СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ содержания учебников «История России 10-11 класс» в контексте использования в учебном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о новом едином учебнике «История России 10,11 класс», приводится оценка структурно-методической базы учебника и её возможности в процессе обучения учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Анализ содержания учебников «История России 10-11 класс» в контексте использования в учебном процессе»

Анализ содержания учебников «История России 10-11 класс» в контексте использования в учебном процессе.

Школьный учебник является одним из важных составляющих образовательного процесса. Он призван систематизировать и интегрировать сведения, полученные учащимися из разных каналов массовой информации. Учебник объединяет вокруг себя все другие школьные книги и средства обучения, координирует работу учащихся с ними. Поэтому роль учебника в образовательном процессе очень важна.

С 1 сентября 2023 года все российские школьники начали учить историю России по новому единому учебнику. Новый учебник по Истории России для 10 и 11 классов вышел в издательстве «Просвещение» в 2023 году. В числе его авторов — Владимир Мединский, Анатолий Торкунов. Единые учебники по истории России видят главным результатом изучения курса - формирование у учащихся патриотизма и российской гражданской идентичности.

Введение единого учебника по истории России это обоснованный шаг со стороны государства, так как до этого были разные учебники, освящающие одни и те же темы с разных позиций. Сегодня у нас есть единая концепция изучения истории. Учебник разработан в соответствии с актуальными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Федеральной образовательной программы среднего общего образования, а также концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях РФ. Учебник соответствует Историко-культурному стандарту: все элементы его содержания присутствуют.

В учебнике истории большое значение уделено вопросам интеграции событий отечественной и зарубежной истории. Представленные в учебнике вопросы и задания нацелены на изучение региональной истории, подготовку к промежуточной и итоговой аттестации. Значительное место в учебнике занимают материалы по истории духовной жизни общества, культуры и повседневности.

Учебник 10 класса – период с 1914-1945 гг, 11 класса – с 1945 по нач.21 в.

Особенности единого учебника по истории России вы видите на слайде.

Наличие понятий, терминов, дат: в начале параграфа вынесены основные термины, которые будут здесь встречаться и даты, необходимые для запоминания. Причем даты даются авторами учебников не только по истории России, но и по Всеобщей истории. Это помогает ученикам провести параллели изучаемых события в нашей стране и в мире. Таким образом расширяются знания ученика, идет формирование читательской грамотности, развитие процессов сопоставления и сравнения. По тексту параграфа ключевые термины выделены. Это способствует запоминанию важной информации. После каждого параграфа есть рубрика «Работаем с понятием», где учащимся предлагается задание, аналогичное заданию № 18 материалов ЕГЭ. Также с опорой на материалы ЕГЭ составлены задания рубрики «Работаем с хронологией». Здесь предлагается учащимся расположить в хронологическом порядке исторические события. Это пример заданий №1 и 14 материалов ЕГЭ.

В конце учебника представлен словарь понятий и терминов, а также вынесены основные даты событий истории России указанного периода.

Базовые тексты учебника: написаны доступным языком, сократилось количество параграфов. Авторы учебника обращаются к читателю «Вам предстоит жить в XXI веке», «События будут иметь продолжение», «Мы не знаем, как может измениться оценка событий». Тем самым школьнику предлагается следить за развитием событий и формулировать собственные выводы. Подвести итоги, сделать вывод по прочитанному, проанализировать информацию, содержащуюся в его тексте можно после каждого параграфа.

Наличие зрительных опор: богатый иллюстративный материал. Любая глава и каждый параграф начинается с иллюстрации и краткому к нему пояснению.

Учащихся сопровождают иллюстрации и по всему тексту параграфов: это картины, плакаты, марки, фотографии 20 века и современные. Внутри текста параграфов есть карты, таблицы, схемы и сопутствующие вопросы к ним. Это очень удобно, так как не нужно искать вкладки к учебнику, чтобы познакомиться с той или иной картой.

Особенно привлекает рубрика «Работаем с документом» и фрагменты исторических источников в тексте параграфов. С помощью этого учащимся предлагается прикоснуться к той эпохе, осознать значение того или иного исторического источника для последующего развития нашего государства. Кроме того, в рубрике «Портрет на фоне эпохи» сообщаются краткие биографические сведения о выдающихся государственных деятелях, оставивших свой след в истории. Для развития чувства патриотизма учебник содержит рубрику «Честь и слава Отечества», в которой описаны интересные факты великих событий, подвиги героев в годы ВОв и т.д. По тексту параграфов встречается рубрика «Любопытные детали», которая расширяет кругозор учащихся, способствует развитию их функциональной грамотности.

Различные виды заданий для контроля знаний: сквозные вопросы по тексту параграфа, вопросы и задания к параграфу разных уровней сложности. Предлагаются задания на воспроизведение текста параграфа, на привлечение дополнительных источников информации, есть связь истории с литературой, задания на синхронизацию курсов истории России всеобщей истории, задания по региональной истории, на составление таблиц, развернутых планов по определенной теме, задания по политическим деятелям и историческим личностям, умение выбрать одну из нескольких точек зрения историков и аргументировать её. Особенно привлекает наличие в учебнике рубрики «Ресурсы к главе». Здесь содержатся задания для учащихся по материалам ЕГЭ (задания № 13, 14, 20 ЕГЭ). При этом задания для школьников в учебнике составлены так, что никакая точка зрения не навязывается: детям предлагается размышлять над оценкой тех или иных исторических событий, подумать о причинах и предпосылках явлений, узнать о них побольше в рамках самостоятельной работы. Это служит формированию объективного исторического мышления.

После каждого параграфа и главы содержится список дополнительных материалов по теме. Это литературные произведения, художественные фильмы. Что позволяет провести межпредметные связи, а учащимся расширить свои знания по данной теме.

В новых учебниках подробно освящается тема Великой Отечественной войны. По некоторым темам же чувствуется нехватка фактического материала, приходиться обращаться к дополнительной литературе. События истории доведены до современных. Параграф №31 «Политическое и экономическое развитие страны в начале ХХI века» начинает события 2000-х гг. Тема СВО, содержит подробное, составленное на основе исторического материала обоснование обозначенных президентом целей. Однако в повествовании о современной России, проблемные места смягчены, идеализируется наше время».

Таким образом, можно сделать вывод, что новый учебник истории России для 10, 11 классов содержит развитую, современную методическую базу, при использовании учебника можно подготовиться к сдаче ЕГЭ, в учебнике представлены различные точки зрения, основанные на многочисленных документах и исторических источниках. Если анализировать подробно это издание, то минусы, конечно, можно найти. Но в целом обвинения в некоторой однобокости изложения исторических событий, которые нередко встречаются в Интернете по поводу единого учебника истории России, можно отметить лишь в последних трех параграфах, правильную оценку которым дадут только наши потомки.

Если задача современной образовательной системы – не «наполнить» ученика фундаментальными знаниями, а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию, то новый единый учебник по истории России выполняет эти задачи. Он служит навигатором получения знаний по истории России.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!