СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ стихотворения А.С.Пушкина в виде таблицы.

Просмотр содержимого документа
««Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»»

Приложение 2

Таблица

«Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»


Вопросы

Наблюдения

Выводы

.Жанр стихотворения

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на

светлом челе.

.воителю слава – отрада;

и волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе.

У брега Днепра лежат благородные кости…

смертию кость угрожала

из мёртвой главы гробовая змея … выползала…


В основе лежит предание, связанное с историческими событиями.

«Песнь..» - легенда, облечённая в форму баллады. Имеет сюжет.

Включение диалога – традиционная особенность баллады.

Череп, кости, гробовая змея – атрибуты неизбежного рока.


Тема

Исторические реалии:


Твой щит на вратах Цареграда…


Древние обычаи и традиции:


На тризне уже недалёкой…

Покорный Перуну старик одному…

В основе легенда (история гибели князе Олега)

Тема рока, предопределённости, неизбежности судьбы:

Главная тема – тема судьбы.

Тема отношений поэта и власти, которая в реальной жизни для поэта стала роковой.

Идея и идейно-эмоциональная оценка

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на

светлом челе.

примешь ты смерть от коня своего….

«Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», - писал поэт Александру Бестужеву

Князь – власть, а кудесник выше князя по божьему проведению.

Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них ни одна судьба.

Верность чувству долга может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

Герои стихотворения

Князь по полю едет на верном коне,

идёт вдохновенный кудесник,

с дружиной своей,

отроки-други возьмите коня, пирует с дружиною, князь Игорь и Ольга.

Главные герои – Олег и его верный конь, кудесник.

Второстепенные герои – Ольга, Игорь, дружинники, слуги.

Сюжет и композиция

Композиция

1. Предсказание кудесника и прощание с конем.

2. «Пирует с дружиною Вещий Олег…»

3. «На холме у брега Днепра…»


Сюжет

завязка действия. (Встреча с мудрым старцем.)

кульминация в развитии действия. (Исполнение предсказания.)

развязка («На тризне плачевной Олега…»)

Художественно-изобразительные средства

отмстить неразумным хазарам, могучий Олег, вдохновенный кудесник


грядущие годы таятся во мгле…


как чёрная лента, вкруг ног обвилась… и кудри их белы, как утренний снег

над славной главою кургана…


- И волны, и суша покорны тебе;

с волей небесною


И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

И холод, и сеча ему ничего.

Но примешь ты смерть от

коня своего

Эпитеты




Метафоры



Сравнения






Олицетворение


Инверсия


Градация



Художественное пространство стихотворения.

Князь по полю едет на верном коне

Пирует с дружиною вещий Олег… На холме, у брега Днепра, лежат благородные кости…

На тризне плачевной Олега… дружина пирует у брега…

Действие происходит в поле, на холме, на берегу Днепра.

На море, на суше, в Царьграде, в Киеве.

Художественное время в стихотворении.

1 – 10 строфы сложные предложения – настоящее время употребляются глаголы в настоящем, будущем времени изъявительного и повелительного наклонения

(встреча с кудесником и предсказание)


11 – 15 строфы – глаголы в настоящем времени (пирует. поминают, внемлет), в прошедшем времени (рубились, промолвил) и в будущем времени (хочет увидеть)



16 строфа – глаголы в прошедшем времени (таилась, угрожала, выползала, обвилась, вскрикнул).

17 строфа – глаголы в настоящем времени (шипят, сидят, пирует, поминают)

в прошедшем времени глагол – рубились.

Прорицатель как будто видит уже свершившимся жребий (судьбу) князя употребляет такие глагольные формы, которые передают будущее время в форме настоящего.




Автор не указывает точное время.

Читатель догадывается, что прошло много лет между встречей с волхвом и гибелью князя. В летописи указан точный промежуток времени – «прошло 4 лета а на пятое вспомнил…»


Автор только в 16 строфе использует глаголы в прошедшем времени (смерть Олега)

Язык стихотворения

Обрек, отроки-други, воитель, на тризне плачевной

Могущему, позлащённое стремя,глава

На светлом челе, конь мой ретивый

Архаическая высокая лексика


Старославянизмы:


Фольклорные эпитеты:


Стремится через язык стихотворения передать исторические реалии.


Размер стихотворения.

Стихотворение состоит из 17 шестистиший. Трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге.


4/3 – стопный амфибрахий

Редкий у Пушкина трёхсложный размер стиха.

Рифма стихотворения.

Отсутствие 1 слога в каждой чётной строке + мужская рифма заставляет делать паузы после чётных строчек – размышление

Чередование мужской и женской рифмы.

Четверостишие с перекрёстной рифмовкой и двустишие с парной (смежной) рифмовкой