СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ стихотворений А.А.Фета в 6 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для самостоятельной работы обучающихся с текстами произведений А.А.Фета на уроке или дома.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворений А.А.Фета в 6 классе»

Задания к теме «Творчество А. А. Фета» (6 класс)


Вопросы к вступительной статье из учебника о биографии Фета Афанасия Афанасьевича (1820 - 1892)


1. Какую школу и когда закончил А. А. Фет?

- В 1838 году А. А. Фет окончил немецкую школу-пансион.


2. В каком университете обучался А. А. Фет?

- А. А. Фет обучался на словесном отделении философского факультета Московского университета.


3. Как назывался первый поэтический сборник А. А. Фета? Назовите дату его выхода.

- Первый поэтический сборник А. А. Фета «Лирический пантеон» вышел в 1840 году.


4. В каких журналах активно сотрудничал А. А. Фет?

- А. А. Фет активно сотрудничал в журналах «Отечественные записки», «Москвитянин».


5. В каком году А. А. Фет поступил в армейскую службу? В каком году перешел в гвардию?

- А. А. Фет поступил в армейскую службу в 1845 году; в 1853 году перешел в гвардию.


6. Каким качеством характера славился А. А. Фет?

- А. А. Фет славился тонким остроумием.


7. К чему устремлен человек в лирике А. А. Фета?

- Человек в лирике А. А. Фета устремлен к изначальной гармонии и красоте.


8. В чем А. А. Фет видит идеальную духовность?

- А. А. Фет видит идеальную духовность в живом, реальном мире.


9. Назовите одно из главных (коренных) свойств поэзии А. А. Фета.

- Одно из главных (коренных) свойств поэзии А. А. Фета - стремление выразить невыразимое через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее поэта настроение.


Задание № 1: вставьте на месте (..?) недостающие слова из стихотворений А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...»:

(1) «Сладостен зов мне глашáтая (..?)», (2) «Все звезды до единой / Тепло и (..?) в душу смотрят вновь», (3) «И в воздухе за песнью соловьиной / Разносится (..?) и любовь», (4) «В лесу одному / Шумно, и жутко, и грустно, и (..?)», (5) «Всё злей метель и с каждою (..?) / Сердито рвет последние листы», (6) «Опять к тебе иду с невольной песней, / Невольной - (..?), может быть», (7) «Чу, там вдали неожиданно слышится / (..?) взывающий рог», (8) «Напрасные на них застыли (..?), / И треснула, сжимаяся, кора», (9) «Ель рукавом мне (..?) завесила», (10) «Для ясных дней, для новых откровений / Переболит (..?) душа», (11) «Какая ночь! На всём какая (..?)!», (12) «Они стоят, молчат; (..?) и ты!», (13) «Так деве новобрачной / И радостен и чужд ее (..?)», (14) «Кругом всё гудёт и (..?)».

Ключ:

Цитата

Пропущенное слово

Название стихотворения

1

«Сладостен зов мне глашáтая (..?)».

1

медного

«Ель рукавом мне тропинку завесила...»

2

«Все звезды до единой / Тепло и (..?) в душу смотрят вновь».

2

кротко

«Еще майская ночь»

3

«И в воздухе за песнью соловьиной / Разносится (..?) и любовь».

3

тревога

«Еще майская ночь»

4

«В лесу одному / Шумно, и жутко, и грустно, и (..?)».

4

весело

«Ель рукавом мне тропинку завесила...»

5

«Всё злей метель и с каждою (..?) / Сердито рвет последние листы».

5

минутой

«Учись у них - у дуба, у березы...»

6

«Опять к тебе иду с невольной песней, / Невольной - (..?), может быть».

6

последней

«Еще майская ночь»

7

«Чу, там вдали неожиданно слышится / (..?) взывающий рог».

7

тонко

«Ель рукавом мне тропинку завесила...»

8

«Напрасные на них застыли (..?), / И треснула, сжимаяся, кора».

8

слезы

«Учись у них - у дуба, у березы...»

9

«Ель рукавом мне (..?) завесила».

