№ п/п | Характеристика | Ответы педагога |
| I.Общая характеристика учебника |
| Для какого класса предназначается данный учебник? | 7 класс |
| По какой программе создан учебник (базового уровня, углублённого обучения, для гуманитарных классов). | Учебник базового уровня |
| Кто является авторами данной программы? | М.М. Разумовская и др. |
| Кто является авторами анализируемого учебника? | М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик |
| Каков общий объём учебника? | Количество страниц: 318 |
| Отметьте элементы оформления учебника и их наличие (переплёт, красочность, наличие рисунков, схем, таблиц и т. п.). | Учебник в твердом переплете, имеет глянцевую обложку, выполненную в фиолетово-желтых тонах. В учебнике имеются рисунки, схемы, таблицы, хотя полиграфическое оформление (в частности, его красочность) требует некоторых изменений. |
| II. Характеристика текстов учебника |
| Определите виды текстов, используемых в учебнике. | В учебнике имеются различные виды текстов: печатный, курсив, жирный, подчеркнутый, петит. |
| Укажите, где используются теоретико-познавательные и инструментально – практические тексты. | Теоретико-познавательные тексты содержатся в материалах параграфов, а инструментально-практические в текстах закрепительно-тренировочных упражнений и заданий, расположенных после содержания параграфа. |
| На примере конкретного параграфа охарактеризуйте сложность и предполагаемую трудность для учащихся теоретико-познавательного текста. | Текст параграфа 17 « Правописание наречий, образованных от имен существительных»» не перегружен сложным или труднодоступным теоретико-познавательным материалом. Включает информацию о слитном и раздельном написании наречий (с множеством примеров), их отличии от созвучных сочетаний имен существительных с предлогами. Отдельного внимания заслуживает рубрика «Возьмите на заметку», в которой содержится теоретический материал (с примерами) о том, как научиться отличать наречия от других частей речи. |
| На примере конкретного практического занятия охарактеризуйте полноту инструментально-практического текста. Способствует ли данный текст формированию у учащихся речевых, коммуникативных, языковых и др. навыков? | Параграф 24 Упражнение 292. Текст данного упражнения доступен для понимания; подводит учащихся к основательной работе с поэтическими произведениями Ф. Тютчева и П. Соловьева, повышению ораторского мастерства (выразительное чтение поэзий вслух), поисковой работе (учащиеся выписывают наречия, определяют их роль в передаче чувств и впечатлений автора от общения с природой, доказывают, что в текстах есть олицетворения, объясняют значения выделенных слов). Всесторонняя работа с текстом формирует навыки самостоятельной деятельности, обеспечивает интенсивное развитие речевых, интеллектуальных, творческих способностей учащихся. |
| Много ли в учебнике дополнительных текстов? Охарактеризуйте методическую роль предлагаемых в учебнике текстов. | В качестве дополнительных текстов в учебнике используются биографии известных русских языковедов, отрывки из произведений известных русских писателей, народоведческие материалы, биографии великих художников с описанием их творческого наследия, интересные факты, информация, которая способствует расширению культурологического кругозора учащихся. Методическая роль прилагаемых в учебнике текстов: формирование мотивации, интереса к предмету, накопление и формирование функциональной предметной грамотности. |
| Имеются ли в учебнике пояснительные тексты? Охарактеризуйте методическую роль пояснительных текстов учебника. | В учебнике достаточное количество пояснительных текстов, с помощью которых происходит обучение учащихся способам деятельности: образцы всех видов разбора, образцы рассуждений и т.п. Это позволяет научить школьников трансформировать полученные знания в умения и навыки. |
| III. Характеристика внетекстовых компонентов учебника. |
| Насколько полно и рационально иллюстрирован учебник? Охарактеризуйте методическую роль рисунков, схем, диаграмм, таблиц. Помогает ли иллюстрированный материал в освоении теоретического материала? Формирует ли иллюстрированный материал умения учащихся работать с таблицами, графиками, схемами? | Учебник достаточно полно и рационально иллюстрирован, хотя его полиграфическое оформление (красочность) требует некоторых изменений. Материал схем, таблиц помогает лучше освоить теоретический материал, структурируя его, помогая выделить главное и лучше запомнить важное. Рисунки стимулируют употребление различных языковых единиц, обогащают словарь, предупреждают ошибки, связанные с употреблением тех или иных форм и конструкций. |
| Какие элементы учебника составляют аппарат организации усвоения? Охарактеризуйте методическую роль вопросов и заданий, помещённых в конце параграфов. Отметьте, имеются ли вопросы и задания в начале параграфов и в основном тексте. Какова методическая роль таких вопросов и заданий? | Организация усвоения знаний в учебнике осуществляется с помощью упражнений, заданий творческого характера («Рассуждаем на лингвистические темы»), словарных диктантов, помещенных в конце параграфа. Упражнения носят репродуктивный характер, так как направлены на то, чтобы обучающий смог воспроизвести наиболее важные теоретические знания из материала параграфа. Творческие задания предполагают переосмысление теоретических знаний и перенос их на новый объект. Словарные диктанты способствуют усовершенствованию навыков культуры письменной речи. |
| Выделяются ли в основном тексте определения основных понятий, главные положения параграфа? Какова методическая роль такого приёма? | В основном тексте жирным курсивом выделяются ключевые слова, главные положения параграфа, определения основных понятий и сами понятия. Это помогает ученикам быстро их найти, легко ориентируясь в тексте. |
