Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Рябинушка» с.Сабакаево
МО «Мелекесский район» Ульяновской области»
Андреева Наталья Анатольевна,
воспитатель
Анализ результатов педагогического проекта «Учимся, играем и растем вместе»
Цель: определение степени освоения детьми образовательной программы и влияния образовательного процесса, организованного в дошкольном учреждении, на развитие детей в 2021 – 2022 учебном году.
Мониторинг педагогического процесса проводился по следующим областям:
Социально-коммуникативное
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества детей группы раннего возраста №12 «Земляничка».
Предметом мониторингового исследования являются навыки и умения воспитанников.
Субъект мониторинга – дети группы раннего возраста МДОУ «Рябинушка» с.Сабакаево
Образовательная область
«Социально – коммуникативное развитие»
Раздел «Формирование культурно-гигиенических навыков»
| Ноябрь 2021 | Май 2022 |
Навыки сформированы | 2% | 27% |
Навыки в стадии формирования | 48% | 67% |
Навыки не сформированы | 50% | 6% |
Раздел «Формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками»
| Ноябрь 2021 | Май 2022 |
Навыки сформированы | - | 20% |
Навыки в стадии формирования | 26% | 70% |
Навыки не сформированы | 74% | 10% |
Раздел «Развитие элементарной трудовой деятельности»
| Ноябрь 2021 | Май 2022 |
Навыки сформированы | - | 20% |
Навыки в стадии формирования | 20% | 70% |
Навыки не сформированы | 80% | 10% |
Раздел «Формирование основ безопасного поведения»
| Ноябрь 2021 | Май 2022 |
Навыки сформированы | - | 15% |
Навыки в стадии формирования | 15% | 80% |
Навыки не сформированы | 85% | 5% |
На начало учебного года (ноябрь 2021) дети слабо демонстрируют выраженную потребность в общении с окружающими, не проявляют стремления к самостоятельности, мало проявляют активность и инициативу в деятельности, элементарные навыки самообслуживания развиты слабо, в парные игры со взрослым включаются без энтузиазма, не проявляя видимого интереса. Однако, воспитанники в достаточной степени демонстрируют действия со знакомыми предметами в соответствии с их социальным назначением, стараются активно подражать сверстникам и взрослым в деятельности, пытаются копировать известные действия, движения и слова взрослых.
В течение года педагоги активно вовлекали детей в парные игры со взрослыми и сверстниками, формировали у детей элементарные навыки самообслуживания, поощряли стремление к самостоятельности, активной игровой деятельности и инициативе. Формированли элементарные знания и навыки по основам безопасного поведения. Обеспечивали условия для полноценного развития детей в группе. Проводили консультативную работу с родителями по соблюдению режима дня детского сада в условиях дома, с целью обеспечения успешной адаптации детей к учреждению.
Результаты на конец учебного года по разделу «Формирование культурно-гигиенических навыков» (май 2022 года):
у 27% воспитанников навыки сформированы (динамика +25%);
у 67% воспитанников навыки находятся в стадии формирования;
у 6% детей навыки не сформированы (динамика -46%).
Результаты на конец учебного года по разделу «Формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками» (май 2022 года):
у 20% воспитанников навыки сформированы (динамика +20%);
у 70 % воспитанников навыки находятся в стадии формирования;
у 10% детей навыки не сформированы (динамика -64%).
Результаты на конец учебного года по разделу «Развитие элементарной трудовой деятельности» (май 2022 года):
у 20% воспитанников навыки сформированы (динамика +20%);
у 70% воспитанников навыки находятся в стадии формирования;
у 10% детей навыки не сформированы (динамика -70%).
Результаты на конец учебного года по разделу «Формирование основ безопасного поведения» (май 2022 года):
у 15% воспитанников навыки сформированы (динамика +15%);
у 80% воспитанников навыки находятся в стадии формирования;
у 5% детей навыки не сформированы (динамика -80%).
2. Образовательная область«Познавательное развитие»
| Ноябрь 2021 | Май 2022 |
Навыки сформированы | - | 19% |
Навыки в стадии формирования | 24% | 76% |
Навыки не сформированы | 76% | 5% |
Всего воспитанников | 20 чел |
Дети владеют некоторыми умениями и навыками в данной области и выполняют часть заданий, с подсказкой взрослого: складывают сортеры, вкладыши, группируют предметы по основным цветам и формам, выполняют элементное конструирование из кубиков. Малыши совершают экспериментирования с разными предметами (стучат, поворачивают, катают, просовывают в отверстия и т.п.). Не умеют сравнивать два предмета по размеру (большой – маленький), цвету.
