Анализ урока
В практике можно выделить три основных типа анализа урока:
Полный (комплексный) анализ предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов, форм организации всех аспектов урока – содержательного, дидактического, воспитательного, методического, организационного.
Аспектный анализ предполагает более глубокое рассмотрение одной стороны урока, применяется в тех же целях, что и полный анализ, и именуется дидактическим, психологическим, воспитательным, методическим, организационным анализом.
Краткий анализ урока проводится с целью общей оценки его научно-теоретического и методического уровня. Он отражает только основные дидактические категории (достигнуты ли основные цели урока, решены ли познавательные задачи, выполнен ли план урока и др.) Вопросы, взятые для анализа, зависят прежде всего от цели и темы внутришкольного контроля, а также от индивидуальных особенностей учителя.
Типичные нарушения при анализе урока.
1. Расхождение между схемой анализа урока и критериями оценки его эффективности (иногда анализируются одни параметры, а эффективность оценивается совсем по другим).
2. Несовпадение требований к уроку и схемы анализа.
3. Схемы анализа урока расходятся между собой как по количеству основных разделов, так и по содержанию заключенных в них требований.
4. В схемах анализа урока отсутствуют такие вопросы как выработка у учащихся навыков самообразования, закрепление учебного материала, связь нового с изученным раннее материалом, психологический климат на уроке, санитарно-гигиенический режим.
5. Отсутствие воспитательного аспекта в схеме анализа.