СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ результатов анкетирования ценностных ориентаций старшеклассников городских школ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

В данной работе мы рассматриваем воспитательный аспект. В декбре 2016 года было проведено анкетирование в МБОУ « Новочебоксарский кадетский лицей», далее НКЛ, в январе 2017 года, в МБОУ «СОШ №8» г. Новочебоксарска. Опросом было охвачено 88 респондентов (42 юношей и 46 девушек) в возрасте от 16 до 18 лет. Старшеклассникам предлагался набор ценностей – целей  - средств (инструментальных). Учащиеся должны были разложить их по порядку от 1 до 15 по степени значимости для себя

Просмотр содержимого документа
«Анализ результатов анкетирования ценностных ориентаций старшеклассников городских школ»

Преподаватель французского языка МБОУ «СОШ №8»

Никитин С.В., преподаватель – организатор ОБЖ МБОУ

«Новочебоксарский кадетский лицей» Николаев А.Н.



Анализ результатов анкетирования ценностных ориентаций старшеклассников городских школ



Прежде всего, нам хотелось бы уточнить само понятие ценностных ориентаций.

Ценностная ориентация – это направленность личности на определенные ценности ( материальные и духовные блага, качества человека и т.д.), предпочтительное отношение к тем или каким из них. Система ценностных ориентаций во многом определяет направленность личности и составляет основу и отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения, жизненных принципов и «философию жизни».

Большинство современных психологов признают классификацию ценностей по М. Рокичу. Выделяют два класса ценностей:

Терминальные ценности – убеждение в том, что какая – то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться ( или ценности – цели). Инструментальные – убеждения в том, что какой – то обряд действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации (это конкретные качества лидера или ценности – средства).

Выпускник школы, согласно рекомендациям Совета Европы, должен обладать следующими компетенциями (учениями):

  1. Такие политические и социальные компетенции, как способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов.

  2. Компетенции, касающихся жизни в многокультурном обществе.Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить» молодежь межкультурными компетенциями, такими как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий.

  3. Компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, которые важны в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит исключение из общества. К этой же группе общения относится владение несколькими языками, принимающее все возрастающее значение.

  4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации: владение новыми технологиями, понимания нужности их применениями, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой средствами массовой информацией и рекламой.

  5. Способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.





В данной работе мы рассматриваем воспитательный аспект. В декбре 2016 года было проведено анкетирование в МБОУ « Новочебоксарский кадетский лицей», далее НКЛ, в январе 2017 года, в МБОУ «СОШ №8» г. Новочебоксарска. Опросом было охвачено 88 респондентов (42 юношей и 46 девушек) в возрасте от 16 до 18 лет. Старшеклассникам предлагался набор ценностей – целей - средств (инструментальных). Учащиеся должны были разложить их по порядку от 1 до 15 по степени значимости для себя.

Ценности – цели (терминальные)



Наименование ценностей

Юноши

Девушки

№ школы


СОШ №8

НКЛ

СОШ №8

НКЛ

1

Родина

14

5

7

11

2

Забота о родителях

1

1

2

3

3

Материальный достаток

8

7

11

8

4

Интересная работа

10

9

10

7

5

Здоровье

2

3

1

1

6

Любовь

6

8

3

2

7

Бос

11

13

13

13

8

Дружба

4

4

4

5

9

Счастье в семейной жизни

9

10

5

4

10

Свобода

3

2

6

6

11

Красота (в человеке, природе, искусстве)