| Используются ли иллюстрации (рисунки, таблицы, схемы и т.п.) для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся? | Иллюстрации (рисунки, таблицы, схемы и т.д.) используются для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Например, в упражнении 252 учащиеся самостоятельно знакомятся с таблицей и рассуждают: одному ли правилу подчиняется написание не с наречиями, именами существительными и прилагательными. Таким образом, повышается самостоятельность школьников на уроках, умение извлекать и применять информацию не только из линейного текста. |
| Проведена ли систематизация сведений в конце параграфа (главы)? | Практически в конце каждого параграфа последние 2-3 упражнения предполагают работу с текстом, направленную на выявление качества усвоения учащимися основных положений и правил пройденного материала. Словарные диктанты способствует повышению уровня грамотности письменной речи учащихся. |
| Реализована ли в учебнике система обобщений формируемых знаний? Охарактеризуйте элементы этой системы и уровень обобщений на каждом из них. | В учебнике реализована система обобщения формируемых знаний: темы сгруппированы в блоки, которые завершаются составлением устных высказываний, упражнениями, включающими ответы на вопросы, всестороннюю работу с текстом, словарными диктантами, что способствует систематизации и обобщению знаний, являются средствами закрепления умений и навыков, контроля за качеством их сформированности. |
| Насколько развит в учебнике аппарат ориентировки? Перечислите имеющиеся в учебнике элементы аппарата ориентировки. | В учебнике развит аппарат ориентировки – это различные виды текста, рамки, маркировки текста, нумерация, разделение на абзацы, пропуски. Все это помогает работе зрительной памяти и быстрого ориентирования по тексту. |
| IV. Характеристика логичности изложения материала в учебнике |
| Что называют логической структурой курса? Перечислите основные подсистемы понятий, развиваемые в курсе русского языка. Перечислите теоретические уровни, на которых осуществляется развитие подсистем понятий. Укажите последовательность этих теоретических уровней в логической структуре курса. Какова методическая особенность логической структуры курса как модели содержания? | Логическую структуру курса составляют его содержание и объем. Основополагающие понятия курса – языковая компетенция и речевая компетенция. Языковая компетенция формируется при изучении разделов, отражающих устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Повторение изученного в 5-6 кл.», «Наречие», «Служебные части речи», «Союз», «Частица», «Междометие». Коммуникативная компетенция формируется при изучении разделов, направленных на совершенствование речевых умений: «Стили речи», «Типы речи», «Текст». Центральная единица обучения – текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на уроках развития речи, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В данном учебнике содержание языкового и речевого материала подается в единстве. Расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики с целью осознания учащимися своей речи, возможностью опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности. В логической структуре курса можно выделить два раздела: систематический курс языка с правописанием и элементами культуры речи и раздел «Речь», включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста. Эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме. |
| Близка ли последовательность изложения материала логической структуре курса? Какие трудности могут возникать у учащихся при изучении курса, логическая структура которого далека от модели? | Последовательность изложения материала близка к логической структуре курса. При нарушении логической структуры курса могут возникнуть трудности в понимании языковой системы, грамотном использовании языковых единиц в речевой деятельности, формировании базовых понятий, терминов. |
| V. Заключение |
| Достаточен ли данный учебник для организации полноценного учебно-воспитательного процесса? | Данный учебник достаточен для организации полноценного учебно-воспитательного процесса. |
| Отметьте положительные качества анализируемого учебника. | К бесспорным достоинствам учебника следует отнести рубрику «Ученые-лингвисты». Параллельно языковым темам вводятся сведения о выдающихся ученых, работавших в области языкознания, которая изучается на данном этапе. Это существенно расширяет кругозор учащихся и актуализирует патриотический аспект в обучении. Учебник содержит богатый справочный материал, куда входят планы и образцы разборов, фрагменты различных словарей, трудные случаи орфографии, схемы и таблицы. |
| Какие стороны учебника можно было бы усовершенствовать? Как? | Несмотря на все преимущества учебника, у него есть и некоторые недостатки. На мой взгляд, изучение каждой темы нецелесообразно растягивается на 2-3, а то и более уроков. Полиграфическое оформление учебника (красочность) требует некоторых изменений. В разделы можно было бы включить элементы занимательной грамматики с целью облегчения усвоения теории учащимися. Насыщенный теоретический блок не всегда подкреплен достаточным количеством упражнений на отработку практических навыков. |
4. | Выбрали бы Вы этот учебник для своей практической работы в школе. | Учебник обеспечивает интенсивное развитие речевых, интеллектуальных, творческих способностей школьников, овладение общеучебными умениями. Данный учебник можно использовать для практической работы в школе. |