Задания к теме «Творчество А. А. Фета» (6 класс)
Вопросы к вступительной статье из учебника о биографии Фета Афанасия Афанасьевича (1820 - 1892)
№ 1. Какую школу и когда закончил А. А. Фет?
- В 1838 году А. А. Фет окончил немецкую школу-пансион.
№ 2. В каком университете обучался А. А. Фет?
- А. А. Фет обучался на словесном отделении философского факультета Московского университета.
№ 3. Как назывался первый поэтический сборник А. А. Фета? Назовите дату его выхода.
- Первый поэтический сборник А. А. Фета «Лирический пантеон» вышел в 1840 году.
№ 4. В каких журналах активно сотрудничал А. А. Фет?
- А. А. Фет активно сотрудничал в журналах «Отечественные записки», «Москвитянин».
№ 5. В каком году А. А. Фет поступил в армейскую службу? В каком году перешел в гвардию?
- А. А. Фет поступил в армейскую службу в 1845 году; в 1853 году перешел в гвардию.
№ 6. Каким качеством характера славился А. А. Фет?
- А. А. Фет славился тонким остроумием.
№ 7. К чему устремлен человек в лирике А. А. Фета?
- Человек в лирике А. А. Фета устремлен к изначальной гармонии и красоте.
№ 8. В чем А. А. Фет видит идеальную духовность?
- А. А. Фет видит идеальную духовность в живом, реальном мире.
№ 9. Назовите одно из главных (коренных) свойств поэзии А. А. Фета.
- Одно из главных (коренных) свойств поэзии А. А. Фета - стремление выразить невыразимое через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее поэта настроение.
Задание № 1: вставьте на месте (..?) недостающие слова из стихотворений А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...»:
(1) «Сладостен зов мне глашáтая (..?)», (2) «Все звезды до единой / Тепло и (..?) в душу смотрят вновь», (3) «И в воздухе за песнью соловьиной / Разносится (..?) и любовь», (4) «В лесу одному / Шумно, и жутко, и грустно, и (..?)», (5) «Всё злей метель и с каждою (..?) / Сердито рвет последние листы», (6) «Опять к тебе иду с невольной песней, / Невольной - (..?), может быть», (7) «Чу, там вдали неожиданно слышится / (..?) взывающий рог», (8) «Напрасные на них застыли (..?), / И треснула, сжимаяся, кора», (9) «Ель рукавом мне (..?) завесила», (10) «Для ясных дней, для новых откровений / Переболит (..?) душа», (11) «Какая ночь! На всём какая (..?)!», (12) «Они стоят, молчат; (..?) и ты!», (13) «Так деве новобрачной / И радостен и чужд ее (..?)», (14) «Кругом всё гудёт и (..?)».
Ключ:
№ | Цитата | № | Пропущенное слово | Название стихотворения |
1 | «Сладостен зов мне глашáтая (..?)». | 1 | медного | «Ель рукавом мне тропинку завесила...» |
2 | «Все звезды до единой / Тепло и (..?) в душу смотрят вновь». | 2 | кротко | «Еще майская ночь» |
3 | «И в воздухе за песнью соловьиной / Разносится (..?) и любовь». | 3 | тревога | «Еще майская ночь» |
4 | «В лесу одному / Шумно, и жутко, и грустно, и (..?)». | 4 | весело | «Ель рукавом мне тропинку завесила...» |
5 | «Всё злей метель и с каждою (..?) / Сердито рвет последние листы». | 5 | минутой | «Учись у них - у дуба, у березы...» |
6 | «Опять к тебе иду с невольной песней, / Невольной - (..?), может быть». | 6 | последней | «Еще майская ночь» |
7 | «Чу, там вдали неожиданно слышится / (..?) взывающий рог». | 7 | тонко | «Ель рукавом мне тропинку завесила...» |
8 | «Напрасные на них застыли (..?), / И треснула, сжимаяся, кора». | 8 | слезы | «Учись у них - у дуба, у березы...» |
9 | «Ель рукавом мне (..?) завесила». | 9 | тропинку | «Ель рукавом мне тропинку завесила...» |
10 | «Для ясных дней, для новых откровений / Переболит (..?) душа». | 10 | скорбящая | «Учись у них - у дуба, у березы...» |
11 | «Какая ночь! На всём какая (..?)!». | 11 | нега | «Еще майская ночь» |
12 | «Они стоят, молчат; (..?) и ты!». | 12 | молчи | «Учись у них - у дуба, у березы...» |
13 | «Так деве новобрачной / И радостен и чужд ее (..?)». | 13 | убор | «Еще майская ночь» |
14 | «Кругом всё гудёт и (..?)». | 14 | колышется | «Ель рукавом мне тропинку завесила...» |
Задание № 2: объясните значение следующих слов из стихотворений А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...», используя «Материал для справок»:
(1) Чу, (2) глашатай, (3) нега, (4) полночный, (5) кротко, (6) тешить, (7) напрасный, (8) лютый, (9) откровение, (10) скорбящий.