13

11

14

9

12

Мудрость

7

6

8

10

13

Общественное признание

15

15

15

14

14

Творчество

14

12

12

12

15

Познание

5

12

9

15



Такие ценности – цели (терминальные), как здоровье, забота о родителях, дружба, свобода и любовь занимают главное место в ценностных предпочтениях городских юношей и девушек. Довольно значимое место занимает такая ценность – цель, как забота о родителях (1 у юношей, 2 и 3 у девушек) – что говорит о высоком потенциале семейного воспитания, что отчасти подтверждается ценностью – целью счастье в семейной жизни (9 10 места у юношей; 5 и 4 места у девушек). Примечательно соотношение таких ценностей – целей как материальный достаток – интересная работа. Юноши на ранг выше ставят материальный достаток, а девушки – интересную работу. Довольно низкое место (последнее), занимает – общественное признание. Надо отметить отношение юношей к такой важной ценности – цели, как «Родина» - 5 место в НКЛ и 14 место в СОШ №8, видно, что в НКЛ воспитанию патриотизма уделяется большее внимание, чем учебному процессу. Для сравнения ценность – цель «Познание» в СОШ № 8 – 5 место, а в НКЛ – 12 место.



Ценности – средства (инструментальные)



Наименование ценностей

Юноши

Девушки



СОШ №8

НКЛ

СОШ №8

НКЛ

1

Нравственность

7

1

3

6

2

Образование

1

2

1

4

3

Непримиримость

15

15

15

15

4

Вежливость

3

6

7

5

5

Жизнерадостность

13

14

4

9

6

Искренность

11

5

2

1

7

Самоконтроль

2

3

9

11

8

Смелость

9

7

11

8

9

Твердость воли

5

9

8

10

10

Терпимость

8

11

10

14

11

Честность

6

4

6

3

12

Ответственность

10

8

12

7

13

Широта взглядов

12

12

13

12

14

Воспитанность

10

4

5

2

15

Исполнительность

14

13

14

13



Старшеклассники в группе ценности – средства (инструментальные) особенно выделили «образование», «независимость», «вежливость» и «честность». Здесь позиции юношей и девушек были близки по показателям. Девушки в городских школах более искренне (1-2 и 5 – 11 места соответственно). Здесь последние места занимают такие ценности – средства, как «широта взглядов», «исполнительность» и «непримиримость». Большая разница у юношей по отношению к такой ценности – средству, как «воспитанность» 10 в СОШ №8 и 14 в НКЛ подтверждает нашу мысль о том, что воспитанию в СОШ №8 уделяется большое внимание. Велика разница у старшеклассников по отношению к ценности – средству «независимость». 1 место у кадетов и 7 место у юношей СОШ №8.Вероятно это связанно с непосредственной целенаправленной работой преподавателя – организатора ОБЖ. Это подтверждается и соотношением такой ценностью – средством, как «искренность», 5 место в кадетских классах и 11 место у старшеклассников СОШ №8. Такую ценность – средство, как «жизнерадостность», девушки ставят на более высокое место (4 и 9), чем юноши (13 и 14). Высокий ранг «образование», говорит о значительном стремлении выпускников получить высшее образование, занять достойное место в жизни. На вопрос о своем отношении к религии 34% учащихся СОШ №8 написали, что они верят в Бога; 43% учащихся НКЛ. Колеблются между верой и неверием 45,3% к 46%. Свои атеистические взгляды подчеркнули 20,8% СОШ №8 и 11,2% НКЛ.

На вопрос о любимых занятиях в свободное время респонденты ответили следующим образом:

Вид деятельности

СОШ №8

НКЛ


Слушать музыку

18,1%

16,8%


Встречи с друзьями

16,2%

16,1%


Чтение книг

11,4%

10,5%


Смотреть TV

11,4%

9,8%


Заниматься спортом

10,2%

8,3%


Совершенствоваться в каком – либо виде искусства

7,9%

7,6%


Помогать родителям

7,5%

11,2%


Ходить в клуб, кино

6,7%

7,6%


Играть на гитаре, рисовать

5,1%

5,6%


Мастерить что – либо, заниматься рукоделием

3,2%

4,2%


Ловить рыбу, собирать грибы, ягоды

2,4%

1,5%



Анализируя полученные данные, можно сделать выводы, что городские школьники большее время уделяют встречам с друзьями и прослушиванию музыки. Большое влияние на становление духовной культуры старшеклассников оказывает художественная культура.

