«Анализ заданий ОГЭ по английскому языку»
Анисимова Татьяна Акиловна
средняя общеобразовательная школа №323 Невского района
Санкт-Петербурга
Учитель английского языка
Актуальность
Поскольку главной целью иноязычного образования в основной школе в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции учащихся т.е. способности и готовности общаться на иностранном языке в пределах, определенных нормативным документом, в экзаменационной работе предусмотрено две части: письменная и устная.
Задания письменной части позволяют оценить иноязычные коммуникативные умения выпускников основной школы в аудировании, чтении, письменной речи и языковые навыки; задания устной части – иноязычные коммуникативные умения в говорении (в монологической и диалогической речи).
В совокупности результаты выполнения двух частей экзаменационной работы позволяют сделать вывод о соответствии уровня иноязычной подготовки учащихся, достигнутого к концу обучения в основной школе, уровню, который определен требованиями образовательного стандарта основного общего образования по иностранному языку. Данный уровень гарантирует возможность продолжения обучения учащихся в старшей (полной) школе, учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Структура экзамена в формате ГИА по английскому языку
Письменная часть экзамена
Письменная часть делится на четыре раздела: «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика», «Письмо». На выполнение письменной части экзамена отводится 120 минут.
Раздел 1. Аудирование
Данный раздел включает три части (8 заданий). Время на выполнение – 30 минут. Максимальный балл -15.
Задание №1. Цель выполнения данного задания - определение места, в котором данный диалог может иметь место: кинотеатр, парк, отель, больница и т.п.
Задание №2. В ходе выполнения данного задания экзаменуемому необходимо установить соответствия между пятью монологическими высказываниями и утверждениями, передающими основную мысль прослушанных текстов.
В обоих заданиях были предусмотрены дистракторы (неверное место действия; ложное утверждение);
Задания №3-8. Данные задания нацелены на понимание деталей и конкретной информации в монологе/диалоге. В этих заданиях даны три варианта ответа на вопрос. Экзаменуемый должен выбрать тот вариант, который соответствует услышанному. Задания с множественным выбором позволяют оценить умение учащихся услышать и понять запрашиваемую информацию в звучащем тексте. Прослушав разговор двух собеседников (друзей, одноклассников), необходимо выбрать окончание предложения/или ответ на вопрос из трех предложенных вариантов. Содержание текстов для аудирования, соответствует предметному содержанию речи, которое определено ФГОС основного общего образования по иностранному языку. Языковая сложность аудитивных текстов соответствует заявленному уровню сложности экзаменационной работы (А2 по общеевропейской шкале). Длительность звучания одного текста для аудирования – 1-2 мин (в зависимости от задания). В аудиозаписи все тексты звучат дважды. Все паузы, необходимые для выполнения и проверки аудиотивных заданий, также включены в аудиозапись. Тексты для аудирования звучат в исполнении носителей языка.
Методические рекомендации по подготовке учащихся к выполнению заданий ОГЭ:
Раздел «Аудирование»:
- Следует развивать умения учащихся выделять при прослушивании ключевые слова в заданиях и подбирать соответствующие синонимы.
- При выполнении заданий на понимание основного содержания следует вырабатывать у учащихся умение понимать в тексте ключевые слова, необходимые для его понимания, и не обращать внимание на слова, от которых не зависит понимание основного содержания. При этом следует помнить, что в аудиотексте основная мысль, как правило, выражена словами, синонимичными тем, которые использованы в тестовом вопросе.
- Если от учащихся требуется извлечь запрашиваемую информацию, следует научить их концентрировать внимание только на этой информации, отсеивая информацию второстепенную.
- Следует обращать внимание учащихся на то, что выбор ответа в заданиях на полное понимание прослушанного должен быть основан только на той информации, которая звучит в тексте, а не на том, что они думают или знают по предложенному вопросу.
- Рекомендуется уделять особое внимание формированию умения правильно переносить ответы в бланк ответов, руководствуясь инструкцией и образцом написания букв и цифр.
Раздел 2. Чтение
Данный раздел включает две части.
Задание №9 представляет собой семь небольших текстов и восемь заголовков. Экзаменуемому необходимо сопоставить каждый текст с соответствующим заголовком, который наилучшим образом отражает основную мысль текста. 1 заголовок – лишний.
