Анализ стихотворения
Александра Сергеевича Пушкина
«К***» («Я помню чудное мгновенье…»)
(9класс)
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
1. Автор стихотворения - Александр Сергеевич Пушкин.
2. История создания.
Это стихотворение Александр Сергеевич Пушкин написал в 1825 году. Оно посвящено Анне Петровне Керн, с которой поэт познакомился в 1819 году. В следующий раз Пушкин и Керн увиделись только в 1825 году, когда Керн гостила у своей тётки Прасковьи Осиповой в имении Тригорское. Осипова была соседкой Пушкина и хорошей его знакомой. Считается, что новая встреча вдохновила поэта на создание стихотворения. Впервые стихотворение было напечатано в альманахе «Северные цветы» в 1827 году. Автограф произведения А.С.Пушкин лично подарил Анне Керн перед её отъездом из Тригорского в Ригу, который состоялся 19 июля 1825 года.
3. Жанр - интимная лирика, так как стихотворение передает личные переживания и чувства поэта к женщине, которая оказала на него большое влияние. Через признание любви и восхищения раскрывается эмоциональный мир лирического героя, его тоска, мечты и духовное возрождение.
Это любовное послание. В стихотворении лирический герой, обращаясь к возлюбленной, рассказывает историю своих чувств к ней: влюблённость - забытье - печаль - возрождение к жизни.
Название стихотворения «К***» является традиционной формой обозначения интимного посвящения в литературе. Пушкин использует многоточие, чтобы оставить имя возлюбленной в тайне, что придает произведению универсальность, делая его обращением ко всем читателям, которые могут узнать в стихотворении свои чувства и переживания.
4. Тема и идея стихотворения.
Главной темой стихотворения Пушкин избрал описание чувства любви. В нем есть весь спектр эмоций, эволюция которых проста: вначале лирический герой испытывает любовное томление, в своем воображении снова и снова воскрешая образ возлюбленной. Но постепенно чувства, которые не нашли отклика в душе избранницы, угасли. И лирический герой вновь погружается в скучный и серый мир: в этой обыденности его душа словно бы умирает. Но вот, спустя время, герой вновь встречает её, свою любимую. И забытое чувство любви воскресает, наполняя полнотой жизненных ощущений душу и сердце поэта. Только в любви Пушкин видит смысл, только она, по его мнению, может избавить от отчаяния и боли и заставить человека вновь почувствовать себя живым. Любовь воскрешает к жизни – вот главная идея произведения.
5. Лирическим героем выступает человек, который переживает внутренний кризис и потерю чувств, но затем, благодаря появлению образа возлюбленной вновь обретает смысл жизни и вдохновение. Он раскрывается через описание своих эмоций и чувств: от тоски и безжизненности до восторга и радости от любви.
Лирическая героиня стихотворения - объект мыслей и чувств лирического героя, адресат его любовного послания. Это его возлюбленная, о которой он говорит, что для него она - «гений чистой красоты». Она для него - символ красоты, вдохновения и причина его духовного пробуждения. Переживания лирической героини не выражены напрямую, но её присутствие и влияние на героя очевидны.
6. Композиция стихотворения. Стихотворение состоит из двух частей.
Первая часть (строки 1-12) - это воспоминание о первой встрече с возлюбленной и о том, как ее образ долго сопровождал поэта, но постепенно исчез под влиянием времени и жизненных бурь.
Вторая часть (строки 13-20) описывает возрождение чувств и вдохновения после повторного появления возлюбленной в жизни лирического героя.
7. Основное настроение стихотворения – восторженно-меланхоличное. В первой части преобладает грусть от утраченных чувств, а во второй части настроение меняется на радостное и вдохновенное, когда герой вновь переживает пробуждение своей души. Тональность стихотворения подчеркивает контраст между потерей и возрождением.
Ведущие лейтмотивы – любовь, красота, вдохновение, возрождение. Опорные (ключевые) слова, передающие эти мотивы: «мгновенье», «виденье», «гений чистой красоты», «голос нежный», «пробужденье», «упоенье». Эти слова подчеркивают эмоциональные перемены в состоянии лирического героя.
8. Художественные особенности произведения.
Ощущается особенная музыкальность стихотворения «К***». Она выражена в его плавном, мелодичном ритме. Повторы фраз и звучные рифмы создают ощущение гармонии и спокойствия, что подчеркивает тему красоты и любви. Музыкальность также достигается благодаря чередованию коротких и длинных строк.
Лексика стихотворения возвышенная и эмоционально насыщенная. Пушкин использует:
- метафоры: «томленье грусти», «тревога суеты», «бурь порыв», «мрак заточенья», «глушь заточенья»;
- эпитеты: «чудное мгновенье», «чистая красота», «мимолетное виденье», «безнадёжная грусть», «шумная суета», «голос нежный», «милые черты», «порыв мятежный», «небесные черты»;
- олицетворения: «сердце бьется в упоенье», «воскресли и божество, и жизнь, и слёзы, и любовь»; «настало пробужденье»;
- сравнения: «как мимолетное виденье, как гений чистой красоты…»;
- анафоры и многосоюзие «и»: «И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь».
- градацию: «без слёз, без жизни, без любви…»;
- противопоставление: «без слёз, без жизни, без любви…» - «и жизнь, и слёзы, и любовь».
Поэтический синтаксис стихотворения прост и гармоничен, без сложных инверсий и запутанных конструкций. Это помогает передать чистоту и ясность эмоций. Использование повторов - «Как мимолетное виденье», «и божество, и вдохновенье» - усиливает эмоциональное воздействие.
Поэтическая фонетика выражена через мягкие согласные звуки («м», «л», «н»), что придает стихотворению мелодичность и нежность. Ассонансы и аллитерации добавляют музыкальности, например: «чудное мгновенье», «милые черты».
9. Стихосложение. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, что придает ему гармоничную и спокойную ритмику:
Я по́мню чу́дное мгнове́нье: /- ´/- ´/- -/- ´/-/
Передо мно́й яви́лась т´ы. /- -/- ´/- ´/- ´/
Рифмовка в стихотворении перекрестная (абаб), характер рифм - точные и звучные, что добавляет тексту музыкальности и гармонии; сочетаются мужские рифмы (ударение на последний слог: «ты - красоты», «суеты – черты», «вновь – любовь») и женские рифмы (ударение на второй слог от конца: «мгновенье – виденье», «мятежный – нежный», «упоенье - вдохновенье»).
10. Значение стихотворения.
Стихотворение «К***» воспевает чувство искренней любви и его небывалую волшебную силу, возрождающую человеческую душу. Оно наполняет читателя прекрасными эмоциями и точно передает переживания влюбленного. Пока в мире существует неразделенная или, наоборот, взаимная любовь, стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье» не потеряет своей актуальности. Недаром его читают до сих пор, создают по нему проникновенные романсы. Это вечная тема, живая до тех пор, пока живо человечество.
Произведение учит тому, что должен понимать и чувствовать каждый человек: любовь способна на все. Она возрождает, спасает от смерти и наполняет жизнь смыслом. Это самое прекрасное чувство, совершающее истинные чудеса, созидающее и вдохновляющее.