Андрей Петрович Рябушкин
Биография
Рябушкин родился 29 октября 1861 года в селе Станичная слобода Тамбовской губернии. Его отец и старший брат занимались иконописью, и он помогал им в работе. В четырнадцать лет Рябушкин осиротел. Его способности заметил гостивший в селе студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А. Х. Преображенский. Он увез юного Рябушкина в Москву, определил его в училище.
Училище Рябушкин не закончил, уехал в Петербург, где поступил в 1882 году в Академию художеств. Во время обучения он раскрыл себя как индивидуального, смелого художника.
Его дипломной работой стало произведение на религиозную тему — «Снятие с креста» (1890 г). Все его выполняемые академические работы поощрялись и удостаивались различных наград.
Но при выполнении дипломной картины молодой художник слегка изменил утвержденный Советом Академии эскиз, и это послужило поводом отказать в награждении его большой золотой медалью и лишить его 3-летней поездки за границу.
«Семья купца»
В отчаянии А.Рябушкин решил разрезать холст с готовой работой размером в 1,30 метров на более мелкие детали для последующих картин, но случайно посетивший его мастерскую Третьяков П.М. сразу же купил понравившуюся дипломную работу. В ходе своих путешествий по России Рябушкин серьёзно увлекся русской историей и народным эпосом.
Чаепитие
Стиль Андрея Петровича
Первые работы художника выполнялись в передвижническом жанре, позднее находит своё в яркости красок и богатстве оттенков пейзажей, портретов, жанровых работах на историко-бытовые темы. Слишком серьезное изучение исторических событий, быта и культуры не повлекло за собой для мастера стилизации. Исторические реалии у А.П.Рябушкина оставляют впечатление живой современной жизни. Как признают современники, он напоминает известного художника В.И.Сурикова этим редчайшим даром.
«Иоанн Грозный с приближенными»
Зрелые годы
Болезненный хрупкий художник с огромным талантом и с большим грузом скрытых страстей поселяется в имении своего друга Тюменева И.Ф. под Петербургом недалеко от станции Любань. В Приволье специально для него построили дом с отдельной мастерской, где живописец начинает свою самостоятельную художественную деятельность.
Первые его картины, написанные в имении - «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891г) и «Потешные в кружале» (1892г),- участвовали в передвижных выставках. «Возвращение с ярмарки»
Картина А.П.Рябушкина «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате», написанную в 1893 году, на выставку передвижники отказались брать. В ней отсутствовало развернутое действие, слишком явно и иронично показано бездействие государственных лиц, в отличие от чего предметы обстановки с расписными стенами, витыми люстрами и драгоценными камнями на троне показаны слишком богато и вызывающе, что явно противопоставляется скучающим людям. Но в красочном, ярком описании художник находит себя и свое творческое «я».
В следующем самой известной картине Рябушкина Андрея Петровича «Московская улица XVII века в праздничный день» показывается противопоставление старинной красоты архитектуры и темной нищеты крестьян и деревни, где он раньше жил. В 1896 году продолжает полюбившуюся тему яркой красоты и изумительного сочетания различных оттенков в картине «Семья купца в XVII веке».
Его хвалят и с ним считаются такие известные художники как Поленов В.Д. и Репин И.Е Рябушкин приобретает всё большую известность в России и в Европе. По ходу своей художественной деятельности он входит в объединение «36 художников», с помощью чего организует свои выставки картин.
Умер 43-летний Андрей Петрович Рябушкин от туберкулеза легких в Новгородской губернии в 1904 году. Три последних года, проведенные в усадьбе В.Беляева Дидвино, он много работал, но, по отзывам современников, талантливый художник Андрей Петрович Рябушкин мог бы сделать гораздо больше, если бы его творчество не прервала преждевременная смерть.
«Московская девушка»
Девочка с куклой
Самая известная из последних картина Рябушкина А.П. «Свадебный поезд в Москве ». Здесь присутствует намек на драму: сказочный свадебный возок с всадниками и скороходами несется по улице, удаляющаяся женская фигурка с озлобленным выражением, а вокруг нарядные прохожие. И почти «саврасовский» пейзаж.
Княжий суд
Среди последних работ А.П.Рябушкина есть крошечный символический пейзаж «Новгородская церковь»: одинокий старинный храм стоит на холме, открытый всем ветрам, а ветхие крестьянские избы, вросшие в землю, почти не видны над горизонтом.
Марфа посадница
Спасибо за внимание