вопросы для беседы с родителями
(вариант 1)
Цель беседы: установить общий стиль воспитания в семье, взаимоотношений взрослого и ребёнка; ответить на вопрос: «хорошо ли знает родитель своего ребёнка?»
1. Мальчик или девочка?
2. Любимое блюдо ребёнка?
3. Любимая сказка?
4. Цвет глаз ребёнка?
5. Каковы волосы ребенка на ощупь?
6. Как часто Вы гладите ребенка по голове?
7. Как обычно засыпает ребенок?
а) «Сижу рядом с ним на кровати».
б) «Засыпает под мою сказку».
в) «Засыпает под общую беседу».
г) «Засыпает под мое пение».
д) «3асыпает самостоятельно».
е) «Мне некогда укладывать спать, да и не хочется».
8. Обращается ли с просьбой Ваш ребенок, чтобы Вы перед сном посидели с ним?
9. Есть ли у ребенка вредные привычки, в каком возрасте они возникли (сосет пальцы, грызет ногти и др.)?
10. Знаете ли Вы, каков Ваш ребенок в общении с товарищами? (да, нет.)
11. Стремитесь ли Вы наблюдать за своим ребенком во время его общения с товарищами, делая это незаметно? (да; нет; зачем мне это нужно?)
вопросы для беседы с родителями
(вариант 2)
Цельбеседы: определить, как оценивает родитель характер своего ребенка, с какой позиции (оптимистической, негативной, нейтральной) подходит к оценке его качеств, поведения, деятельности, какие трудности испытывает в воспитании.
1. Какие положительные качества личности особенно ярко проявляются у Вашего ребенка?
2. Воспитание каких качеств у ребенка вызывает у Вас трудности и почему?
3. Направляете ли Вы особые усилия на преодоление недостатков Вашего ребенка? Каких именно?
4. Указываете ли Вы сыну (дочери) на недостатки? Каким образом?
5. Что помогает Вам в воспитании: педагогическая литература, классные родительские собрания, индивидуальные беседы с психологом и педагогами, телевидение, кино, художественная литература, радиопередача «Взрослым о детях», советы близких, знакомых?
6. Какие способности Вы замечаете у сына (дочери)?
7. Какая помощь необходима Вам в воспитании детей?
вопросы для беседы с родителями
(вариант 3)
Уважаемые родители!
Просим Вас рассказать о своем ребенке. Это необходимо для дальнейшего изучения его личностных особенностей.
1. У моего ребенка выразительная жестикуляция.
2. Мне кажется, что мой ребенок любознательнее, чем другие.
3. Без поддержки взрослого моему ребенку трудно познакомиться с другими детьми.
4. Если моему ребенку что-то не нравится, он открыто выражает свое недовольство – кричит, размахивает руками, громко спорит.
5. Нарушение режима дня выбивает моего ребенка из колеи.
6. Мой ребенок постоянно находится в движении, ему не сидится на месте.
7. Моему ребенку не нравится осваивать новые настольные игры, он любит старые игры, правила которых ему хорошо знакомы.
8. Мой ребенок редко бывает заводилой в игре.
9. Если у моего ребенка что-нибудь не получается (собрать конструктор, покататься на коньках, лыжах), он пытается сделать это еще раз.
10. Мой ребенок задает мало вопросов.
11. Мне кажется, что мой ребенок устает быстрее, чем другие.
12. Моему ребенку нравится проводить время с другими детьми.
13. Мой ребенок остерегается игр, при которых можно упасть.
14. Мой ребенок редко интересуется тем, как устроены разные игрушки.
15. Мой ребенок быстро говорит.
16. У моего ребенка есть постоянные друзья.
17. Гуляя по улице, мой ребенок больше бегает, чем ходит.
18. В конце дня мой ребенок жалуется на усталость.
19. Мой ребенок более застенчив и робок, чем другие дети.
20. Шум, музыка, громкие разговоры быстро утомляют моего ребенка.
21. Когда гуляешь с ребенком, он замечает, что происходит вокруг.
22. Моему ребенку нравится, когда приходят гости.
контрольный лист проблем
(2 класс)
1. С каким настроением ты обычно идёшь в школу?
а) хорошим;
б) радостным;
в) плохим.
2. Нравится ли тебе учиться в школе?
а) да;
б) нет;
в) не очень.
