СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ стихотворения В.Маяковского "А вы могли бы?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволяет учащимся внимательнее относиться к языковым особенностям ранней лирики В.Маяковского.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения В.Маяковского "А вы могли бы?"»

Урок литературы в 11 классе

Тема. Особенности ранней лирики В. Маяковского (на материале стихотворения «А вы могли бы?»

Цель. Учить анализировать поэтические произведения на примере стихотворения Маяковского

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Опрос по домашнему заданию (рассказ об основных этапах биографии и творческого пути поэта В.В. Маяковского)

  3. Вступительное слово о теме урока, о периоде увлечения футуризмом Маяковского

  4. Анализ стихотворения «А вы могли бы?»

  5. Выразительное чтение стихотворения

  6. Определение акцентов (логическое ударение)

  7. Выстраивание словесных рядов:

    1. обыватели

    автор

    1. будня, стакана, на блюде студня, жестяной, водосточных труб

    1. смазал карту, краску, косые скулы океана, на чешуе…рыбы, зовы новых губ, ноктюрн сыграть, на флейте

  8. Словарная работа: студень, ноктюрн, флейта

  9. Сравнить ряды, обратить внимание на характер лексики (в левой части обыденная, отражает пошлую жизнь обывателей, в правой части возвышенная, отражает романтическую устремленность автора к «океану» жизни, способность сыграть на «флейте водосточных труб»)

  10. Сформулировать тему стихотворения (противопоставление лирического героя и окружающего его мира)

  11. Определить проблемы (проблема жизненных ценностей, проблема взаимоотношения между поэтом и толпой)

  12. Определить композицию стихотворения (делится на 2 части, определяет смысловые центры «Я» - «Вы»)

  13. Найти изобразительно-выразительные средства языка (сквозная фигура – антитеза, встречаются метафоры (карту будня, скулы океана, на флейте водосточных труб), анафора в 1 и 3 строках, риторический вопрос «А вы могли бы?» все эти средства помогают образно представить возможности лирического героя-поэта по сравнению с обывателями).

  14. Определить стихотворный размер, характер рифм (4-стопный ямб, рифмы перекрестные, в основном женские)

  15. Сформулировать идею (протест против мещанского восприятия жизни, призыв не погрязать в блюде со студнем, а стремиться к океану жизни)

  16. Обобщение: Что характерно для ранней лирики В. Маяковского? (бунтарство, смелость метафор и др.)

  17. Домашнее задание: проанализировать самостоятельно стихотворение «Нате!»