Анализ воспитательной работы в 6 классе
за 2015-2016 учебный год
Учебно-воспитательный процесс в 2015-2016 учебном году в 6классе осуществлялся в соответствии с планом работы ЦДТ и школы.
Реализация программы была направлена на решение следующих задач:
-развитие мотивации к учебной деятельности;
-осуществление психолого-педагогического диагностирования с целью выявления основных направлений и форм работы воспитательной деятельности в классе;
-организация творческой деятельности учащихся, способствующей самопознанию и саморегуляции в учебной и внеклассной деятельности, сплоченности классного коллектива;
-развитие сотрудничества с родителями учащихся посредством включения их в организационный и воспитательный процесс в классе.
Успешной реализации поставленных задач способствовало регулярное анкетирование, позволившее выбирать наиболее эффективные формы и методы воспитательной работы с учащимися, которые давали возможность вовлекать во внеклассные мероприятия всех детей с учетом их индивидуальных особенностей, интересов и социальной адаптированности
Так тест «Выявление особенностей темперамента» показал следующие результаты (показан наивысший результат):
№ п/п | Вопрос | Число учеников | Процент |
1. | За новое дело я принимаюсь: спокойно обдумав весь процесс работы | 10 | 53 |
2. | В незнакомом для меня месте я чувствую себя: свободно, на равноправных началах общаюсь с людьми | 12 | 63 |
3. | Из-за неудач в работе или учебе: огорчаюсь, но стараюсь быстро найти и устранить причину неудачи | 11 | 58 |
4. | Моя речь: медленная, разборчивая, уверенная | 12 | 63 |
5. | Начиная новое дело, я: берусь за него, тщательно все обдумав, и постепенно довожу его до конца | 9 | 47 |
6. | Я предпочитаю читать сказки, в которых герои подвергаются испытаниям на верность дружбе, любви | 14 | 74 |
«Анкета по выявлению интересов у учащихся»
№ п/п | Вопрос | Ответ | Число учеников |
1. | В начальной школе я лучше всего успевал по предметам: | Чтение Математика Русский язык | 15 10 9 |
2. | При переходе в среднюю школу у меня возникли трудности с предметами: | Математика Русский язык | 13 10 |
3. | Особенно мне нравится заниматься в кружках: | Спортивный Музыкальный Не посещаю | 10 13 2 |
Метод неоконченных предложений о том, что для детей является важным:
получать хорошие оценки – 35 %
- чтобы класс был хорошим – 10 %
- чтобы дружили – 25 %
- чтобы все учились – 10 %
- чтобы не ругали – 20 %
Воспитательный процесс в 6 классе в прошедшем учебном году реализовывался в совместной социально-педагогической деятельности всех социальных субъектов - участников воспитания (урочная деятельность, внеурочная деятельность, внешкольная деятельность, семейное воспитание) и осуществлялся по следующим направлениям:
Гражданско-патриотическое воспитание;
Нравственное и духовное воспитание;
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
Интеллектуальное воспитание;
Здоровьесберегающее воспитание;
Социокультурное и медиакультурное воспитание;
Культуротворческое и эстетическое воспитание;
Правовое воспитание и культура безопасности;
Воспитание семейных ценностей;
Формирование коммуникативной культуры;
Экологическое воспитание.
Работа по данным направлениям велась в тесной взаимосвязи направлений, задач, видов и форм воспитательной деятельности.
Наиболее эффективными формами работы были следующие:
№ | Название направления | Название мероприятия | Форма проведения |
1 | Гражданско-патриотическое воспитание | «Символы России» «Путешествие по городу прав» «Памятные места славных героических побед» | классный. час с элементами викторины познавательная игра виртуальная экскурсия |
2 | Нравственное и духовное воспитание | Путешествие по городу Этика «Мои хочу и мои могу» «Мир детства» «Спеши делать добро» «Я себя контролирую» | Заочное путешествие дискуссия проект акция тренинг |
3 | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | «Наши зеленые друзья» «Труд наших родных» «Моя комната» | Трудовая акция Презентация Урок-коллаж |
4 | Интеллектуальное воспитание | «Самый умный» «Люби книгу» «Игры и забавы моих сверстников» | конкурс устный журнал проект |
5 | Здоровьесберегающее воспитание | «Полезная пища- здоровая пища» «Здоров будешь – все добудешь» «В стране дорожных знаков» | Конкурс-выставка Викторина-игра Урок-путешествие |
6 | Социокультурное и медиакультурное воспитание | «Что такое толерантность?» «Обычаи народов мира | Устный журнал Игра-путешестви |
7 | Культуротворческое и эстетическое воспитание | «Весна идет!» «Русские посиделки» | Литературно-музыкальная композиция Час творчества |
8 | Правовое воспитание и культура безопасности | «Кто такой правонарушитель» «Законы жизни нашего коллектива» | лекторий час общения |
9 | Воспитание семейных ценностей | «Моя милая мама» «Традиции нашей семьи». | Литературно-музыкальная композиция презентация |
10 | Формирование коммуникативной культуры | «Мои осенние каникулы Конкурс чтецов «Зимушка-зима» | Конкурс на лучший рассказ Конкурс чтецов |
11 | Экологическое воспитание | «Знаешь ли ты животных» Путешествие по заповедникам Оренбуржья | Брейн-ринг Заочное путешествие |
В течение учебного года велась целенаправленная работа по развитию и сплочению классного коллектива. Уровень развития коллектива пред ставлен в следующей таблице:
Признаки коллектива | Уровень развития коллектива, отметка. |
