Анализ УМК по русскому языку (5 класс) под редакцией Е.Быстровой
Издательство «Русское слово» начало выпуск новой линии учебников по русскому языку для средней школы под редакцией академика РАО Е.А. Быстровой.
Учебники «Русский язык. 5 класс» включен в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки к использованию в 2009-2010гг. в общеобразовательных учреждениях, и входят в состав УМК для 5-9 классов.
Целью моего выступления является теоретическое обоснование и экспериментальное исследование особенностей учебников «Русский язык» под редакцией Е.А. Быстровой. Работая по новому учебному комплексу, я поставила перед собой следующие задачи:
Изучение научной литературы по данной теме;
Выявление отличительных особенностей учебника «Русский язык» под редакцией Е.А. Быстровой в сравнении с УМК Т.А. Ладыженской;
Внедрение учебника русского языка под редакцией Е.А.Быстровой в учебный процесс ОУ;
Моделирование образовательной технологии на основе учебника под редакцией Е.А. Быстровой;
Исследование динамики личностного развития обучающихся (академическая успеваемость, формирование УУД).
Авторы новой линии учебников: Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, И.Р. Калмыкова, Е.С. Юрьева - ориентировались на концептуальные положения стандарта второго поколения - Примерной программы «Русский язык» основного общего образования. Опираясь на традиции в создании учебной литературы, они в то же время учли утверждающиеся сегодня тенденции в обновлении методического аппарата учебника, содержания предмета для достижения новых целей обучения.
Особенность учебной линии – практическая речевая направленность, которая является не только целью, но и средством обучения. Учебники создают условия для речевого общения и учат общению. Они призваны вовлекать учащихся в активный познавательный процесс и в процесс овладения русским языком как средством общения.
Отдельно о логике параграфа. Параграф чётко структурирован. Каждая из микротем параграфа освещает часть общей темы. Упражнения тоже даны в соответствии с микротемами.
Очень импонирует логика изложения правила: дано не только само правило, но и алгоритм его применения. Например, при изучении темы «Суффиксы ЧИК и ЩИК» на основании материала параграфа можно составить пошаговую инструкцию: 1. Определяем значение суффикса; 2. Определяем, от какого слова образовано данное, с целью найти, чётко расслышать согласную; 3. Применяем правило; 4. Проверяем сочетания НЧ, НЩ, РЩ, ЛЬЩ на стыке с суффиксом.
Стоит сказать и о логике в заданиях к упражнениям. Они учат ребёнка вчитываться, понимая смысл написанного. Например, выполняя самостоятельно упражнение 249 (2 ч.), ребёнок, для того чтобы прийти к результату, должен составить алгоритм действий.
В учебнике заложены возможности для уровневой дифференциации.
Также в учебнике предполагаются возможности для организации разнообразной деятельности учащихся.
Учебник очень богат в плане иллюстративного материала.
Учитель, работая с данным учебником, может активно использовать не только фронтальные виды работы, но и индивидуальные, и групповые. Работу в группах можно сосредоточить вокруг решения проблемы. Например: на материале параграфа 19 (2.ч.) можно организовать работу в группах вокруг вопроса, в основе которого лежит противоречие между житейскими наблюдениями детей и научными сведениями: «Кукла не дышит, не ест. Почему большинство носителей языка относят это слово к одушевлённым существительным?». Одна группа ищет аргументы в правиле, другая – в тексте упр. 139, третья – в житейских наблюдениях.
В упражнениях «Читаем, говорим, пишем» много возможностей для индивидуальной работы и индивидуальных опережающих заданий. Давая эти задания, педагог может учитывать темперамент, склонности и интересы, право- и левополушарность, ведущий канал восприятия информации. Например, на с. 128 (2ч.) задание: «Представьте себя в роли художника…Какие события и в какой последовательности он должен отразить в рисунках?» может быть дано не всем, а индивидуально, причём детям разного склада. Левополушарные детализируют, а правополушарные (их немного) делают небольшую событийную цепочку. Задача учителя – привести к балансу. Или на с. 150 задание об архитектурных памятниках тоже может носить индивидуальный характер. Требуется подбор материала, личностное отношение к нему.
В учебнике представлен в большом изобилии материал для самостоятельной работы. Выполняя упражнения «Читаем, говорим, пишем», а также задания «Проверь себя», учащиеся могут проверить свои знания, осуществить взаимоконтроль и подготовиться к контрольной работе. Некоторые из этих упражнений могут полностью или частично использоваться как материал для проверки усвоения материала.