Задания №10-17 направлены на понимание текста повествовательного характера. После текста представлены 8 утверждений. Экзаменуемому необходимо установить является ли утверждение верным (True), ложным (False) или в тексте об этом ничего не сказано (Not stated). Тематическое содержание текстов для чтения определяется предметным содержанием речи, представленном в стандарте основного общего образования по иностранным языкам и примерных программах по иностранным языкам. В вариантах работы в разделе 2 (задания по чтению) ученикам предлагаются прагматические, научно–популярные и публицистические тексты. Объем текстов для чтения составляет 220-600 слов в зависимости от типа проверяемых коммуникативных умений в чтении. Языковая сложность текстов для чтения соответствует заявленному уровню сложности экзаменационной работы (А2 по общеевропейской шкале).
Максимальный балл -15.
Рекомендуемое время на выполнение данного раздела ОГЭ – 30 минут.
Методические рекомендации по подготовке учащихся к выполнению заданий ОГЭ:
Раздел «Чтение»:
- Для овладения определенной стратегией чтения и контроля определенного блока умений целесообразно использовать определенные типы и жанры аутентичных текстов, как это делается в контрольных измерительных материалах ОГЭ:
- Необходимо развивать языковую догадку учащихся.
- Следует приучать учащихся не стремиться понять каждое слово в тексте.
- Следует учить учащихся находить ключевые слова в тексте, необходимые для понимания основного содержания, и обращать их внимание на то, что даже если они не точно знают значение слов, от которых не зависит понимание основного содержания, это не повлияет на результат выполнения задания.
- Если по заданию требуется понять тему или основную идею микротекста, учащийся должен быть приучен внимательней читать первое и последнее предложения, где обычно заключена тема или идея.
Раздел 3. Грамматика и лексика
Данный раздел состоит из 9 заданий направленных на формирование правильной грамматической формы слова и 6 заданий на лексическую трансформацию слов.
Задание 18-26 в заданиях участникам экзамена предлагалось прочитать и восстановить текст, употребив напечатанные в конце строк слова в нужной грамматической форме;
Задания 27-32 в заданиях на словообразование было также предусмотрено восстановление текста путем преобразования с помощью суффикса или приставки напечатанных в конце строк слов.
Для проверки языковых навыков выпускников в заданиях уровня 2 использованы следующие элементы содержания: наиболее употребительные формы глаголов действительного залога: Past Continuous, Past Perfect; условные предложения реального(Conditional I) и нереального (Conditional II) характера; предложения с конструкцией“I wish”; личные местоимения в объектном падеже и в абсолютной форме;
Максимальное количество баллов за выполнение данного раздела -15 (1 балл за каждый правильный ответ).
Рекомендуемое время на выполнение данного раздела ОГЭ – 30 минут.
Методические рекомендации Раздел «Лексика и грамматика»:
- Для ознакомления и тренировки в употреблении видовременных форм глагола использовать связные тексты, которые помогают понять характер обозначенных в нем действий и время, к которому эти действия относятся.
- При обучении временам глагола обращать больше внимания на те случаи употребления времен, когда в предложении не употреблено наречие времени, а использование соответствующей видовременной формы глагола обусловлено контекстом.
- Использовать при обучении достаточное количество тренировочных заданий, в которых сопоставляются разные возможные формы вспомогательного глагола и при выполнении которых учащиеся в нужной мере закрепляют навык употребления подходящей формы глагола в зависимости от подлежащего в предложении.
- Особое внимание уделять формам глагола to be и to have как вспомогательным глаголам. - При обучении словообразованию английского языка уделять особое вниманию использованию суффиксов –ic, -ful, -ly, , -able, -ion, -tion, -al, -er, - ity, -ive,
Использовать для отработки грамматических навыков задания, в которых употребление соответствующей видовременной формы глагола осуществляется с учетом правила согласования времен.
- При обучении грамматическим формам требовать от учащихся правильного написания слов, т. к. неправильное написание лексических единиц в разделе «Грамматика и лексика» приводит к тому, что тестируемый получает за тестовый вопрос 0.
- При обучении лексике уделять внимание вопросам сочетаемости лексических единиц.
- Показывать, как грамматическая конструкция влияет на выбор лексической единицы, учить видеть связь между лексикой и грамматикой.
Раздел 4. Письменная речь
Данный раздел представлен одним заданием, в котором экзаменуемому необходимо написать письмо личного характера в ответ на предоставленное письмо «друга».
