Анализ школьной практики использования коллоквиума как контроля знаний по истории
Коллоквиум представляет собой форму проверки и оценивания знаний учащихся, преимущественно в вузах, но в системе образования предусматривается использование данного вида проверки знаний и в старших классах школы, в данном случае актуальным является коллоквиум по учебной дисциплине «История». Как правило, он представляет собой проводимый по инициативе преподавателя промежуточная итоговая контрольная работа в середине года, имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основную итоговую контрольную работу, которая обеспечивается итоговую оценку в аттестате, и оценить текущий уровень знаний учащихся. В ходе коллоквиума могут также проверяться проекты, рефераты и другие письменные работы учащихся. Оценка, полученная на коллоквиуме, может влиять на оценку годовой оценки за изучение предмета (в различных школах на этот счёт приняты различные правила). В некоторых случаях преподаватель выносит на коллоквиум все пройденные темы и ученик, как на итоговой контрольной, получает единственную оценку, идущую в аттестат.
В отличие от высших учебных заведений, где на проведение коллоквиумов отводится не менее 2-3 часов, школьная система ограничивает преподавателей 40-90 минутами. В этих условиях занятия проводятся в жестком темпе, с использованием быстрой смены видов деятельности учащихся, опираясь на хорошую организационную подготовку общеобразовательной деятельности. Такие формы проверки и контроля знаний могут быть использованы в качестве заключительной работы в старших классах.
После изучения нового общеобразовательного материала занятие проводят как урок систематизации и контроля знаний. Он направлен на повторение, углубление и обобщение пройденного изученного материала. На данном занятии старшеклассники учатся правильно строить свою устную реакцию, отстаивать свои суждения, применять теоретические знания на практике.
После анализа коллоквиума (тестирования знаний) и компетенций учащихся по предмету "История" в средней школе у старшеклассников было отмечено, что проверка знаний проводится в основном с использованием тестов, которые очень активно внедряются в образовательный процесс, занимая в нем значительное место, и в то же время создали ряд проблем, связанных с организацией образовательного процесса и, в конечном счете, с развитием личности. Дело в том, что тесты ориентированы на усвоение дробной информации, что не способствует развитию предметной логики, развитию умения мыслить, выражать свою точку зрения, а главное - они также предполагают специальные методы обучения, апеллирующие в первую очередь к кратковременной памяти и не активирующие многие другие функции человеческой психики. На Западе проблемы, вызванные испытаниями, уже давно признаны. Во Франции уже в 1970-х годах поняли, что преподавание не из традиционных учебников, а из "компьютерных картинок" разрушает способность воображения как основу умственных способностей; в Германии жалуются, что изучение истории, культуры, искусства и древних языков, имеющих сложную, разнообразную семантику и передающих множество оттенков мысли, предполагающих неоднозначное восприятие и чтение, сегодня не очень популярно. Все это препятствует формированию универсального взгляда на мир, не развивает воображение.
В российских школах сегодня сложилась противоречивая ситуация в образовательном процессе: с одной стороны, необходимо следовать государственным образовательным стандартам Министерства образования, которое оценивает успеваемость учащихся по результатам Интернет-тестирования, с другой стороны, в обществе существует понимание необходимости сохранения лучших традиций отечественного образования, таких как фундаментальная, общечеловеческая, гуманистическая направленность, которые плохо согласуются с методологией тестирования.
Возникает вопрос: как измерить способность творчески мыслить? Очевидно, что компьютер не в состоянии это сделать. Это возможно только для человека - опытного педагога, который понимает, как органично совместить современные мировые тенденции в образовании и национально-культурные достижения в области образования, которые всегда способствовали развитию творческих способностей учащихся, предполагая синтез учебного процесса и исследовательской деятельности, а также методов оценки компетенций учащихся, не противоречащих конечным целям образования.
Чтобы частично решить проблему методов оценивания, можно вернуться к устным формам профессионального общения, где студент выступает не просто как переводчик знаний (из чужого учебника или интернета), а как исследователь проблем, которые ему предлагают изучать. Одной из таких форм можно считать коллоквиум (в современной актуализированной форме) как форму открытого общения между студентами и преподавателями, направленную на получение информации в неформальном общении с использованием межсубъектных связей и, как следствие, формирование у студентов "творческого мышления в самом широком смысле". Для учащегося, с таким пониманием Коллоквиума, обращение к нему является способом формирования творческого отношения к обучению, к возникновению желания, как говорили бы методисты, дополнить образовательный процесс внеклассными формами общения и приобретения знаний.
Урок-конференция является "спасательным кругом" образовательного процесса с точки зрения развития личностных качеств учащихся. Вряд ли стоит доказывать, что наиболее достоверным свидетельством развития изучаемого материала является умение учащихся вести беседу на конкретную тему. В этом случае целесообразно провести пресс-конференцию. Урок-конференция - это своего рода диалог по обмену информацией. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.
С учетом поставленных задач, тема урока может содержать отдельные темы. Во всех этих случаях мы осуществляем значительный обмен информацией. В данной ситуации свойственно обратиться к элементам публичного обращения по теме к одноклассникам. Этот вид обучения требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают с заданием по литературе, рекомендованной учителем, готовят вопросы, на которые хотят получить ответ. В итоге работы с различными источниками и проведением таких занятий стимулирует старшеклассников к расширению своих знаний в учебной дисциплине "История".