СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АНИСКОВЕЦ Т. В. Урок "Обособленные уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения" РЯиЛ 2019-12

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

АНИСКОВЕЦ Т. В. Урок "Обособленные уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения" РЯиЛ 2019-12

Просмотр содержимого документа
«АНИСКОВЕЦ Т. В. Урок "Обособленные уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения" РЯиЛ 2019-12»

Т. В. Анисковец, ГУО «Гимназия № 43 г. Минска»


Тема. Обособленные уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения

Цели урока:

  • обобщить знания учащихся о предло­жениях с обособленными членами; совер­шенствовать пунктуационные умения поста­новки знаков препинания в предложениях с обособленными членами;

  • создать условия для развития позна­вательных умений, мыслительных навыков, связной речи;

  • совершенствовать мотивационную сфе­ру старшеклассников: воспитывать уваже­ние к людям, стремление развиваться, чтобы приносить пользу себе и другим.

Оборудование: мультимедийная презен­тация, раздаточный материал (карточки с заданием, текст «Хранитель Мелихова» В. Шугаева).

Ход урока

  1. Организационный этап.

  • Ребята, юбилеи каких русских поэ­тов и писателей мы, любители и почитатели русской словесности, отмечаем в этом учеб­ном году? (М. Ю. Лермонтова, А. П. Чехова, Б. Л. Пастернака, М. А. Шолохова, А. Т. Твар­довского.)

  • Хотелось бы сегодняшний урок посвя­тить 160-летию со дня рождения великого русского писателя и драматурга Антона Пав­ловича Чехова и на примерах из его произ­ведений рассмотреть тему урока.

Мы представляем себе фигуру Чехова по воспоминаниям, рассказам современников. Но если бы даже о нём не сохранилось ни од­ной мемуарной строки, мы всё равно воссоздали бы его живое лицо по его письмам, его мудрым высказываниям. Сегодня вспомним некоторые из них.


Учащиеся зачитывают любимые высказывания, принадлежащие А. Чехову.

  • «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен»;

  • «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»;

  • «Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай»;

  • «Жизнь — это миг. Её нельзя прожить на черновике, а потом переписать на чистовик»;

  • «Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво».

— Зачитайте тему урока. Какие задач мы должны решить? (Ответы учащихся.)


Учитель обобщает ответы учащихся:

  • повторить и обобщить знания об обособленных членах предложения, акцентировать внимание на обособленных уточняющих, по­яснительных, присоединительных членах предложения;

  • формировать навыки пунктуационного оформления предложений с обособленными членами предложения.


II. Повторение изученного об обособлен­ных членах предложения.

  1. Составление кластера «Обособленные члены предложения».

Учащиеся составляют кластер, затем связный рассказ по кластеру с примерами из произведений А. П. Чехова.


  1. Индивидуальное задание (на карточке).

— Расставьте знаки препинания, графи­чески обозначьте обособленные члены пред­ложения.

  • Закрывши глаза он видел её как жи­вую и она казалась красивее моложе нежнее чем была и сам он казался себе лучше чем был тогда в Ялте.

  • Доносились ли в вечерней тишине в его кабинет голоса детей приготовивших уро­ки слышал ли он романс или орган в ре­сторане или завывала в камине метель как вдруг воскресало в памяти всё то что было на молу и раннее утро с туманом на горах и пароход из Феодосии и поцелуи.

  • Скептик в отношении «готовой веры» правдолюбец зорко и без прикрас видящий жизнь людей не склонный ничего прини­мать на слово Чехов вместе с тем оптимист в понимании будущего ожидающий от науки знания разума новых духовных прозрений человечества.

  • Сад всё больше редея переходя в на­стоящий луг спускался к реке поросшей зе­лёным камышом ивняком около мельничной плотины был плёс глубокий и рыбный.


  1. Работа с текстом (В. Шугаев. Храни­тель Мелихова).

В сороковом году он вернулся в Серпу­хов к матери, отучившись в Краснодарском художественном училище, с хрустящим ди­пломом в кармане... Приятели Авдеева, ра­ботавшие в Серпуховском краеведческом му­зее, предложили: «Поезжай в Мелихово. Там филиал открылся. Будешь директором».

В июле, под тёплым проливным дождём, отправился в Мелихово. От станции шёл бо­сиком — двенадцать верст были сплошной лужей. Дядя Миша, сторож открытого не­давно филиала и единственный экскурсовод, встретил многозначительной фразой: «Пого­да — истинно чеховская». Этот дядя Миша мальчиком знал Чехова, бегал с его записка­ми и письмами в близлежащие деревни...

Авдеев увидел запущенный сад, заросшие ряской пруды, в крапиве и лебеде, провал на месте бывшего дома Антона Павловича. Флигелёк, где написана была «Чайка», об­ветшал, крыша позеленела от мха, кое-где и прохудилась. Не прекращался июльский дождь. Авдеев понял, что не сможет здесь остаться — уж слишком одиноким и печаль­ным представилось житьё здесь...

