Постой! Постой! Постой, глупец! - И я махал ему рукой. Он уходил, звеня песком, Песком из мириадов звёзд. Да что мне? Даже незнаком Я с ним. Моих не стоит слёз. Какая горькая судьба! И есть ли в этой бездне Бог? И вдруг я в нём узнал себя, Земной закончившего срок.
Какой-то юноша седой Шагал по Млечному Пути... Хотелось крикнуть мне: Постой! В дороге счастья не найти! Он улыбался тяжело, Всё дальше в бездну уходя, И стало жалко мне его,
Как неразумное дитя. Чем полнилась его душа? Да тем же, что всегда у всех. Страстями годы искроша, Искал он счастья и успех. И жажда неземных чудес, И вечный сердца непокой...
«Какой-то юноша седой
Шагал по Млечному пути…
Хотелось крикнуть мне: Постой!
В дороге счастья не найти!...»
В этих строчках говорится о жизненном пути, пройденном человеком, который нельзя вернуть , пройти вновь сначала, исправить ошибки. Ведь все люди каждый день куда-то идут, спешат, что-то ищут, но время тоже не стоит на месте.
Здесь автор употребляет метафоры «…седой юноша…» ; «…шагал по Млечному пути..»
«…Он улыбался тяжело,
Всё дальше в бездну уходя,
И стало жалко мне его,
Как неразумное дитя…»
Мы шагаем по жизненному пути, не слушая и не замечая никого вокруг, а потом осуждаем себя за содеянное, виним, грустим, осознаём, но уже слишком поздно.
Здесь также употребляется метафора «… в бездну уходя…», сравнение «…как неразумное дитя…»
«…Чем полнилась его душа?
Да тем же, что всегда у всех
Страстями годы искроша,
Искал он счастье и успех,
И жажда неземных чудес, И вечный сердца непокой...»
Тут затрагивается проблема того, что мы ищем на пути своём. Бежим на встречу любви, вечно в погоне за счастьем, жаждем новых открытий, чувств, ощущений.
«… Постой! Постой! Постой, глупец! - И я махал ему рукой. Он уходил, звеня песком, Песком из мириадов звёзд. …»
Оглядываясь назад, мы видим свои ошибки. «песок» - это время, которое уходит от нас и не возвращается.
«…Да что мне? Даже незнаком Я с ним. Моих не стоит слёз. Какая горькая судьба! И есть ли в этой бездне Бог? …»
Всё поначалу нам кажется таким безразличным и далёким от нас. И когда уже «потрепанные», мы задаёмся вопросом, вечным вопросом, а есть ли смысл в этом во всем.
Тут используется эпитет «…горькая судьба…», и риторический вопрос, как и в любом стихотворении такого типа
«… И есть ли в этой бездне Бог?»
«...И вдруг я в нём узнал себя, Земной закончившего срок.»
И, наконец, автор делает заключение о том, что жизнь проходит, и мы замечаем всё лишь после совершения. В параллель с этим можно привести в пример роман Достоевского «Преступление и наказание»: главный герой, совершивший убийство старушки-процентщицы, Раскольников понял ошибочность собственной теории и возродился к новой жизни.