Вопросы | Наблюдения | Выводы |
.Жанр стихотворения | Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе. .воителю слава – отрада; и волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе. У брега Днепра лежат благородные кости… …смертию кость угрожала из мёртвой главы гробовая змея … выползала… | В основе лежит предание, связанное с историческими событиями. «Песнь..» - легенда, облечённая в форму баллады. Имеет сюжет. Включение диалога – традиционная особенность баллады. Череп, кости, гробовая змея – атрибуты неизбежного рока. |
Тема | Исторические реалии: Твой щит на вратах Цареграда… Древние обычаи и традиции: На тризне уже недалёкой… Покорный Перуну старик одному… | В основе легенда (история гибели князе Олега) Тема рока, предопределённости, неизбежности судьбы: Главная тема – тема судьбы. Тема отношений поэта и власти, которая в реальной жизни для поэта стала роковой. |
Идея и идейно-эмоциональная оценка | Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе. …примешь ты смерть от коня своего…. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», - писал поэт Александру Бестужеву | Князь – власть, а кудесник выше князя по божьему проведению. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них ни одна судьба. Верность чувству долга может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия. |
Герои стихотворения | Князь по полю едет на верном коне, идёт вдохновенный кудесник, с дружиной своей, отроки-други возьмите коня, пирует с дружиною, князь Игорь и Ольга. | Главные герои – Олег и его верный конь, кудесник. Второстепенные герои – Ольга, Игорь, дружинники, слуги. |
Сюжет и композиция | Композиция 1. Предсказание кудесника и прощание с конем. 2. «Пирует с дружиною Вещий Олег…» 3. «На холме у брега Днепра…» | Сюжет завязка действия. (Встреча с мудрым старцем.) кульминация в развитии действия. (Исполнение предсказания.) развязка («На тризне плачевной Олега…») |
Художественно-изобразительные средства | – отмстить неразумным хазарам, могучий Олег, вдохновенный кудесник – грядущие годы таятся во мгле… – как чёрная лента, вкруг ног обвилась… и кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана… - И волны, и суша покорны тебе; – с волей небесною И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы… И холод, и сеча ему ничего. Но примешь ты смерть от коня своего | Эпитеты Метафоры Сравнения Олицетворение Инверсия Градация |
Художественное пространство стихотворения. | Князь по полю едет на верном коне Пирует с дружиною вещий Олег… На холме, у брега Днепра, лежат благородные кости… На тризне плачевной Олега… дружина пирует у брега… | Действие происходит в поле, на холме, на берегу Днепра. На море, на суше, в Царьграде, в Киеве. |
Художественное время в стихотворении. | 1 – 10 строфы сложные предложения – настоящее время употребляются глаголы в настоящем, будущем времени изъявительного и повелительного наклонения (встреча с кудесником и предсказание) 11 – 15 строфы – глаголы в настоящем времени (пирует. поминают, внемлет), в прошедшем времени (рубились, промолвил) и в будущем времени (хочет увидеть) 16 строфа – глаголы в прошедшем времени (таилась, угрожала, выползала, обвилась, вскрикнул). 17 строфа – глаголы в настоящем времени (шипят, сидят, пирует, поминают) в прошедшем времени глагол – рубились. | Прорицатель как будто видит уже свершившимся жребий (судьбу) князя употребляет такие глагольные формы, которые передают будущее время в форме настоящего. Автор не указывает точное время. Читатель догадывается, что прошло много лет между встречей с волхвом и гибелью князя. В летописи указан точный промежуток времени – «прошло 4 лета а на пятое вспомнил…» Автор только в 16 строфе использует глаголы в прошедшем времени (смерть Олега) |
Язык стихотворения | Обрек, отроки-други, воитель, на тризне плачевной Могущему, позлащённое стремя,глава На светлом челе, конь мой ретивый | Архаическая высокая лексика Старославянизмы: Фольклорные эпитеты: Стремится через язык стихотворения передать исторические реалии. |
Размер стихотворения. | Стихотворение состоит из 17 шестистиший. Трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге. | 4/3 – стопный амфибрахий Редкий у Пушкина трёхсложный размер стиха. |
Рифма стихотворения. | Отсутствие 1 слога в каждой чётной строке + мужская рифма заставляет делать паузы после чётных строчек – размышление | Чередование мужской и женской рифмы. Четверостишие с перекрёстной рифмовкой и двустишие с парной (смежной) рифмовкой |