СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ рассказа А. П. Чехова " Толстый и тонкий"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ рассказа А. П. Чехова " Толстый и тонкий"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СКАЛИСТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ





Урок литературы

в 6 -А классе на тему:

"Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий".









Подготовила

учитель русского языка и

литературы

Амедова С.Д.











Тема: "Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий"

Цель урока: продолжать формировать умение анализа эпического произведения;
-на основе анализа рассказа выяснить особенности чеховского комизма;
-учить видеть красоту, меткость чеховского слова;
-развивать критическое мышление;-стимулировать желание проявлять инициативу, высказать свое мнение.

Предметные:

- познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве А. П. Чехова как выдающегося русского писателя; анализировать текст; рассматривать речь героев как источник юмора; иметь представление о том, что такое юмористическая ситуация; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка и определять их художественную функцию; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;

- ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к творчеству А. П. Чехова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников;

- коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование;

- эстетическая сфера: определять роль художественной детали в тексте.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

- познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

- регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

- коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Технологии: технология развития критического мышления.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы и целей урока.

Обращаем внимание на эпиграф: « Краткость – сестра таланта».

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

А.П.Чехов – великий мастер художественного слова. Именно мастер, потому что словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться и грустить одновременно. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, исследуем художественное слово писателя, составим психологический портрет наших героев.

Рассказ «Толстый и тонкий» — юмористический, но он вызывает у меня не смех, а грусть. Почему? Может быть потому, что когда я пытаюсь мысленно представить себе встречу с кем-нибудь из одноклассников лет через двадцать, то очень боюсь, как бы она не была похожа на встречу чеховских героев.

Два бывших одноклассника встретились на вокзале Николаевской железной доро­ги. Я уверена, что А. П. Чехов подсмотрел эту сценку в жизни.Встреча одноклассников-обычное явление.. И оттого, что подобное часто происходит в реальной жизни, становится очень грустно. Рассказ А.П.Чехова написан в 19 веке, но содержание его вечно. Почему? К этому м ы должны с вами придти, познакомившись с содержа-нием рассказа.

Прослушивание аудиозаписи актерского чтения текста рассказа.

3.Словарная работа ( с использованием презентации):

Столоначальник, портсигар, флердоранж, херес.

  1. Работа с кроссвордом.

Давайте проверим , насколько вы внимательные слушатели и читатели.

(Учитель читает значение слова, учащиеся называют ответ, затем ответ появляется на слайде).

1. Сколько героев присутствует в рассказе? ( Четыре).

2. Назовите имя жены тонкого. (Луиза).

3 . Должность, которую занимает сейчас тонкий. (Столоначальник).

4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий).

5. Что тонкий делает из дерева? (Портсигары).

6. Прозвище толстого в школе. (Герострат).

7. Псевдоним А.П.Чехова. (Чехонте).

8. Имя тонкого. (Порфирий).

9. Герой, от которого пахло хересом и флёрдоранжем. (Толстый).

10. Место, где встретились друзья. (Вокзал).

11. Как зовут сына тонкого? (Нафанаил).

12. Прозвище тонкого в школе. ( Эфиальт).

13.Продолжи фразу: «Тонкий вдруг побледнел, …» ( окаменел).

- А теперь скажите, какое слово выделено в кроссворде? ( Чинопочитание).

- Как вы понимаете значение этого слова?

- Это ключевое слово, которое раскрывает идею рассказа «Толстый и тонкий».

4. Первичное осмысление.

  • Вам понравился рассказ? Чем?

  • Какие эмоции вызвал?

  • Смешным или грустным назвали бы рассказ?

Вывод. В своём рассказе писатель умело соединяет смешное и грустное. И в этом соединении проявляется неповторимая особенность его таланта.

5. Художественные особенности рассказа « Толстый и тонкий».

- А сейчас, ребята, мы обратимся с вами к секретам писательского мастерства. И начнём мы с вами с заглавия.

1) - Как вы думаете, что должно отражать заглавие? (Основную мысль).

По мнению А.П.Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным.

- Какой художественный приём обнаружен в заглавии? (Антитеза).

Вывод 1. Итак, это первая особенность рассказа.

(Строка на слайде).

  • Простое, предельно краткое заглавие.

2) – Вы уже знакомы с понятием композиция. Перечислите основные компоненты композиции.( Завязка – развитие действия – кульминация – развязка).

- Найдите завязку в рассказе. (« На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый, другой тонкий».)

- Даёт ли автор длинное описание встречи? ( Нет, коротко и ясно говорит автор о месте встречи и главных действующих лицах).

