СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ урока окружающего мира на основе системно-деятельностного подхода. Тема "Как животные приспосабливаются к условиям жизни" 3 класс, УМК "Школа XXI века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ урока окружающего мира на основе системно-деятельностного подхода. 3 класс, УМК "Школа XXI века"

Просмотр содержимого документа
«Анализ урока окружающего мира на основе системно-деятельностного подхода. Тема "Как животные приспосабливаются к условиям жизни" 3 класс, УМК "Школа XXI века"»

Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода

Тема урока: Размножение животных. Как животные приспосабливаются к условиям жизни

Цели урока:

Деятельностная: формирование знаний о различных способах приспособления животных к окружающей среде.

Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи урока:

  1. Сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания.

  2. Формирование навыков смыслового чтения

  3. Развитие критического мышления

  4. Сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

  5. Развитие познавательных учебных действий учащихся при работе с информацией: умение извлекать информацию, представленную в разных источниках знаний (учебник, справочная литература) и в разной форме (словесной, схематической, табличной, условно-знаковой).

  6. Формировать умение обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

  7. Развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление.

  8. Воспитывать целостное восприятие мира; формировать познавательный интерес к природе.


Тип урока: открытия новых знаний


В процессе обучения формирую следующие блоки УУД:

Личностные:

  • выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое;

  • формировать положительную адекватную самооценку;



  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;



  • формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • формировать способность судить о причинах успеха/неуспеха в изучении темы урока


Метапредметные УУД:


Регулятивные:

  • нацеливание на успешную деятельность.

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать правила выполнения учебного задания;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Коммуникативные:

  • формирование умения слушать и слышать;

  • умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками;

  • формулировать коррективные высказывания в рамках учебного диалога;

  • адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению ошибок;

  • адекватно использовать речь для представления результата;

  • формулировка собственного мнения и позиции

Познавательные:

  • формировать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебной деятельности;

  • осуществлять запись информации;

  • осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации об окружающем мире;

  • использовать знакосимволические средства;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • научится основам смыслового восприятия познавательных текстов;

  • проводить анализ с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей

Предметные:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

  • формировать основы экологической культуры: принятие ценности природного мира

  • использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения информации, создание собственных устных и письменных высказываний;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой;

  • приобретать опыт эмоционально окрашенного отношения к миру;

  • систематизировать полученные знания;

  • смогут приобрести целостный взгляд на мир в его органичном разнообразии и единстве


Время самостоятельной работы учащихся занимало основную массу времени – более 50 % времени от урока. На этапе актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии учащиеся работали в парах, выполняли самостоятельную работу по карточкам «Способы размножения животных». На этом этапе формировали: Регулятивные УУД - сверяли результат с эталоном (мультимедийная презентация). Познавательные: устанавливали причинно-следственные связи; осуществляли запись информации; осуществляли анализ объектов с выделением существенных признаков. Коммуникативные: работая в парах, договаривались и приходили к общему мнению, сотрудничали с одноклассниками; выражали свои мысли; осуществляли итоговый и пошаговый контроль по результату

На этом же этапе проведена игра «Родители и их детеныши». (Были задействованы наборы игрушек- взрослые животные и их детеныши. Цель игры – верно подобрать пары). Правильность выполненной работы проверили по эталону.

На этапе выявления места и причины затруднения самостоятельно вывели тему урока – «Как животные приспосабливаются к условиям жизни». Заранее подготовленный ученик рассказал, что обозначает термин «приспособление» - «Способность живых существ приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды», работая в группах, составили кластер «Что нам известно о приспособлении животных к условиям жизни». Затем провели субъективную взаимопроверку результатов деятельности. Выяснили, что в этом вопросе существуют пробелы в знаниях. И это является причиной затруднения в составлении кластера. На этом этапе формировались Регулятивные УУД: учащиеся корректировали выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий. Познавательные: подводили под понятие, выводили следствия; выбирали наиболее эффективный способ решения учебной задачи. Коммуникативные: выражали свои мысли в соответствии с учебной задачей.

