СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ стихотворения Николая Рубцова "Левитан". Журнал "Литература", № 9/2006.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения Николая Рубцова "Левитан". Журнал "Литература", № 9/2006.»

Источник: журнал «Литература», №9/2006

Валентина Игоревна СИТНИКОВА — библиограф Коми Республиканской юношеской библиотеки (Сыктывкар).

Анализ стихотворения Николая Рубцова «Левитан»

Стихотворение «Левитан» Николая Рубцова продолжает традиционную для русской поэзии тему человек и природа. В подзаголовке стихотворения значится: по мотивам картины «Вечерний звон». Поэт отсылает нас к полотну знаменитого русского художника XIX века Исаака Левитана, сумевшего очень проникновенно сказать о природе родного края.

Нужно обязательно показать учащимся репродукцию картины (или слайд) — тогда разговор станет предметным. Строим обсуждение вокруг понятий “общий план” и “крупный план”. Расскажем учащимся, что эти термины применяются и в живописи, и в кинематографии, и в литературе. Один и тот же пейзаж можно описать двумя способами: через общий (широкий) и крупный (с выделением деталей) план. У Тургенева в «Записках охотника» мы встречаем первый тип описания природы: “Но вот наступает вечер, заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный, вдали ложится мягкий пар, тёплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на полены, ещё недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени… Солнце село, звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката… Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают; воздух наливается мглою…” А вот пример другого подхода: “У тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звёздочкой мелькало горлышко от разбитой бутылки, и покатилась шаром чёрная тень собаки или волка и т.д.” (А.П. Чехов).

— Какое из этих двух типов описаний подходит к картине Левитана?

(Скорее первое.)

— Какие образы передают в картине глубину пространства?

(Образ высокого неба и большой массы воды. Мы следим за поворотом реки, взгляд уводит в глубину картины. От дальнего берега реки тропинка ведёт зрителя к тихой обители — монастырю. Пространство и цвет создают настроение картины.)

— Что можно сказать о настроении картины? Какие чувства она вызывает?

(Умиротворение, покой, ощущение радости бытия, внутренней свободы.)

После наших небольших наблюдений над картиной перейдём к стихотворению Н.Рубцова. Давайте попробуем посмотреть на картину глазами лирического героя стихотворения, попытаемся понять его чувства и принять его точку зрения.

— На что обратил внимание герой в первую очередь?

В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла...

Лирический герой так же, как и мы, впечатлён цветовой гаммой картины. Однако его взгляд сосредоточен только на окнах лачуг, которые названы глазами.

— Какие тропы встречаются в этих строках?

(Метафора — окна лачуг сравниваются с глазами. Олицетворение — алеющая мгла “глядит”. На картине Левитана нет лачуг, но их образ появляется в стихотворении.)

— А что обозначает само слово “лачуга”?

(Работаем со словарём.)

— С чем может быть связано появление этого образа?

(Возможно, лирическому герою картина навеяла какие-то воспоминания о его малой родине, и лачуга является её знаковым образом.)

— Сравните слова лачуга и изба, обозначающие деревенское жилище. Чем они отличаются?

(Лачуга меньше избы, скорее всего, плохое жильё, ветхое.)

— Что может сказать этот образ о чувствах лирического героя в начале стихотворения?

(Возможно, это грусть.)

Следим за взглядом героя дальше.

Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!

Мы видим на картине вдалеке собор, на переднем плане — луг, но на нём неразличимы цветы колокольчики. Лирический герой делает акцент на том, что луг колокольчиковый.

— Как могут быть связаны между собой “колокол церковный” и “колокольчик”?

(Колокольчик и церковный колокол по форме схожи. Колокол церковный символизирует духовный мир человека. Это значение образа переходит и на природную деталь. Чувство любви к природе приравнивается к религиозному чувству. Кстати, луговой колокольчик становится здесь “крупной” деталью, своего рода “горлышком от разбитой бутылки”. Лирический герой не только видит собор, но и слышит церковный звон.)

— Каким образом в стихотворении передан звук колокола?

(Через звуковые повторы.

Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, —

Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.)

— С помощью каких слов звук расширяет пространство?

(Заокольный и окольный. Окольный означает окрестный, окружной, находящийся поблизости. Заокольный — дальше, чем окольный.)

В стихотворении больше строк посвящено звуку картины, чем цвету. Лирический герой не столько “видит” картину, сколько “слышит” её. Звук колокола и лугового колокольчика проникают в сердце лирического героя. Природная деталь в конце стихотворения укрупняется — лирический герой слышит звук каждого колокольца.

— Почему этот природный звук отзывается в сердце героя?

Любопытным в связи с этим вопросом может стать такое наблюдение: в словаре Даля сказано, что слово “колоколец” в тверских диалектах обозначает последний вздох умирающего. Это значение наводит нас на мысль о том, что всё в природе смертно. Но в то же время у природы есть и другое свойство — с наступлением весны всё воскресает. Смерть и рождение в природе идут рядом. И этот ритм природы остро чувствует человек, именно поэтому будет и “новая радость” и “новая сила”.

— Какие же чувства вызывает у человека пробуждение природы?

(Надежду, радость, ощущение полноты бытия.)

Подумаем над многоточием в конце стихотворения.

Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси…

— Они звонят не глуше... а как? Громче? Или настолько же сильно?

Чтобы ответить на этот вопрос, вернёмся к названию стихотворения и вспомним, что мы смотрим на картину глазами лирического героя. Именно к художнику Левитану обращены последние строки стихотворения. В них заключено восхищение перед мастером кисти, который сумел написать русскую природу так, что её образ отзывается в сердце зрителя не глуше церковного колокола. Поэтому можно сказать, что это стихотворение не только о природе и родине, но и о художнике и его задаче в этом мире.