9

тропинку

«Ель рукавом мне тропинку завесила...»

10

«Для ясных дней, для новых откровений / Переболит (..?) душа».

10

скорбящая

«Учись у них - у дуба, у березы...»

11

«Какая ночь! На всём какая (..?)!».

11

нега

«Еще майская ночь»

12

«Они стоят, молчат; (..?) и ты!».

12

молчи

«Учись у них - у дуба, у березы...»

13

«Так деве новобрачной / И радостен и чужд ее (..?)».

13

убор

«Еще майская ночь»

14

«Кругом всё гудёт и (..?)».

14

колышется

«Ель рукавом мне тропинку завесила...»


Задание № 2: объясните значение следующих слов из стихотворений А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...», используя «Материал для справок»:

(1) Чу, (2) глашатай, (3) нега, (4) полночный, (5) кротко, (6) тешить, (7) напрасный, (8) лютый, (9) откровение, (10) скорбящий.

Материал для справок: (А) северный, (Б) жестокий, беспощадный, (В) междометие, употребляемое с целью обратить чье-либо внимание на какой-нибудь звук, заставить прислушаться к чему-либо, (Г) состояние успокоенности, внутреннего удовлетворения, наслаждение, блаженство, (Д) успокаивать, ободрять, утешать, (Е) переживающий чувство печали, горести, (Ж) тот, кто провозглашает, утверждает что-либо; провозвестник, (З) искреннее признание, сообщение, (И) незлобиво, уступчиво, покорно, (К) не приносящий желаемого результата, тщетный, бесполезный.

Ключ:

Слово

Буква-соответствие

Лексическое значение слова

1

чу

В

междометие, употребляемое с целью обратить чье-либо внимание на какой-нибудь звук, заставить прислушаться к чему-либо

2

глашатай

Ж

тот, кто провозглашает, утверждает что-либо; провозвестник

3

нега

Г

состояние успокоенности, внутреннего удовлетворения, наслаждение, блаженство

4

полночный

А

северный

5

кротко

И

незлобиво, уступчиво, покорно

6

тешить

Д

успокаивать, ободрять, утешать

7

напрасный

К

не приносящий желаемого результата, тщетный, бесполезный

8

лютый

Б

жестокий, беспощадный

9

откровение

З

искреннее признание, сообщение

10

скорбящий

Е

переживающий чувство печали, горести


Задание № 3: выпишите эпитеты из следующих стихотворений А. А. Фета (выписывайте вместе с существительными, к которым относятся эпитеты, эпитеты подчеркните волнистой линией):

* Примечание: эпитет - это яркое, образное определение, придающее предмету особую выразительность: «Белеет парус одинокой...».

(1) «Прозвучало над ясной рекою, / Прозвенело в померкшем лугу, / Прокатилось над рощей немою, / Засветилось на том берегу». (2) «Погорев золотыми каймами, / Разлетелись, как дым, облака». (3) «А уж от неба до земли, / Качаясь, движется завеса, / И будто в золотой пыли / Стоит за ней опушка леса». (4) «Две капли брызнули в стекло, / От лип душистым медом тянет, / И что-то к саду подошло, / По свежим листьям барабанит». (5) «Уснуло озеро; безмолвен лес». (6) «Уснули рыбаки у сонных огоньков». (7) «Как первый золотистый луч / Меж белых гор и сизых туч / Скользит уступами вершин / На темя башен и руин». (8) «Пронеслась гроза седая, / Разлетевшись по лазури». (9) «Спит, кидаясь, челн убогой». (10) «О, как мне весело следить / За пышным дымом туч сквозных».

Ключ:

Цитата их стихотворения

Эпитет

1

«Прозвучало над ясной рекою, / Прозвенело в померкшем лугу, / Прокатилось над рощей немою, / Засветилось на том берегу».

1

над ясной рекою

в померкшем лугу

над рощей немою

2

«Погорев золотыми каймами, / Разлетелись, как дым, облака».

2

золотыми каймами

3

«А уж от неба до земли, / Качаясь, движется завеса, / И будто в золотой пыли / Стоит за ней опушка леса».