Но впоследствии он поймёт, что остался в нём июльский мелиховский дождь, помог прорасти и укорениться памяти о чеховской земле, о небольшом владении, где так не­утомимо трудилась когда-то чеховская душа и, конечно же, не могла не оставить зерна скромности, подвижничества, духовной со­средоточенности.

В августе сорок первого добровольцем ушёл на фронт...

В сорок четвёртом году Авдеев дошёл до Прибалтики. И вот здесь-то, на берегу Риж­ского залива, настигла его контузия, при­несённая дурной миной... Очнулся Авдеев в госпитале, в полной тьме, из разговоров раненых понял, что на улице день и солн­це, и понял также, что теперь он ничего не видит... Каждую ночь ему снились «зрячие» сны: то он на этюдах, то идёт вязкой, чёрной тропой под июльским дождём в Мелихово — он часто, кстати, видел эту тропу... Каза­лось, проснётся и вновь различит краски...

Через четыре года произошло счастливое событие: частично вернулось к Юрию Кон­стантиновичу зрение.

В это время и вспомнилось ему Мелихо­во, тёплый проливной дождь, лужи в пу­зырьках... Авдеев подумал, что среди ме­лиховского сада можно обрести душевную сосредоточенность, а с нею отыщется и дело, которое бы оттеснило ностальгическую тоску по краскам и превратило бы его метания и недовольство собой в осмысленное, освещён­ное большой целью движение по жизни.

А место директора мелиховского музея опять пустовало — никто более одного лета там не задерживался. Когда Авдеев пришёл в городской отдел культуры, ему сказали: «Вот тебе печать, поезжай и директорствуй».

Дом Антона Павловича заново возводили из брёвен-столбов — получился, по мнению Юрия Константиновича, вечный дом. Вообще Авдеева тянет к слову «вечный». Вечная до­рога, вечные места, вечные страницы...

В прошлом марте застал Юрия Констан­тиновича в кабинете, над рукописью книги, в которой он рассказывает о возрождении Мелихова.

Через день или два поехали к деревне, возле которой прошёл когда-то герой рас­сказа «Студент», одного из тех нежнейших, грустных рассказов Антона Павловича, кото­рые надо учить наизусть.

Зная удивительную память Авдеева, по­просил вспомнить что-нибудь из «Студен­та». Юрий Константинович задумался, по­том вскинул голову, вгляделся в поле, в ель­ник на холме, может быть, представил, как когда-то сбегали с него Чехов и Левитан. Стал негромко вспоминать: «Правда и красо­та, по-видимому, всегда... составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».

  • Определите стиль текста, жанр этого произведения.

  • Какова тема текста?


Словарная работа

  • Пользуясь толковым словарём, опреде­лите лексическое значение слова подвижник.

Подвижник, -а, м. (высок). Человек, ге­роически принявший на себя тяжёлый труд или лишения ради достижения высокой цели (Словарь русского языка С. И. Ожегова).

Подберите синоним к слову подвижниче­ский. (Самоотверженный.)

  • Сформулируйте основную мысль текста.


4. Словарный диктант (слова из текста «Хранитель Мелихова»).

Впоследствии, по-видимому, когда-то, кое-где, художественное училище, краевед­ческий музей, июльский мелиховский дождь, истинно чеховская погода, близлежащие де­ревеньки, очнулся в госпитале, разговоры раненых, неутомимо трудиться, духовная сосредоточенность, ностальгическая тоска, удивительная память, единственный экс­курсовод, многозначительная фраза.

Выборочная проверка учителем, учащие­ся сверяют написанное с текстом.


Гимнастика для глаз


5. Повторение теоретического материала.

  • Из текста «Хранитель Мелихова» вы­пишите предложения с обособленными чле­нами. Среди этих предложений зачитайте предложение на нашу тему. (И вот 3i то, на берегу Рижского залива, настигла контузия, принесённая дурной миной...)

  • Определите вид обособления. (Уточняющие члены предложения.)

  • Какие члены предложения называв уточняющими? (Уточняющими называются члены предложения, уточняющие, конкретизирующие предшествующий член предложения. Уточнениеэто переход от более широкого понятия к более узкому. В устной речи выделяются интонационно, на письме запятыми.)

  • Какие члены предложения выступ: в роли уточняющих?

Учащиеся записывают предложен в тетрадь, подчёркивают анализируем синтаксическую единицу, называют члены предложения.

1. На кровати, у самого окна, лежал мальчик с открытыми глазами.

2. Как-то перед отъездом, дня за два, сижу я в садике.

3. Он наивно, по-детски, вытер палы ми глаза.

4. Длинная, в несколько вёрст, тень ложилась от гор на степи.


