СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ стихотворений О.Э. Мандельштама в формате ЕГЭ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для подготовки к ЕГЭ по литературе. Она представляет собой анализ двух стихотворений О.Мандельштама по вопросам в формате ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворений О.Э. Мандельштама в формате ЕГЭ»

Анализ стихотворения

О.Э. Мандельштама «Notre Damе»

*Прочитайте стихотворение О.Мандельштама и письменно выполните задания 1-8, С1-С2

Notre Damе

Где римский судия судил чужой народ,

Стоит базилика, и – радостный и первый –

Как некогда Адам, распластывая нервы,

Играет мышцами крестовый лёгкий свод.

Но выдаёт себя снаружи тайный план,

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила,

И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть,

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Damе,

Я изучал твои чудовищные рёбра, –

Тем чаще думал я: из тяжести недоброй

И я когда-нибудь прекрасное создам.



О. Э. Мандельштам (1912)

1. В первой строфе поэт сопоставляет «крестовый лёгкий свод» собора с первым человеком – Адамом. Назовите этот художественный приём. 

2. Поэт наделяет архитектурные особенности собора свойствами живых существ: свод «играет мышцами», «позаботилась подпружных арок сила»,«чтоб масса грузная стены не сокрушила». Какой художественный прием здесь использован? 

3. Как называются образные определения, встречающиеся в следующих словосочетаниях: «дерзкий свод», «тяжесть недобрая»

4. В стихотворении важную роль играют контрастные образы и понятия: «тростинка – дуб», «мощь – робость», «тяжесть недобрая – прекрасное». Каким термином обозначают в литературоведении такое противопоставление?

5. Как называется литературное направление начала XX века, черты которого («прекрасная ясность», «вещность», стремление создавать точные, зримые образы) отразились в данном стихотворении?

6. Определите тип рифмовки в стихотворении.

7. Какое синтаксическое средство использовал поэт: «стоит базилика», «играет … свод», «выдаёт себя … план», «позаботилась …арок сила»? 

8. Определите размер стихотворения .



С1. В чём, по мысли О. Э. Мандельштама, мастерство поэта сходно с трудом архитектора?

 

С2. В каких стихах о поэте и поэзии, как и у Мандельштама, показана трудность поэтического ремесла? 









Анализ стихотворения

О.Э. Мандельштама "Я вернулся в мой город, знакомы до слёз..."

*Прочитайте стихотворение О.Мандельштама и письменно выполните задания 1-8, С1-С2

«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,

До прожилок, до детских припухлых желез.


Ты вернулся сюда, так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей,


Узнавай же скорее декабрьский денек,

Где к зловещему дегтю подмешан желток.


Ленинград! я еще не хочу умирать!

У тебя телефонов моих номера.


Ленинград! У меня еще есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.


Я на лестнице черной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок,


И всю ночь напролет жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.

О. Э. Мандельштам (1930)



1.К какому роду литературы относится данное стихотворение?

2.Какое средство художественной выразительности использует Мандельштам? «Рыбий жир ленинградских речных фонарей…»?

3.В первой строфе для усиления выразительности речи автор использует нарушение прямого для русского языка порядка слов: «Ударяет мне вырванный с мясом звонок». Как называется такая стилистическая фигура?

4.Как в литературоведении называется сочетание строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией?

5.Мандельштам обращается к образному определению предмета: «Где к зловещему дегтю подмешан желток», помогающему понять авторское отношение к изображаемому. Как называется этот троп?

6.Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.

7.Определите характер рифмовки стихотворения.

8.Как в поэтике называется созвучие концов стихотворных строк?

9. Назовите модернистское поэтическое течение, одним из ярких представителей которого являлся О.Э.Мандельштам.

10. Одним из основополагающих приемов, использованных автором при создании данного стихотворения, является употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами. Укажите название данного тропа.

11. Автор стихотворения обращается к Петербургу как к человеку. Как называется изображение неодушевленных предметов и явлений, при котором они наделяются свойствами живых существ, уподобляются живому существу.

12.Из приведѐнного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приѐмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гипербола 2) инверсия 3) ирония 4) эпитет 5) метафора

С1. Каким чувством проникнуто обращение поэта к городу?

С2.Многие поэты в своем творчестве уделяли Петербургу особое внимание. В каком (их) произведении (ях) русских поэтов создан образ Петербурга и в чѐм его сходство и различие в этих произведениях и стихотворении О.Э. Мандельштама?



Ответы: 10 Акмеизм 11 Метафора 12 Олицетворение 13 245 14 Анапест

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анализ стихотворения О.Э. Мандельштама "Я вернулся в мой город, знакомы до слёз..."

Стихотворение «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» было написано в 1930 году. Оно посвящено городу, в котором прошли детство и молодость Мандельштама, — Петербургу.

Лирический герой, вернувшийся в родной город, «знакомый до слез, до прожилок, до детских припухлых желез», напряженно и взволнованно пытается «узнать» его. Однако его старания тщетны: он не может разглядеть в нем ничего дорогого и близкого. Черно-желтая цветовая гамма («к зловещему дегтю подмешан желток») вызывает ощущение тоски и беспокойства. Герой верит, что он не один в этом страшном мире «ленинградских речных фонарей», но телефон молчит. Не только город стал неузнаваем — изменились люди.

Еще одна характерная примета того времени тотальной несвободы и страха — звонок, ударяю­щий в висок:

Я на лестнице черной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.

В то время звонок в дверь, раздающийся ночью, как правило, обозначал арест. Дверные засовы, крючки и цепочки символизируют кандалы, оковы, надетые, в первую очередь, на души, на волю людей.