Стоит сказать и об организации деятельности по целеполаганию на примере материала учебника. Многие темы в учебнике сформулированы в виде вопроса, что побуждает ребёнка к формулировке целей урока. Например: «Какие бывают предложения по цели высказывания?». Кроме того, изложение материала или его части в начале параграфа может использоваться как средство для формулировки целей урока самими учащимися. Например, на основании прочитанного материала по теме «Прямая речь» (с. 127, 1ч.) учащиеся могут самостоятельно определить, чего нужно достичь на уроке: усвоить термины по теме, структуру предложений с прямой речью, научиться правильно ставить знаки препинания.
Результаты экспериментальной работы
Составлена рабочая программа для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС по формированию универсальных учебных действий (с введением регионального компонента - 30 %).
Разработаны методические рекомендации.
Результатом экспериментальной работы стало распространение опыта и ознакомление педагогов региона с особенностями и преимуществами данного учебника.
Составлен сборник контрольно-измерительных материалов для 5 класса.
Педагоги района ознакомлены с результатами апробации учебника под редакцией Е.Быстровой.
Работая по данному учебнику, ученик по-настоящему становится основным действующим лицом, активным участником обучающего процесса: на каждом уроке он читает, слушает, отвечает на вопросы, рассуждает, сопоставляет и делает выводы, всматривается в рисунок и пытается найти слова, чтобы выразить свои чувства или своё отношение к обсуждаемому предмету. Школьник учится думать и использовать речевое богатство родного языка не только для выполнения учебных заданий, но и для самовыражения, для успешного решения коммуникативных проблем в своей повседневной, в том числе и учебной, речевой практике.
Заключение
Учебник «Русский язык» под редакцией Е.А. Быстровой эффективен для работы по формированию универсальных учебных действий.
Духовно-нравственное воспитание и развитие школьника средствами предмета русский язык – цель преподавания его сегодня. В то же время русский язык – важное средство социализации личности в условиях определенных изменений в системе ценностей, социальных приоритетов.
На достижение этих целей и ориентирована новая линия учебников по русскому языку для средней школы под редакцией академика РАО Е.А.Быстровой. В основу разработки программы учебника положена цель: развитие личности школьника, его интеллектуальных, творческих способностей и формирование духовно-нравственного мира.
Многое в учебнике привлекает: научность, доступность, занимательность, системность в изучении языка, опора на единую теорию, достижения современного языкознания, и что немало важно, закладывает возможность качественной планомерной подготовки к сдаче ЕГЭ.
Как уже говорилось выше, апробируемый учебник отличается системностью и внутренней логикой, обеспечивает преемственность по отношению к начальной школе.
Данный учебник можно использовать в рамках различных педагогических технологий: игровых, технологии проблемного обучения, технологии комплексного анализа текста, элементы модульного обучения, возможна реализация исследовательской и проектной деятельности, использование информационных технологий.
Но есть и проблемы в работе по этому учебнику.
Большой по сравнению с учебником Т.А.Ладыженской объём теоретического материала требует тщательного структурирования на этапе подготовки к уроку, продумывания того, как способствовать усвоению главного.
Учащиеся, привыкшие к традиционной форме изложения, часто задают вопрос: «Что учить?» Орфографические и пунктуационные правила выделены цветом, а остальные требуют не столько заучивания, сколько понимания и умения ориентироваться в объёме. Отказ от заучивания – это то, что пока трудно прививается, трудно понимается родителями и учащимися.
Очень широко представлена тема «Морфология»: добавлен материал 6 класса, а количество часов необоснованно уменьшено (с 6 – 7 до 5 часов в неделю). Учащимся приходится усваивать больший объём материала по сравнению с традиционной программой, что требует, с одной стороны, мобилизации усилий, а с другой – уменьшения количества времени на закрепление материала и повторение пройденного. Объём параграфов иногда занимает 6 – 7 страниц.
Отрицательным моментом при апробации этого учебника является то, что, хоть и заявлен учебно-методический комплекс Е.Н. Быстровой, но ни методического пособия для учителя, ни каких-либо пособий для учащихся нет. Приходится все разрабатывать самому учителю.
Мне представляется возможным после знакомства с учебником 6 класса (хотя бы только визуально) и пересмотра материала за курс начальной школы внести коррективы в свою рабочую программа за 5 класс, чтобы работа по данному учебному комплексу была более эффективной.
Список литературы
Федеральные государственные образовательные стандарты
Программа курса «Русский язык» под редакцией академика РАО Е.А. Быстровой. 5-9 классы / авт.-сост. Л.В. Кибирева. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2010
Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под редакцией Е.А. Быстровой. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010
Информационно – методическое письмо (издательство «Русское слово»)
Список литературы
Федеральные государственные образовательные стандарты
Программа курса «Русский язык» под редакцией академика РАО Е.А. Быстровой. 5-9 классы / авт.-сост. Л.В. Кибирева. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2010
Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под редакцией Е.А. Быстровой. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010
Информационно – методическое письмо (издательство «Русское слово»)