МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СКАЛИСТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Урок литературы
в 6 -А классе на тему:
"Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий".
Подготовила
учитель русского языка и
литературы
Амедова С.Д.
Тема: "Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий"
Цель урока: продолжать формировать умение анализа эпического произведения;
-на основе анализа рассказа выяснить особенности чеховского комизма;
-учить видеть красоту, меткость чеховского слова;
-развивать критическое мышление;-стимулировать желание проявлять инициативу, высказать свое мнение.
Предметные:
- познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве А. П. Чехова как выдающегося русского писателя; анализировать текст; рассматривать речь героев как источник юмора; иметь представление о том, что такое юмористическая ситуация; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка и определять их художественную функцию; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;
- ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к творчеству А. П. Чехова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников;
- коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование;
- эстетическая сфера: определять роль художественной детали в тексте.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
- познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
- регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
- коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Технологии: технология развития критического мышления.
Ход урока:
Организационный момент.
Объявление темы и целей урока.
Обращаем внимание на эпиграф: « Краткость – сестра таланта».
1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.
А.П.Чехов – великий мастер художественного слова. Именно мастер, потому что словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться и грустить одновременно. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, исследуем художественное слово писателя, составим психологический портрет наших героев.
Рассказ «Толстый и тонкий» — юмористический, но он вызывает у меня не смех, а грусть. Почему? Может быть потому, что когда я пытаюсь мысленно представить себе встречу с кем-нибудь из одноклассников лет через двадцать, то очень боюсь, как бы она не была похожа на встречу чеховских героев.
Два бывших одноклассника встретились на вокзале Николаевской железной дороги. Я уверена, что А. П. Чехов подсмотрел эту сценку в жизни.Встреча одноклассников-обычное явление.. И оттого, что подобное часто происходит в реальной жизни, становится очень грустно. Рассказ А.П.Чехова написан в 19 веке, но содержание его вечно. Почему? К этому м ы должны с вами придти, познакомившись с содержа-нием рассказа.
Прослушивание аудиозаписи актерского чтения текста рассказа.
3.Словарная работа ( с использованием презентации):
Столоначальник, портсигар, флердоранж, херес.
Работа с кроссвордом.
Давайте проверим , насколько вы внимательные слушатели и читатели.
(Учитель читает значение слова, учащиеся называют ответ, затем ответ появляется на слайде).
1. Сколько героев присутствует в рассказе? ( Четыре).
2. Назовите имя жены тонкого. (Луиза).
3 . Должность, которую занимает сейчас тонкий. (Столоначальник).
4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий).
5. Что тонкий делает из дерева? (Портсигары).
6. Прозвище толстого в школе. (Герострат).
7. Псевдоним А.П.Чехова. (Чехонте).
8. Имя тонкого. (Порфирий).
9. Герой, от которого пахло хересом и флёрдоранжем. (Толстый).
10. Место, где встретились друзья. (Вокзал).
11. Как зовут сына тонкого? (Нафанаил).
12. Прозвище тонкого в школе. ( Эфиальт).
13.Продолжи фразу: «Тонкий вдруг побледнел, …» ( окаменел).
- А теперь скажите, какое слово выделено в кроссворде? ( Чинопочитание).
- Как вы понимаете значение этого слова?
- Это ключевое слово, которое раскрывает идею рассказа «Толстый и тонкий».
4. Первичное осмысление.
Вам понравился рассказ? Чем?
Какие эмоции вызвал?
Смешным или грустным назвали бы рассказ?
Вывод. В своём рассказе писатель умело соединяет смешное и грустное. И в этом соединении проявляется неповторимая особенность его таланта.
5. Художественные особенности рассказа « Толстый и тонкий».
- А сейчас, ребята, мы обратимся с вами к секретам писательского мастерства. И начнём мы с вами с заглавия.
1) - Как вы думаете, что должно отражать заглавие? (Основную мысль).
По мнению А.П.Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным.
- Какой художественный приём обнаружен в заглавии? (Антитеза).
Вывод 1. Итак, это первая особенность рассказа.
(Строка на слайде).
Простое, предельно краткое заглавие.
2) – Вы уже знакомы с понятием композиция. Перечислите основные компоненты композиции.( Завязка – развитие действия – кульминация – развязка).
- Найдите завязку в рассказе. (« На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый, другой тонкий».)
- Даёт ли автор длинное описание встречи? ( Нет, коротко и ясно говорит автор о месте встречи и главных действующих лицах).
Вывод 2. Перед нами вторая особенность стиля писателя.
