СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ типов общественного развития и их характеристик. Практическая работа по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе даны задания различных типов от составления сравнительной таблицы , поиска соответствия до определения логических ошибок по сравнению различных типов общественного развития

Просмотр содержимого документа
«Анализ типов общественного развития и их характеристик. Практическая работа по обществознанию»

Практическая работа № 5.

Составление сравнительной характеристики и сопоставление основных путей и форм общественного развития.

Цели: Дать сравнительную характеристику и сопоставить основные пути и формы общественного развития.


Место проведения: учебная аудитория, ОБОУ СПО «Курский электромеханический техникум».

Средства обучения:
  • методические рекомендации к практической работе № 3

  • РМ к практической работе № 3.

  • Учебники Важенина «Обществознание» и «Практикум по обществознанию»

Виды самостоятельной работы:

  • Установить соответствие между понятиями и терминами (уровень В)

  • Составление логических схем

  • Заполнить таблицу


Ход работы

Задание 1. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• В зависимости от числа уровней управления и степени соци­альной дифференциации (расслоения) выделяют общества:

простые

. . . . . . . . . . . . . .

  • но наличию письменности различают общества:

письменные.

………………..

  • По способу производства различают общества:

собирателей и охотников;

. . . . . . . . . . . . . .

скотоводов;

. . . . . . . . . . . . . .

• По степени контроля над личностью и степени свободы ин­дивида выделяют общества:

открытые.

………….

• Формационный подход к типологии обществ выделяет пять общественно-экономических формаций:

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

рабовладельческую;

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

капиталистическую;

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

  • Американский социолог Д. Белл выделил общества:

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

индустриальные;

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях.

1.Имущественная дифференциация общества возникла еще в рамках первобытнообщинного строя, но формирование под­линно сложной структуры общества связано с развитием эко­номики.

2. дописьменных обществах письменности нет, люди переда­ют информацию только с помощью знаков; в письменных обще­ствах люди научились передавать информацию с помощью речи.

3. смену собирательству приходит земледелие, а на смену охоте — скотоводство, происходит переход от производящей эко­номики к присваивающей.

4.Тип производственных отношений, основанный на опреде­ленной форме собственности на средства производства, составляет надстройку общества, которая определяет соответствующий

тип экономического базиса с основными его элементами — госу­дарством и правом.

• Индустриальное общество отличалось аграрным укладом, с
преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, традиционным способом регулирования общественных отноше­ний.

  • Постиндустриальное (информационное) общество — это сложное общество, основанное на промышленном производстве.

  • В традиционном (доиндустриальном) обществе добывание и переработка продуктов природы сменяются производством и пе­реработкой информации, удельный вес производства товаров в экономике снижается, увеличивается доля сферы услуг.

  • В доиндустриальном обществе основную группу населения составляли служащие, управленцы, менеджеры, в индустриаль­ном — крестьяне, в постиндустриальном — рабочие.


Задание 3. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

  1. Экономический базис общества — это классификация обществ на основании определенных критериев (социальных, экономи­ческих, исторических, культурных и т.д.). А

  2. Простое общество — это форма, которая составляет основу ряда родственных объектов, являясь образцом для предметов опреде­ленного вида. Б Б

  3. Типология обществ — это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчи­ненных, структурное деление либо отсутствует, либо находится в зачаточном состоянии. В

  4. Тип — это общество с сильно развитыми структурными эле­ментами, которые взаимосвязаны и взаимозависимы друг от дру­га, существует расслоение людей на богатых и бедных, возникает специальный аппарат управления (государство), развитие обще­ства идет в разных направлениях и более быстрыми темпами. Г

  5. Общественно-экономическая формация – это общество с неизменной социальной структурой, для него характерны невоспри­имчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная идео­логия, коллективизм. Д

  6. Закрытое общество — это общество с динамичной социальной структурой, способностью к новшествам, индивидуализмом и демократической идеологией.

  7. Сложное общество — это исторический тип общества, осно­ванный на определенном способе производства. Е

  8. Открытое общество — это тип производственных отношений, основанный на форме собственности на средства производства. З

Заполните таблицу соответствия:

1

2

3

4

5

6

7

8










Задание 4. Составить сравнительную таблицу трех стадий развития общества, используя следующую иформацию

Развитие общества

Американские социологи и политолог Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Тоффлер счита­ли, что любое общество проходит в своем развитии три стадии:

1-я стадия — доиндустриальная (аграрная);

2-я стадия — индустриальная;

3-я стадия — постиндустриальная (Д. Белл), или технотронная (А. Тоффлер), или же технологическая (3. Бжезинский).

На первой стадии основной сферой экономической деятельности является сельское хозяйство, на вто­рой — промышленность, на третьей — сфера услуг. Каждой из стадий присущи свои, особые формы со­циальной организации и своя социальная структура.


Типы обществ


Экономика

Социальная структура

Время

существования,

Доиндустриальное




Индустриальное




Постиндустриальное





Требования к отчёту:

1. После выполнения работы студент обязан продемонстрировать преподавателю выполненные задания.

2. Предоставить отчёт о выполненной работе, содержащей:

- порядковый номер и наименование практической работы;

- цель практической работы;

- ход выполнения работы;

- ответы на контрольные вопросы;

- вывод о выполненном задании.

Сделайте вывод о том, какие знания вы приобрели на этом занятии






























6