Анализ рассказа И.А. Бунина
«Холодная осень»
Перед нами рассказ Ивана Алексеевича Бунина, ставший в числе других его произведений классической русской литературой.
Писатель обращается к обычным, на первый взгляд, типам человеческих характеров, чтобы через их переживания раскрыть трагедию целой эпохи. Всеохватность и точность каждого слова, фразы (характерные черты бунинских рассказов) проявились особенно ярко в рассказе «холодная осень». Название многозначно: с одной стороны, вполне конкретно называется время года, когда развернулись события рассказа, но в переносном смысле «холодная осень», как и «чистый Понедельник», - это отрезок времени, самого важного в жизни героев, это и состояние души.
Повествование ведется от лица главной героини.
Исторические рамки рассказа широки: они охватывают и события первой мировой войны, и последовавшую за ней революцию, и послереволюционные годы. Все это выпало на долю героини – цветущей девушки в начале рассказа и близкой к смерти старой женщины в конце. Перед нами ее воспоминания, похожие на обобщающий жизненный итог. С самого начала события мирового значения тесно связаны с личными судьбами персонажей: «война» врывается в сферу «мира»: «… за обедом он был объявлен моим женихом. Но 19 июля Германия объявила России войну…» Герои, предчувствуя беду, не осознавая ее истинного масштаба, еще живут по мирному режиму – спокойные и внутренне, и внешне. «Отец вышел из кабинета и бодро объявил: «Ну, друзья мои, война! В Сараеве убит австрийский кронпринц. Это война!» - так война входила в жизнь русских семей жарким летом 1914 года. Но вот наступает «холодная осень», и перед нами – как будто те же, но на самом деле уже другие люди. Об их внутреннем мире Бунин рассказывает с помощью диалогов, играющих особенно важную роль в первой части произведения. За всеми дежурными фразами, замечаниями о погоде, об «осени» скрывается второй смысл, подтекст, невысказанная боль. Говорят одно – думают о другом, говорят только ради поддержания беседы. Совсем чеховский прием – так называемое «подводное течение». И то, что рассеянность отца, старательность матери (как утопающий за соломинку), хватается за «шелковый мешочек»), безразличие героини – притворим, читатель понимает и без прямого объяснения автора: «… лишь изредка обменивались незначительными словами; преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства». За чаем в душах людей нарастает тревога, уже яснее и неотвратимое предчувствие грозы; тот самый «пожар восстает» - впереди маячит призрак войны. Перед лицом беды скрытность увеличивается в десятки раз: «На душе у меня делалось все тяжелее, я безразлично отозвалась…» Чем тяжелее внутри, тем безразличнее становятся герои внешне, избегая объяснений, словно им всем легче, пока роковые слова не сказаны: тогда туманнее опасность, светлее надежда. Не случайно герой обращается к прошлому, звучат ностальгические ноты: «Времена наших дедушек и бабушек…» Герои тоскуют о мирном времени, когда можно «надеть… шаль и капот» и, обнявшись, спокойно прогуляться после чая. Теперь этот быт рушится, и герои отчаянно пытаются удержать хотя бы впечатление, память о нем, цитируя Фета. Они замечают, как совсем по-особому «светят окна», как «минерально» блестят звезды (эти выражения приобретают метафорическую окраску). И мы видим, какую огромную роль играет уже изреченное слово. До тех пор, пока жених не вымолвил рокового: «Если меня убьют…», героиня не понимала до конца весь ужас предстоящего. «И упало каменное слово…» (А.А.Ахматова). Но, испугавшись даже мысли, она прогоняет ее – ведь любимый пока еще рядом. Бунин с точностью психолога обнажает души героев с помощью реплик.
Как всегда у Бунина, важную роль играет природа. Начиная с названия, «холодная осень» владычествует в повествовании, рефреном звучит в словах персонажей. Контрастирует с внутренним состоянием людей «радостное, солнечное, сверкающее изморозью утро. Беспощадно «ярко и остро» сверкают «ледяные звезды». Как звезды, «блестят глаза». Природа помогает глубже прочувствовать драму человеческих сердец. С самого начала читатель уже знает, что герой погибнет, ведь все вокруг указывает на это – и прежде всего холод, ведь холод – предвестник смерти. «Тебе не холодно?» - спрашивает герой, и тут же, без всякого перехода: «Если меня убьют, ты … не сразу забудешь меня?» Он еще жив, а на невесту уже веет холодом, предчувствия – оттуда, из другого мира. «Буду жив, вечно буду помнить этот вечер», - говорит он, а героиня словно уже знает, что помнить придется ей – оттого и запоминает мельчайшие детали: «швейцарскую накидку», «черные сучья», наклон головы…
О том, что главные черты характера героя – великодушие, бескорыстие и храбрость, говорит его реплика, похожая на стихотворную строку, звучащая проникновенно и трогательно, но без всякой патетики: «Ты поживи, порадуйся на свете…»
А героиня? Без всяких эмоций, сентиментальных причитаний и всхлипываний она излагает свою историю. Но не черствость, а стойкость, мужество и благородство скрываются за этой скрытностью. Тонкость чувств мы видим в сцене разлуки – что-то, роднящее ее с Наташей Ростовой, когда та ждала князя Андрея. В ее рассказе преобладают повествовательные предложения. Скрупулезно, до мельчайших подробностей описывает она главный вечер своей жизни. Не говорит: «Я плакала», но отмечает, что друг сказал: «Как блестят глаза…» Говорит о несчастьях без тени жалости к себе. Описывает «холеные ручки», «серебряные ноготки» и «золотые шнурочки» своей воспитанницы с горькой иронией, но без всякой злобы. В ее характере уживается гордость эмигрантки с покорностью судьбе – не черты ли это самого автора? В их жизни много совпадает: и на его долю выпала революция, которую он не смог принять, и Ницца, которая никогда не смогла заменить Россию… В девочке-француженке показаны черты молодого поколения, поколения без Родины.
Выбрав несколько характеров, Бунин отразил великую трагедию России. Тысячи элегантных дам, превратившихся в «баб в лаптях», и «людей редкой, прекрасной души», одевших «истертые казачьи зипуны» и отпустивших «черные бороды». Так, постепенно, вслед «за колечком, крестиком, меховым воротником» люди теряли страну, а страна теряла свой цвет и гордость.
Кольцевая композиция рассказа замыкает круг жизни героини: ей пора «идти», возвращаться. Начинается рассказ описанием «осеннего вечера», заканчивается воспоминанием о нем же, рефреном звучит грустная фраза: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…» А мы вдруг узнаем, что жила героиня один только вечер в своей жизни - тот самый «холодный осенний вечер». И становится понятно, почему таким, в сущности, сухим, спешащим, равнодушным тоном она рассказывала обо всем, что было после – ведь это только «ненужный сон». Душа умерла вместе с тем вечером, и женщина взирает на оставшиеся годы, как на чужую жизнь, «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело» (Ф.И.Тютчев). Настоящая любовь по Бунину – любовь-вспышка, любовь-миг – торжествует и в этом рассказе. Любовь у Бунина постоянно обрывается на самой, казалось бы, светлой и радостной ноте. Ей мешают обстоятельства – иногда трагичные, как в рассказе «Холодная осень». Вспоминается рассказ «Руся», где герой по-настоящему жил тоже всего одно лето. И обстоятельства вмешиваются не случайно - они «останавливают мгновенье», пока любовь не опошлилась, не погибла, чтобы в памяти героини сохранилась «не плита, не распятье» - а тот же «сияющий взор», полный «любви и молодости», чтобы восторжествовало жизнеутверждающее начало, сохранилась «горячая вера».