Анкета для определения уровня школьной мотивации
по методике Н.Г. Лускановой
(Личностные УУД)
Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Форма проведения: групповая.
Необходимые материалы: бланк вопросов, (бланк ответов), ручка.
Инструкция для учащихся:
«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Слушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа: а, б и в. Выберите тот вариант ответа, который вам подходит, и обведите в кружок одну букву рядом с номером соответствующего вопроса»
1. | Тебе нравится в школе или не очень? | а) не очень; б) нравится; в) не нравится |
2. | Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радость идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? | а) чаще хочется остаться дома; б) бывает по-разному; в) иду с радостью |
3. | Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома? | а) не знаю; б) остался бы дома; в) пошёл бы в школу |
4. | Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? | а) не нравится; б) бывает по-разному; в) нравится |
5. | Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? | а) хотел бы; б) не хотел бы; в) не знаю |
6. | Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? | а) не знаю; б) не хотел бы; в) хотел бы |
7. | Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям? | а) рассказываю часто; б) рассказываю редко; в) вообще не рассказываю |
8. | Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель? | а) точно не знаю; б) хотел бы; в) не хотел бы |
9. | У тебя много друзей в твоём классе? | а) мало; б) много; в) нет друзей в классе |
10 | Как ты относишься к своим одноклассникам? | а) мне нравятся мои одноклассники; б) мне не очень нравятся мои одноклассники; в) мне не нравятся мои одноклассники |
Бланк ответов анкеты мотивации
1. а. б. в. | 2. а. б. в. | 3. а. б. в. | 4. а. б. в. | 5. а. б. в. |
6. а. б. в. | 7. а. б. в. | 8. а. б. в. | 9. а. б. в. | 10. а. б. в. |
Обработка результатов
I. Количественный анализ
Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации представлена система балльных оценок:
№ вопроса | Оценка за 1 ответ | Оценка за 2 ответ | Оценка за 3 ответ |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
нейтральный (средний) ответ оценивается в 1 балл;
ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Максимально возможная оценка равна 30 баллам.
Установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
1-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
2-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3-й уровень. 11-19 баллов (внешняя мотивация) – положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
4-й уровень. 10-14 баллов (низкая школьная мотивация). Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
5-й уровень. Ниже 10 баллов (негативное отношение к школе, школьная дезадаптация). Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.
Результаты учащихся вносятся в таблицу:
№ п.п. | ФИ уч-ся | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Кол-во баллов | Уровень |
1 | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % |
| | | | | | | | | |
Результаты диагностики личностных результатов учащихся
по методике Н.Г. Лускановой
Учитель: _________________________________
Класс, период обучения | Уровень сформированности школьной мотивации | Кол-во уч-ся | % |
1 а | Максимально высокий уровень | | |
2020-2021 | Хорошая мотивация | | |
| Внешняя мотивация | | |
| Низкая мотивация | | |
| Негативное отношение к школе (дезадаптация) | | |
2 а | Максимально высокий уровень | | |
2021-2022 | Хорошая мотивация | | |
| Внешняя мотивация | | |
| Низкая мотивация | | |
| Негативное отношение к школе (дезадаптация) | | |
3 а | Максимально высокий уровень | | |
2022-2023 | Хорошая мотивация | | |
| Внешняя мотивация | | |
| Низкая мотивация | | |
| Негативное отношение к школе (дезадаптация) | | |
4 а | Максимально высокий уровень | | |
2023-2024 | Хорошая мотивация | | |
| Внешняя мотивация | | |
| Низкая мотивация | | |
| Негативное отношение к школе (дезадаптация) | | |
II. Качественный анализ
Анализируется выбор ребенка по каждому из 10 вопросов анкеты.
Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа на них может свидетельствовать о высокой тревожности, выбор второго варианта – о психологической защите.
О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа на вопрос 5.
Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем выявляет вопрос 8. О возможных проблемах свидетельствует выбор второго и третьего вариантов ответа.
Для выделения детей группы риска по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализируются ответы на вопросы 9 и 10. О полной изоляции или отвержении ребенка может свидетельствовать выбор третьего варианта ответов на оба эти вопроса.
При различных комбинациях второго и третьего вариантов ответов можно предполагать либо частичную изоляцию ребенка в классе, либо его включенность в малую замкнутую группу из 2 или 3 человек. При комбинации «третий вариант ответа на 9-й вопрос – первый вариант ответа на 10-й» можно предположить, что сам ребенок стремится к общению, однако по какой-то причине ему не удается установить контакт с одноклассниками, т.е. фактически он является отвергаемым. Обратная комбинация ответов на эти вопросы может свидетельствовать о том, что ребенок, хотя и имеет обширные контакты в классе, не удовлетворен самим коллективом.
Негативные ответы (третьи варианты) на вопросы 2 и 3 в совокупности с промежуточным или негативным ответом на вопрос 7 при прочих положительных ответах (первые варианты) и при достаточно высоком общем уровне развития ребенка могут свидетельствовать о скрытом неблагополучии в отношении к школе.
Если ребенок дает третий вариант ответа на вопрос 7 и при этом у него выявлены высокие показатели по факторам социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха и страха несоответствия ожиданиям окружающих анкеты Филлипса, следует предложить его родителям принять участие в работе тренинга родительской эффективности, а также оказать психологическую поддержку самому ребенку.
При изучении степени адаптации ребенка к средней школе особенно важно проанализировать ответы детей на 5, 8, 9, 10 вопросы.