| Допустимый | Критический | Недопустимый |
Движение к общезначимой цели | Большинство + | Меньшинство | Есть сопротивление поставленной цели |
Самоуправление | Передаётся часть функций + | Только при участии взрослых | Только по принуждении |
Дисциплина | У большинства + | У меньшинства | Дисциплину держит только старший |
Общественное мнение | Большинство в результате разъяснения + | меньшинство | Полное безразличие |
Согласованность в работе | Нужно руководство классного руководителя | Конфликтность + | Согласованность в отрицательных поступках |
Соотношение руководства и подчинения | Большинство | Лишь те, кого постоянно выбирают в руководители + | Часть учащихся не умеют подчиняться |
Дружба в коллективе | Доброжелательность в коллективе | Есть эпизодические конфликты + | Есть отверженные в коллективе |
Общение в свободное время | Свободное групповое общение + | Ограниченные групповые привязанности | Конфликтность между группами |
Планомерно в течение года велась работа с активом класса, который был избран так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной комитет. Внутри комитетов сменность поручений происходила 1 раз в четверть – это дало возможность учащимся попробовать себя в различных видах деятельности с разной степенью ответственности за конечный результат, быть ведущим и ведомым, организатором и исполнителем. В конце каждой четверти председатели комитетов отчитывались о проделанной работе, класс давал оценку их деятельности. Это все способствовало сплочению классного коллектива.
В воспитании и развитии учащихся в прошедшем учебном году опора делалась и на помощь родителей. Все запланированные родительские собрания проведены, посещаемость родителями собраний имеет не особо высокий уровень (62%). Родительский комитет работал в тесном контакте с классным руководителем, принимал участие в организации классных и внеклассных мероприятий (поздравления детей, организация экскурсий.). Были эффективны такие формы работы, как родительский лекторий, совместное заседание родительского комитета и актива класса, презентация «Моя семья», совместные собрания родителей и детей, праздники-поздравления. В новом учебном году необходимо продолжить подобное сотрудничество с родителями, добиваясь стопроцентного посещения родительских собраний, а также пытаться шире привлекать родителей и к непосредственному участию в общешкольных мероприятиях.
Исходя из целей и задач прошедшего года можно сделать вывод о хорошей социальной адаптированности учащихся. У абсолютного большинства ребят благоприятная обстановка в семье, хорошие отношения с одноклассниками, с учителями и классным руководителем. Следовательно, процесс социальной адаптации благополучно завершен. Абсолютное большинство характеризуется школьной зрелостью.
В итоге, учебный год окончили со 100 % успеваемостью и 50% качеством . Из 26 обучающихся 13 учеников – окончили курс 6 класса на «4» и «5». Это гордость нашего класса:
1.Бадьякова Гульмира
2.Бауланов Ержан
3.Мокляк Валентина
4.Малгильдиев Ерлан
5.Мухаметжанов Альберт
6.Рубе Маргарита
7.Сайгин Сергей
8.Светачева Надежда
9.Светачева Полина
10.Синельникова Маргарита
11.Филиппова Виктория
12.Чагиров Дамир
13.Ягофаров Альберт
Класс очень активный, к концу учебного года сплотились в единый коллектив . И в течении всего года принимали активное участие во всех внеклассных и школьных мероприятиях Доказательством тому являются Грамоты и дипломы за 1места:
-Конкурс «ЮИД»
-Осенний бал (Мистер и Мисс Осень)
-Новогодний бал-маскарад
-Смотр строя и песни
-Конкурс «А,ну-ка, мальчики»
-Конкурс «А,ну-ка, девочки»
-Викторина «Знаешь ли ты птиц?»
При положительном отношении к школе мотивация учения присутствует у 50 % учащихся, а у остальных 50 % - преобладает внешняя мотивация.
Удачи в работе:
- создание условий для успешной адаптации пятиклассников;
- формирование и деятельность актива класса;
- многообразие форм работы;
- тесный контакт с родительским комитетом;
- развитие познавательных интересов учащихся.
Однако некоторые моменты остались отработаны не до конца, часть негативных сторон в воспитательной работе проявилась в ходе изучения класса, а также в связи с возрастными особенностями детей.
Таким образом, следует обратить внимание на:
2. Проблемы:
- в классе много детей, не проявляющих инициативу ;
- с середины учебного года чувствуется перегрузка учащихся, что
основано на неумении учиться, отсутствии навыка рационального распределения своего времени.
В 2016-2017 учебном году следует продолжить работу по формированию познавательных интересов к различным областям знаний, формированию потребностей к достижению успехов и самоутверждению в различных сферах деятельности, формированию навыков культуры цивилизованного общения и норм социального поведения.
В связи с вышеизложенным в 2016-2017 учебном году следует уделить внимание решению таких задач:
-формирование нравственной и гражданской позиции учащихся;
-создание условий для самоутверждения каждого учащегося с учетом его возможностей, интересов, увлечений;
-создание условий для активного и полезного труда учащихся;
-формирование культуры взаимодействия в коллективе;
-создание условий для активной творческой интеллектуально полезной деятельности;
-укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.