3

в золотой пыли

4

«Две капли брызнули в стекло, / От лип душистым медом тянет, / И что-то к саду подошло, / По свежим листьям барабанит».

4

душистым медом

По свежим листьям

5

«Уснуло озеро; безмолвен лес».

5

безмолвен лес

6

«Уснули рыбаки у сонных огоньков».

6

у сонных огоньков

7

«Как первый золотистый луч / Меж белых гор и сизых туч / Скользит уступами вершин / На темя башен и руин».

7

золотистый луч

меж белых гор

меж сизых туч

8

«Пронеслась гроза седая, / Разлетевшись по лазури».

8

гроза седая

9

«Спит, кидаясь, челн убогой».

9

челн убогой

10

«О, как мне весело следить / За пышным дымом туч сквозных».

10

за пышным дымом

туч сквозных


Задание № 4: выпишите сравнения из следующих стихотворений А. А. Фета:

Примечание: сравнение - это средство художественной выразительности, основанное на уподоблении одного предмета другому.

(1) «И, чернеясь, бегут на плеча / Косы лентой с обеих сторон». (2) «Ласточки пропали, / А вчера зарёй / Всё грачи летали / Да, как сеть, мелькали / Вон над той горой». (3) «Смотришь - через поле / Перекати-поле / Прыгает, как мяч». (4) «Погорев золотыми каймами, / Разлетелись, как дым, облака». (5) «Как лебедь молодой, луна среди небес / Скользит и свой двойник на влаге созерцает». (6) «Там парус тонет, как в дыму, / А волны в злобе постоянной / Бегут к прибрежью моему». (7) «Повиснул дождь, как легкий дым, / Напрасно степь кругом алкала». (8) «Ночь нема, как дух бесплотный, / Теплый воздух онемел». (9) «Меж селеньем и рощей нагорной / Вьется светлою лентой река». (10) «У ног твоих, как дым кадильный, / Вияся, тают облака».

Ключ:

Цитата

Сравнение

1

«И, чернеясь, бегут на плеча / Косы лентой с обеих сторон».

1

бегут лентой

2

«Ласточки пропали, / А вчера зарёй / Всё грачи летали / Да, как сеть, мелькали / Вон над той горой».

2

как сеть, мелькали

3

«Смотришь - через поле / Перекати-поле / Прыгает, как мяч».

3

прыгает, как мяч

4

«Погорев золотыми каймами, / Разлетелись, как дым, облака».

4

разлетелись, как дым

5

«Как лебедь молодой, луна среди небес / Скользит и свой двойник на влаге созерцает».

5

как лебедь молодой, скользит

6

«Там парус тонет, как в дыму, / А волны в злобе постоянной / Бегут к прибрежью моему».

6

тонет, как в дыму

7

«Повиснул дождь, как легкий дым, / Напрасно степь кругом алкала».

7

повиснул, как легкий дым

8

«Ночь нема, как дух бесплотный, / Теплый воздух онемел».

8

нема, как дух бесплотный

9

«Меж селеньем и рощей нагорной / Вьется светлою лентой река».

9

вьется светлою лентой

10

«У ног твоих, как дым кадильный, / Вияся, тают облака».

10

как дым кадильный, тают


Задание № 5: выпишите олицетворения из следующих стихотворений А. А. Фета.

Примечание: олицетворение - это наделение предметов, животных или явлений человеческими свойствами (чувствами, мыслями, речью и т. п.).

(1) «И чем ярче играла луна, / И чем громче свистал соловей, / Все бледней становилась она». (2) «Все злей метель и с каждою минутой / Сердито рвет последние листы». (3) «Ночью ветер злится / Да стучит в окно». (4) «Уснуло озеро; безмолвен лес». (5) «Как лебедь молодой, луна среди небес / Скользит и свой двойник на влаге созерцает». (6) «Поет сверкающий ручей, / И с неба песня, как бывало». (7) «И вдалеке земной твердыне / Морские волны бьют челом». (8) «Плакала трава / И ветви о недавнем зное». (9) «Только дышит зыбь морская, / Не опомнится от бури». (10) «И, пресыщенная дождями, / Не верит солнышку земля».

