятий.
Длительность занятий-25 минут.
Перерыв между занятиями10 минут.
Между 2 и 3 занятием –занятие «Вместе спляшем и споем».
В этом учебном году работает 5 Групп. Всего посещают------73 учащихся. Мальчиков-35чел., девочек- 38чел.
В наших группах созданы все условия для того, чтобы ребенок полноценно развивался, пока родители заняты делами. Имеется отдельный кабинет, снабженный развивающими играми, интерактивной доской, необходимым дидактическим материалом, есть места для отдыха на переменах.
Я работаю по авторской программе. Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый учащийся для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В программе выделяются 4 курса, отражающих основные линии развития учащихся в результате его обучения:
- «Веселая азбука»
- «Заниматика»
- «Родной край в художественном творчестве»
- «Поиграй -ка»
Эта программа хороша тем, что на каждом занятии учащийся :
Становится участником игр, направленных на развитие: восприятия, мелкой моторики, речи, мышления, памяти и воображения;
Получает практический опыт сенсорного развития;
С удовольствием играет в музыкальные, ролевые, сюжетные игры;
Осваивает комплексы физических упражнений;
Узнает в увлекательной форме об окружающем мире;
Раскрывает свой творческий потенциал через лепку, рисование, конструирование;
Знакомится со счетом в пределах 10 (прямом и обратном), с решением арифметических задач;
Учится составляет небольшие рассказы на близкие ему темы ( например: «Любимое занятие», «Зимние забавы», «Мое любимое домашнее животное» и др.)
Изучает алфавит, знакомится со звуко – буквенным составом слов, учится соединять слоги и слова
Если говорить о приоритетных направлениях, то я считаю, что школа «Успех» позволяет учащимся:
1. В естественной и мягкой форме адаптироваться к условиям нашего образовательного учреждения.
2. Получить опыт ранней социализации, научиться играть со сверстниками.
3. Расширить зону ближайшего развития, обучаясь в игре, поскольку каждое занятие — это последовательное, выраженное в разнообразной деятельности, развитие сказочного сюжета.
В своей практике я использую разнообразные формы работы с родителями:
- Индивидуальная работа с родителями;
- Участие родителей в тематических родительских собраниях с целью осуществления просвещения родителей и повышения их уровня компетентности в области обучения и воспитания детей. На собраниях рассматриваем такие темы как:
“Познай себя как родителя”.
“Значение режима дня в жизни старшего дошкольника”.
“Как подготовить ребенка к школе”.
“Воспитание волевых качеств у ребенка”.
Чтобы родители выступали не просто как слушатели, но и как активные участники, я провожу семинары-практикумы, такие как “Контрольная для родителей”, “Знаете ли вы своего ребенка?”
- Совместно с родителями были проведены праздники: «Праздник осени», «День матери», «Новый год», «День именинника». Родители с удовольствием участвуют вместе с детьми в конкурсах декоративно – прикладного искусства различного уровня.
В течении учебного года для успешной организации обучения традиционно определяются стартовые , промежуточные и итоговые интеллектуальные и личностные особенности каждого учащегося.
Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами:
физической готовностью;
интеллектуальной готовностью;
личностной готовностью.
Физическая готовность ребёнка к школе определяется врачами и заносится в медицинскую карту.
Интеллектуальная готовность включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние ряда познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти), умственное и речевое развитие.
Личностная готовность включает в себя ориентировку в окружающем мире, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность, инициативу, потребность в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми, что определяет желание ребенка учиться и его успехи.
Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе можно установить, используя различные диагностические методики, которых сегодня немало. Нами используются те, которые может организовать и интерпретировать сам педагог.
Педагогическая диагностика, используемая мной, разработана под редакцией Л.Е. Журовой. Она включает в себя два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных рабочих листах. Второй этап – индивидуальное обследование, в процессе которого педагог наблюдает за деятельностью одного ребенка.
При проведении групповой педагогической диагностики я придерживаюсь следующих основных правил:
1. За столом сидит один ребенок, у которого есть рабочие листы и набор цветных карандашей.
2. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более трех минут. При переходе к чтению следующего задания следует предупредить детей об этом словами: "Слушайте следующее задание".
3. Общая продолжительность группового обследования не превышает 30 минут.
4. Во время работы поддерживаю доброжелательную атмосферу.
Индивидуальное обследование включает в себя часть, связанную с определением уровня речевого развития, и дополнительные задания только тем учащимся, которые допустили ошибки в ходе группового обследования.
3 балла выставляется при высоком уровне развития исследуемого параметра ( задание выполнено полностью с незначительными недочетами)
2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, (правильно выполнено более половины заданий)
1 балл свидетельствует о низком уровне развития исследуемого параметра ( задание выполнено частично, менее половины).
Для получения выводов об уровне готовности к школьному обучению использую шкалу из трех уровней
1. Высокий уровень готовности к обучению - доминирует 3-х балльные результаты с единичными показателями 2-х баллов; (21-24 баллов) Это значит, что при обучении в I классе для поддержания познавательного интереса и высокого уровня умственного развития этих детей необходимо предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий.
3. Средний уровень готовности к обучению - доминируют 2-х балльные результаты с единичными показателями 1-3-х баллов; (10-14 баллов) Эти дети в I классе будут справляться с большинством заданий с незначительной помощью учителя.