Вывод 2. Перед нами вторая особенность стиля писателя.

  • Краткая завязка. (Вступление, начало).

3) – Представьте, что вы снимаете фильм по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев.

- Кого из представленных актеров вы бы выбрали на роль толстого и тонкого и почему? (на слайде фото претендентов).



-подтвердите свой выбор аргументами из текста.

Теория литературы:

Что такое художественная деталь?

Сравнительная характеристика героев.



Толстый

Тонкий


1. « … только что пообедал на вокзале, губы лоснились, как спелые вишни…»

« Пахло от него хересом и флёрдоранжем».

2. «Ну, полно!..Для чего этот тон?»

«… тайного советника стошнило».

1. «… только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками».

«Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».

2. «… побледнел, окаменел…лицо искривилось широчайшей улыбкой». «… съёжился, сгорбился, сузился…» « …ваше превосходительство…приятно-с, хи-хи-хи-с…»



- Одна-две детали и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек.

- Попробуйте составить словесный портрет тонкого. Как вы его себе представляете, его внешность, походку, одежду?

- А как сказано об этом у автора?

Назовите примеры, характеризующие тонкого.

- Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? ( Навьючен).

- О чём говорит эта деталь? ( Он бедный, нет денег на носильщика, поэтому сам несёт (навьючен) чемоданы).

- Какой художественный приём использует Чехов, рисуя главных героев? (Антитеза).

Вы, наверное, заметили, ребята, что этот общий принцип противопоставления пронизывает весь рассказ: его название, речевые средства, систему образов.

- А теперь скажите, коротко или подробно описывает автор своих героев?

( Одно слово, одна деталь может рассказать о герое, дать представление о его положении в обществе).

Вывод 3. «Говорящая» деталь заменяет подробное описание.


4) – Итак, встретились два школьных товарища.

  • Какие чувства испытывают герои при встрече?

  • Из каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных, восклицательных).

  • О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к другу, герои интересуются жизнью друг друга).

- Обратите внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как называется разговор двух и более лиц? ( Диалог).

- Диалог лежит в построении рассказа. И это ещё одна особенность произведений А.П.Чехова.

Вывод 4. Построение рассказа – диалог.

5) - Какое же слово изменило отношение друзей во время встречи? Когда, в какой момент происходит перелом ?

  • Что мы узнаём о материальном положении тонкого? ( Получает маленькое жалование, жена подрабатывает уроками, сам он делает дешёвые портсигары).

  • С каким чувством говорит об этом тонкий? ( С чувством гордости).

  • Какую роль играют жена и сын Нафанаил? ( Это молчаливые персонажи. Они дорисовывают образ тонкого).

  • А как обстоят дела у толстого? ( Он стал тайным советником).

  • Итак, какое же предложение стало переломным в рассказе?

  • Как в литературе называется самый напряжённый момент в произведении? (Кульминацией).

- Как меняется поведение тонкого и толстого?

Найдите во 2-й части слова, реплики, характеризующие героев,

  • Какие слова тонкого выражают льстивость, угодливость?

- Итак, Чехов делает индивидуальной, неповторимой речь своих героев, а это ещё один секрет чеховского мастерства.

Вывод 5. Индивидуальная речь героев как основа их неповторимости.

6. Осмысление идеи рассказа.

- Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл? (Ему стало противно).

- Как об этом сказал толстый? (« К чему это чинопочитание»).

- Это слово сегодня уже звучало в начале урока. Как вы понимаете значение этого слова?

(Лицемерное отношение к старшим по должности).

7.Вывод по уроку.

- Что хотел сказать нам А.П.Чехов своим рассказом?

- Какие человеческие качества высмеивает писатель? ( Чинопочитание, угодничество, неискренность, подхалимство).

- Рассказ Чехова юмористический или сатирический?

(Рассказ сатирический, так как высмеивает пороки общества).

( Хочу прочитать вам продолжение этой фразы. «Краткость – сестра таланта… Умею коротко говорить о «длинных» вещах!»). Итак, великий писатель о серьёзных вещах говорит предельно кратко. Но они надолго оседают в душе читателя и не раз вспоминаются, когда в повседневной жизни встречаешься с такими как тонкий).

8. Рефлексия.

- Скажите, ребята, а можно ли сохранить школьную дружбу на долгие годы

9. Заключительное слово учителя.

- Да, школьная дружба – это прежде всего общение на равных, она крепко соединяет людей. А человек в любой ситуации должен всегда оставаться человеком. Урок хочется закончить словами А.П.Чехова: « При любых обстоятельствах среди людей нужно осознавать своё достоинство».

10. Выставление оценок. Объявление домашнего задания.