СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ системы поддержки инвалидов ОВЗ в Воронежской области

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ системы поддержки инвалидов ОВЗ в Воронежской области»

Анализ развития системы поддержки инвалидов и лиц с ОВЗ в Воронежской области.

Переход к гуманистическому пути развития общества требует проявления всё большего внимания к его членам. Усилия международного сообщества привели к появлению «Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов», Конвенции МОТ «О правах инвалидов», участником которой стала и Россия. Социальная помощь инвалидам в современном мире не ограничивается только материальной поддержкой, инвалиды законодательно уравнены в правах во всех сферах жизнедеятельности.

Статус реабилитированного человека означает для инвалида повышение уровня материального обеспечения и реализацию личностного трудового потенциала. Для общества преимущество работающих его членов выражается в эффективном использовании человеческих ресурсов, применении знаний и умений отдельных его членов на благо всего общества.

Одним из базовых положений Конвенции о правах инвалидов является доступность для инвалидов образования в течение всей жизни, в том числе в части профессионального образования и профессионального обучения (ч. 5 ст. 24). Этот аспект социальной политики в России поставлен во главу угла Указом Президента России от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", где в числе поручений Правительству России предусмотрена разработка комплекса мер, направленных на обеспечение доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья как трудоустройства, так и профессионального образования.

1. Количество инвалидов в Воронежской области

В Воронежской области по состоянию на 1 марта 2023 года проживают 201 620 инвалидов.



Детская инвалидность в нашей области составляет 3,9 процента от общей численности воронежских инвалидов. Девочки составляют 41% в общей численности детей-инвалидов, что в абсолютной величине означает 3 501 человек. Инвалидность среди мальчиков несколько выше - 59% (5 025 человек).


2. Государственная программа Воронежской области "Доступная среда"

Государственная программа Воронежской области "Доступная среда"[2] разработана с учетом основных положений Конвенции ООН "О правах инвалидов" от 13.12.2006, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы", Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения", Закона Воронежской области от 30.06.2010 N 65-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года", Закона Воронежской области от 17.12.2012 N 172-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в Воронежской области".

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" формированием доступной среды должны заниматься федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм. Необходимость первоочередного обеспечения доступности объектов и услуг в целях решения проблем социальной защиты и реабилитации инвалидов отражена в положениях Конвенции, ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ, вступившей в силу для Российской Федерации 25.10.2012.

Одним из основных направлений социальной политики является реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.

В Воронежской области проводится работа по социальной поддержке и созданию условий для полноценной жизнедеятельности инвалидов в обществе. В этих целях принят ряд нормативных правовых актов, направленных на решение проблем инвалидов в сфере реализации государственных социальных гарантий.

В целях обеспечения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и установления дополнительных гарантий занятости инвалидов принят Закон Воронежской области от 03.05.2005 N 22-ОЗ "О квотировании рабочих мест для инвалидов", устанавливающий правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Воронежской области при приеме на работу инвалидов.

В целях создания безбарьерной среды на объектах социальной инфраструктуры был принят Закон Воронежской области от 17.12.2012 N 172-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в Воронежской области". Указанный Закон устанавливает правовые основы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации на территории Воронежской области.

Указом губернатора Воронежской области от 03.04.2012 N 89-у "О координационном совете по делам ветеранов и инвалидов Воронежской области" при губернаторе Воронежской области создан координационный совет по делам ветеранов и инвалидов Воронежской области, который является совещательным органом, содействующим реализации полномочий губернатора области по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия исполнительных органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем ветеранов и инвалидов в Воронежской области.

В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами распоряжением правительства Воронежской области от 25.09.2015 N 678-р утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Воронежской области.

В "дорожной карте" предусмотрены мероприятия, направленные на выполнение требований законодательства Российской Федерации по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым на них услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов органами государственной власти Воронежской области и организациями, в отношении которых они осуществляют функции и полномочия учредителя, в пределах установленных полномочий.

Важнейшими социальными проблемами, стоящими перед государством в настоящее время, являются реабилитация и социальная защита инвалидов, которые позволили бы им стать полноправными членами общества в равной степени со здоровыми людьми, принимать активное участие во всех сторонах общественной жизни.

Реализация мероприятий Программы осуществляется при согласовании с общественными объединениями инвалидов в части целесообразности и эффективности мероприятий, контроля за их реализацией и предложений по совершенствованию мероприятий в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

3. Основные партнеры по трудоустройству

Осуществление государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты

В целях осуществления контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты и соблюдением законодательства о занятости населения в 2017 году были проведены в соответствии с планом, согласованным с прокуратурой Воронежской области, 33 плановые проверки (в 2016 году - 42 плановые проверки) организаций в части выполнения квоты для приема на работу инвалидов. В том числе: 16 в первом полугодии и 17 во втором полугодии (в 2016 году – 22 и 20 соответственно).

По результатам проверок составлено 33 акта проверок (в 2016 году – 42 акта), выдано 9 предписаний (6 – в I полугодии и 3 - во II полугодии) (в 2016 году – 5 предписаний) об устранении нарушений законодательства о занятости населения, составлено 11 протоколов (7 – в I полугодии и 4 - во II полугодии) (в 2016 году – 5 протоколов) об административном правонарушении.

