СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ УМК по русскому/литературе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ УМК по русскому/литературе

Просмотр содержимого документа
«Анализ УМК по русскому/литературе»


















Тема: «Анализ УМК по русскому языку / литературе»











Савенко Н.В.,

учитель русского языка

МОУ-ПРОФИЛЬНОЙ школы №4


















УМК используется уже не одно десятилетие. Теоретический и практический материал учебников изложен доступно и просто. В 2012 г. вышел обновленный и переработанный в соответствии с ФГОС основного общего образования учебник.

Учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год. Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.) и федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).

 

Состав УМК:

- рабочие программы;

- учебник;

- рабочая тетрадь;

- поурочные разработки;

- «Скорая помощь по русскому языку». Рабочая тетрадь;

- дидактические материалы;

- диктанты и изложения;

- карточки-задания;

- методические рекомендации

Программа построена с учётом принципов системности, научности и        доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Материал курса распределяется следующим образом:

- в 5 классе изучаются фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и орфография;

- в 6 классе  лексика и фразеология, словообразование, морфология, орфография;

- 7 класс - морфология, орфография. Систематический курс синтаксиса изучается в    

- 8, 9 кл., однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 кл.

Во всех классах предусмотрены уроки развития речи. Материал в программе расположен с учётом возрастных особенностей учащихся.

УМК  постоянно изменяется, дополняется и даёт возможность учителю использовать современные личностно-ориентированные технологии на уроках русского языка.

       Бесспорным преимуществом является то, что теоретические све­дения, практический материал, материалы для развития связной речи собраны в одной книге.

       Ценным считаем и яркое оформление учебника. Хорошими помощниками при изучении орфографии и пунктуации являются опорные конспекты и схемы на форзацах учебников 5-7 классов. На обложке  - названия разделов языкознания  и основных единицы языка. Это позволяет учащимся постоянно видеть определения. а значит и запоминать. « Конспектики» на форзацах несут информацию о графическом выделении орфограммы и о том, на какой странице размещено правило на правописание этой ор­фограммы. Это даёт возможность обучающимся самостоятельно  проверить свои знания по ор­фографии.

     Учебник снабжен рядом словариков: орфографический, орфоэпический, толковый. Вот этого, на наш взгляд, недостаточно. Неплохо бы добавить, как, например, у Разумовской, словарь синонимов, словообразовательный словарик, словарь морфем.

      В учебнике русского языка под редакцией Т.А.Ладыженской есть также ряд памяток, образцы разных видов разбора. Это позволяет организовать самостоятельную работу учащихся.

      На полях в ярких рамочках даются толкование и этимология терминов русского языка. Например, «орфограмма», «транскрипция».

   В ярких рамочках помещены  также слова для орфографического и орфоэпиче­ского словарика.

Теория, подкрепленная наглядными схемами и таблицами, излагается в доступной форме, часто в виде материала для наблюдений или в форме диалога с учащимися, предусмотрена работа по структурированию информации.

  Изучение морфологии  строится по принципу от простого к сложному. В 5 классе мы изучаем имя существительное, имя прилагательное, глагол; в 6 классе повторяем и дополняем новыми сведениями наши ЗУНы. Есть возмож­ность проверить, какой материал дети еще не усвоили, и устранить пробелы.

     Дидактический материал учебника позволяет закрепить теоретический материал.  В основе многих упражнений лежит текст. Тексты в учебнике подобраны с учетом возрастных особенностей, способствуют воспитанию высоко нравственной личности, позволяют реализовать  межпредметные связи.

     Подбор заданий к упражнениям позволяет систематически повторять изученный материал, осуществлять дифференцированный подход. Хотя, на наш взгляд, в учебнике недостаточно упражнений повышенной трудности.

   Особенно хочется остановиться на работе по развитию речи на основе этого УМК.

Всегда возникает вопрос, как стимулировать речевую активность, как вызвать желание высказывать мысли вслух или в письменной форме?

Мотивация обеспечивается за счет ситуативных упражнений. Например, упражнения № 80, 81 (5 класс).

Надо не только переработать текст упражнения № 80, но по заданию упражнения № 81 представить себя участником событий. Значит, переработанный рассказ будет иметь адресный характер и информационную новизну, приобретёт коммуникативную целесообразность.

Многие упражнения носят соревновательный характер. Например, упражнение № 114 «Напишите сочинение для классного альбома, сделайте иллюстрации». Отбирается лучшее. Такие задания даем  детям не только на уроках русского языка, но и во внеклассной деятельности.

     В учебнике много рисунков - это ценная черта. Они помогают создать  речевую ситуацию, а задания носят ситуационный характер. По упражнениям №622,623(5 класс): «Представьте, что вы тот мальчик...» ребёнок пишет рассказ о том, что подобная ситуация произошла в его семье. Такие задания основываются на жизненном материале.

     В УМК представлены задания аналитического и аналитико-речевого характера: новое на основе данного, то есть от анализа образца к самостоятельным высказываниям, создание нового текста на основе данного.

Напоминают авторы учебника о средствах интонационной выразительности — предлагают памятку устных сочинений, различные интонационные схемы.

Необходимы на уроках по развитию речи цветные вклейки с репродукциями картин. Уроки можно проводить в технологии « Образ и мысль» с технологическими приёмами развития критического мышления.

 Удачно, на наш взгляд, дается и материал для уроков по описанию картин: сведения о художнике, иногда история написания картины, тексты упражнений схожей тематики, слова и словосочетания  для отбора  и систематизации  рабочих  материалов, что можно делать коллективно, в парах, индивидуально. 

    В учебниках для 5-7 классов развитие речи органически связано с изучением русского языка: изучаем имя прилагательное - проводим работу над описанием; изучаем глагол - проводим работу над повествованием.

При изучении имени существительного тренируемся в составлении дружеских посланий, писем.

  Материал учебника позволяет знакомить учащихся  с разными видами речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо (задания упражнений: расскажите, выразительно прочитайте, а значит, и послушайте,  спишите).          

Правила речевого этикета включены в упражнения в 5 и 6 классах (например, упр. №70, 5 кл.)

Уделяется внимание культуре устного общения: Обучающимся не только напоминают «вежливые слова», но и предлагают создать речевую ситуацию: не только высказать свою точку зрения, но и убедить слушателей.

В учебнике красивые тексты известных, любимых писателей: Лермонтова, Пушкина, Пришвина, Бунина и других.

 Таким образом, данный УМК  формирует все ключевые компетенции: лингвистическую, языковую, коммуникативную, культуроведческую; дает возможность для реализации таких методических идей как ориентация на личность ученика и формирование универсальных учебных действий.