  • Какие члены предложения называют пояснительными? (Пояснительные члены предложенияслова, поясняющие смысл предшествующего слова или дающие ел другое название. Выделяются запятыми присоединяются при помощи слов а именно, именно, то есть, или (= то есть), иначе.)

— Чем различаются уточняющие и пояснительные члены предложения? Объяснит на примере предложений.

  1. Вот кто-то вышел из дома и остановился на крыльце; это Александр Тимофеевич, или попросту Саша, гость, приехавши из Москвы.

  2. Поздно вечером, часов в одиннадцать я пошёл гулять по липовой аллее.

Учащиеся делают вывод: уточнение — это переход от более широкого понятия к более узкому; пояснение — это обозначение одного и того же понятия, но другими словами.


— Какие члены предложения называются присоединительными? Объясните на примере предложений.

  1. Он довольно хорошо, даже с каким-то особенным произношением, говорил по-русски.

2. Я любил наши спектакли, особенно репетиции.

3. Все, в том числе и смешной подпрыги­вающий парень, потянулись к окошку.

Учащиеся делают вывод: присоедини­тельные члены предложения — это слова или конструкции, содержащие дополнитель­ные к основному высказыванию сообщения. Выделяются запятыми и присоединяются с помощью слов даже, особенно, в особен­ности, например, в частности, главным об­разом и др.


  1. Закрепление теоретического материала.

  • Расставьте недостающие знаки препи­нания. Укажите, каким обособленным чле­ном предложения — уточняющим, поясни­тельным или присоединительным — ослож­нены предложения (задание выполняется по цепочке).

1. Внизу, у нагромождённых кучей кам­ней, плещет море. (Уточнение.) 2. В людях есть много благородства, много любви, само­отвержения, особенно в женщинах. (При­соединение.) 3. За домом росли огромные, выше человека, уже засыхающие лопухи. (Уточнение.) 4. Положение её очень тяже­ло, в особенности теперь. (Присоединение.) 5. Как странно видеть, что известная артист­ка плачет, да ещё по такому поводу! (При­соединение.) 6. Вдруг лошадь оборвалась и села в водомоину, или канаву. (Пояснение.) 7. Мы ехали на своих лошадях, то есть кры­той рогожею повозке. (Пояснение.)


  1. Конструирование текста.

  • Перед вами предложения из хоро­шо известного вам рассказа Антона Чехо­ва. Вспомните его название. Попытайтесь восстановить предложения, заполните про­белы уточняющими членами предложе­ния. Спишите, расставляя знаки препина­ния, подчеркните уточняющие члены пред­ложения.

  1. Тут всегда, (даже в тихую погоду), что-то гудело в старых амосовских печах, а во время грозы весь дом дрожал и, каза­лось, трескался на части, и было немножко страшно, особенно ночью, когда все десять больших окон вдруг освещались молнией. 2. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут тоже запустение и старость. Направо, (в старом фруктовом саду), не­хотя, слабым голосом пела иволга. 3. Вскоре после этого, (как-то в полдень), когда я и Белокуров гуляли около дома, не­ожиданно, шурша по траве, въехала во двор рессорная коляска, в которой сидела одна из тех девушек. 4. Как-то после обеда, (в один из праздников), мы вспомнили про Волчаниновых и отправились к ним в Шелковку. 5. В одно из воскресений, (в конце июля), я пришёл к Волчаниновым утром, часов в де­вять (А. П. Чехов. «Дом с мезонином»),


III. Рефлексия.

  • Максим Горький писал: «Читая рас­сказы Антона Чехова, чувствуешь себя точно в грустный день поздней осени, когда воздух так прозрачен и в нём резко очерчены голые деревья, теснее дома, серенькие люди. Всё так странно — одиноко, неподвижно и бес­сильно. Углублённые синие дали — пустын­ны и, сливаясь с бледным небом, дышат то­скливым холодом на землю, покрытую мёрз­лой грязью. Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые до­роги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени ма­ленькие жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой».

  • Совпадает ли ваше восприятие расска­зов Антона Павловича Чехова с тем, о чём пишет Максим Горький? Напишите несколь­ко предложений, используя один из вариан­тов начала. Подчеркните обособленные чле­ны предложения:

  • Когда читаешь рассказы Антона Павло­вича Чехова, то чувствуешь...

  • Читая рассказы Антона Павловича Че­хова, чувствуешь...


Учащиеся зачитывают составленные предложения.


IV. Подведение итогов урока.

  • Продолжите предложения:

  • Я узнал, что...

  • Это мне пригодится...

  • Над чем поработать дома...

  • Помните: «Без труда не может быть чистой и радостной жизни» (А. Чехов).


V. Выставление отметок.


VI. Домашнее задание.

  1. Повторить теоретический материал.

  2. Из произведений А. Чехова выписать десять предложений с обособленными члена­ми предложения, выполнить их синтаксиче­ский разбор.