Материал для справок: (А) северный, (Б) жестокий, беспощадный, (В) междометие, употребляемое с целью обратить чье-либо внимание на какой-нибудь звук, заставить прислушаться к чему-либо, (Г) состояние успокоенности, внутреннего удовлетворения, наслаждение, блаженство, (Д) успокаивать, ободрять, утешать, (Е) переживающий чувство печали, горести, (Ж) тот, кто провозглашает, утверждает что-либо; провозвестник, (З) искреннее признание, сообщение, (И) незлобиво, уступчиво, покорно, (К) не приносящий желаемого результата, тщетный, бесполезный.
Ключ:
№ | Слово | Буква-соответствие | Лексическое значение слова |
1 | чу | В | междометие, употребляемое с целью обратить чье-либо внимание на какой-нибудь звук, заставить прислушаться к чему-либо |
2 | глашатай | Ж | тот, кто провозглашает, утверждает что-либо; провозвестник |
3 | нега | Г | состояние успокоенности, внутреннего удовлетворения, наслаждение, блаженство |
4 | полночный | А | северный |
5 | кротко | И | незлобиво, уступчиво, покорно |
6 | тешить | Д | успокаивать, ободрять, утешать |
7 | напрасный | К | не приносящий желаемого результата, тщетный, бесполезный |
8 | лютый | Б | жестокий, беспощадный |
9 | откровение | З | искреннее признание, сообщение |
10 | скорбящий | Е | переживающий чувство печали, горести |
Задание № 3: выпишите эпитеты из следующих стихотворений А. А. Фета (выписывайте вместе с существительными, к которым относятся эпитеты, эпитеты подчеркните волнистой линией):
* Примечание: эпитет - это яркое, образное определение, придающее предмету особую выразительность: «Белеет парус одинокой...».
(1) «Прозвучало над ясной рекою, / Прозвенело в померкшем лугу, / Прокатилось над рощей немою, / Засветилось на том берегу». (2) «Погорев золотыми каймами, / Разлетелись, как дым, облака». (3) «А уж от неба до земли, / Качаясь, движется завеса, / И будто в золотой пыли / Стоит за ней опушка леса». (4) «Две капли брызнули в стекло, / От лип душистым медом тянет, / И что-то к саду подошло, / По свежим листьям барабанит». (5) «Уснуло озеро; безмолвен лес». (6) «Уснули рыбаки у сонных огоньков». (7) «Как первый золотистый луч / Меж белых гор и сизых туч / Скользит уступами вершин / На темя башен и руин». (8) «Пронеслась гроза седая, / Разлетевшись по лазури». (9) «Спит, кидаясь, челн убогой». (10) «О, как мне весело следить / За пышным дымом туч сквозных».
