БПОУ ВО ВОРОНЕЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ЦМК «ФАРМАЦИЯ»
«АНИОНЫ II-III АНАЛИТИЧЕСКИХ ГРУПП»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Дисциплина: ОП.10 Аналитическая химия
Специальность 33.02.01 «Фармация»
Рассмотрено на заседании ЦМК
УТВЕРЖДЕНО ______________
Председатель ЦМК ________
Разработчик преподаватель аналитической химии Гончарова Е.А.
Воронеж - 2022
Мотивация цели
Применение соединений, в состав которых входят анионы II и III аналитических групп, огромно
Хлорид натрия используется в медицине для изготовления 0,9% раствора – физиологического раствора. Бромиды используется в качестве седативных средств, а йодиды – при заболевании щитовидной железы.
Нитраты и нитриты обнаруженные в большом количестве в воде являются показателем загрязненности и непригодности воды для питья.
Знание характерных реакций анионов II и III аналитических групп необходимо в качественном анализе лекарственных форм, также некоторые реакции лежат в основе количественного определения, например аргентометрии.
Цели:
Закрепить знания теоретического материала
Уяснить методики выполнения характерных реакций анионов II и III аналитических групп, условия их проведения
Развивать умения проведения качественного анализа лекарственных форм
В результате освоения материала занятия обучающийся должен уметь:
Организовывать рабочее место для проведения практической работы (ОК-2)
Принимать правильное решение в стандартных и нестандартных ситуациях при решении профессиональных задач (ОК-3)
Составлять уравнения реакций в молекулярном и сокращенном ионном виде (ПК 1.1.)
Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда и техники безопасности при работе с кислотами и щелочами, а также солями тяжелых металлов (ПК 1.6.).
Грамотно оформлять и обрабатывать полученные результаты. Наблюдать, сравнивать, обрабатывать экспериментальные данные (ПК 2.3.).
В результате освоения материала занятия обучающийся должен знать:
Теоретические основы аналитической химии: качественные реакции анионов II и III аналитических групп, условия их проведения (ПК 2.1.)
Правила санитарно-гигиенического режима, правила техники безопасности и противопожарной безопасности при работе в химической лаборатории (ПК 1.6.)
Правила приготовления растворов с массовой долей (ПК 2.2.)
Задания, которые должны выполнить обучающиеся на занятии:
Ответить на вопросы самоподготовки.
Организовать рабочее место.
Выполнить общие и характерные реакции анионов II и III аналитических групп. Объяснить их химизм.
Оформить результаты практической работы в тетради и представить их преподавателю.
Убрать рабочее место.
Литература:
М.Э. Полеес «Аналитическая химия» М., «АльянС», 2020 г., стр. 141-151
Анионы II-III аналитических групп Задания для самоподготовки
Какие анионы входят во II аналитическую группу?
____________________________________________________________________________
Какой цвет имеют анионы?
Анион | Цвет анионов |
Сl- | |
Br- |
I- |
Иллюстрационный материал:
| | |
Хлорид натрия | Бромид калия | Йодид калия |
Какой цвет будут иметь растворы данных солей? ____________________________
Заполните таблицу:
Анион | Название аниона | Соответствующая кислота | Кислота, способность к диссоциации (сильная, слабая) |
Сl- | | | |
Br- | | | |
I- | | | |
Вывод: соли: хлориды, бромиды, йодиды, гидролизу по аниону ____________________________ (подвергаются, не подвергаются)
Заполните таблицу. Способность к вступлению в окислительно-восстановительные реакции. Выпишите E0 редокс-пар
(https://www.chem-astu.ru/science/reference/potentials/
Анион | Реактив | Уравнение реакции | Eo |
Сl- | KMnO4 | | Eo(Cl2/2Cl-)= |
Br- | Хлорная кислота | | Eo(Br2/2Br-)= |
I- | FeCl3 | | Eo(I2/2I-)= |
Какой реактив является общегрупповым?
______________
Заполните таблицу взаимодействия солей с нитратом серебра
Анион | Уравнение реакции | Наблюдаемый эффект | Возможность растворения осадка галогенида серебра в растворе аммиака (уравнение реакции) |
Сl- | | | |
Br- | | | |
I- | | | |
Заполните таблицу.
Галоген | Агрегатное состояние | Анион | Реакция с хлорной водой | Окраска хлороформного слоя |
Сl2 | | Сl- | Не реагирует | - |
Br2 | | Br- | | |
I2 | | I- | | |
Запишите качественную реакцию на йодид-ион с нитратом свинца в молекулярном и ионном виде. Укажите цвет осадка.
Какие анионы входят в III аналитическую группу?
____________________________________________________________________________
Какой цвет имеют анионы?
Анион | Цвет анионов |
NO3- | |
NO2- |
CH3COO- |
Иллюстрационный материал:
| | |
Нитрат натрия | Нитрит натрия | Ацетат натрия |
Какой цвет будут иметь растворы данных солей? ____________________________
Заполните таблицу:
Анион | Название аниона | Соответствующая кислота | Кислота, способность к диссоциации (сильная, слабая) |
NO3- | | | |
NO2- | | | |
CH3COO- | | | |
Какое значение рН будут иметь растворы солей?
