Реферат на тему:
«Анализ специальных условий, созданных для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательной школе»
учителя начальных классов
ГБОУ Школа № 1592
Евсеичевой Татьяны Николаевны
Введение
Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Современная система образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях.
В России по отношению к детям-инвалидам наблюдается переход от концепции «культуры полезности» к концепции «культуры достоинства». Это значительный показатель зрелости общества и уровня его морально-нравственных принципов. С учетом роста популяции детей-инвалидов особую актуальность приобретает задача их интеграции в социум, и образовательные учреждения начинают решать проблемы. Дети с недостатками развития, так же как и нормально развивающиеся, имеют право быть принятыми в коллектив сверстников, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества.
Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения — это мировой процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны. Такой подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья можно обозначить как социальный заказ общества и государства, достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития.
Инклюзивное образование позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья после окончания обучения лучше адаптироваться в обществе.
Анализ специальных условий, созданных для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательной школе
Для правильной организации учебного процесса, обеспечения охраны здоровья ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в нашей школе педагог в первую очередь получает консультацию у врача-специалиста по определению учебного места в классе, подбору комфортной позы для выполнения письменных и устных работ (сидя, стоя, за конторкой и т.д.).
Далее проводится работа среди всех участников образовательного процесса (особое внимание уделяется работе с родительской общественностью) по формированию толерантного отношения к детям с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата специалистами (учитель, психолог, логопед, воспитатель), который включает в себя:
- системный подход к коррекционно-педагогической работе с учетом двигательных, речевых и психических нарушений;
- последовательное развитие познавательной деятельности и коррекцию ее нарушений;
- целенаправленное формирование высших психических функций;
- коррекцию речевых нарушений;
- развитие мелкой моторики и координации движений;
- воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, необходимых для социальной адаптации.
Организовывается учебная деятельность в классе с учетом физического и психического состояния ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата:
- осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику;
- во избежание переутомления учитывается объем и формы выполнения устных и письменных работ, темп работы класса, используется интересный, красочный дидактический материал и средства наглядности, чередся двигательная активность с отдыхом;
- используются методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, развивающие устную и письменную речь и формирующие необходимые учебные навыки;
- устные ответы и письменные работы оцениваются с учетом физических и психических особенностей ребенка.
Организация двигательного режима детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Очень важным при работе с детьми, имеющими ДЦП, является соблюдение общего двигательного режима.
Большое значение имеет двигательный режим в течение дня, который подбирается для ребенка индивидуально. С ребенком проводится утренняя гимнастика, подвижные игры, дыхательные и артикуляционные упражнения.
Время, отведенное на организацию той или иной двигательной деятельности, увеличивается. Все мероприятия, связанные с включением двигательного акта, осуществляются при индивидуальном подходе с учетом структуры двигательного дефекта. Чем тяжелее двигательное нарушение, тем больше взрослый помогает ребенку в выполнении движений. Одновременно с практической помощью взрослый четко проговаривает последовательность выполнения движений. В ряде случаев используем совместное проговаривание инструкций по последовательному выполнению движения детьми и взрослыми. Одновременное проговаривание (комментирующая инструкция и самоинструкция) облегчают выполнение движений, улучшают их ощущения.
Обеспечение доступа детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в здание школы.
Для того чтобы обучающийся с двигательной патологией попал на территорию школы, был установлен пандус у входа в здание. Пандус достаточно пологий (10-12°), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота - не менее 5 см) и поручни (высота - 50-90 см), длина которых превышает длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски.
Двери здания открываются в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз.
Вдоль коридоров сделаны поручни по всему периметру, чтобы обучающийся с двигательной патологией, который плохо ходит, мог, держась за них передвигаться по зданию. Ширина дверных проёмов не менее 80-85 см., иначе ребенок на коляске в них не пройдет.
Проведено зонирование пространства класса на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство класса узнаваемым, а значит - безопасным и комфортным для обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.
При этом соблюдаются следующие условия: санитарно-бытовые условия с учетом потребностей детей, с двигательной патологией воспитывающихся в данной организации (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены в себя кушетки, пеленальные столики для смены памперсов и т.д.); социально-бытовые условия с учетом конкретных потребностей обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата, в данной организации (наличие адекватно оборудованного пространства организации, рабочего места ребенка и т.д.).
Заключение
Анализируя изученную литературу можно сделать вывод, что ситуация развития инклюзивных форм образования для детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день начинает постепенно меняться в лучшую сторону. Понятно, что сам процесс включения ребенка в школьные образовательные учреждения – это процесс достаточно трудоёмкий, требующий к себе особого внимания. Однако включение таких детей в общеобразовательное учреждение – это перспективное будущее для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок с особыми образовательными потребностями, включаясь в среду обычных сверстников, начинает тянуться за ними, наращивая тем самым потенциал собственного развития.
Анализ опыта обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных школах района выдвинул ряд требований, требующих рационального решения целого ряда проблем:
а) при решении проблем интегрированного обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата возникает необходимость формирования адекватного отношения к детям со специальными образовательными потребностями, как со стороны педагогов, родителей, так и со стороны общественности;
б) педагоги массовой школы должны получить медицинские, психологические и педагогические знания, а также сведения из специальной педагогики об особенностях обучения, воспитания и развития ребенка;
в) для организации в общеобразовательной школе интегрированного обучения необходима организация взаимодействия ряда специалистов: инструктора ЛФК, логопеда, психолога и учителя;
г) необходима организация зоны релаксации в учебных кабинетах, где обучаются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Список литературы
1. Акош, К., Акош, М. Помощь детям с церебральным параличом – кондуктивная педагогика: Кн. для Родителей [текст] / К. Акош, М. Акош /– М.: Улисс, 1994. – 196с.
2. Вернер, Д. Что такое детский церебральный паралич. – М.: Дидактика Плюс, 2003. – 519с.
3. Шипицина, Л. М., Мамайчук, И. И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 368с.