Ключ:
№ | Цитата их стихотворения | № | Эпитет |
1 | «Прозвучало над ясной рекою, / Прозвенело в померкшем лугу, / Прокатилось над рощей немою, / Засветилось на том берегу». | 1 | над ясной рекою в померкшем лугу над рощей немою |
2 | «Погорев золотыми каймами, / Разлетелись, как дым, облака». | 2 | золотыми каймами |
3 | «А уж от неба до земли, / Качаясь, движется завеса, / И будто в золотой пыли / Стоит за ней опушка леса». | 3 | в золотой пыли |
4 | «Две капли брызнули в стекло, / От лип душистым медом тянет, / И что-то к саду подошло, / По свежим листьям барабанит». | 4 | душистым медом По свежим листьям |
5 | «Уснуло озеро; безмолвен лес». | 5 | безмолвен лес |
6 | «Уснули рыбаки у сонных огоньков». | 6 | у сонных огоньков |
7 | «Как первый золотистый луч / Меж белых гор и сизых туч / Скользит уступами вершин / На темя башен и руин». | 7 | золотистый луч меж белых гор меж сизых туч |
8 | «Пронеслась гроза седая, / Разлетевшись по лазури». | 8 | гроза седая |
9 | «Спит, кидаясь, челн убогой». | 9 | челн убогой |
10 | «О, как мне весело следить / За пышным дымом туч сквозных». | 10 | за пышным дымом туч сквозных |
Задание № 4: выпишите сравнения из следующих стихотворений А. А. Фета:
Примечание: сравнение - это средство художественной выразительности, основанное на уподоблении одного предмета другому.
(1) «И, чернеясь, бегут на плеча / Косы лентой с обеих сторон». (2) «Ласточки пропали, / А вчера зарёй / Всё грачи летали / Да, как сеть, мелькали / Вон над той горой». (3) «Смотришь - через поле / Перекати-поле / Прыгает, как мяч». (4) «Погорев золотыми каймами, / Разлетелись, как дым, облака». (5) «Как лебедь молодой, луна среди небес / Скользит и свой двойник на влаге созерцает». (6) «Там парус тонет, как в дыму, / А волны в злобе постоянной / Бегут к прибрежью моему». (7) «Повиснул дождь, как легкий дым, / Напрасно степь кругом алкала». (8) «Ночь нема, как дух бесплотный, / Теплый воздух онемел». (9) «Меж селеньем и рощей нагорной / Вьется светлою лентой река». (10) «У ног твоих, как дым кадильный, / Вияся, тают облака».
Ключ:
№ | Цитата | № | Сравнение |
1 | «И, чернеясь, бегут на плеча / Косы лентой с обеих сторон». | 1 | бегут лентой |
2 | «Ласточки пропали, / А вчера зарёй / Всё грачи летали / Да, как сеть, мелькали / Вон над той горой». | 2 | как сеть, мелькали |
3 | «Смотришь - через поле / Перекати-поле / Прыгает, как мяч». | 3 | прыгает, как мяч |
4 | «Погорев золотыми каймами, / Разлетелись, как дым, облака». | 4 | разлетелись, как дым |
5 | «Как лебедь молодой, луна среди небес / Скользит и свой двойник на влаге созерцает». | 5 | как лебедь молодой, скользит |
6 | «Там парус тонет, как в дыму, / А волны в злобе постоянной / Бегут к прибрежью моему». | 6 | тонет, как в дыму |
7 | «Повиснул дождь, как легкий дым, / Напрасно степь кругом алкала». | 7 | повиснул, как легкий дым |
8 | «Ночь нема, как дух бесплотный, / Теплый воздух онемел». | 8 | нема, как дух бесплотный |
9 | «Меж селеньем и рощей нагорной / Вьется светлою лентой река». | 9 | вьется светлою лентой |
10 | «У ног твоих, как дым кадильный, / Вияся, тают облака». | 10 | как дым кадильный, тают |
Задание № 5: выпишите олицетворения из следующих стихотворений А. А. Фета.
Примечание: олицетворение - это наделение предметов, животных или явлений человеческими свойствами (чувствами, мыслями, речью и т. п.).
(1) «И чем ярче играла луна, / И чем громче свистал соловей, / Все бледней становилась она». (2) «Все злей метель и с каждою минутой / Сердито рвет последние листы». (3) «Ночью ветер злится / Да стучит в окно». (4) «Уснуло озеро; безмолвен лес». (5) «Как лебедь молодой, луна среди небес / Скользит и свой двойник на влаге созерцает». (6) «Поет сверкающий ручей, / И с неба песня, как бывало». (7) «И вдалеке земной твердыне / Морские волны бьют челом». (8) «Плакала трава / И ветви о недавнем зное». (9) «Только дышит зыбь морская, / Не опомнится от бури». (10) «И, пресыщенная дождями, / Не верит солнышку земля».
