Просмотр содержимого документа
«Анекдоты как дидактический материал на уроках русского языка»
Анекдоты как дидактический материал на уроках русского языка
Анекдот – короткий смешной рассказ. С помощью анекдота можно оживить ход урока, разрядить психологическую обстановку, дать яркий, запоминающийся пример-иллюстрацию сложному теоретическому понятию.
Приведём примеры.
Встречаются два приятеля. Один другому говорит:
- Ну, ты прямо огурцом выглядишь!
- Ещё бы! Я ведь в банке работаю!
Здесь каламбурно обыгрывается фразеологизм «выглядеть огурцом» («как огурчик», «выглядит как огурец»), т.е. свежо, бодро. «В банке» (трёхлитровой, начальная форма – банка) и «в банке» (центральном, начальная форма – банк) – омоформы (грамматические омонимы). Игра двух смыслов – прямого и переносного, омонимия создают комический эффект, который может быть совершенно невнятен или иностранцу, или тому из соотечественников, кто не владеет образной системой родного языка.
Вовочка измазал себе уши и спрашивает у мамы:
- Можно мне погулять?
Мама спрашивает:
- С грязными ушами?
Вовочка:
- Нет, с друзьями.
Здесь обыгрываются разные оттенки значения при управлении глагола «гулять» и предлога «с». Гулять можно с кем-то – это совместное равноправное действие или иерархическое (ведущий – ведомый, гулять с собакой). Гулять можно с чем-то (например, с сумкой, «носитель и то, что он носит, что имеет»).
В школе учительница спрашивает:
— Вовочка, какой твой любимый предмет?
— Айфон.
Здесь комический эффект создаётся благодаря многозначности слова «предмет», которое обозначает и вещь, и учебную дисциплину для изучения.
Иногда анекдот использует авторский (окказиональный) неологизм, созданный с использованием омонимичной морфемы. Например, слово «солист» (певец) образовано от слова соло (отдельная музыкальная партия в опере или балете). Корень можно связать со словом соль, и тогда получится смешной диалог.
— Вовочка, кем работает твой папа?
— Он солист.
— А где он поет?
— Он не поет. Он солит капусту, огурцы и помидоры.
Итак, анекдоты как дидактический материал можно использовать при изучении фразеологии, омонимии, многозначности и других тем раздела «Лексика», а также при изучении словообразовательного разбора и видов подчинительной связи словосочетаний. Впрочем, область применения этого дидактического материала может быть безграничной.