СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ урока с позиций здоровьесбережения.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

АНАЛИЗ УРОКА С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ. СОБЛЮДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Просмотр содержимого документа
«Анализ урока с позиций здоровьесбережения.»

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения


Одна из форм контролирующей деятельности руководителя обра­зовательного учреждения любого уровня - посещение уроков учите­лей. Большинство позиций, по которым традиционно проводятся про­верки, касаются сугубо педагогических критериев проведения урока. Однако почти каждый из этих критериев имеет связь с проблемой здо­ровья учащихся, а иногда и учителя. Напомним, что состояния, опосредующие эту связь, - утомление и стресс. Учитывая их особую патогенность для растущего организма, можно рассматривать профилак­тику утомления и стресса как одну из наиболее реальных возмож­ностей здоровьесбережения в школе.

Перечислим кратко, на что следует обращать внимание в ходе урока в указанном аспекте.

1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): темпера­тура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, нали­чие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, пись­мо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочине­ние - более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7 - 10 минут. Комментарии здесь аналогичные.

4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудио­визуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.

5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.

6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих ак­тивизации инициативы и творческого самовыражения самих учащих­ся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие мето­ды как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор дей­ствия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, сво­бода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на са­мопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гиги­еническими нормами), умение учителя использовать их как возмож­ности инициирования дискуссии, обсуждения.

8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель ре­ально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровитель­ных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, ми­нутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведе­ния таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений. Нор­ма: на 15 - 20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослежива­ние этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жиз­ни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уро­ке: между учителем и учениками (комфорт - напряжение, сотрудни­чество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет воз­растных особенностей: достаточный - недостаточный); между уче­никами (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждеб­ность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).

13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмо­ристическая или поучительная картинка, поговорка, известное выска­зывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музы­кальная минутка и т.п.

В конце урока обратите внимание на следующее.

14. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школь­никами на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75-80%.

15.Момент наступления утомления учащихся и снижения их учеб­ной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в на­чальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.

16. Темп окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы уча­щихся, быстрое, практически без комментариев записывание домаш­него задания;

- спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность за­дать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом зада­ние, учитель и учащиеся прощаются.

- задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).

И не забывайте о собственном здоровье!