Ключ:

Цитата

Олицетворение

1

«И чем ярче играла луна, / И чем громче свистал соловей, / Все бледней становилась она».

1

играла луна

2

«Все злей метель и с каждою минутой / Сердито рвет последние листы».

2

метель рвет

3

«Ночью ветер злится / Да стучит в окно».

3

ветер злится да стучит

4

«Уснуло озеро; безмолвен лес».

4

уснуло озеро

5

«Как лебедь молодой, луна среди небес / Скользит и свой двойник на влаге созерцает».

5

луна скользит и созерцает

6

«Поет сверкающий ручей, / И с неба песня, как бывало».

6

поет ручей

7

«И вдалеке земной твердыне / Морские волны бьют челом».

7

волны бьют челом

8

«Плакала трава / И ветви о недавнем зное».

8

плакала трава и ветви

9

«Только дышит зыбь морская, / Не опомнится от бури».

9

дышит зыбь, не опомнится

10

«И, пресыщенная дождями, / Не верит солнышку земля».

10

не верит земля





































Задания к теме «Творчество А. А. Фета» (6 класс)

Вопросы к вступительной статье из учебника о биографии Фета Афанасия Афанасьевича (1820 - 1892)

1. Какую школу и когда закончил А. А. Фет?_________________________________________

2. В каком университете обучался А. А. Фет?________________________________________

3. Как назывался первый поэтический сборник А. А. Фета? Назовите дату его выхода. ________________

4. В каких журналах активно сотрудничал А. А. Фет? ________________________________________

5. В каком году А. А. Фет поступил в армейскую службу? В каком году перешел в гвардию? ___________

6. Каким качеством характера славился А. А. Фет? ____________________________________

7. К чему устремлен человек в лирике А. А. Фета? ____________________________________

8. В чем А. А. Фет видит идеальную духовность? _______________________________________

9. Назовите одно из главных (коренных) свойств поэзии А. А. Фета. _____________________________


Задание № 1: вставьте на месте (_________) недостающие слова из стихотворений А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...»:

(1) «Сладостен зов мне глашáтая ( _______________________)»,

(2) «Все звезды до единой / Тепло и (_____________________) в душу смотрят вновь»,

(3) «И в воздухе за песнью соловьиной / Разносится (____________________) и любовь»,

(4) «В лесу одному / Шумно, и жутко, и грустно, и (____________________)»,

(5) «Всё злей метель и с каждою (____________________) / Сердито рвет последние листы»,

(6) «Опять к тебе иду с невольной песней, / Невольной - (______________________), может быть»,

(7) «Чу, там вдали неожиданно слышится / (______________________) взывающий рог»,

(8) «Напрасные на них застыли (______________________), / И треснула, сжимаяся, кора»,

(9) «Ель рукавом мне (_______________________) завесила»,

(10) «Для ясных дней, для новых откровений / Переболит (______________________) душа»,

(11) «Какая ночь! На всём какая (___________________)!»,

(12) «Они стоят, молчат; (__________________________) и ты!»,

(13) «Так деве новобрачной / И радостен и чужд ее (______________________)»,

(14) «Кругом всё гудёт и (_________________________)».


Задание № 2: объясните значение следующих слов из стихотворений А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...», используя «Материал для справок»:

(1) Чу ___________________

(2) глашатай ________________

(3) нега __________________

(4) полночный _________________

(5) кротко _________________

(6) тешить _________________

(7) напрасный ____________________

(8) лютый __________________

(9) откровение __________________

(10) скорбящий. _____________________

Материал для справок: северный, жестокий, беспощадный, междометие, употребляемое с целью обратить чье-либо внимание на какой-нибудь звук, заставить прислушаться к чему-либо, состояние успокоенности, внутреннего удовлетворения, наслаждение, блаженство, успокаивать, ободрять, утешать, переживающий чувство печали, горести, тот, кто провозглашает, утверждает что-либо; провозвестник, искреннее признание, сообщение, незлобиво, уступчиво, покорно, не приносящий желаемого результата, тщетный, бесполезный.


