Тема: Английская революция 7 класс
18.10.2021 г.
Тип урока: Урок изучения нового материала, формирования умений и навыков.
Цели урока:
Формирование критического исторического мышления учащихся на примере событий Английской буржуазной революции XVII века. Создание условий для понимания причин и последствий революции и связи между зарождением капиталистических отношений и Английской революцией.
Продолжить формирование компетенций учащихся, а именно: работа с историческими документами, составление таблиц, характеристика деятельности выдающихся личности О. Кромвеля. Развивать умения сравнения абсолютной конституционной монархии и высказывать собственное мнение относительно изменений в обществе путем революций.
Воспитание патриотизма, любви к родине на сравнении событий и личностей Английской буржуазной революции XVII века
Оборудование урока:
Учебник по всемирной истории за 7 класс
Портреты выдающихся личностей периода революции (О. Кромвель, В. Оранский, Карл I)
Классная доска, заранее готовая к уроку.
Карта «Европа, XVII столетие»
Атласы по всемирной истории 7 класс
Раздаточный материал для учащихся
Основные термины и понятия, изучаемые в ходе урока:
«Долгий» парламент
Индепеденты
Республика
Диггеры
Левеллеры
Протекторат
Политическая реставрация
«Славная революция»
Билль о правах
Основные даты:
1640 – 1660 г.г. – Английская революция
1645 г. – битва при Нейсби
1651 г. – навигационный акт
1660 г. - реставрация Стюартов
1688 г. – государственный переворот
1689 г. – Билль о правах
Ожидаемые результаты: Учащиеся учатся называть даты и события революции, показывать на карте основные события революции, применять и пояснять на примерах понятия и термины, характеризовать деятельность выдающихся личностей Английской революции, сравнивать абсолютную и конституционную монархию.
Ход урока:
Создание проблемной ситуации
Каково было отношение к королевской власти в Англии накануне революции? (Многие слои общества были недовольны властью короля, что являлось одной из причин революции)
Изменилось или нет отношение к королевской власти в ходе революции, мы узнаем, когда познакомимся с документами на стр.. 126.
Работа с текстом стр.126. Прочитайте парламентский закон 1649г., принятый в разгар революции.
Каково было отношение англичан к королевской власти в начале революции? (« королевское звание и принадлежность полномочий его какому-либо одному лицу бесполезно и опасно для свободы, общественной безопасности и публичного интереса народа». Отношение англичан было отрицательным)
Формулирование проблемы
Познакомьтесь со справочными сведениями.
Какое противоречие вы заметили? (англичане в разные годы приглашают претендентов на королевский престол.)
Какой возникает вопрос?
Проблема: Почему англичане в ходе революции так резко меняют свое отношение к королевской власти?
Гипотезы, версии: (принимаются любые)
Актуализация знаний:
Что нам необходимо вспомнить, чтобы приступить к решению нашей проблемы? / причины революции - сложившиеся противоречия; вспомнить что такое революция, парламент и др. понятия, важные для англичан того времени/
Просмотр видеоряда: https://www.youtube.com/watch?v=A8H2EltLBeI
Задание: Соедините стрелками определение и соответствующий ему термин. /таблица/
Сферы жизни | Противоречия- причины революции |
Экономика | Монополии, которые давали короли некоторым купцам, приводили к разорению многих предприятий и ремесленных мастерских |
Общественное устройство | Появлялись новые классы: буржуазия и наемные рабочие, но королевская власть сохраняет сословные привилегии дворянства и духовенства |
Духовная сфера | В стране преобладают протестанты, а Стюарты пытались вернуть католицизм |
Политика | Жители стремились участвовать в управлении страной через парламент, суды присяжных, а короли распускали их. |
Парламент | Сословно-представительный орган |
Монархия | Форма правления, где глава государства передает свою власть по наследству |
Республика | Форма правления, где глава государства избирается |
Абсолютная монархия | Власть монарха безгранична |
Вывод: Причины революции – в сложившихся противоречиях в различных сферах жизни английского общества, стремление английских королей к абсолютизму.