В результате проверок выявлено, что в службу занятости не представлена информация о наличии вакантных рабочих мест – 806,45 ед. (в 2016 году 89,9 ед.), о выполнении квоты – 5 ед. (в 2016 году – 0 ед.)[3]

За отчетный период в органы службы занятости населения Воронежской области за содействием в поиске подходящей работы обратилось 2152 инвалида, признано безработными 1748 инвалидов, трудоустроено 1425  инвалидов, направлено на профессиональное обучение 82 инвалида.

В Воронежской области уровень трудоустройства инвалидов по итогам 2017 года составил 66,2%.

В целях реализации мероприятия 1.2.2. «Мониторинг трудоустройства и  закрепляемости на оборудованных (оснащенных) рабочих местах инвалидов и потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, открытии собственного дела» на территории Воронежской области проводится мониторинг потребности инвалидов в трудоустройстве, в том числе на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, и открытии собственного дела. Предполагалось  опросить 3,4 тыс. инвалидов.

По итогам  2017 года в опросе приняли участие 3513 респондентов, из них 62% изъявили желание трудоустроиться, 18,5% желают пройти профобучение, 2,8% рассматривают возможность открытия собственного дела, 16,7% не определились с выбором.

В качестве целевого показателя реализации мероприятия определен удельный вес трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы. По итогам 2017 года значение показателя составило 66,2% при плановом значении 50,7%. Перевыполнение показателя по доле трудоустроенных инвалидов в общем числе инвалидов, обратившихся в органы службы занятости, связано с поручением Минтруда России о повышении уровня занятых инвалидов трудоспособного возраста до 50% к 2020 году[4].

4. Направления профориентации для школьников

Получение детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Численность граждан, получивших государственную услугу по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, за 9 месяцев 2017 года составила 40,1 тыс. человек, что составляет 68,4 % к общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы в отчетном периоде. Государственную услугу по организации профессиональной ориентации за 9 месяцев 2017 года получили 14,9 тыс. – молодежи в возрасте 14-29 лет.

При оказании государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан используются различные формы профориентационной работы, с учетом особенностей различных категорий граждан.

Для учащихся - это профориентационные беседы, различные игровые техники (профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия), экскурсии в учебные заведения и на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, уроки выбора профессии, проведение различных форумов, семинаров-практикумов. Данные формы работы позволяют учащимся более подробно изучить мир профессий, выбрать профессию в соответствии с личностными качествами и потребностями рынка труда.

Специалистами ГКУ ВО ЦЗН проводится групповая профориентационная работа с учащимися общеобразовательных организаций. По итогам 9 месяцев 2017 года в «Уроках карьеры», способствующих профессиональному самоопределению выпускников общеобразовательных организаций, приняли участие 4,2 тыс. учащихся.

В целях повышения статуса рабочих профессий было организовано проведение профориентационных мероприятий с применением передвижной выставки «Рабочие кадры – будущее экономики страны» на базе общеобразовательных учреждений Воронежской области. Более 2,2 тыс. школьников получили информацию о предприятиях, испытывающих потребность в квалифицированных рабочих кадрах, а также учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов, востребованных на рынке труда. Проведено 88 целевых экскурсий для 1,7 тыс. школьников на 78 промышленных и сельскохозяйственных предприятий города Воронежа и Воронежской области[5].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инвалиды являются социальной группой, которым необходимо повышенное внимание со стороны общества, особая охрана их прав со стороны государства. Численность лиц с инвалидностью, проживающих в Воронежской области (более 200 тысяч человек), остается достаточно высокой, наблюдается тенденция к повышению уровня инвалидизации населения. Именно поэтому так важно реализовывать на воронежской земле государственную программу «Доступная среда».

Для этого органами государственной власти Воронежской области приняты нормативные акты законодательного и подзаконного характера. Отчеты о реализации запланированных мероприятий свидетельствуют о положительных переменах. Особенно уделяется внимание занятости и трудоустройству инвалидов, их обучению профессиям, востребованным на рынке труда.

Представляется перспективным использовать новые возможности занятости, связанные с компьютерной техникой, удаленным доступом к сети, интеллектуальными технологиями, художественными занятиями. Такие виды деятельности, имея высокий реабилитационный потенциал, способствуют развитию самоуважения индивидов и могут предоставить им условия для самообеспечения.

Таким образом, только в тесном взаимодействии и плодотворном сотрудничестве общества и государства можно добиться серьезных результатов в решении проблемы восстановления социального статуса инвалида и интеграции его в жизнь общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации: от 12.12.1993 (с изменениями и дополнениями) // Собр. законодательства РФ.- 2014.- №9.- Ст.851.

  2. Декларация о правах инвалидов: Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // СПС «Консультант плюс».

  3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 1995.- N 48.- Ст. 4563.

  4. Об утверждении государственной программы Воронежской области "Доступная среда": Постановление Правительства Воронежской области от 3112.2013 № 1194 (с изменениями на 28 декабря 2017 года) // Воронежская область. Официальное опубликование нормативных актов.- http://pravo.govvrn.ru/content/постановление-правительства-воронежской-области-от-31122013-№-1194

  5. Федеральный реестр инвалидов. Статистика.- https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost (Дата обращения: 10.04.2023).