4. Низкий уровень готовности к обучению доминируют 1-балльные результаты с единичными показателями 2-х баллов; (до 9 баллов). Нужно принять, что дети, показавшие такой уровень развития в I классе, будут справляться с большинством заданий со значительной помощью учителя.
Данные этой педагогической диагностики, безусловно, не могут лежать в основе далеких прогнозов. Опыт показывает, что специально организованная система обучения может оказать значительное влияние на развитие ребенка.
Для определения готовности ребенка к школьному обучению мы изучаем ряд интеллектуальных умений, необходимых ребенку с первых шагов обучения.
1. Умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки и углы, не округляя их.
Текст задания: "На своих листах вы видите фигуру. Рассмотрите её внимательно. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру”.
2. Умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), умения пересчитывать клеточки.
Текст задания: "Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания). Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в черный цвет
1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз две клеточки и третью закрасьте, синим карандашом.
3. Возьми зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей через одну , закрасьте зеленым карандашом.
4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте жёлтым карандашом".
3. Умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, соответственно правильному пониманию текста задачи. Перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов)
Текст задания: "На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играло на полянке".
"В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Сколько человек осталось в машине? (Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине)." (Текст задачи можно повторить).
4. Интуитивные топологические представления, понимание терминов "внутри", "вне"; способность правильно понимать высказывание.
Текст задания: «Посмотрите на доску. (Педагог чертит на доске треугольник.) Я начертила треугольник. (Отмечает точку внутри треугольника.) Я отметила точку внутри треугольника. (Отмечает точку вне треугольника.) Я отметила точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот рисунок на своих листах найдите круг, найдите квадрат». Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.
Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.
Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.
Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга, и вне квадрата".
5. Умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).
Текст задания: "Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники. (На листе бумаги нарисовано в три-четыре строчки 25-30 кругов, в которых расположены треугольники. Примерно в середине - один круг пустой). Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов, то нарисуйте рядом еще один круг; если треугольников, то нарисуйте еще один треугольник".
6. Умения классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию.
Детям раздаются листы с нарисованными треугольниками. Перед каждым ребенком лежит шесть цветных карандашей.
Текст задания: “Внимательно рассмотрите эти фигуры и мысленно разделите их на несколько групп так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. Фигуры каждой группы нужно закрасить одинаковым цветом. Сколько найдете групп одинаковых фигур, столько и понадобится вам разных цветных карандашей. Цвет выбирайте сами”.
7. Состояние моторики и зрительно-моторных координаций, умения копировать заданный письменными буквами образец.
Текст задания: "Видите, здесь что-то написано. (на листе бумаги запись: Он ел суп .) Конечно, вы еще не умеете читать и писать прописными буквами , но вы сможете срисовать эту надпись. Внимательно посмотрите, как на вашем листе написаны буквы, и ниже перерисуйте так же".
8. Состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Текст задания: "Столбиком нарисованы кружки. Я показываю картинки. (солнце, собака, зонт, коса, слон, лиса, роза, цыпленок, ваза, кисточка для рисования, капуста)., вы зачеркиваете кружок, если в названии имеется звук [с].). Первая картинка "солнце", в слове "солнце" есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок, а на этой картинке нарисован зонт. В слове "зонт" нет звука |с|, поэтому не зачеркиваем кружок”. Приступаем к выполнению задания.
По итогам проведенных диагностик проводится беседа с родителями. Особое внимание уделяю тем родителям, чьи дети показали средний и низкий уровень готовности к обучению. В тактичной форме знакомлю с результатами, но и совместно намечаем план необходимой коррекционной работы.
Промежуточная диагностика, определяющая готовность учащихся ШРР «Успех» второго года обучения.
Результаты педагогической диагностики.
Количество – 13 человек
| Количество человек |
Высокий уровень 21- 25 баллов | 8 |
Средний уровень 9 – 14 баллов | 4 |
Низкий уровень 7-8 баллов | 1 |
Анализ результатов диагностики показал, что высокий уровень готовности имеют 8 детей, что составляет 62 %; 4 человека имеют средний уровень - 30% , а 1 человек (8%) – низкий уровень. Это говорит о хорошей подготовке к школе большей части учащихся, однако в организации образовательной деятельности обязательно было важно осуществлять индивидуальный подход. Все это в значительной степени подтвердилось при последующем обучении.
Таким образом, основная цель диагностирования - выявление уровня готовности учащихся к обучению в 1 классе и развитие у них необходимых умений, навыков для дальнейшего успешного обучения. Промежуточная диагностика позволяет педагогу строить образовательную деятельность в условиях личностно-деятельностного подхода, при необходимости осуществлять коррекционно-развивающие мероприятия с учащимися.
Промежуточная диагностика, определяющая готовность учащихся ШРР «Успех» первого года обучения.
Результаты педагогической диагностики.
Количество – 60 человек
| Количество человек |
Высокий уровень 21- 25 баллов | 23 |
Средний уровень 9 – 14 баллов | 29 |
Низкий уровень 7-8 баллов | 8 |
Анализ результатов диагностики показал, что высокий уровень готовности имеют 23 чел., что составляет 38,3 ; 29 человек имеют средний уровень -48,3 % , а 8 человек –13,4%низкий уровень.