3. Устаешь ли ты в школе?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
4. Помогают ли тебе родители готовить уроки?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
5. Какие предметы тебе нравятся? Отметь их.
Математика.
Русский язык.
Литературное чтение.
Иностранный язык.
ИЗО.
Физкультура.
Музыка.
Технология.
6. Есть ли у тебя друзья в классе?
а) да;
б) нет.
7. Дружный ли у вас класс?
а) да;
б) нет;
в) не очень.
8. Помогите мне:
Найти друзей.
В учёбе.
В подготовке домашних заданий.
Записаться в кружок.
Стать внимательнее.
Я плохо запоминаю.
Я очень стеснительный(ая).
Я всего боюсь.
Я очень переживаю за _____________________________
анкета для родителей «наш ребенок»
Цель: определить уровень нравственного поведения ученика в представлении его родителей (дисциплинированность, чуткость, трудолюбие, скромность, принципиальность, самокритичность, ответственность).
1. Исполнителен и послушен ли ребенок в семье? Охотно ли он выполняет поручения родителей?
1) Постоянно проявляет неисполнительность и непослушание.
2) Часто непослушен и неисполнителен.
3) Не всегда исполнителен и послушен.
4) Всегда исполнителен и послушен.
2. Каково поведение ребенка дома? (Отметьте один ответ.)
1) Постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается и т. д.
2) Часто ведет себя плохо и на замечания не реагирует.
3) Не всегда ведет себя плохо. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно.
4) Всегда ведет себя хорошо.
3. Насколько чутко и отзывчиво относится ребенок к родителям и близким?
1) Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу замечаний.
2) Часто проявляет грубость, черствость, эгоизм.
3) Не всегда отзывчив и заботлив.
4) Отзывчивый, заботливый, добрый.
4. Насколько ребенок трудолюбив?
1) Постоянно уклоняется от труда, очень ленив.
2) Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем.
3) Не всегда помогает, делает лишь то, что поручают.
4) Любит труд, постоянно помогает старшим.
5. Насколько воспитаны простота и скромность у ребенка в отношениях с родными и близкими? (Отметьте один ответ.)
1) Очень заносчив, хвастлив, высокомерен.
2) Часто проявляет высокомерие, зазнайство, заносчивость.
3) Иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство.
4) Всегда прост и скромен.
6. Проявляется ли у ребенка критичность по отношению к другим лицам?
1) Некритичен, подстраивается к мнению других членов семьи и товарищей.
2) Очень редко высказывает свои мнения, критические суждения.
3) Критикует, но при этом не всегда правильно и тактично.
4) Критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично.
7. Проявляет ли самокритичность?
1) С обидой принимает критику членов семьи, на замечания грубит.
2) Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания членов семьи.
3) Не всегда самокритичен, не всегда исправляется после критических замечаний.
4) Самокритичен, уважает критику других членов семьи, стремится учесть критические замечания.
8. Как относится к домашним заданиям?
1) Проявляет безответственное отношение к домашнему заданию, требует постоянного контроля.
2) Не всегда добросовестно готовит домашние задания.
3) Ответственно и добросовестно готовит домашние задания.
9. Каково отношение ребенка к своему классу, школе?
1) Не любит свой класс и школу, открыто выражает свое отрицательное отношение к ним.
2) Равнодушен к делам класса, школы.
3) Любит класс и школу, но не всегда подкрепляет это хорошими делами.
4) Любит свой класс и школу и всегда подкрепляет это хорошими делами.
Обработка полученных данных.
Получив от родителей ответы, учитель суммирует номера ответов (для каждого школьника) и полученную сумму делит на 10. Степень проявления нравственных качеств в поведении школьников в представлении их родителей оценивается по следующей шкале:
* от 1 до 1,5 – по мнению родителей, указанные качества не проявляются;
* от 1,5 до 2,5 – по мнению родителей, качества проявляются слабо;
* от 3,5 до 4 – по мнению родителей, качества проявляются ярко.
На основе указанных данных учитель сопоставляет оценку родителей со своими представлениями. В случае их несовпадения необходимо выяснить причину этого несоответствия (скрытность, позерство, необъективность родителей и т. д.) с помощью других методик и продумать индивидуальную работу с этим учеником (а при необходимости и с родителями).
Обнаруженные негативные поступки, а также условия и причины, их породившие, должны определить направления дальнейшего нравственно-психологического развития ребенка.