Анализ текста как способ формирования и
развития навыков критического мышления у старшеклассников.
Критическое мышление — это система суждений, которую применяют для анализа вещей и информации, интерпретации явлений, оценки событий, а также для последующего составления объективных выводов.
1. В чем суть критического мышления?
Критическое мышление — это важная компетенция. Человек с развитым критическим мышлением обладает целым набором навыков — это наблюдательность и умение обосновать свою точку зрения, сосредоточенность на изучении информации и способность применять аналитические навыки в самых разных ситуациях.
2. Где может пригодиться критическое мышление?
Везде. Это не преувеличение: умение критически мыслить может пригодиться в любой сфере нашей жизни — как детям и подросткам, так и взрослым.
Человек, который обладает критическим мышлением, способен:
понимать логические и причинно-следственные связи между разными идеями и понятиями;
быстро анализировать суждения окружающих и оценивать их;
грамотно конструировать собственные аргументы и доносить их до окружающих;
замечать нестыковки, несоответствия и обыденные ошибки в логике и аргументации;
отмечать важность и релевантность идей общему контексту;
рефлексивно оценивать собственные мнения.
4. Как применять критическое мышление?
Сформулируйте проблему.
Соберите информацию. Можно спросить совета у экспертов. Это поможет оценить все альтернативы.
Используйте информацию. Задайте себе ряд критических вопросов: «Чем я руководствуюсь в этой ситуации?», «Считаю ли я, что мне говорят правду?», «Звучит ли моя интерпретация информации осмысленной?», «Какая предстоит ответственность?».
Подумайте о последствиях.
Изучите другие точки зрения. Это поможет увидеть варианты, оценить свой выбор и принять взвешенное решение
Подобные занятия можно проводить как в рамках внеурочных курсов, так и на уроках, например русского языка и литературы, обществознания , истории.
Предлагается для анализа два текста. Первый – взят из достоверных официальных источников. Второй – на основе текста из достоверных источников, но специально вносятся некоторые правки, касающиеся фактического содержания и оформления.
Ход работы
1. Учитель задает вопросы для первоначального обсуждения.
Можем ли мы понять, что информация , которую мы прочитали, является ложной или правдивой?
Знаете ли вы такое понятие как «фейк»? Что оно означает?
Где в жизни вы встречались с некорректной информацией ( ложной, неистинной, фейковой)?
Трудно или легко научиться отличать правдивую информацию от фейка?
2. Перед вами два теста. Прочитайте и выскажите свое мнение по каждому из них. Поднимите руки, с какими из с следующих утверждений вы согласны.
Оба теста похожи на правду, правдивы, мы можем им доверять
Оба текста не похожи на правду, содержат неверную информацию, доверять им нельзя.
Один из текстов правдивый, другой нет. Какой из них?
3. По каким признакам вы определили, что заслуживает доверия, а что нет?
В ходе анализа текстов обучающимися были высказаны следующие мнения:
Указан источник информации.
Фамилия автора отражается в поисковых системах.
Есть подтверждения информации(ссылки на других сайтах).
Текст содержит факты.
Я могу соотнести факты из текста со своими знаниями.
В фейковом тексте есть ложные факты наряду с правдивыми.
Фамилия автора фейкового текста выглядит, как ник или псевдоним.
Не соответствует моему опыту и знаниям.
Не находится сведения в других источниках ( или первоначальный вариант содержит другие факты).
Фейковый текст более эмоционален.
4. Что надо делать, чтобы понять, фейк или правда?
Обучающиеся совместно с учителем вырабатывают алгоритм действий:
Перепроверить информацию: обратиться к другим источникам, перейти по ссылкам, найти похожее на других сайтах, выяснить реальность личности автора.
5.Для чего нам нужны эти навыки оценки текста (информации)? В чем эти навыки могут быть полезны.
Ответы детей : чтобы не обманули, не поддаться панике, не совершить какие-то негативные действия, уметь отделять факты от эмоций – это пригодится в отношениях, в работе, самому не стать источником фейков, не нарушить закон. Современный информационный поток — постоянная лента сообщений, в которой смешаны новости, реклама, полезный контент, пропаганда. Если верить всему, что пишут и говорят, вас могут обмануть, чтобы манипулировать или навязать чужое мнение.
6. Итоговая рефлексия.
Учитель просит высказать свое мнение и отношение к теме занятия, насколько было полезным, интересным, что получилось, над чем заставили задуматься, что заинтересовало, что удивило, с чем вы согласны, а с чем нет. Желателен комментарий учителя , что критическое мышление — не панацея. Не универсальное средство борьбы против фейковых новостей, дезинформации и ошибок аргументации. Критическое мышление создает основу для рефлексии, которая позволяет принимать лучшие решения.