На этапе реализации построенного проекта учащиеся под руководством учителя выдвинули гипотезу: все животные приспосабливаются к условиям жизни. Для подтверждения гипотезы работали с учебником «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова, с 107. Учитель поощрял собственную позицию и мнение каждого ученика, обучал корректным формам их выражения. Для более глубокого осмысления учебного материала всеми учащимися, каждый ребенок заполнял индивидуальную маршрутную карту ученика. Попутно с работой в карте дети используют ИНСЕРТ, выявляя уровень имеющихся знаний:

V – мне это знакомо;

- это противоречит моим знаниям;

+ - мне это интересно, я получил(а) новую информацию;

? – мне непонятно, хочу задать вопрос.

Учащиеся осуществляют запись в маршрутной карте ученика, выделяя ключевую мысль каждого абзаца:

1 абзац – все животные приспосабливаются;

2 абзац – впадают в спячку;

3 абзац – делают запасы;

4 абзац – покидают места обитания;

5 абзац – мех и оперение становятся другими;

5 абзац – многие птицы улетают в теплые края;

6 абзац – живут группами;

7 абзац – причины совместного проживания;

Этот удивительный мир – защитная окраска

Формировали: Регулятивные УУД: выдвигали гипотезу, учитывали правила при выполнении учебного задания; осуществляли итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные : осуществляли поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществляли запись(фиксацию) выборочной информации об окружающем мире; использовали знакосимволические средства; строили сообщения в письменной форме; проводили анализ с выделением существенных и несущественных признаков; извлекали необходимую информацию из прочитанного текста; осознанно и произвольно строили речевое высказывание в устной и письменной форме; структурировали знания.

Коммуникативные: формулировали коррективные высказывания в рамках учебного диалога; слушать одноклассников; оформляли свои мысли в устной форме.

На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи учащиеся в группах работали с дополнительной литературой. Были задействованы книги «Животные леса», «De Аgоstini» . Дети находили информацию о способах приспособления животных. Три группы выбрали по одному животному – белку, медведя и клеста. Формировали Регулятивные УУД: систематизировали полученные знания;

выполняли учебные действия и осуществляли контроль по результату; планировали, контролировали и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; выполняли учебное действие в соответствии с заданием. Познавательные: продолжали осваивать смысловое чтение; осуществляли поиск и выделение необходимой информации; структурировали полученное знание; выполняли осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные:  адекватно использовали речь для представления результата; воспринимали предложения товарищей по исправлению допущенных ошибок.

На этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону все учащиеся в парах осуществляли составление тонкого и толстого вопросов на основе изученного материала. Были задействованы все учащиеся. Они осуществляли итоговый и пошаговый взаимоконтроль и самоконтроль по результату

Тонкие:

Кто?

Что?

Когда?

Зачем?

Каким образом?

Толстые:

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Что, если ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

Формировали: Регулятивные УУД: выполняли учебные действия и осуществляли контроль по результату; построили логическую цепь рассуждений. Познавательные:

структурировали знания; подводили под понятие, выводили следствия; устанавливали причинно-следственные связи. Коммуникативные: формулировали собственное мнение и позицию; оформляли свои мысли в устной форме; слушали одноклассников;

формулировали коррективные высказывания в рамках учебного диалога;

На этапе рефлексии учебной деятельности приняли участие в оценке результативности и процессуальной стороне работы класса и отдельных учащихся.

Формировали: Регулятивные УУД: осуществляли итоговый контроль по результату; обсуждали причины своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: строили сообщения в устной и письменной (маршрутная карта ученика) форме; осуществляли синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: формулировали собственное мнение и позицию.

Стиль и тон отношений, задаваемый на уроке, формы работы создали атмосферу сотрудничества, сотворчества, сопереживания, психологического комфорта. Учитель принимал и поощрял позицию каждого ученика. Учитель направлял деятельность всего класса и каждого ученика в отдельности, осуществлял глубокое личностное взаимодействие «Учитель – ученик». При этом время, в течение которого говорил учитель, составило не более 10 минут.

Все учащиеся класса были задействованы в работу на уроке и по окончании урока получили новое знание положительные оценки.

В учебном процессе использованы различные формы работы – фронтальная, в парах, групповая форма работы, задействована динамическая пауза (физминутка), поэтому время, в течение которого двигались учащиеся, значительно превысило 5 минут.

Домашнее задание обсудили в конце урока, рассмотрев иллюстрации птичьих базаров в учебнике. Задание – ответить на вопрос «Как ты думаешь, какое значение для птиц имеет совместная жизнь?»