Задание № 3: подчеркните эпитеты во фрагментах из следующих стихотворений А. А. Фета волнистой линией:

* Примечание: эпитет - это яркое, образное определение, придающее предмету особую выразительность: «Белеет парус одинокой...».

(1) «Прозвучало над ясной рекою, / Прозвенело в померкшем лугу, / Прокатилось над рощей немою, / Засветилось на том берегу».

(2) «Погорев золотыми каймами, / Разлетелись, как дым, облака».

(3) «А уж от неба до земли, / Качаясь, движется завеса, / И будто в золотой пыли / Стоит за ней опушка леса». (4) «Две капли брызнули в стекло, / От лип душистым медом тянет, / И что-то к саду подошло, / По свежим листьям барабанит».





(5) «Уснуло озеро; безмолвен лес».

(6) «Уснули рыбаки у сонных огоньков».

(7) «Как первый золотистый луч / Меж белых гор и сизых туч / Скользит уступами вершин / На темя башен и руин».

(8) «Пронеслась гроза седая, / Разлетевшись по лазури».

(9) «Спит, кидаясь, челн убогой».

(10) «О, как мне весело следить / За пышным дымом туч сквозных».


Задание № 4: подчеркните сравнения во фрагментах из следующих стихотворений А. А. Фета (подчеркивать как обстоятельство):

Примечание: сравнение - это средство художественной выразительности, основанное на уподоблении одного предмета другому.

(1) «И, чернеясь, бегут на плеча / Косы лентой с обеих сторон».

(2) «Ласточки пропали, / А вчера зарёй / Всё грачи летали / Да, как сеть, мелькали / Вон над той горой».

(3) «Смотришь - через поле / Перекати-поле / Прыгает, как мяч».

(4) «Погорев золотыми каймами, / Разлетелись, как дым, облака».

(5) «Как лебедь молодой, луна среди небес / Скользит и свой двойник на влаге созерцает».

(6) «Там парус тонет, как в дыму, / А волны в злобе постоянной / Бегут к прибрежью моему».

(7) «Повиснул дождь, как легкий дым, / Напрасно степь кругом алкала».

(8) «Ночь нема, как дух бесплотный, / Теплый воздух онемел».

(9) «Меж селеньем и рощей нагорной / Вьется светлою лентой река».

(10) «У ног твоих, как дым кадильный, / Вияся, тают облака».


Задание № 5. Подчеркните олицетворения во фрагментах из следующих стихотворений А. А. Фета.

Примечание: олицетворение - это наделение предметов, животных или явлений человеческими свойствами (чувствами, мыслями, речью и т. п.).

(1) «И чем ярче играла луна, / И чем громче свистал соловей, / Все бледней становилась она».

(2) «Все злей метель и с каждою минутой / Сердито рвет последние листы».

(3) «Ночью ветер злится / Да стучит в окно».

(4) «Уснуло озеро; безмолвен лес».

(5) «Как лебедь молодой, луна среди небес / Скользит и свой двойник на влаге созерцает».

(6) «Поет сверкающий ручей, / И с неба песня, как бывало».

(7) «И вдалеке земной твердыне / Морские волны бьют челом».

(8) «Плакала трава / И ветви о недавнем зное».

(9) «Только дышит зыбь морская, / Не опомнится от бури».

(10) «И, пресыщенная дождями, / Не верит солнышку земля».


Задание № 6. Заполните таблицы.

Название стихотворения

«Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Тема произведения


Количество строф


Рифмовка


Рифмы (мужская/женская)


Стихотворный размер


Жанр стихотворения



Название стихотворения

«Ещё майская ночь»

Тема произведения


Количество строф


Рифмовка


Рифмы (мужская/женская)


Стихотворный размер


Жанр стихотворения






Название стихотворения

«Учись у них – у дуба, у берёзы…»

Тема произведения


Количество строф


Рифмовка


Рифмы (мужская/женская)


Стихотворный размер


Жанр стихотворения



8