АНКЕТА
«Формы экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Уважаемый педагог, просим Вас поделиться своим мнением и знаниями по одной из педагогических проблем экологического воспитание детей дошкольного возраста.
Как Вы считаете, является ли экологическое воспитание дошкольников актуальной проблемой? _________________ Почему? ____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой смысл Вы вкладываете в понятие «Формы экологического воспитания»? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Какие формы экологического воспитания дошкольников Вы знаете? Перечислите их. _____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие формы экологического воспитания дошкольников Вы применяете в своей практической деятельности?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Перечислите формы экологического воспитания детей дошкольного возраста по популярности использования на практике ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какими принципами Вы пользуетесь при отборе форм экологического воспитания детей?
________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие трудности Вы испытываете в процессе отбора и применения различных форм экологического воспитания детей дошкольного возраста в практической деятельности?
________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим Вас за сотрудничество и оказанную помощь!
Диагностика методов экологического воспитания детей дошкольного возраста
С целью подтверждения гипотезы нами был проведён педагогический эксперимент, в котором приняло участие 20 педагогов разного возраста (от 24 лет до 65 лет). Средний возраст респондентов – 41 год (средний педагогический стаж – 18 лет).
На вопрос, как Вы считаете, является ли экологическое воспитание актуальной проблемой, 100% ответивших сочли экологическое воспитание актуальной проблемой. Причины актуальности экологического воспитания дошкольников, которые были отмечены участниками опроса, перекликаются между собой тематически, однако по-разному расставлены акценты.
Самое большое количество ответов обозначает проблемы: дети экологически не воспитаны (35%) и окружающая среда находится в плохом состоянии (30%). То есть будущее человечества зависит от уровня экологической культуры. Две другие группы проблем сформулированы респондентами с точки зрения деятельности, а не состояния, как в первом случае: нужно бережно относиться к природе (25%) и деятельность человека нарушает экологическое равновесие в природе (10%).
Таким образом, экологическое воспитание дошкольников является актуальной проблемой, поскольку состояние окружающей среды неудовлетворительное, вмешательство человека не всегда бережное и зачастую нарушает экологическое равновесие. И главное, уровень экологической культуры находится на низшем пределе и нужно уделять больше внимания этому аспекту образования, начиная уже с младших дошкольников.
Ответы на второй вопрос, «Какой смысл Вы вкладываете в понятие «Методы экологического воспитания?» наглядно целесообразно представить в виде таблицы (см. таблицу 1).
Таблица 1
Осознание респондентами сущности понятия
«Методов экологического воспитания дошкольников»
№ п/п | Уровни осознания понятия | Количество выборов |
Человек | Процентов |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Осознают в полной мере | 16 | 54% |
2 | Осознают недостаточно | 4 | 13% |
3 | Не осознают | 10 | 33% |
Как видно из таблицы, большинство опрошенных 16 (54%) человек, осознают в достаточной степени сущность рассматриваемого нами понятия, осознают недостаточно – 4 (13%) респондента и не осознают 10 (33%) педагогов. Следовательно, не все воспитатели данных дошкольных образовательных организаций имеют достаточное представление о понятии «методы экологического воспитания».
Знание респондентами форм экологического воспитания дошкольников можно проследить в следующей таблице (см. таблицу 2).
Таблица 2
Многообразие методов экологического воспитания дошкольников
словесные | наглядные | практические |
- рассказы о природе, о животных, - беседы об окружающем мире, - чтение художественной литературы. | - наблюдения, - экскурсии, - целевые прогулки, - просмотр мультимедиа, - рассматривание энциклопедий, тематических альбомов, иллюстраций, книг, журналов. | -опытно-экспериментальная деятельность, - проектная деятельность, - моделирование, - трудовая деятельность в природе, - экологическая игра, - развлечение на экологическую тему. |
Наиболее частотны в ответах педагогов наглядные и практические методы. Среди них лидирующие позиции занимают наблюдения и опытно-экспериментальная деятельность. Однако называние методов и их применение на практике не всегда совпадают, что обусловлено, в первую очередь, материально-технической базой учреждения, степенью обученности педагога в том или ином направлении, а также его личными предпочтениями.
