СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ школьной практики использования коллоквиума как контроля знаний по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коллоквиум представляет собой форму проверки и оценивания знаний учащихся, преимущественно в вузах, но в системе образования предусматривается использование данного вида проверки знаний и в старших классах школы, в данном случае актуальным является коллоквиум по учебной дисциплине «История».

Просмотр содержимого документа
«Анализ школьной практики использования коллоквиума как контроля знаний по истории»

Анализ школьной практики использования коллоквиума как контроля знаний по истории

Коллоквиум представляет собой форму проверки и оценивания знаний учащихся, преимущественно в вузах, но в системе образования предусматривается использование данного вида проверки знаний и в старших классах школы, в данном случае актуальным является коллоквиум по учебной дисциплине «История». Как правило, он представляет собой проводимый по инициативе преподавателя промежуточная итоговая контрольная работа в середине года, имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основную итоговую контрольную работу, которая обеспечивается итоговую оценку в аттестате, и оценить текущий уровень знаний учащихся. В ходе коллоквиума могут также проверяться проекты, рефераты и другие письменные работы учащихся. Оценка, полученная на коллоквиуме, может влиять на оценку годовой оценки за изучение предмета (в различных школах на этот счёт приняты различные правила). В некоторых случаях преподаватель выносит на коллоквиум все пройденные темы и ученик, как на итоговой контрольной, получает единственную оценку, идущую в аттестат.

В отличие от высших учебных заведений, где на проведение коллоквиумов отводится не менее 2-3 часов, школьная система ограничивает преподавателей 40-90 минутами. В этих условиях занятия проводятся в жестком темпе, с использованием быстрой смены видов деятельности учащихся, опираясь на хорошую организационную подготовку общеобразовательной деятельности. Такие формы проверки и контроля знаний могут быть использованы в качестве заключительной работы в старших классах.

После изучения нового общеобразовательного материала занятие проводят как урок систематизации и контроля знаний. Он направлен на повторение, углубление и обобщение пройденного изученного материала. На данном занятии старшеклассники учатся правильно строить свою устную реакцию, отстаивать свои суждения, применять теоретические знания на практике.

После анализа коллоквиума (тестирования знаний) и компетенций учащихся по предмету "История" в средней школе у старшеклассников было отмечено, что проверка знаний проводится в основном с использованием тестов, которые очень активно внедряются в образовательный процесс, занимая в нем значительное место, и в то же время создали ряд проблем, связанных с организацией образовательного процесса и, в конечном счете, с развитием личности. Дело в том, что тесты ориентированы на усвоение дробной информации, что не способствует развитию предметной логики, развитию умения мыслить, выражать свою точку зрения, а главное - они также предполагают специальные методы обучения, апеллирующие в первую очередь к кратковременной памяти и не активирующие многие другие функции человеческой психики. На Западе проблемы, вызванные испытаниями, уже давно признаны. Во Франции уже в 1970-х годах поняли, что преподавание не из традиционных учебников, а из "компьютерных картинок" разрушает способность воображения как основу умственных способностей; в Германии жалуются, что изучение истории, культуры, искусства и древних языков, имеющих сложную, разнообразную семантику и передающих множество оттенков мысли, предполагающих неоднозначное восприятие и чтение, сегодня не очень популярно. Все это препятствует формированию универсального взгляда на мир, не развивает воображение.

В российских школах сегодня сложилась противоречивая ситуация в образовательном процессе: с одной стороны, необходимо следовать государственным образовательным стандартам Министерства образования, которое оценивает успеваемость учащихся по результатам Интернет-тестирования, с другой стороны, в обществе существует понимание необходимости сохранения лучших традиций отечественного образования, таких как фундаментальная, общечеловеческая, гуманистическая направленность, которые плохо согласуются с методологией тестирования.

Возникает вопрос: как измерить способность творчески мыслить? Очевидно, что компьютер не в состоянии это сделать. Это возможно только для человека - опытного педагога, который понимает, как органично совместить современные мировые тенденции в образовании и национально-культурные достижения в области образования, которые всегда способствовали развитию творческих способностей учащихся, предполагая синтез учебного процесса и исследовательской деятельности, а также методов оценки компетенций учащихся, не противоречащих конечным целям образования.

Чтобы частично решить проблему методов оценивания, можно вернуться к устным формам профессионального общения, где студент выступает не просто как переводчик знаний (из чужого учебника или интернета), а как исследователь проблем, которые ему предлагают изучать. Одной из таких форм можно считать коллоквиум (в современной актуализированной форме) как форму открытого общения между студентами и преподавателями, направленную на получение информации в неформальном общении с использованием межсубъектных связей и, как следствие, формирование у студентов "творческого мышления в самом широком смысле". Для учащегося, с таким пониманием Коллоквиума, обращение к нему является способом формирования творческого отношения к обучению, к возникновению желания, как говорили бы методисты, дополнить образовательный процесс внеклассными формами общения и приобретения знаний.

Урок-конференция является "спасательным кругом" образовательного процесса с точки зрения развития личностных качеств учащихся. Вряд ли стоит доказывать, что наиболее достоверным свидетельством развития изучаемого материала является умение учащихся вести беседу на конкретную тему. В этом случае целесообразно провести пресс-конференцию. Урок-конференция - это своего рода диалог по обмену информацией. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.

 С учетом поставленных задач, тема урока может содержать отдельные темы. Во всех этих случаях мы осуществляем значительный обмен информацией. В данной ситуации свойственно обратиться к элементам публичного обращения по теме к одноклассникам. Этот вид обучения требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают с заданием по литературе, рекомендованной учителем, готовят вопросы, на которые хотят получить ответ. В итоге работы с различными источниками и проведением таких занятий стимулирует старшеклассников к расширению своих знаний в учебной дисциплине "История".