АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Автор:Дубинина О.П.
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в общеобразовательной организации (далее – ОО), расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Содержание, формы и методы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления обучающегося. Усвоение ребенком системы научных понятий является базой для формирования теоретического отношения к действительности, развития теоретического мышления и основ теоретического сознания.
Организационные формы обучения
Формы обучения | Приемы обучения | Содержание наблюдения |
Фронтальная форма обучения | Словесная и наглядная передача учебной (проектнокорректирующей) информации одновременно всем учащимся, обмен информацией | Произвольное внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса; корректирующая информация со стороны учителя, правильные ответы учащихся |
Групповая (партия) форма обучения; группы сменного состава | Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски | Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование |
Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы) | Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответу доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад на заседании школьного клуба) | Высокая степень самостоятельности при работе с учебником, при выполнении самостоятельных или контрольных работ, при устном сообщении; результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или учащихся; опосредованное оказание индивидуальной помощи с помощью источников |
Коллективная форма организации обучения | Частичная или полная передача организации урока учащимся класса | Создание условий |
Современная задача учителя заключается в решении двух проблем: с одной стороны, формирование базовых знаний, необходимых для интеграции в образовательное пространство и социализации в современное общество и, с другой стороны, развитие универсальных учебных действий (далее – УУД), позволяющих самостоятельно добывать знания на протяжении всей жизни.
Инновационные формы организации современного урока
Учебная экскурсия (поход)
Урок решения практических задач
Лабораторный практикум с использованием простейшего оборудования
Урок в библиотеке, компьютерном классе, музее, школьном предметном кабинете
Заседание клуба
Урок любого типа с целевым назначением – усвоение учащимися способов самоконтроля и самооценки
Основные этапы современного урока
Основные этапы (звенья) урока, воспроизводящего целостный образовательный процесс | Наблюдаемые приемы обучения и учения |
Организационный момент | Приветствие учителя, гостей, подготовка рабочих мест |
Постановка цели урока в начале или в процессе урока | Формулировка цели урока детьми и ее фиксация. Приемы обучения, демонстрирующие несформированность УДД, недостаточность имеющихся знаний |
Актуализация знаний, УДД в начале урока или в процессе его по мере необходимости | Приемы повторения системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала младшими школьниками. Приемы фиксации на классной доске необходимых понятий, правил, алгоритмов |
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов) | Приемы привлечения внимания учащихся к принципиально новым сведениям, приемы первичного закрепления (выражаются в речи младших школьников) |
Применение теоретических положений в условиях выполнения учебных упражнений и решения задач | Воспроизведение учащимися способов решений задач, выполнение упражнений по образцу, применение грамматических правил при написании слов, предложений |
Самостоятельное, творческое использование сформированных УУД | Решение учебных задач повышенной трудности или творческих задач |
Динамическая пауза | Основные приемы динамической паузы |
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний и УДД | Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях опроса, беседы, при решении задач и выполнении упражнений |
Рефлексия деятельности | Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учащихся (новое содержание, изученное на уроке, и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность) |
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности младших школьников | Проявляется в устных высказываниях учащихся и в результатах письменных работ |
Критерии и показатели анализа урока с позиций требований ФГОС НОО
Соответствие структуры урока положениям системно-деятельностного
подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно-
оценочного этапов, участие младших школьников в целеобразовании,
планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осу-
ществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий.
Направленность деятельности учащихся на формирование УУД:
познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.
Технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач,
адекватность всех компонентов целям урока, соответствие целей результатам,
критериальная оценка результата, четкая логика действий учителя и учащихся.
Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность,
доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность,
достаточность и необходимость объема для изучения.