СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ текста как способ формирования и развития навыков критического мышления у старшеклассников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока. Цель - формирование и развитие навыков критического мышления у старшеклассников на основе анализа текстов

Просмотр содержимого документа
«Анализ текста как способ формирования и развития навыков критического мышления у старшеклассников»

Анализ текста как способ формирования и

развития навыков критического мышления у старшеклассников.


Критическое мышление — это система суждений, которую применяют для анализа вещей и информации, интерпретации явлений, оценки событий, а также для последующего составления объективных выводов.


1. В чем суть критического мышления?

Критическое мышление — это важная компетенция. Человек с развитым критическим мышлением обладает целым набором навыков — это наблюдательность и умение обосновать свою точку зрения, сосредоточенность на изучении информации и способность применять аналитические навыки в самых разных ситуациях.


2. Где может пригодиться критическое мышление?

Везде. Это не преувеличение: умение критически мыслить может пригодиться в любой сфере нашей жизни — как детям и подросткам, так и взрослым.

Человек, который обладает критическим мышлением, способен:

  • понимать логические и причинно-следственные связи между разными идеями и понятиями;

  • быстро анализировать суждения окружающих и оценивать их;

  • грамотно конструировать собственные аргументы и доносить их до окружающих;

  • замечать нестыковки, несоответствия и обыденные ошибки в логике и аргументации;

  • отмечать важность и релевантность идей общему контексту;

  • рефлексивно оценивать собственные мнения.


4. Как применять критическое мышление?

  • Сформулируйте проблему.

  • Соберите информацию. Можно спросить совета у экспертов. Это поможет оценить все альтернативы.

  • Используйте информацию. Задайте себе ряд критических вопросов: «Чем я руководствуюсь в этой ситуации?», «Считаю ли я, что мне говорят правду?», «Звучит ли моя интерпретация информации осмысленной?», «Какая предстоит ответственность?».

  • Подумайте о последствиях.

  • Изучите другие точки зрения. Это поможет увидеть варианты, оценить свой выбор и принять взвешенное решение


Подобные занятия можно проводить как в рамках внеурочных курсов, так и на уроках, например русского языка и литературы, обществознания , истории.

Предлагается для анализа два текста. Первый – взят из достоверных официальных источников. Второй – на основе текста из достоверных источников, но специально вносятся некоторые правки, касающиеся фактического содержания и оформления.

Ход работы

1. Учитель задает вопросы для первоначального обсуждения.





  • Можем ли мы понять, что информация , которую мы прочитали, является ложной или правдивой?

  • Знаете ли вы такое понятие как «фейк»? Что оно означает?

  • Где в жизни вы встречались с некорректной информацией ( ложной, неистинной, фейковой)?

  • Трудно или легко научиться отличать правдивую информацию от фейка?

2. Перед вами два теста. Прочитайте и выскажите свое мнение по каждому из них. Поднимите руки, с какими из с следующих утверждений вы согласны.

  • Оба теста похожи на правду, правдивы, мы можем им доверять

  • Оба текста не похожи на правду, содержат неверную информацию, доверять им нельзя.

  • Один из текстов правдивый, другой нет. Какой из них?

3. По каким признакам вы определили, что заслуживает доверия, а что нет?

В ходе анализа текстов обучающимися были высказаны следующие мнения:

  • Указан источник информации.

  • Фамилия автора отражается в поисковых системах.

  • Есть подтверждения информации(ссылки на других сайтах).

  • Текст содержит факты.

  • Я могу соотнести факты из текста со своими знаниями.

  • В фейковом тексте есть ложные факты наряду с правдивыми.

  • Фамилия автора фейкового текста выглядит, как ник или псевдоним.

  • Не соответствует моему опыту и знаниям.

  • Не находится сведения в других источниках ( или первоначальный вариант содержит другие факты).

  • Фейковый текст более эмоционален.

4. Что надо делать, чтобы понять, фейк или правда?

Обучающиеся совместно с учителем вырабатывают алгоритм действий:

Перепроверить информацию: обратиться к другим источникам, перейти по ссылкам, найти похожее на других сайтах, выяснить реальность личности автора.

5.Для чего нам нужны эти навыки оценки текста (информации)? В чем эти навыки могут быть полезны.

Ответы детей : чтобы не обманули, не поддаться панике, не совершить какие-то негативные действия, уметь отделять факты от эмоций – это пригодится в отношениях, в работе, самому не стать источником фейков, не нарушить закон. Современный информационный поток — постоянная лента сообщений, в которой смешаны новости, реклама, полезный контент, пропаганда. Если верить всему, что пишут и говорят, вас могут обмануть, чтобы манипулировать или навязать чужое мнение.

6. Итоговая рефлексия.

Учитель просит высказать свое мнение и отношение к теме занятия, насколько было полезным, интересным, что получилось, над чем заставили задуматься, что заинтересовало, что удивило, с чем вы согласны, а с чем нет. Желателен комментарий учителя , что критическое мышление — не панацея. Не универсальное средство борьбы против фейковых новостей, дезинформации и ошибок аргументации. Критическое мышление создает основу для рефлексии, которая позволяет принимать лучшие решения.