Краткая завязка. (Вступление, начало).
3) – Представьте, что вы снимаете фильм по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев.
- Кого из представленных актеров вы бы выбрали на роль толстого и тонкого и почему? (на слайде фото претендентов).
-подтвердите свой выбор аргументами из текста.
Теория литературы:
Что такое художественная деталь?
Сравнительная характеристика героев.
Толстый | Тонкий |
1. « … только что пообедал на вокзале, губы лоснились, как спелые вишни…» « Пахло от него хересом и флёрдоранжем». 2. «Ну, полно!..Для чего этот тон?» «… тайного советника стошнило». | 1. «… только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками». «Пахло от него ветчиной и кофейной гущей». 2. «… побледнел, окаменел…лицо искривилось широчайшей улыбкой». «… съёжился, сгорбился, сузился…» « …ваше превосходительство…приятно-с, хи-хи-хи-с…» |
- Одна-две детали и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек.
- Попробуйте составить словесный портрет тонкого. Как вы его себе представляете, его внешность, походку, одежду?
- А как сказано об этом у автора?
Назовите примеры, характеризующие тонкого.
- Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? ( Навьючен).
- О чём говорит эта деталь? ( Он бедный, нет денег на носильщика, поэтому сам несёт (навьючен) чемоданы).
- Какой художественный приём использует Чехов, рисуя главных героев? (Антитеза).
Вы, наверное, заметили, ребята, что этот общий принцип противопоставления пронизывает весь рассказ: его название, речевые средства, систему образов.
- А теперь скажите, коротко или подробно описывает автор своих героев?
( Одно слово, одна деталь может рассказать о герое, дать представление о его положении в обществе).
Вывод 3. «Говорящая» деталь заменяет подробное описание.
4) – Итак, встретились два школьных товарища.
Какие чувства испытывают герои при встрече?
Из каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных, восклицательных).
О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к другу, герои интересуются жизнью друг друга).
- Обратите внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как называется разговор двух и более лиц? ( Диалог).
- Диалог лежит в построении рассказа. И это ещё одна особенность произведений А.П.Чехова.
Вывод 4. Построение рассказа – диалог.
5) - Какое же слово изменило отношение друзей во время встречи? Когда, в какой момент происходит перелом ?
Что мы узнаём о материальном положении тонкого? ( Получает маленькое жалование, жена подрабатывает уроками, сам он делает дешёвые портсигары).
С каким чувством говорит об этом тонкий? ( С чувством гордости).
Какую роль играют жена и сын Нафанаил? ( Это молчаливые персонажи. Они дорисовывают образ тонкого).
А как обстоят дела у толстого? ( Он стал тайным советником).
Итак, какое же предложение стало переломным в рассказе?
Как в литературе называется самый напряжённый момент в произведении? (Кульминацией).
- Как меняется поведение тонкого и толстого?
Найдите во 2-й части слова, реплики, характеризующие героев,
Какие слова тонкого выражают льстивость, угодливость?
- Итак, Чехов делает индивидуальной, неповторимой речь своих героев, а это ещё один секрет чеховского мастерства.
Вывод 5. Индивидуальная речь героев как основа их неповторимости.
6. Осмысление идеи рассказа.
- Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл? (Ему стало противно).
- Как об этом сказал толстый? (« К чему это чинопочитание»).
- Это слово сегодня уже звучало в начале урока. Как вы понимаете значение этого слова?
(Лицемерное отношение к старшим по должности).
7.Вывод по уроку.
- Что хотел сказать нам А.П.Чехов своим рассказом?
- Какие человеческие качества высмеивает писатель? ( Чинопочитание, угодничество, неискренность, подхалимство).
- Рассказ Чехова юмористический или сатирический?
(Рассказ сатирический, так как высмеивает пороки общества).
( Хочу прочитать вам продолжение этой фразы. «Краткость – сестра таланта… Умею коротко говорить о «длинных» вещах!»). Итак, великий писатель о серьёзных вещах говорит предельно кратко. Но они надолго оседают в душе читателя и не раз вспоминаются, когда в повседневной жизни встречаешься с такими как тонкий).
8. Рефлексия.
- Скажите, ребята, а можно ли сохранить школьную дружбу на долгие годы
9. Заключительное слово учителя.
- Да, школьная дружба – это прежде всего общение на равных, она крепко соединяет людей. А человек в любой ситуации должен всегда оставаться человеком. Урок хочется закончить словами А.П.Чехова: « При любых обстоятельствах среди людей нужно осознавать своё достоинство».
10. Выставление оценок. Объявление домашнего задания.