Анализ воспитательной работы в 9 классе
за 2017-2018 учебный год
Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.
Воспитательная работа в 9 классе ведется в соответствии с разработанной программой воспитания учащихся класса. Цель программы - создание условий, благоприятствующих формированию высокодуховной и физически здоровой личности, способной к творческому созиданию и способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, красоты, истины.
Программа рассчитана на 5 лет (2013-2018 годы) и состоит из пяти ступеней. В этом учебном году воспитательная работа была направлена на реализацию пятой ступени, девиз которой «Сам строю свою судьбу!».
Задачи пятой ступени:
формирование и развитие Человека – гражданина, способного ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях;
проявление своих способностей и возможностей, реализация личностного потенциала;
приобретение обучающимися позитивного социального опыта;
участие обучающихся в решении проблем образовательного учреждения, местного социума;
способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права;
В соответствии с поставленными задачами был разработан перспективный план воспитательной работы на 2017-2018 учебный год, который включал в себя все содержательные линии программы воспитания класса, программы воспитания и социализации школы и корректировался в течение учебного года в связи с общими воспитательными задачами школы.
Основными формами воспитательной деятельности в классе стали классные часы, беседы, занятия – практикумы, круглые столы, дебаты и др.
Основными видами деятельности – познавательная, творческая, спортивная, коммуникативная, досуг.
Традиции, сформировавшиеся в классном коллективе:
*каждому – поручение;
*проверка дневников;
*классные часы;
*дежурство по классу и по школе;
*генеральная уборка раз в четверть;
*совместная деятельность родителей, детей и классного руководителя во всех делах класса.
За прошедший год было проведено 26 тематических классных часов по плану воспитательной работы. Классные часы носили различную тематику и большей частью были направлены на развитие личности ребенка в области профориентации.
Кроме того, по отдельно разработанным годовым планам в этом учебном году особенно активно проводились беседы по основам безопасности жизнедеятельности детей (правила дорожного движения, антитеррор, пожарная безопасность, электробезопасность, безопасность на ЖД, КГЛ и другие).
Наиболее запомнившимися и интересными для учащихся класса стали:
- деловая профориентационная игра «Лабиринты выбора» (совместно с 10 классом) в рамках Областного Дня Профессий, где ребята попытались разобраться в выборе будущей профессии, узнать востребованные на сегодня специальности в различных игровых формах.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/24/s_5c21321812805/1036099_2.jpeg)
- экскурсия в администрацию Пролетарского сельского поселения в рамках Всероссийского урока Занятости, где специалисты Администрации ознакомили ребят с особенностями профессий экономической направленности и управленческой деятельностью.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/24/s_5c21321812805/1036099_4.jpeg)
- встречи с представителями различных СУЗов и ВУЗов, где ребята смогли задать интересующие их вопросы и в познавательной беседе узнать о многих специальностях учебных заведений, особенностях поступления и обучения.
Яркими и запоминающимися конкурсными событиями в жизни класса стала победа Сулименко Я. в районном конкурсе социальной рекламы «Чистые руки». Диплом за 2 место и памятный подарок вручил на официальной церемонии награждения глава администрации Ольшенко Н.А.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/24/s_5c21321812805/1036099_5.jpeg)
И выступление команды девочек на районном конкурсе баннеров «Я в рабочие пойду», где они в форме агитбригады представили одну из редких профессий «Стюардесса». За яркое выступление и редко представляемую профессию были награждены Благодарственным письмом.
Поставленные перед классным коллективом в 2017-2018 учебном году задачи, я считаю выполненными.
Анализ развития учащихся класса
Учащиеся класса обладают интеллектуальным потенциалом. По итогам учебного года 5 обучающихся окончили учебный год на «хорошо» (Бойцова В., Кузьмиченко И., Карасев А., Завялов Н., Озорнина Е.) Неуспевающих и неаттестованных нет. Процент качества знаний 42%, УО -100% (на 9% выше, чем в прошлом учебном году).
В этом году изменилась мотивационно - потребностная сфера школьников. Произошла смена мотивов обучения, проявилось желание участвовать не только в урочной, но и внеклассной и внеурочной деятельности.
Познавательная способность учащихся развита по-разному. Высокой степенью познавательной активности и творческим потенциалом обладают 8 учащихся класса. Они способны к самостоятельной работе, постоянно принимают участие в предметных олимпиадах, различных конкурсах. Разносторонне развиты. 4 учащихся слабо владеют способами запоминания учебного материала, замедленный темп мыслительной деятельности не позволяет им успевать за ходом учебного процесса. Это связано, прежде всего, со здоровьем и рассеянным типом внимания. У двоих проблемы с учебой из –за дисциплины и несерьезного отношения к учебе (возможен слабый контроль со стороны родителей).
Следует отметить, что у учащихся класса уже формируется потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Ребята пытаются анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. На критику со стороны относятся более или менее адекватно в сравнение с прошлым годом, реагируя и принимая советы и замечания окружающих. Считаю необходимым на следующий учебный год продолжить работу в этом направлении. В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: уровень воспитанности: 18% - высокий, 60% - средний, 18% - низкий, культура общения в кругу одноклассников и со взрослыми, правовая культура. Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений влиять на социум. В итоге начинает развиваться культура жизненного самоопределения.
Учащиеся класса были вовлечены в подготовку и организацию общешкольных, общехуторских мероприятий, праздников, спортивных соревнований и приняли активное участие. Дети участвовали также в спортивных мероприятиях различного уровня и предметных неделях, за что многие получили почетные грамоты и благодарственные письма от администрации школы и различных конкурсных организаций города и области. За этот учебный год заслужили поощрение и были награждены почетными грамотами Карасев А., Сулименко Я., Кузьмиченко И., Карасев Д., Завялов Н., Ткач А., Шепелев В., Маслова А.,Озорнина Е., Бойцова В.
