Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода
Тема урока: Размножение животных. Как животные приспосабливаются к условиям жизни
Цели урока:
Деятельностная: формирование знаний о различных способах приспособления животных к окружающей среде.
Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи урока:
Сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания.
Формирование навыков смыслового чтения
Развитие критического мышления
Сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Развитие познавательных учебных действий учащихся при работе с информацией: умение извлекать информацию, представленную в разных источниках знаний (учебник, справочная литература) и в разной форме (словесной, схематической, табличной, условно-знаковой).
Формировать умение обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление.
Воспитывать целостное восприятие мира; формировать познавательный интерес к природе.
Тип урока: открытия новых знаний
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД:
Личностные:
выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое;
формировать положительную адекватную самооценку;
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность.
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать правила выполнения учебного задания;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Коммуникативные:
формирование умения слушать и слышать;
умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками;
формулировать коррективные высказывания в рамках учебного диалога;
адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению ошибок;
адекватно использовать речь для представления результата;
формулировка собственного мнения и позиции
Познавательные:
проявлять познавательную инициативу в учебной деятельности;
осуществлять запись информации;
осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации об окружающем мире;
использовать знакосимволические средства;
строить сообщения в устной и письменной форме;
научится основам смыслового восприятия познавательных текстов;
проводить анализ с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей
Предметные:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
формировать основы экологической культуры: принятие ценности природного мира
использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения информации, создание собственных устных и письменных высказываний;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой;
приобретать опыт эмоционально окрашенного отношения к миру;
систематизировать полученные знания;
смогут приобрести целостный взгляд на мир в его органичном разнообразии и единстве
Время самостоятельной работы учащихся занимало основную массу времени – более 50 % времени от урока. На этапе актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии учащиеся работали в парах, выполняли самостоятельную работу по карточкам «Способы размножения животных». На этом этапе формировали: Регулятивные УУД - сверяли результат с эталоном (мультимедийная презентация). Познавательные: устанавливали причинно-следственные связи; осуществляли запись информации; осуществляли анализ объектов с выделением существенных признаков. Коммуникативные: работая в парах, договаривались и приходили к общему мнению, сотрудничали с одноклассниками; выражали свои мысли; осуществляли итоговый и пошаговый контроль по результату
На этом же этапе проведена игра «Родители и их детеныши». (Были задействованы наборы игрушек- взрослые животные и их детеныши. Цель игры – верно подобрать пары). Правильность выполненной работы проверили по эталону.
На этапе выявления места и причины затруднения самостоятельно вывели тему урока – «Как животные приспосабливаются к условиям жизни». Заранее подготовленный ученик рассказал, что обозначает термин «приспособление» - «Способность живых существ приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды», работая в группах, составили кластер «Что нам известно о приспособлении животных к условиям жизни». Затем провели субъективную взаимопроверку результатов деятельности. Выяснили, что в этом вопросе существуют пробелы в знаниях. И это является причиной затруднения в составлении кластера. На этом этапе формировались Регулятивные УУД: учащиеся корректировали выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий. Познавательные: подводили под понятие, выводили следствия; выбирали наиболее эффективный способ решения учебной задачи. Коммуникативные: выражали свои мысли в соответствии с учебной задачей.
На этапе реализации построенного проекта учащиеся под руководством учителя выдвинули гипотезу: все животные приспосабливаются к условиям жизни. Для подтверждения гипотезы работали с учебником «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова, с 107. Учитель поощрял собственную позицию и мнение каждого ученика, обучал корректным формам их выражения. Для более глубокого осмысления учебного материала всеми учащимися, каждый ребенок заполнял индивидуальную маршрутную карту ученика. Попутно с работой в карте дети используют ИНСЕРТ, выявляя уровень имеющихся знаний:
V – мне это знакомо;
- это противоречит моим знаниям;
+ - мне это интересно, я получил(а) новую информацию;
? – мне непонятно, хочу задать вопрос.