Натрия нитрат – соль гидролизу __________________ (подвергаются, не подвергаются), рН раствора _________ (7, =7)
Натрия нитрит – соль гидролизу __________________ (подвергаются, не подвергаются), рН раствора _________ (7, =7)
Натрия ацетат – соль гидролизу __________________ (подвергаются, не подвергаются), рН раствора _________ (7, =7)
Заполните таблицу. Способность к вступлению в окислительно-восстановительные реакции
Анион | Реактив | Реакция | |
NO3- | FeSO4 (тверд)+ конц H2SO4 | | NO3- - является окислителем |
NO2- | FeSO4 насыщ р-р + разб H2SO4 | | NO2- - является окислителем |
NO2- | KMnO4 + разб H2SO4 | | NO2- - является восстановителем |
Заполните таблицу. Взаимодействие с минеральными кислотами
Анион | Реакция | Наблюдаемые изменения |
NO2- | | |
CH3COO- | | |
Запишите качественную реакцию на ацетат-ион с хлоридом железа. Укажите цвет осадка.
Запишите уравнение взаимодействия уксусной кислоты с этиловым спиртом. Укажите аналитический эффект.
_________________________________________________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
АНАЛИТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА ХЛОРИД-ИОН
Нитрат серебра
NaCl + AgNO3 = AgCl + NaNO3
Выполнение пробирочной реакции: 2к. NaCl + 2к. AgNO3
Образуется белый осадок
К раствору с выпавшим осадком прибавляют концентрированный раствор аммиака до полного растворения осадка.
Полученный раствор подкисляют концентрированной азотной кислотой и наблюдают выпадение осадка.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА БРОМИД-ИОН
Нитрат серебра
NaBr + AgNO3 = AgBr + NaNO3
Выполнение пробирочной реакции: 4к. NaBr + 4к. AgNO3
Образуется желтовато-белый осадок
Раствор с осадком делят на две части. К одной части прибавляют раствор тиосульфата натрия, а к другой – концентрированный раствор аммиака и сравнивают растворение осадка AgBr в этих реактивах.
Хлорная вода
Cl2 + 2NaBr 2NaCl + Br2
Выполнение пробирочной реакции: 5к. NaBr+1 мл хлороформа + 1-2 к. разб. H2SO4 + 2 к. хлорной воды
Наблюдают окрашивание слоя хлороформа в оранжевый цвет.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА ЙОДИД-ИОН
Нитрат серебра
KI + AgNO3 = AgI + KNO3
Выполнение пробирочной реакции: 2к. KIr + 2к. AgNO3
Образуется светло-желтый осадок
Хлорная вода
Cl2 + 2KI 2KCl + I2
Выполнение пробирочной реакции: 5к. KI +1 мл хлороформа + 1-2 к. разб. H2SO4 + 2 к. хлорной воды
Наблюдают окрашивание слоя хлороформа в красно-фиолетовый цвет.
Окислители
6KI + 4H2SO4 → 3I2 + S + 3K2SO4 + 4H2O
Выполнение пробирочной реакции (проводится в вытяжном шкафу): 1-2 к. KI + 3 к. конц H2SO4, нагревают.
Наблюдают выделение фиолетовых паров йода
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
АНАЛИТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА НИТРИТ-ИОН
Разбавленная серная кислота
2NaNO2 + 2H2SO4 2NaHSO4 + NO2↑ +NO↑ + H2O
Выполнение пробирочной реакции: 2 к. NaNO2 + 2 капли H2SO4.
Наблюдают выделение бурого газа (NO2). Газ удобнее наблюдать на фоне белой бумаги.
Соли железа (II)
2KNO2 + 2FeSO4 +2H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 2NO↑ + K2SO4 + 2H2O
FeSO4 + NO = [Fe(NO)]SO4
Выполнение пробирочной реакции: В пробирку помещают 10 капель свежеприготовленного насыщенного раствора сульфата железа, подкисляют 5 каплями разбавленной серной кислотой и затем осторожно, по стенке пробирки, приливают раствор нитрита так, чтобы жидкость не смешивалась.
В месте соприкосновения обеих жидкостей появляется темно-бурое окрашивание.
Антипирин
Выполнение пробирочной реакции: к 2 к. раствора антипирина добавляют 1-2 капли разбавленной хлороводородной или серной кислоты и 2 к. раствора нитрита.
Наблюдают появление зеленой окраски раствора.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА НИТРАТ-ИОН
Соли железа (II)
2KNO3 + 6FeSO4 +4H2SO4 = 3Fe2(SO4)3 + 2NO↑ + K2SO4 + 4H2O
FeSO4 + NO = [Fe(NO)]SO4
Выполнение пробирочной реакции: В пробирку помещают 2-3 капли воды и 2-3 крупинки сухого сульфата железа. Добавляют 2 капли раствора натрия нитрата и охлаждают пробирку под струей воды. Осторожно, по стенке, стараясь, чтобы жидкость не смешивалась, добавляют 2-3 капли конц. серной кислоты.
В месте соприкосновения обеих жидкостей появляется темно-бурое окрашивание.
Дифениламин
Выполнение реакции: На предметное стекло помещают 3-4 капли раствора дифениламина в конц. серной кислоты и добавляют 1 к. нитрата натрия.
Наблюдают появление интенсивной синей окраски.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА АЦЕТАТ-ИОН
Серная кислота
CH3COONa + H2SO4 CH3COOH + Na2SO4
Выполнение пробирочной реакции: 6 к. CH3COONa + 6 к. H2SO4
Ощущается зпах уксусной кислоты.
Этиловый спирт
CH3COOH +C2H5OH = CH3COOC2H5 + H2O
Выполнение реакции: 8-10 к. CH3COONa + 8 к. конц. H2SO4 и этилового спирта. Смесь нагревают, после чего содержимое пробирки выливают в стакан с холодной водой.
Ощущается запах уксусно-этилового эфира (клея «Момента»).