На вопрос: «Назовите своего любимого писателя», ответили (в скобках соотношения СОШ №8 и НКЛ).

А) русского А.С. Пушкин (13,2% – 10%); А.Н. Толстой (11,3% – 5,7%); С.А. Есенин (17% - 2,6%); Ф.М. Достоевский (13,2% - 5,7%) и тд. Учащиеся СОШ №8 назвали 15 писателей – 52 респондента, учащиеся НКЛ 8 писателей – 10 респондентов.

Б) чувашского – К.В. Иванов (18.9% - 11,4%); И.Я. Яковлев (5,75 – 0%); и т.д. Учащиеся СОШ %8 назвали 3 писателей – 14 респондентов – 1 писателя – учащиеся НКЛ 9- 4 респондента.

В) зарубежные – Э.М. Ремарк (7,5% - 5,7%); Р.Д. Бредбери (7,5% - 3,2%); Э.М. Хэмингуэй (5,7% - 0%) и т.д. Учащиеся СОШ №8 назвали 25 писателей - 46 респондентов, учащиеся НКЛ 9 писателей – 10 респондентов. Необходимо отметить, что только 10 человек из 35 учащихся кадетского лицея ответили на этот вопрос. Вероятно, не все учащиеся разобрались с формулировкой данного вопроса. В связи с этим при анализе в основном мы опираемся на ответы учащихся СОШ №8. Анализ показывает, что выпускники школ больше знают зарубежных писателей (25 авторов), причем большая часть из них принадлежит массовой культуре. Кроме того городские школьники назвали 3 чувашских авторов, что говорит о слабом изучении национальной литературы городскими старшеклассниками.

Учащиеся городских школ были опрошены и по музыкальным интересам и предпочтениям. В область музыкальных жанров респонденты (СОШ №8 и НКЛ) отдали предпочтение року (56,6%-42,2%) и авторские (52,8% - 28,8%). А дальше с большим отрывом следовали джаз (28,8% - 37,1%); симфонические песни (26,4% - 17,1%), народная музыка (17% - 14,3%) и опера (9,4% - 5,7%).

На вопрос: «Хватает ли у вас времени , чтобы с пользой провести свой досуг» №СОШ №8 – НКЛ) учащиеся ответили (28,3% – 37,1% ) – имеют; (60,4% - 57,1%) не всегда; (11,3% - 5,7%) не имеют.

Старшеклассникам предлагалось указать, культура какого региона им больше всего нравится. Ответы распределились следующим образом:

Культура

СОШ №8

НКЛ

1

Русская культура

43,4%

34.3%

2

Чувашская культура

24,5%

20%

3

Совокупность ценностей нескольких культур

24,55

17,1%

4

Затрудняюсь ответить

17%

14,3%

5

Культура Востока

15,1%

8,6%

6

Культура Европы

7,5%

5,6%

7

Культура США

3,8%

2%

8

Иная культура

3,8%

0%



Данные свидетельствуют о явном предпочтении старшеклассниками национальной культуры (русской и чувашской), а также совокупности ценностей нескольких культур. Низкий рейтинг имеют культуры США и Европы с его прагматизмом. Не высок рейтинг и культуры Востока с его философско – религиозной направленностью. Однако в работе с учащимися необходимо учесть и тот факт, что (17,1% и 14,3%) старшеклассников затрудняются ответить на поставленный вопрос. Стоит вопрос о программах культурообразующего характера.

Современные старшеклассники имеют свои представления об идеальных качествах молодого человека, сформированные его сознанием под воздействием ……….. формы социализации в сложившейся социальной сферы.


