СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анекдоты как дидактический материал на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведены примеры использования на уроках русского языка анекдотов в качестве дидактического материала.

Просмотр содержимого документа
«Анекдоты как дидактический материал на уроках русского языка»

Анекдоты как дидактический материал на уроках русского языка


Анекдот – короткий смешной рассказ. С помощью анекдота можно оживить ход урока, разрядить психологическую обстановку, дать яркий, запоминающийся пример-иллюстрацию сложному теоретическому понятию.

Приведём примеры.

Встречаются два приятеля. Один другому говорит:

- Ну, ты прямо огурцом выглядишь!

- Ещё бы! Я ведь в банке работаю!

Здесь каламбурно обыгрывается фразеологизм «выглядеть огурцом» («как огурчик», «выглядит как огурец»), т.е. свежо, бодро. «В банке» (трёхлитровой, начальная форма – банка) и «в банке» (центральном, начальная форма – банк) – омоформы (грамматические омонимы). Игра двух смыслов – прямого и переносного, омонимия создают комический эффект, который может быть совершенно невнятен или иностранцу, или тому из соотечественников, кто не владеет образной системой родного языка.

Вовочка измазал себе уши и спрашивает у мамы:

- Можно мне погулять?

Мама спрашивает:

- С грязными ушами?

Вовочка:

- Нет, с друзьями.

Здесь обыгрываются разные оттенки значения при управлении глагола «гулять» и предлога «с». Гулять можно с кем-то – это совместное равноправное действие или иерархическое (ведущий – ведомый, гулять с собакой). Гулять можно с чем-то (например, с сумкой, «носитель и то, что он носит, что имеет»).

В школе учительница спрашивает:
— Вовочка, какой твой любимый предмет?
— Айфон.

Здесь комический эффект создаётся благодаря многозначности слова «предмет», которое обозначает и вещь, и учебную дисциплину для изучения.

Иногда анекдот использует авторский (окказиональный) неологизм, созданный с использованием омонимичной морфемы. Например, слово «солист» (певец) образовано от слова соло (отдельная музыкальная партия в опере или балете). Корень можно связать со словом соль, и тогда получится смешной диалог.

 — Вовочка, кем работает твой папа?
— Он солист.
— А где он поет?
— Он не поет. Он солит капусту, огурцы и помидоры.

Итак, анекдоты как дидактический материал можно использовать при изучении фразеологии, омонимии, многозначности и других тем раздела «Лексика», а также при изучении словообразовательного разбора и видов подчинительной связи словосочетаний. Впрочем, область применения этого дидактического материала может быть безграничной.