Диаграмма 1
![]()
Лидером среди методов по использованию при экологическом воспитании дошкольников является метод наблюдения (95%). Несколько меньшее количество педагогов используют опытно-экспериментальную деятельность (80%). Далее в порядке убывания следуют экскурсии и целевые прогулки (65%), словесные (рассказы, беседы, чтение) и наглядно-иллюстративные (иллюстрации, энциклопедии, альбомы) методы – 45% и 40% соответственно, а также методы игровые (30%). У последних трех методов наблюдается большой процентный разрыв по количеству назвавших метод и использующих его на практике. В большей степени это связано с возможностями детского учреждения, его материальной базой. По всей вероятности, литература, иллюстративный материал, дидактические игры, а также наглядные пособия, описывающие эффективность их использования на занятиях с дошкольниками, в большинстве детских садов отсутствуют или представлены очень скудно.
Менее представленные в деятельности воспитателей детских садов методы: трудовая деятельность в природе (30%), проектная деятельность (20%), просмотр мультимедиа (20%), работа с семьей (5%). Данные методы требуют навыка практического использования, приветствуются опытными педагогами, задействуют большой ресурс времени, а также применимы при использовании современных технологий. Отсутствие названных составляющих приводит к тому, что доля данных методов в деятельности педагогов незаслуженно мала.
В анкете для воспитателей детских садов респондентам было предложено проранжировать используемые методы экологического воспитания дошкольников. Было отобрано 6 методов, называемых наиболее часто:
1) метод наблюдения,
2) экскурсии, целевые прогулки,
3) опытно-экспериментальная деятельность, исследования,
4) рассказы, беседы, чтение художественной литературы,
5) Рассматривание иллюстрационного материала, энциклопедий, альбомов,
6) Игра, развлечение на экологическую тему.
Педагоги расставили их по местам от первого до шестого в порядке убывания доли их использования, т.е. на первое место ставили самый популярный в их практике метод, далее следовали менее значимые. В результате определения среднего показателя для каждого ранжируемого метода определены доли. Методу с минимальным средним показателем присвоен самый высокий рейтинг – 6, далее – в порядке убывания. Результат отражен в виде гистограммы.
Диаграмма 2
![]()
Лидером среди рассматриваемых методов экологического воспитания дошкольников, наиболее предпочитаемых воспитателями ДОО, стал метод наблюдения. Восемь человек из 20 поставили его на первое место, два – на второе. Почти такое же единодушие наблюдается в определении экскурсии и целевых прогулок на второе место (шесть человек поставили на второе, три – на третье).
Следует отметить, что рейтинг метода наблюдения на 60% превосходит следующие за ним экскурсии-прогулки. Второе, третье, четвертое места в рейтинге расходятся несущественно, т.е. предпочитаются педагогами практически в равной степени. Чуть ниже доля игровых и наглядно-иллюстративных приемов, однако есть педагоги, которые эти методы ставят на первое место в своей деятельности.
Описывая принципы отбора методов, педагоги представили достаточно большой перечень – от традиционных доступности и наглядности до принципов научности, практичности и разнообразия.
Диаграмма 3
![]()
Принцип доступности, учитывающий возраст и способности детей, является основным при отборе методов для экологического воспитания дошкольников. Его назвали( 75%) респондентов. Вторая группа принципов, имеющих значение при выборе метода – наглядность, научность и актуальность. Они названы тридцатью процентами педагогов(30%). Менее значимы продуктивность и системность, возможность экспериментирования и разнообразие. Часть педагогов, ориентируясь на особенности детей, выделяют индивидуальный подход (10%) и возможность детского творчества (10%).
Экологическое воспитание дошкольников – важное, необходимое, обязательное в современных условиях направление. Однако, даже имея опытных и заинтересованных педагогов, не всегда есть возможность добиться высоких результатов, поскольку 75% педагогов отметили, что недостаточно развита материально-техническая база детских садов в этом направлении.
Диаграмма 4
![]()
Среди проблем при выборе методов экологического воспитания педагоги отмечают отсутствие наглядного материала, инструментария для опытов, неразвитость материально-технического оснащения группы, неприспособленность для экологической работы участка, территории около детского сада. Лишь 25% воспитателей отмечают отсутствие каких-либо трудностей, мешающих полноценному развитию дошкольников в экологическом направлении.