СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анкета для определения уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой (Личностные УУД)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анкета для определения уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой (Личностные УУД)»


Анкета для определения уровня школьной мотивации

по методике Н.Г. Лускановой

(Личностные УУД)


Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Форма проведения: групповая.

Необходимые материалы: бланк вопросов, (бланк ответов), ручка.

Инструкция для учащихся:

«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Слушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа: а, б и в. Выберите тот вариант ответа, который вам подходит, и обведите в кружок одну букву рядом с номером соответствующего вопроса»


1.

Тебе нравится в школе или не очень?

а) не очень;

б) нравится;

в) не нравится

2.

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радость идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а) чаще хочется остаться дома;

б) бывает по-разному;

в) иду с радостью

3.

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома?

а) не знаю;

б) остался бы дома;

в) пошёл бы в школу

4.

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

а) не нравится;

б) бывает по-разному;

в) нравится

5.

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

а) хотел бы;

б) не хотел бы;

в) не знаю

6.

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) не знаю;

б) не хотел бы;

в) хотел бы

7.

Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

а) рассказываю часто;

б) рассказываю редко;

в) вообще не рассказываю

8.

Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

а) точно не знаю;

б) хотел бы;

в) не хотел бы

9.

У тебя много друзей в твоём классе?

а) мало;

б) много;

в) нет друзей в классе

10

Как ты относишься к своим одноклассникам?

а) мне нравятся мои одноклассники;

б) мне не очень нравятся мои одноклассники;

в) мне не нравятся мои одноклассники

Бланк ответов анкеты мотивации


1. а. б. в.

2. а. б. в.

3. а. б. в.

4. а. б. в.

5. а. б. в.

6. а. б. в.

7. а. б. в.

8. а. б. в.

9. а. б. в.

10. а. б. в.




Обработка результатов

I. Количественный анализ


Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации представлена система балльных оценок:


вопроса

Оценка

за 1 ответ

Оценка

за 2 ответ

Оценка

за 3 ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0


  • ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;

  • нейтральный (средний) ответ оценивается в 1 балл;

  • ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.


Установлено 5 основных уровней школьной мотивации:


  • 1-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

  • 2-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

  • 3-й уровень. 11-19 баллов (внешняя мотивация) – положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

  • 4-й уровень. 10-14 баллов (низкая школьная мотивация). Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе. 

  • 5-й уровень. Ниже 10 баллов (негативное отношение к школе, школьная дезадаптация). Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. 


Результаты учащихся вносятся в таблицу:


№ п.п.

ФИ уч-ся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Кол-во баллов

Уровень

1














2














3














4














5

















1

2

3

4

5

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%
























Результаты диагностики личностных результатов учащихся

по методике Н.Г. Лускановой

Учитель: _________________________________


Класс, период обучения

Уровень сформированности школьной мотивации

Кол-во

уч-ся

%

1 а

Максимально высокий уровень



2020-2021

Хорошая мотивация




Внешняя мотивация




Низкая мотивация




Негативное отношение к школе (дезадаптация)



2 а

Максимально высокий уровень



2021-2022

Хорошая мотивация




Внешняя мотивация




Низкая мотивация




Негативное отношение к школе (дезадаптация)



3 а

Максимально высокий уровень



2022-2023

Хорошая мотивация




Внешняя мотивация




Низкая мотивация




Негативное отношение к школе (дезадаптация)



4 а

Максимально высокий уровень



2023-2024

Хорошая мотивация




Внешняя мотивация




Низкая мотивация




Негативное отношение к школе (дезадаптация)




















II. Качественный анализ

Анализируется выбор ребенка по каждому из 10 вопросов анкеты.

Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа на них может свидетельствовать о высокой тревожности, выбор второго варианта – о психологической защите.

О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа на вопрос 5.

Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем выявляет вопрос 8. О возможных проблемах свидетельствует выбор второго и третьего вариантов ответа.

Для выделения детей группы риска по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализируются ответы на вопросы 9 и 10. О полной изоляции или отвержении ребенка может свидетельствовать выбор третьего варианта ответов на оба эти вопроса.

При различных комбинациях второго и третьего вариантов ответов можно предполагать либо частичную изоляцию ребенка в классе, либо его включенность в малую замкнутую группу из 2 или 3 человек. При комбинации «третий вариант ответа на 9-й вопрос – первый вариант ответа на 10-й» можно предположить, что сам ребенок стремится к общению, однако по какой-то причине ему не удается установить контакт с одноклассниками, т.е. фактически он является отвергаемым. Обратная комбинация ответов на эти вопросы может свидетельствовать о том, что ребенок, хотя и имеет обширные контакты в классе, не удовлетворен самим коллективом.

Негативные ответы (третьи варианты) на вопросы 2 и 3 в совокупности с промежуточным или негативным ответом на вопрос 7 при прочих положительных ответах (первые варианты) и при достаточно высоком общем уровне развития ребенка могут свидетельствовать о скрытом неблагополучии в отношении к школе.

Если ребенок дает третий вариант ответа на вопрос 7 и при этом у него выявлены высокие показатели по факторам социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха и страха несоответствия ожиданиям окружающих анкеты Филлипса, следует предложить его родителям принять участие в работе тренинга родительской эффективности, а также оказать психологическую поддержку самому ребенку.


При изучении степени адаптации ребенка к средней школе особенно важно проанализировать ответы детей на 5, 8, 9, 10 вопросы.