Анализ работы внеурочной деятельности хоровой студии «Поём вместе» в 1 «В» классе
В соответствии с требованиями ФГОС в 2020-2021 учебном году в рамках внеурочной деятельности мной проводился курс хоровой студии «Поём вместе».
Количество обучающихся - 16 человек.
Занятия проводились 1 час в неделю.
Продолжительность занятий - 30 минут.
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.
Задачи программы:
формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края.
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.
развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств.
развитие творческих способностей младших школьников.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные универсальные учебные действия
Отличительными особенностями курса является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы, музыки, изобразительного искусства и вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
В раздел курса включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.
Виды деятельности – пение, групповые, игровое творчество.
Тема «Музыка вокруг тебя»
Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с музыкантами, экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях.
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы –постановка музыкальных сказок, концертов.
Виды деятельности – пение, групповые, игровое творчество.
Тема «Фольклор»
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми, праздниками русского народа и народными инструментами, всё это расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. Ансамбль. Народный оркестр. Чем похожи «Три оркестра».
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, народных песен.
Виды деятельности – пение, групповые, игровое творчество.
Тема «Творчество»
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Формы – творческие игры, конкурсы.
Виды деятельности – пение, групповые, игровое творчество.
Тема «Радуга талантов»
понимания значения музыкального искусства в жизни человека;
нравственно-эстетических переживаний музыки;
начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности;
эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.
выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;
следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;
понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;
контролировать свои действия в групповой работе;
проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.
Результаты работы курса
У обучающихся формируется: музыкально-эстетическое, нравственное воспитание. Музыка – один из самых доступных видов искусства для детей. На занятиях дети исполняли песни-пляски, потешки, считалки, прибаутки, заклички, частушки, небылицы.
«Битва хоров» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками и жюри.
По итогам на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные исполнители музыкальных песен казачьей тематики. Коллективно изготавливаются декорации, костюмы для выступления. Прогонные и генеральные репетиции, выступление.
Коллективный работа: «Битва хоров» -3 место
Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.
Задача программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.
Вывод: работа по внеурочной деятельности проводилась согласно предусмотренным программам в соответствии с требованиями ФГОС. Включение ребенка в систему внеурочной деятельности помогает создать для него особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной системы, показателем сформированности социального опыта детей.
Считаю, что в работе всё удалось. На будущий год необходимо продолжить работу.
Учитель: Склярова Татьяна Викторовна