Авторская программа внеурочной деятельности по литературе
в рамках использования ФГОС в 7-8 классах общеобразовательных учреждений.
Анималистика в живописи и литературе. 33 часа.
Составила:
Угинчене Л.Н., учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 4 г. Черняховска Калининградской области.
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений для 5-11 классов. Литература под редакцией В. Я. Коровиной. М. Просвещение, 2009.
Всего за год – 33 ч.. в неделю – 1 ч.
При создании программы использовалась блочно-модульная технология, которая поможет развивать общеучебные умения и навыки:
- навык внимательного чтения;
- умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное;
- исследовательские умения;
- умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, вести полемику;
- умение составлять жизненный проект.
Блочно-модульное обучение является «гибкой» технологией, поэтому она взаимосвязана с другими общеобразовательными технологиями, что дает возможность развивать творческие способности учащихся. В качестве завершающего творческого задания после изучения модулей используются технологии проектов, презентаций.
Данная технология помогает осуществить дифференцированный подход в обучении, использовать различные виды деятельности (индивидуальный, в парах, в группах), повышать мотивацию в изучении литературы, более успешно усваивать материал, предлагаемый Государственным стандартом.
Программа основывается на использовании материала об истории анималистики, начиная с первобытного искусства и до наших дней. Прослеживается эволюция изображения образов животных и отношения к ним человека: источник пищи – спутник, друг. От простой статичности образов до передачи индивидуальных характеров животных, психологической и эмоционально-лирической трактовки животного, которое становится объектом заботы человека. Используемый программе материал способствует формированию гуманного отношения к братьям меньшим. Это и поэтические тексты, и образцы живописи, и публицистика. Они также призваны оказать огромное эмоциональное воздействие на учащегося, осуществить межпредметные связи и освоить социокультурный компонент программы. Навыки, приобретенные в ходе бесед, устных выступлений и письменных работ, становятся достоянием коммуникативной культуры личности.
Цели программы:
- воспитание духовно развитой личности, способной к сознательной деятельности в современном мире;
- формирование гражданской позиции, чувства уважения к мировому искусству и искусству своего народа;
- проследить эволюцию изменения образов животных в искусстве;
- помочь постичь мир животных до понимания того, что животные – часть жизни человека;
- воспитание лучших качеств человеческой личности через различные формы общения человека с животным: через живопись, литературу, непосредственное общение.
Задачи:
- знакомство с общенаучными методами познания и формирование навыков исследовательской деятельности;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование литературной и культуроведческой компетенции;
- развитие самостоятельного творческого мышления.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемное изложение;
- частично поисковый;
- исследовательский.
Формы и приемы организации познавательной деятельности:
Фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Основные виды занятий:
практическое занятие, обсуждения, анализ картин, беседы, анализ произведений.
Важным компонентом учебной деятельности является измерение и оценка результатов обучения.
Ожидаемые результаты усвоения данной программы:
- овладение первичными навыками исследовательской работы;
- формирование навыков в написании творческих работ в жанре эссе, рассуждений, рассказов, стихов, сказок в соответствии с требованиями Программы по литературе;
- использование полученных навыков на уроках литературы и русского языка.
Оценка знаний, умений, навыков.
В ходе обучения осуществляется проверка, которая обеспечивает обратную связь учителя и ученика. Оценка результатов производится в ходе промежуточного и итогового контроля, который предусматривает анализ устных выступлений, письменных работ учащихся.
Промежуточный контроль:
- оценка устных высказываний;
- анализ таблиц, текстов, опорных схем;
- редактирование письменных работ.
Итоговый контроль:
- тематическое тестирование;
- проверка письменных работ, презентаций;
- оценка сообщений на итоговых занятиях.
Содержание программы внеурочной деятельности по литературе в 7 классах общеобразовательных учреждений.
«Анималистика в живописи и литературе».
Всего - 33 часа.
Модуль 1. «Изображение животных в первобытном искусстве» - 6 ч.
- Происхождение первобытного искусства.
- Эволюция изображения животных в первобытном искусстве. Палеолит. Мезолит.
- Неолит. Бронзовый век.
Модуль 2. «Что такое анималистика» - 7 часов.
- Животные в анималистическом искусстве Древней Греции.
- Анималистика в живописи Возрождения (Веласкес, Ван Дейк, Тициан).
- Образы домашних животных в станковых композициях.
- Васнецов. Животные в иллюстрациях к народным сказкам.
- В. Серов. Иллюстрации к басням Крылова. Передача индивидуальных характеров животных. Психологическая и эмоционально-лирическая трактовка животного.
Модуль 3. «Животные – объект заботы человека» - 11 ч.
- Е. Чарушин. Рассказы о животных и рисунки звериных детенышей.
- К. Паустовский «Заячьи лапы». Гуманизм произведений о животных.
- Л. Андреев «Кусака». Истинное и мнимое милосердие.
- Мир животных в поэзии А. Самусевич.