Учащиеся осуществляют запись в маршрутной карте ученика, выделяя ключевую мысль каждого абзаца:
1 абзац – все животные приспосабливаются;
2 абзац – впадают в спячку;
3 абзац – делают запасы;
4 абзац – покидают места обитания;
5 абзац – мех и оперение становятся другими;
5 абзац – многие птицы улетают в теплые края;
6 абзац – живут группами;
7 абзац – причины совместного проживания;
Этот удивительный мир – защитная окраска
Формировали: Регулятивные УУД: выдвигали гипотезу, учитывали правила при выполнении учебного задания; осуществляли итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные : осуществляли поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществляли запись(фиксацию) выборочной информации об окружающем мире; использовали знакосимволические средства; строили сообщения в письменной форме; проводили анализ с выделением существенных и несущественных признаков; извлекали необходимую информацию из прочитанного текста; осознанно и произвольно строили речевое высказывание в устной и письменной форме; структурировали знания.
Коммуникативные: формулировали коррективные высказывания в рамках учебного диалога; слушать одноклассников; оформляли свои мысли в устной форме.
На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи учащиеся в группах работали с дополнительной литературой. Были задействованы книги «Животные леса», «De Аgоstini» . Дети находили информацию о способах приспособления животных. Три группы выбрали по одному животному – белку, медведя и клеста. Формировали Регулятивные УУД: систематизировали полученные знания;
выполняли учебные действия и осуществляли контроль по результату; планировали, контролировали и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; выполняли учебное действие в соответствии с заданием. Познавательные: продолжали осваивать смысловое чтение; осуществляли поиск и выделение необходимой информации; структурировали полученное знание; выполняли осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: адекватно использовали речь для представления результата; воспринимали предложения товарищей по исправлению допущенных ошибок.
На этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону все учащиеся в парах осуществляли составление тонкого и толстого вопросов на основе изученного материала. Были задействованы все учащиеся. Они осуществляли итоговый и пошаговый взаимоконтроль и самоконтроль по результату
Тонкие:
Кто?
Что?
Когда?
Зачем?
Каким образом?
Толстые:
Дайте три объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему, вы думаете ...?
Почему вы считаете ...?
В чём различие ...?
Предположите, что будет, если ...?
Что, если ...?
Может ...?
Будет ...?
Мог ли ...?
Согласны ли вы ...?
Верно ли ...?
Формировали: Регулятивные УУД: выполняли учебные действия и осуществляли контроль по результату; построили логическую цепь рассуждений. Познавательные:
структурировали знания; подводили под понятие, выводили следствия; устанавливали причинно-следственные связи. Коммуникативные: формулировали собственное мнение и позицию; оформляли свои мысли в устной форме; слушали одноклассников;
формулировали коррективные высказывания в рамках учебного диалога;
На этапе рефлексии учебной деятельности приняли участие в оценке результативности и процессуальной стороне работы класса и отдельных учащихся.
Формировали: Регулятивные УУД: осуществляли итоговый контроль по результату; обсуждали причины своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: строили сообщения в устной и письменной (маршрутная карта ученика) форме; осуществляли синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: формулировали собственное мнение и позицию.
Стиль и тон отношений, задаваемый на уроке, формы работы создали атмосферу сотрудничества, сотворчества, сопереживания, психологического комфорта. Учитель принимал и поощрял позицию каждого ученика. Учитель направлял деятельность всего класса и каждого ученика в отдельности, осуществлял глубокое личностное взаимодействие «Учитель – ученик». При этом время, в течение которого говорил учитель, составило не более 10 минут.
Все учащиеся класса были задействованы в работу на уроке и по окончании урока получили новое знание положительные оценки.
В учебном процессе использованы различные формы работы – фронтальная, в парах, групповая форма работы, задействована динамическая пауза (физминутка), поэтому время, в течение которого двигались учащиеся, значительно превысило 5 минут.
Домашнее задание обсудили в конце урока, рассмотрев иллюстрации птичьих базаров в учебнике. Задание – ответить на вопрос «Как ты думаешь, какое значение для птиц имеет совместная жизнь?»