СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ учебника по русскому языку для 6 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе подан анализ учебника по русскому языку для  6 класса. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская "Русский язык. 6 класс" (часть І, ІІ) 2016г.

Просмотр содержимого документа
«Анализ учебника по русскому языку для 6 класса»

Титова Е.В.

Слушатель курсов учителей

русского языка и литературы

группа №2


Анализ учебника М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской

«Русский язык. 6 класс» (часть І, ІІ ) 2016 г.

(Учебник рекомендован Министерством образования и науки

Российской Федерации)

Учебник русского языка для 6 класса этих авторов соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ.

Темы спланированы с учѐтом тех знаний, которыми должны были овладеть школьники в процессе изучения русского языка в предшествующие годы обучения. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала и продвигаться дальше в совершенствовании умений и навыков.

Обновленный учебник входит в переработанную в соответствии с ФГОС основного общего образования линию УМК Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.

Учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирования лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большего объема сведений культурологического характера.

Новое художественное оформление, усовершенствованный методический аппарат учебника способствует оптимизации учебного процесса.

Учебник часть І, ІІ состоит из:

1. Оглавления.

2. Предисловия.

3. Основной части.

4. Приложения.

В начале учебника подаются условные обозначения:

- восклицательный знак – определение и правила для заучивания;

- стрелка – теоретические сведения;

- звездочка – материал для самостоятельных наблюдений;

- Р – задания по развитию коммуникативных умений;

- кружочек – задания для повторения изученного;

- квадратик - задания повышенной трудности;

- задания игрового и занимательного характера;

- задания по речевому этикету.

А также предоставлена рубрика «Знаки около слов обозначают».

Приложения включают в себя: памятки (условные обозначения, как готовиться к диктанту, к изложению, к сжатому изложению, как работать над сочинением, как совершенствовать написанное, план отзыва о сочинении ), рубрика «Пиши правильно!», «Произноси правильно!», толковый словарь), фрагменты картин известных художников.

Условные обозначения ( части слова и члены предложения).

Толковый словарь подается в алфавитном порядке.

«Произноси правильно!» - слова, выделенные в учебнике для запоминания.

«Пиши правильно!» - слова, выделенные в учебнике для запоминания в алфавитном порядке.

Содержание материала подается в конце учебника. Первая часть учебника заканчивается изучением имени существительного. Вторая часть начинается с изучения имени прилагательного и заканчивается разделом «Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах». После изучения каждой темы введены разделы «Повторение. Контрольные вопросы и задания».

Названия параграфов выделяется сиреневым цветом. Теоретический материал – светло-сиреневым. Схемы тоже оформлены в цветовой гамме. Слова, которые нужно запомнить, берутся в рамочку. Тексты упражнений сопровождаются цветными картинками. Теоретический материал подается в форме схем, таблиц.

В закрепительно-тренировочных упражнениях авторы стремятся избегать однотипных заданий: они выдержаны по принципу нарастания трудностей - вначале проводится закрепление на уровне наблюдения за языковым явлением, затем на уровне самостоятельного распознавания и применения. В упражнения включены задания, связанные с различными видами разборов.

Ученик должен показать, что он владеет знаниями, осознаѐт взаимосвязи языковых явлений.

На страницах учебника уделяется внимание и работе со словами с непроверяемыми или труднопроверяемыми орфограммами. Это так называемые словарные слова. Ведѐтся работа по орфоэпии. Большое внимание уделяется формированию умения «видеть» структуру слова, определять значение морфем, и в первую очередь корня, так как это во многом способствует успешной работе по предупреждению ошибки в написании безударной гласной в корне. Задания учебника интересные, разнообразные.

Подача материала проводится дедуктивным и индуктивно-дедуктивным способами.

В учебник включены упражнения по развитию речи.

Также введена рубрика «Исторические справки» (сопровождается текстами по этой теме с фотографиями).

Воспитательные моменты в текстах: патриотическое воспитание (маленькие станции России, любовь к Родине), выбор профессии, космос, любовь к природе, к труду.

Очень много в учебнике скороговорок, пословиц, стихотворений русских поэтов, фрагментов картин известных художников.

Но хочется сказать, что некоторые темы нужно дополнить. Тема «Русский язык –

один из развитых языков мира» не имеет теоретического материала. В теме «Исконно русские и заимствованные слова» теоретический материал есть, но его желательно расширить. Раздел «Имя числительное» следует пополнить закрепительно- тренировочными упражнениями.

В разделе «Словообразование и орфография» тему «Чередование корней» дополнить чередованием –мак-, -мок-, -равн-, -ровн-, -клан-, -клон-, -твар-, -твор-, вставить закрепительно-тренировочные упражнения. Эти чередования корней не входят в учебную тему, но встречаются в тестах по итоговой аттестации учащихся.

Учащихся нужно знакомить с тестовыми заданиями. С этой целью в конце каждого раздела должны быть страницы с тестами.

В целом же, учебник соответствует образовательному стандарту основного общего образования по русскому языку.

1. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский ]. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2016 – 191 с.

2. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский ]. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2016 – 175 с.