В течение года педагоги активно проводили с детьми индивидуальную работу, используя дидактические игры, уделяли внимание формированию сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков, формировали у детей познавательный интерес, развивали наблюдательность.
Результаты на конец учебного года по разделу «Познавательное развитие»
(май 2022 года):
у 19% воспитанников навыки сформированы (динамика +19%);
у 76% воспитанников навыки находятся в стадии формирования;
у 5% детей навыки не сформированы (динамика -71%).
3. Образовательная область «Речевое развитие»
Раздел «Развитие активного словаря»
| Ноябрь 2021 | Май 2022 |
Навыки сформированы | - | 25% |
Навыки в стадии формирования | 25% | 63% |
Навыки не сформированы | 75% | 12% |
Всего воспитанников | 20 чел |
Раздел «Чтение художественной литературы»
| Ноябрь 2021 | Май 2022 |
Навыки сформированы | - | 30% |
Навыки в стадии формирования | 30% | 62% |
Навыки не сформированы | 70% | 8% |
Всего воспитанников | 20 чел |
Дети владеют некоторыми умениями и навыками в данной области, проявляют интерес к речевому развитию, а именно: демонстрируют недостаточный возрасту активный словарь (называют некоторые знакомые предметы и их части), проявляют недостаточную способность к вступлению в диалог со взрослыми и сверстниками (привлекают внимание к своим действиям и потребностям чаще не при помощи речи, а действиями – плач, дергание за руку и одежду). Проявляют интерес к книгам: рассматривают иллюстрации детских книг, проявляют интерес к ним, с помощью взрослого, демонстрируют запоминание первых сказок путем включения в рассказ взрослого отдельных слов и действий. Дети испытывают затруднения по всем проверяемым параметрам, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться режимным моментам проявляется протестом и плачем.
В течение учебного года педагоги уделяли серьёзное внимание развитию речи и коммуникативным навыкам детей через индивидуальную работу, организованную деятельность. Учили детей слушать сказки, рассматривать иллюстрации к ним, использовать театрализацию для развития речевых навыков у детей, поощряли использование активного словаря в деятельности, Научили называть свое имя. Развивали интерес к рече-двигательным играм, разучиванию потешек. Уделяли внимание просветительской работе с родителями воспитанников по вопросам речевого развития.
Результаты на конец учебного года по разделу «Развитие активного словаря»
(май 2022 года):
у 25% воспитанников навыки сформированы (динамика +25%);
у 63% воспитанников навыки находятся в стадии формирования;
у 12% детей навыки не сформированы (динамика -63%).
Результаты на конец учебного года по разделу «Чтение художественной литературы»
(май 2022 года):
у 30% воспитанников навыки сформированы (динамика +30%);
у 62% воспитанников навыки находятся в стадии формирования;
у 8% детей навыки не сформированы (динамика -62%).
4.Образовательная область
«Художественно - эстетическое развитие»
Раздел «Изобразительная деятельность»
| Ноябрь 2021 | Май 2022 |
Навыки сформированы | - | 30% |
Навыки в стадии формирования | 30% | 58% |
Навыки не сформированы | 70% | 12% |
Всего воспитанников | 20 чел |
Раздел «Музыкальное развитие»
| Ноябрь 2021 | Май 2022 |
Навыки сформированы | - | 30% |
Навыки в стадии формирования | 30% | 65% |
Навыки не сформированы | 70% | 5% |
Всего воспитанников | 20 чел |
Дети умеют рисовать и называть простейшие изображения (домик в виде полукруга, машина в форме квадратика и т.п.); с помощью воспитателя пытаются овладевать приемами работы с мягким пластилином (раскатывание колбаски, сплющивание тарелочки, скатывания шарика). А дети (12%) недостаточно хорошо овладевают приемами работы с пластилином, но способны нарисовать каракули, как случайные метки, оставляемые на бумаге карандашом или красками.