Ключ:
№ | Цитата | № | Олицетворение |
1 | «И чем ярче играла луна, / И чем громче свистал соловей, / Все бледней становилась она». | 1 | играла луна |
2 | «Все злей метель и с каждою минутой / Сердито рвет последние листы». | 2 | метель рвет |
3 | «Ночью ветер злится / Да стучит в окно». | 3 | ветер злится да стучит |
4 | «Уснуло озеро; безмолвен лес». | 4 | уснуло озеро |
5 | «Как лебедь молодой, луна среди небес / Скользит и свой двойник на влаге созерцает». | 5 | луна скользит и созерцает |
6 | «Поет сверкающий ручей, / И с неба песня, как бывало». | 6 | поет ручей |
7 | «И вдалеке земной твердыне / Морские волны бьют челом». | 7 | волны бьют челом |
8 | «Плакала трава / И ветви о недавнем зное». | 8 | плакала трава и ветви |
9 | «Только дышит зыбь морская, / Не опомнится от бури». | 9 | дышит зыбь, не опомнится |
10 | «И, пресыщенная дождями, / Не верит солнышку земля». | 10 | не верит земля |
Задания к теме «Творчество А. А. Фета» (6 класс)
Вопросы к вступительной статье из учебника о биографии Фета Афанасия Афанасьевича (1820 - 1892)
№ 1. Какую школу и когда закончил А. А. Фет?_________________________________________
№ 2. В каком университете обучался А. А. Фет?________________________________________
№ 3. Как назывался первый поэтический сборник А. А. Фета? Назовите дату его выхода. ________________
№ 4. В каких журналах активно сотрудничал А. А. Фет? ________________________________________
№ 5. В каком году А. А. Фет поступил в армейскую службу? В каком году перешел в гвардию? ___________
№ 6. Каким качеством характера славился А. А. Фет? ____________________________________
№ 7. К чему устремлен человек в лирике А. А. Фета? ____________________________________
№ 8. В чем А. А. Фет видит идеальную духовность? _______________________________________
№ 9. Назовите одно из главных (коренных) свойств поэзии А. А. Фета. _____________________________
Задание № 1: вставьте на месте (_________) недостающие слова из стихотворений А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...»:
(1) «Сладостен зов мне глашáтая ( _______________________)»,
(2) «Все звезды до единой / Тепло и (_____________________) в душу смотрят вновь»,
(3) «И в воздухе за песнью соловьиной / Разносится (____________________) и любовь»,
(4) «В лесу одному / Шумно, и жутко, и грустно, и (____________________)»,
(5) «Всё злей метель и с каждою (____________________) / Сердито рвет последние листы»,
(6) «Опять к тебе иду с невольной песней, / Невольной - (______________________), может быть»,
(7) «Чу, там вдали неожиданно слышится / (______________________) взывающий рог»,
(8) «Напрасные на них застыли (______________________), / И треснула, сжимаяся, кора»,
(9) «Ель рукавом мне (_______________________) завесила»,
(10) «Для ясных дней, для новых откровений / Переболит (______________________) душа»,
(11) «Какая ночь! На всём какая (___________________)!»,
(12) «Они стоят, молчат; (__________________________) и ты!»,
(13) «Так деве новобрачной / И радостен и чужд ее (______________________)»,
(14) «Кругом всё гудёт и (_________________________)».
Задание № 2: объясните значение следующих слов из стихотворений А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...», используя «Материал для справок»:
(1) Чу ___________________
(2) глашатай ________________
(3) нега __________________
(4) полночный _________________
(5) кротко _________________
(6) тешить _________________
(7) напрасный ____________________
(8) лютый __________________
(9) откровение __________________
(10) скорбящий. _____________________
Материал для справок: северный, жестокий, беспощадный, междометие, употребляемое с целью обратить чье-либо внимание на какой-нибудь звук, заставить прислушаться к чему-либо, состояние успокоенности, внутреннего удовлетворения, наслаждение, блаженство, успокаивать, ободрять, утешать, переживающий чувство печали, горести, тот, кто провозглашает, утверждает что-либо; провозвестник, искреннее признание, сообщение, незлобиво, уступчиво, покорно, не приносящий желаемого результата, тщетный, бесполезный.