В значительной степени

В определенной степени

Не должен обладать

Затрудняюсь ответить

1

Социальной активностью

37,7%-34,3%

58,5%-57%

1,9%-2,3%

1,9%-5,7%

2

Готовностью к перемене в жизни

50.9%-65,7%

47,7%-31,4%

1,9%-2,3%

0%-0%

3

Индивидуальные знания

56,6%-60%

39,9%-34,3%

0%-5,7%

3,8%-0%

4

Терпимостью

58,8%-54,4%

42,5%-42,0%

0%-0%

0%-2,3%

5

Агресивностью, жестокостью

0%-2,3%

13,2%-8,6%

83%-74,3%

3,8%-14,3%

6

Оптимизмом

56,6%-62,9%

39,6%-37,1%

1,9%-0%

1,9%-0%

7

Гуманностью

66%-57,1%

34%-37,1%

0%-2,3%

0%-2,3%

8

Равнодушием к другим людям

1,0%-14,3%

20.8%-22,9%

60,8%-51.4%

7,5%-11,4%

9

Прагматизмом

26,4%-14.3%

50%-48,6%

5,7%-22%

17%-14.3%

10

Циничностью

5.7%-11,4%

28,3%-17,1%

54,7%-51,4%

5,7%-20%

11

Скромностью

15,1%-17,1%

86,1%-65,7%

1,9%-8,6%

1,9%-8,6%

12

Порядочностью

69,9%-71,5%

28,3%-22,9%

0%-2.3%

1.7%-2,3%

13

Деловой «хваткой»

45,3%-51,4%

50%-45.7%

1,9%-0%

1,9%-2,3%



Анализ результатов показывает, что современный молодой человек должен обладать следующими качествами:

1. Должен быть в значительной степени социально активен и готов к переменам в жизни;

2. Обладать «деловой хваткой», порядочностью, скромностью, оптимизмом, терпимостью, гуманностью, индивидуализмом и прагматизмом.

По отношению к отрицательным качествам, молодой человек не должен обладать:

  1. Агрессивностью (жестокостью);

  2. Равнодушием к другим людям;

  3. Циничностью



На вопрос, «Какие личные качества вам больше всего нравятся?», старшеклассники ответили следующим образом:



СОШ№8

НКЛ

1

Доброта, гуманность отношения к людям

68,6%

83%

2

Трудолюбие

42.3%

43,4 %

3

Стремление к справедливости

31%

66%

4

Уважение к старшим

40%

54,7%

5

Уважение к женщине

37,1%

40,1%

6

Стремление к знаниям

54,3%

50%

7

Способность отстоять свою точку зрения

66%

65,7%

8

Ответственное отношение к браку

28.3%

42,3%

9

Совестливость

40%

50%

10

Развитие чувства долга

17,1%

35.8%

11

Гражданское мужество

17,1%

22.6%

12

Высокая нравственность

34,3%

41,5%

13

Бескорыстность

34.3%

58,5%

14

Патриотизм

11,4%

34%

15

Высокая духовность

20,8%

22%

16

Индивидуальность самовыражения

43,4%

31,4%

17

Социальная активность

34%

31%

18

Вера в идеалы

20%

24,5%



Данные исследования убеждают нас в том, что городские школьники выбирают такие качества личности как: доброта, гуманное отношение к людям, способность отстоять свою точку зрения, стремление к справедливости. Настораживает низкий рейтинг таких качеств как вера в идеалы, высокая духовность, гражданское мужество.

Стоит отметить низкий рейтинг такого качества, патриотизм у старшеклассников СОШ №8. На лицо необходимость создания дополнительной программы развития по патриотизму и обеспечение квалифицированными кадрами, возможно из числа военных в отставке. Необходимо отметить, что такое качество, как ответственное отношение к браку у кадетов (42,3%) значительно выше, чем в СОШ №8 (28,3%).

Возникает парадокс. Старшеклассники считают, что современный молодой человек должен обладать социальной активностью (более 30%), однако при этом данное качество многим не нравится.

8