Данное задание оценивается по следующим критериям:
- решение коммуникативной задачи (полные ответы на заданные вопросы, правильность используемого обращения, завершающей фразы, подпись, благодарность, упоминание о предыдущих контактах, выражение надежда на письмо-ответ);
- организация текста (логика построения текста, разделение на абзацы, правильное использование языковых и логических средств связи, соответствие письма нормам письменного этикета);
- лексико-грамматическое оформление текста (правильное использование разнообразной лексики и грамматических конструкций (допускается не более двух языковых ошибок));
- орфография и пунктуация (отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (допускается не более двух ошибок)).
Методические рекомендации
- Формировать у учащихся умение писать различные виды письменных продуктов с учетом специфики коммуникативной задачи определенного типа и вытекающие из этой коммуникативной задачи особенности каждого вида, в частности, стиль (официальный, неофициальный).
- Совершенствовать умение учащихся планировать, анализировать и редактировать свое письменное высказывание.
- Формировать умение делить текст на абзацы, которые отражают логическую и содержательную структуру текста, использовать средствам логической связи текста, как внутри предложений, так и между предложениями.
Письмо должно содержать от 100 до 120 слов. Рекомендуемое время на выполнение данного раздела ОГЭ – 30 минут. Максимальный балл -10.
Раздел 5. Говорение
Устная часть представлена тремя типами заданий на говорение (speaking):
Задание №1. Чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера.
Экзаменуемому даётся 1,5 минуты на чтение текста про себя, затем необходимо прочитать текст вслух за 2 минуты. Максимальное количество баллов за это задание – 2.
Задание оценивается по следующим критериям:
- речь воспринимается легко и понятно;
- отсутствуют необоснованные паузы;
- допускается не более пяти фонетических ошибок, в том числе одна-две ошибки, искажающие смысл.
Задание №2. Участие в условном диалоге-расспросе (ответы на заданные вопросы).
В ходе этого задания экзаменуемый должен ответить на 6 услышанных в аудиозаписи вопросов по определённой тематике (спорт, школа, здоровый образ жизни и т.д.). Вопросы задаются в формате телефонного опроса общественного мнения. Ответ на каждый вопрос не должен занимать больше 40 секунд. Каждый ответ оценивается в 1 бал при условии, что:
- ответ дан;
- ответ не является одним словом или словосочетанием;
- содержание ответа соответствует задаваемому вопросу;
- в ответе отсутствуют ошибки, затрудняющие его понимание.
Максимальное количество баллов за это задание - 6.
Задание №3. Тематическое монологическое высказывание с вербальной опорой в тексте задания.
На подготовку к выполнению данного задания даётся 1.5 минуты. Монолог должен длиться не более 2 минут (10-12 фраз). Максимальный бал за выполнение данного задания - 7.
В данном задании экзаменуемому необходимо дать монологическое высказывания на определённую тему, учитывая критерии, представленные в задании.
Данный тип задания оценивается по следующим критериям:
- решение коммуникативной задачи (предоставлено развёрнутое высказывание, полностью раскрывающее заданную тему и точно раскрывающее три аспекта, указанных в задании);
- организация высказывания (высказывание должно иметь логичный и завершённый характер; использование средств логической связи (слов-связок); наличие вступительной и заключительной фраз);
- языковое оформление высказывания (богатый словарный запас, правильное грамматическое и фонетическое оформление высказывания).
Время устного ответа составляет 15 минут на одного отвечающего. Максимальный балл при выполнении устной части – 15. Максимальный бал при успешной сдаче ОГЭ по английскому языку составляет 70 баллов.
Методические рекомендации «Говорение»
: - уделять внимание системно-деятельностному подходу в обучении иностранным языкам;
- коммуникативным задачам, выполняемым в разных видах речевой деятельности;
- использованию в процессе обучения текстов и аудиоматериалов различных типов и жанров;
- умению анализировать использование грамматических конструкций и отбирать лексические единицы в соответствии с коммуникативными задачами;
- умению четко следовать инструкциям к заданию, в том числе соблюдать предписанный объем письменного высказывания;
- развитию навыков алгоритмизации и хронометрирования своих учебных действий во время выполнения заданий.
Вывод: особое внимание следует уделять работе над лексико-грамматическим материалом с самого начала изучения иностранному языку, т.к. планомерное изучение и выполнение заданий формата экзамена способствуют успешной сдаче. Начиная со среднего звена, работать над написанием личного письма и монологическим высказыванием по о пределенному шаблону.
Литература : Е.Н. Соловова Английский язык Тематические тестовые задания. Издательство
« Экзамен» Москва , 2011г