Задание № 3: подчеркните эпитеты во фрагментах из следующих стихотворений А. А. Фета волнистой линией:
* Примечание: эпитет - это яркое, образное определение, придающее предмету особую выразительность: «Белеет парус одинокой...».
(1) «Прозвучало над ясной рекою, / Прозвенело в померкшем лугу, / Прокатилось над рощей немою, / Засветилось на том берегу».
(2) «Погорев золотыми каймами, / Разлетелись, как дым, облака».
(3) «А уж от неба до земли, / Качаясь, движется завеса, / И будто в золотой пыли / Стоит за ней опушка леса». (4) «Две капли брызнули в стекло, / От лип душистым медом тянет, / И что-то к саду подошло, / По свежим листьям барабанит».
(5) «Уснуло озеро; безмолвен лес».
(6) «Уснули рыбаки у сонных огоньков».
(7) «Как первый золотистый луч / Меж белых гор и сизых туч / Скользит уступами вершин / На темя башен и руин».
(8) «Пронеслась гроза седая, / Разлетевшись по лазури».
(9) «Спит, кидаясь, челн убогой».
(10) «О, как мне весело следить / За пышным дымом туч сквозных».
Задание № 4: подчеркните сравнения во фрагментах из следующих стихотворений А. А. Фета (подчеркивать как обстоятельство):
Примечание: сравнение - это средство художественной выразительности, основанное на уподоблении одного предмета другому.
(1) «И, чернеясь, бегут на плеча / Косы лентой с обеих сторон».
(2) «Ласточки пропали, / А вчера зарёй / Всё грачи летали / Да, как сеть, мелькали / Вон над той горой».
(3) «Смотришь - через поле / Перекати-поле / Прыгает, как мяч».
(4) «Погорев золотыми каймами, / Разлетелись, как дым, облака».
(5) «Как лебедь молодой, луна среди небес / Скользит и свой двойник на влаге созерцает».
(6) «Там парус тонет, как в дыму, / А волны в злобе постоянной / Бегут к прибрежью моему».
(7) «Повиснул дождь, как легкий дым, / Напрасно степь кругом алкала».
(8) «Ночь нема, как дух бесплотный, / Теплый воздух онемел».
(9) «Меж селеньем и рощей нагорной / Вьется светлою лентой река».
(10) «У ног твоих, как дым кадильный, / Вияся, тают облака».
Задание № 5. Подчеркните олицетворения во фрагментах из следующих стихотворений А. А. Фета.
Примечание: олицетворение - это наделение предметов, животных или явлений человеческими свойствами (чувствами, мыслями, речью и т. п.).
(1) «И чем ярче играла луна, / И чем громче свистал соловей, / Все бледней становилась она».
(2) «Все злей метель и с каждою минутой / Сердито рвет последние листы».
(3) «Ночью ветер злится / Да стучит в окно».
(4) «Уснуло озеро; безмолвен лес».
(5) «Как лебедь молодой, луна среди небес / Скользит и свой двойник на влаге созерцает».
(6) «Поет сверкающий ручей, / И с неба песня, как бывало».
(7) «И вдалеке земной твердыне / Морские волны бьют челом».
(8) «Плакала трава / И ветви о недавнем зное».
(9) «Только дышит зыбь морская, / Не опомнится от бури».
(10) «И, пресыщенная дождями, / Не верит солнышку земля».
Задание № 6. Заполните таблицы.
Название стихотворения | «Ель рукавом мне тропинку завесила…» |
Тема произведения | |
Количество строф | |
Рифмовка | |
Рифмы (мужская/женская) | |
Стихотворный размер | |
Жанр стихотворения | |
Название стихотворения | «Ещё майская ночь» |
Тема произведения | |
Количество строф | |
Рифмовка | |
Рифмы (мужская/женская) | |
Стихотворный размер | |
Жанр стихотворения | |
Название стихотворения | «Учись у них – у дуба, у берёзы…» |
Тема произведения | |
Количество строф | |
Рифмовка | |
Рифмы (мужская/женская) | |
Стихотворный размер | |
Жанр стихотворения | |
8