В классе нет учащиеся из «группы риска», но есть учащиеся, которых условно можно отнести к этой группе: Т….. А., Ш….. В. Эти учащиеся гиперактивны, не всегда могут контролировать себя, легко поддаются воздействию со стороны, склонны при определённых обстоятельствах нарушить моральные запреты и совершить плохие поступки, не обеспечены должным родительским вниманием и контролем, легко подвергаются чужому влиянию, особенно со стороны старших подростков или друзей.
В течение учебного года велась работа с этими детьми, проводились беседы с этими учениками, их родителями. Установлен контроль за их деятельностью и кругом общения на Совете профилактики школы.
Учащиеся класса на учете в инспекции по делам несовершеннолетних Красносулинского района не состоят. Правонарушений, совершенных ими, не зарегистрировано. Несчастные случаи отсутствуют.
Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
В 9 классе обучалось 12 учащихся: 6 девочек и 6 мальчиков. В течение года состав не изменялся.
В основном все дети входят во вторую группу здоровья. По состоянию здоровья во внимательном к себе отношении нуждаются Б…В., З….. Н.К…… И. В классе много детей с хроническими заболеваниями, однако они не обеспечены на уроках физкультуры щадящим режимом требований. В связи с травмой глаза временно был освобожден З…… Н. и в связи с операцией сустава ноги – К…… И.
Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей, т.е. референтного окружения учащихся класса. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.
Интересы учащихся в классе различны. Ведущий вид деятельности – творческий и спортивный. В этом учебном году все учащиеся класса, кроме О…….. Е. (в х. Малая Гнилуша нет учреждений ДО) посещали занятия по интересам в учреждениях дополнительного образования (в основном, МБУ ДО РЦВР): «Шахматы», «Хореография», «Техническое творчество», «Вокальный», «ДПИ» и др., представляя свои результаты на различных сельских и районных мероприятиях.
Анализ развития коллектива класса.
Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. В начале года отмечались вспышки агрессии среди учащихся, непонимание, неприятие отдельных учеников класса, выделение аутсайдеров. Затем дети стали более терпимы друг к другу, начали помогать и общаться всем классом. К концу года в классе наладились дружеские отношения практически среди всех учеников. Таким образом, на конец учебного года в классном коллективе не наблюдалось агрессии, неприязни и отторжения. Класс функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными. Это доказывают и результаты психологических исследований педагога- психолога школы Дорошевой Ю.В. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно повысился. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали различные социально – значимые поручения и дела.
В начале учебного года мне приходилось возглавлять работу, раздавая задания и поручения. Постепенно дети стали сами координировать свои действия: дежурство по школе и столовой, репетиции мероприятий, уборка школьной территории и т.д. Но в этом направлении необходимо продолжить работу в следующем учебном году.
Дисциплина на уроках в основном удовлетворительная. Учащиеся старались соблюдать правила поведения в школе: на переменах, уроках, в столовой. Пропуски без уважительных причин за это учебный год отсутствуют. Учащиеся постепенно вступают в болезненную фазу подросткового периода со всеми вытекающими последствиями, поэтому болезненно относятся к необъективным замечаниям, обидам, быстро обижаются. С целью объяснения данных изменений в физиологии и психике подростков и с учащимися, и с родителями были проведены тематические индивидуальные беседы и консультации.
Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса.
За этот учебный год было проведено 4 классных родительских собрания по плану и 4 собрания по подготовке к государственной итоговой аттестации. Родительские собрания проходили один раз в четверть. Родители занимают активную позицию в жизни и обучении своих детей. Посещаемость родителей в этом году снизилась, но к концу учебного года достигла 99%. Основной причиной (по словам родителей) является полная занятость родителей в течение дня. Родители Б……… В.. присутствовали на собрании только один раз за последние пять лет. На собраниях, помимо общепедагогических вопросов, обсуждались частные: режим дня, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, причины пропусков уроков, школьное питание и подвоз детей к месту обучения и обратно, безопасность жизнедеятельности детей, ПДД и др. Помимо родительских собраний было проведено 3 анкетирования родителей по различным вопросам воспитания с целью выявления трудностей в воспитании детей и планирования дальнейшей воспитательной работы.
Питание в этом учебном году было организовано в течение всего учебного года: 2 человека за счет бюджетных средств, 4 человека – за счет родительских средств.
В классе выбран и активно работает родительский комитет.
6. Анализ организации работы с учителями – предметниками.
В течение учебного года проводились беседы с учителями – предметниками по вопросам успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках, выполнении учащимися устных и письменных домашних заданий, подготовки к выпускным экзаменам. С этой же целью посещались уроки, анализировались контрольные работы учащихся.
Выводы.
Таким образом, анализ воспитательной работы показал, что в целом выбрано правильное направление воспитательного процесса, ребята показывают хорошие результаты, как в учебной, так и во внеучебной деятельности, коллектив сложился.
Но необходимо:
-продолжить работу с родителями, добиваться стопроцентного посещения родителями родительских собраний;
- посещать уроки по тем дисциплинам, которые только появились в расписании, разнообразить формы работы с учителями – предметниками;
- вести строгий учёт пропусков учащимися учебных занятий. По каждому пропуску беседовать с родителями.
- развивать нравственную самооценку учащихся.
Классный руководитель Половинкина С.А.