СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ текста ..

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ теста включает в себя ответы нв вопросы по тексту, работу с лексикой, составление плана.

Просмотр содержимого документа
«Анализ текста ..»

Прочитайте текст 2 и выполните задания 913.

Текст 2

(1)На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. (2)Ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. (3)Без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. (4)Говорят, что наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке.

(5)Каких только солонок не выдумывали русские мастера: в виде уточек, коробочек с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом. (6)Например, для Русского Севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей). (7)Вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между грудью и клювом перемычку, которая служила удобной ручкой. (8)Спинку и часть хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли, а затем выпиленную часть возвращали на место. (9)Около хвоста просверливали отверстия, в которые вставляли круглый стержень – вертлюг. (10)Когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки.

(11)В Верхнем и Среднем Поволжье были очень распространены нарядные солонки, по форме напоминавшие кресла. (12)За столетия мастера выработали особый тип крышки на вертлюге для солонки-кресла. (13)Такая крышка вращается на двух вертлюгах, вставленных в подлокотники солонки. (14)Она легко откидывается и упирается в спинку солонки, которая служит ручкой. (15)Крышки и спинки солонок-кресел красочно расписывали (ещё одно свидетельство особого отношения мастеров к солонке), и эта чудесная яркая роспись до сих пор сохранилась в некоторых крестьянских домах Поволжья. (16)А солонка и сейчас всегда наготове держит перед нами соль – и спасибо ей за это…

(По Н. Орловой)

9. Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ. _______________________________________________________________

______________________________________________________________


10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Ответ. __________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________11. Почему, по мнению автора текста, без деревянных расписных солонок на Руси не обходилось ни одно праздничное торжество?

Ответ.




12. Определите и запишите лексическое значение слова «отводили» из предложения № 10. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Ответ.

Отводили –






13. Определите стилистическую окраску слова «издревле» из предложения №2, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Ответ. Издревле –



14. Объясните значение фразеологизма задирать нос, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.


Ответ. Задирать нос























Прочитайте текст 2 и выполните задания 913.

Текст 2

(1)Впервые я ступил на необитаемый остров 30 сентября 1659 года, чтобы провести на нём двадцать восемь лет два месяца и девятнадцать дней. (2) Шестнадцать лет моим надёжным помощником была наша корабельная собака, которая почти заменила мне человеческое общество.
(3)Я поселился в пещере, которую огородил двойным частоколом. (4)Для этого мне пришлось вбить триста или четыреста кольев выше человеческого роста.(5) На третий год моего пребывания на острове я испёк первый хлеб, а на одиннадцатый, когда порох стал у меня истощаться, я решил приручить нескольких козлят. (6) Года через полтора у меня уже было не меньше двенадцати коз.
(7) Я прожил на острове уже почти восемнадцать лет, когда однажды к своему ужасу на прибрежном песке увидел след голой человеческой ноги. (8)Я и не предполагал, что на остров приплывают дикари. (9)Совершенно случайно я обнаружил скрытую от глаз пещеру, куда и перенёс почти все свои припасы. (10)«Теперь и пятьсот дикарей не смогут разыскать моего тайника», — говорил я себе.

 

(По «Робинзону Крузо» в переводе К.И. Чуковского.)

9. Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ. _______________________________________________________________

______________________________________________________________


10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Ответ. __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________11. Сколько лет Робинзон Крузо провёл на необитаемом острове?

Ответ.




12. Определите и запишите лексическое значение слова «истощаться» из предложения 5. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Истощаться — ...






13 Определите стилистическую принадлежность слова «скрытую» из предложения 9, запишите.

Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Скрытую — ...



14 Объясните значение фразеологизма «сесть в калошу», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Сесть в калошу — ...