Открытие нового знания, пункт 1 – «События революции»
Что нам нужно узнать, для того, чтобы ответить на вопрос, почему англичане в ходе революции резко меняют свое отношение к монархии? / необходимо узнать основные события революции – как они меняют роль королевской власти? Итоги революции- чем и почему она завершилась/
Работа с текстом. Основные события революции.
Давайте с помощью текста назовем основные события английской революции. Прочитайте вывод в конце каждого пункта.
Какими датами, и на какие этапы разделена английская революция? Какая дата включена в название 4-го пункта данного параграфа? / «Славная» революции 1688/
Работая с текстом составьте таблицу, в которой будут отражены следующие моменты:
Названия этапов
Ключевые события – рубежи этапов /каким событием начинается и заканчивается каждый этап/
Изменения в положении королевской власти (10 мин.)
Этап проверки и коррекции
1 этап --------------/1640-1642/ | 2 этап -------------/1642-1648/ | 3 этап ----------- /1648-1660/ | 4 этап ---------------/1688/ |
Созыв Долгого Парламента Переговоры короля и Парламента Парламент постепенно ограничивает власть короля Начало гражданских войн | Начало гражданских войн Гражданская война короля и Парламента- «Кавалеры» против «круглоголовых». Арест короля сторонниками радикальных действий во главе с О.Кромвелем Завершение гражданских войн | Казнь короля Карла I Провозглашение Англии Республикой Замена королевской власти протекторатом (диктатурой) Кромвеля. Многие недовольны результатом революции Реставрация монархии | Смена Стюартов конституционной монархией. Ограничение власти короля законом – конституционная монархия: парламент, права граждан, свобода слова и т.д. «Король царствует, но не правит» |
Прочитайте учебник, стр. 122, абзац 1.
Какие категории населения оказались довольны результатами революции, а какие нет? /довольны «новые дворяне», купцы, банкиры, владельцы мануфактур. Недовольны- крестьяне, т.к. не отменили феодальные повинности, горожане, т.к. страдали от высоких налогов/
Представители буржуазии, опасаясь за свое имущество, отдали власть Оливеру Кромвелю в 1653 г. Он стал пожизненным лорд-протектором. Кромвель обладал безграничной властью и подобно королю назначил преемника.
Можно ли назвать форму правления, которая сложилась в Англии, республикой?
Какой вывод мы теперь можем сделать по нашей проблеме: почему англичане в ходе революции так резко меняли свое отношение к королевской власти?
на 1 этапе король- партнер по переговорам, от которого ждут признания требований подданных
на 2 этапе- для большинства кроль- враг и изменник
на 3 этапе- кроля заменил диктатор. Многие начинают тосковать по временам королевской власти.
При реставрации монархии вновь стремятся ограничить ее парламентом и правами подданных, что удается к 1688г. Король «царствует, но не правит»
Открытие нового знания, пункт 2- «Итоги революции»
Сравним причины революции и ее итоги. Были ли разрешены накопившиеся противоречия в различных сферах жизни?
Применение нового знания
Давайте ответим на вопрос, который мы поставили в начале урока: почему англичане так резко меняют свое отношение к королевской власти?
Вывод: революция долго не могла разрешить свои основные противоречия. Только когда это произошло к 1688 году, королевская власть была ограничена парламентом, отношение к ней стало прочным, устойчивым.
Домашнее задание: Ответить письменно:
Как О.Кромвель добился боеспособности парламентской армии?. Оцените порядки в английской армии, с точки зрения человека XXI века. Что вы считаете жестоким, а что можете оправдать?
Составьте план ответа «Итоги революции» по 4 пункту «Славная революция» (стр. 123-125)
Завершите таблицу
Английская буржуазная революция XVII века.
Причины революции | Основные события революции | Характер революции | Значение (итог) революции |
Дата | Событие |
1. Экономические | | | | |
2. Социальные | | | | |
3. Политические | | | | |