- А. Усачев. «Есть где-то Кошачья Планета», О. Воздвиженская «Осенние отрывки».
- И. В. Гёте «Удостоенные животные», Ш. Бодлер «Кошки», Х. Борхес «Кот».
Модуль 4. «Современные художники-анималисты» - 3 часа.
- Л. Дюка. Арт-работы. Кошки в искусстве.
- М. Ефремова. Биография. Животные в изображении художницы.
- Коллаж кошек. Высказывания знаменитых людей о кошках. Толкование смысла высказываний.
Модуль 5. «Научно-популярная литература янтарного края о животных» - 6 ч.
- Калининградский зоопарк.
- Куршская коса.
Календарный учебный план.
| Тема занятия | | Виды учебной деятельности | Образовательный продукт |
| 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11 12 13 14-15 16-17 18-19 20-21 22 23-24 25 26 27 28-30 31-33 | Модуль 1. «Изображение | | Обзорная лекция с использованием интернет-ресурсов. Лекция с элементами беседы. Словесное рисование. Лекция с элементами беседы. Лекция с элементами беседы. Лекция с элементами беседы. Словесное рисование. Беседа, пересказ. Работа с текстом. Анализ иллюстраций. Анализ текста, сопоставление текста и иллюстраций. Анализ текста, беседа. Анализ текста, беседа. Анализ текста, языковые средства. Анализ текста, беседа. Анализ текста, языковые средства. Беседа-дискуссия. Беседа, анализ живописи. Беседа, анализ высказываний. Работа с публицистикой. Анализ тематики. Работа с публицистикой, анализ тематики. | Кроссворд. Сообщение. Презентация. Тезисный план. Опорный конспект. Сочинение о животном. Подборка иллюстраций о животных. Презентация. Миниатюра о животном. Фотоколллаж о животных. Составить простые и сложные вопросы. Сочинить стихотворение. Презентация. Подбор открыток с изображением кошек, рисунки. Презентация о кошках. Презентация о Куршской косе. |
животных в первобытном искусстве» - 6 ч. Происхождение первобытного искусства. Эволюция изображения животных в первобытном искусстве. Палеолит. Мезолит. Неолит. Бронзовый век. Модуль 2. «Что такое анималистика» - 7 часов. Животные в анималистическом искусстве Древней Греции. Анималистика в живописи Возрождения (Веласкес, Ван Дейк, Тициан). Образы домашних животных в станковых композициях. Васнецов. Животные в иллюстрациях к народным сказкам. В. Серов. Иллюстрации к басням Крылова. Передача индивидуальных характеров животных. Психологическая и эмоционально-лирическая трактовка животного. Модуль 3. «Животные – объект заботы человека» - 11 ч. Е. Чарушин. Рассказы о животных и рисунки звериных детенышей. К. Паустовский «Заячьи лапы». Гуманизм произведений о животных. Л. Андреев «Кусака». Истинное и мнимое милосердие. Мир животных в поэзии А. Самусевич. А. Усачев. «Есть где-то Кошачья Планета», О. Воздвиженская «Осенние отрывки». И. В. Гёте «Удостоенные животные», Ш. Бодлер «Кошки», Х. Борхес «Кот». Модуль 4. «Современные художники-анималисты» - 3 часа. Л. Дюка. Арт-работы. Кошки в искусстве. М. Ефремова. Биография. Животные в изображении художницы. Коллаж кошек. Высказывания знаменитых людей о кошках. Толкование смысла высказываний. Модуль 5. «Научно-популярная литература янтарного края о животных» - 6 ч. Калининградский зоопарк. Куршская коса. |
Используемая литература:
1. Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. Москва. 1962-1981. Т. 1-5.
2. Малая история искусств. Энциклопедия. Москва. 1972-1991.
3. История искусства зарубежных стран. Энциклопедия. Москва. 1981-1982.
4. Музей коневодства. Москва. Путеводитель. 1974.
5. Ватагин В. Изображение животного. Записки анималиста. Москва. 1957.
6. Маркшисван Трикс Й., Новак Б. Артисты и цирковой плакат. Москва. 1986.
7. Лаптев А. Как рисовать лошадь. Москва. 1953.
8. Разумовская С. В. А. Ватагин. Москва. 1956.
9. Либман М. Донателло. Москва. 1962.
10. Бобылев И. Ветер в гриве. Москва. 1975.
11. Леонардо да Винчи. Энциклопедия. Москва. 1960.
12. Нессельштраус Ц. Альбрехт Дюрер. 1471-1528. Ленинград-Москва. 1961.
13. Заянчковский И. Памятники животным. Киев. 1983.
14. Флеминг Дж., Честь История. Ростов — на — Дону 1984.
15. Янсон H. История искусства. Москва. 1969.
16. Дембера С,. Рисование и живопись Мир животных. 1-2. Индианаполис. 1977.
17. Квятковский М. Кони. Москва. 1991.
18. Пайпер П. Энциклопедия. Лошадь. Москва. 1921.
19. Бергер К. Лошади и их роль в искусстве. 1971.