Дети с удовольствием слушают музыку и эмоционально реагируют на нее. Но слушать они могут в течении непродолжительного времени. Дети (5%) способны различать звуки низкого и высокого регистров (медведь – птичка), детские музыкальные инструменты по тембру (колокольчик, дудочка). Дети все более активно включается в пение: подпевает отдельные слоги, звукоподражания. Большой популярностью у детей пользуются пляски под музыку. Они с удовольствием исполняют пляску под песни, выполняют несложные движения: топают, машут руками, полуприседают, качают головой.
В течение учебного года педагоги знакомили детей с видами изобразительного искусства, использовали разные материалы и способы создания изображения, учили детей осваивать навыки работы с пластилином, глиной, соленым тестом способом рука в руке, постепенно уменьшая степень участия педагога в создании образа предмета. Интересовались у детей, при рисовании каракулей, что получилось, неговорящим детям предлагали варианты того, на что похож рисунок.
Результаты на конец учебного года по разделу «Изобразительная деятельность»
(май 2022 года):
у 30% воспитанников навыки сформированы (динамика +30%);
у 58% воспитанников навыки находятся в стадии формирования;
у 12% детей навыки не сформированы (динамика -58%).
Результаты на конец учебного года по разделу «Музыкальное развитие»
(май 2022 года):
у 30% воспитанников навыки сформированы (динамика +30%);
у 65% воспитанников навыки находятся в стадии формирования;
у 5% детей навыки не сформированы (динамика -65%).
5. Образовательная область «Физическое развитие»
| Ноябрь 2021 | Май 2022 |
Навыки сформированы | - | 26% |
Навыки в стадии формирования | 47% | 58% |
Навыки не сформированы | 53% | 16% |
Всего воспитанников | 20 чел |
В данной образовательной области дети (47%) демонстрируют неплохо развитую крупную моторику, стремятся осваивать различные виды движений, некоторые из воспитанников с интересом включаются в подвижные игры с простым содержанием и несложными движениями. У детей (53%) у них недостаточно развита крупная моторика, различные виды движений (бег, ползание, бросание и т.п.) даются им с трудом.
В течение учебного года педагоги проводили индивидуальную работу, учили детей не бояться выполнять простые физкультурные движения, соблюдать двигательный режим. Проводили для детей гимнастику утреннюю и после сна. Использовали физкультурный инструментарий: мячи, кольца, коврики, дорожки, следы и т.п., с целью привлечения интереса детей к физкультурно-игровой деятельности.
Результаты на конец учебного года по разделу «Физическое развитие»
(май 2022 года):
у 26% воспитанников навыки сформированы (динамика +26%);
у 58% воспитанников навыки находятся в стадии формирования;
у 16% детей навыки не сформированы (динамика -37%).
Вывод: наличие на начало учебного года детей с несформированными навыками обусловлено тем, что дети только начали посещать детский сад, эмоционально-психологической незрелостью детей, непосещением дошкольного учреждения. Но это не свидетельствует об их неэффективном развитии. Развитие идёт в индивидуальном темпе, нелинейно и неравномерно т.е. развитие идёт по индивидуальной траектории одновременно в разных областях с разной скоростью. В разное время может доминировать то одно, то другое направление развития. Это означает, что необходимо наметить план на дальнейшую перспективу и развитие каждого ребенка:
1. Вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного материала по всем образовательным областям в течение учебного года.
2. В течение года развивать речевые и коммуникативные умения детей в непосредственно образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми на основе комплексного подхода. Развивать и расширять активный и пассивный словари детей.
3. Развивать интерес у детей к художественному творчеству.
4. Развивать у детей игровые навыки.
5. Развивать самостоятельность, элементарные навыки самообслуживания.
6. Формировать интерес и любовь у детей к спорту, к физическим упражнениям.
7. Формировать у детей сенсорные эталоны, развивать навыки конструирования, формировать познавательный интерес, развивать наблюдательность.
Вывод: итоговые результаты мониторинга свидетельствуют о достаточном уровне освоения образовательной программы. Полученные результаты говорят о стабильности в усвоении программы ДОУ детьми по всем разделам. Очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень усвоения программы детьми очень мал, различия в высоком и среднем уровне не значительны, знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.
Планируемая работа по совершенствованию и корректированию образовательной работы с детьми на следующий учебный год:
Продолжать работу, направленную на улучшение посещаемости детей (укрепление здоровья детей, закаливающие мероприятия и т.д.).
Продолжить работу по взаимодействию с семьями воспитанников.
Продолжать работу по освоению и реализации современных педагогических технологий, направленных на развитие детей.