СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анкета для исследования учащегося

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анкета для исследования учащегося. Анкета для опроса исследуемых учащихся АВС после урока Что тебе больше всего понравилось на уроке? 

Просмотр содержимого документа
«Анкета для исследования учащегося»

Анкета для опроса исследуемых учащихся АВС после урока Что тебе больше всего понравилось на уроке? _____________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Чему ты научился? Что ты сейчас можешь делать из того, что не мог делать прежде? ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Что ты можешь сделать лучше? ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Какая часть обучения была для тебя наиболее эффективна? ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Если этот же урок будет проводиться в другой группе, что бы ты в нем изменил и почему? ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ФИО ученика:______________ Роспись_______ Дата:_______













































Рефлексивная карта урока 1.Что, по вашему мнению, прошло хорошо на уроке? Почему? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 2.Чего вы хотели достичь? Чему вы хотели научить учеников? Какого прогресса достиг каждый из учащихся? Был ли он оптимальным? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 3.Насколько вам помог план? Что пошло не по плану? Почему это произошло? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4.Какие изменения нужно ввести в план? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 5.Если бы вы вновь провели этот урок что бы вы сделали по -другому?Как вы это сделаете? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 6.Каковы ваши дальнейшие шаги? Какие были неожиданности? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 7. Какой метод обучения нуждается в последующем корректировании для повышения результатов каждого из учащихся. ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ Что мы должны постараться сделать в следующий раз? Чем вам помог коуч? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ФИО учителя:______________ Роспись_______ Дата:_________ ФИО коуча:_____

















Таблица наблюдений за учениками АВС Дается ли возможность учащимся: 1.Основываться на новых достижениях? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 2.Брать на себя инициативу и приобретать знания в той степени усвояемости, какая присуща ученику? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 3.Сотрудничают ли учащиеся АВС, помогают ли друг другу на уроке? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4.Как учащиеся демонстрируют коммуникабельность в классе? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 5.Могут ли ученики выражать свои мысли, выдвигать альтернативные идеи и нестандартные способы решения в незнакомой ситуации? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 6. Умеют ли анализировать, делать заключения? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 7.Что учащиеся смогли сделать? (какого прогресса они достигли, и каковы тому подтверждения?)_____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 7.Как учитель развивает навыки функциональной грамотности у ученика? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Фамилия, имя учащегося: А. В. С. ФИО учителя:______________ Роспись_______ Дата:_________























Lesson Study в нашей школе

ВСТУПЛЕНИЕ.

В современном образовании  учителя школ должны найти наиболее оптимальные способы организации учебно –воспитательного процесса, когда учащиеся не просто получают хорошие теоретические знания, а умеют самостоятельно их добывать и использовать в повседневной жизни. Для повышения своего профессионального уровня учителя должны сотрудничать друг с другом. Очень важным аспектом работы по развитию профессионализма учителей является Lesson Study, представляющий собой подход для исследования класса в целях усовершенствования школьной практики. Этот подход наиболее эффективен для сплочения учителей, совместного определения проблем, создания коллаборативной среды для совместного обучения, обмена опытом и коллективной ответственностью за результативность исследования.

Lesson Study– педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Подход основан в Японии в 70-х годах 19-го столетия, опередив, примерно на 70 лет, используемый на Западе подход «Исследование в действии».

В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. При проведении цикла Lesson Study учителя могут вводить новшества или совершенствовать педагогические подходы, которые затем передаются коллегам посредством проведения открытых Lesson Study.

Творческой группой сертифицированных учителей нашей школы  было решено использовать подход Lesson Study в своей практике. Была сформирована фокус- группа в составе 4 человек: Усабаева Г.Т.- учитель первого продвинутого уровня, учитель казахского языка и литературы,  Шиктыбаева Г.Б.-учитель второго уровня, учитель начальных классов,  Грудцына Т.П., учитель начальных классов  и Харлан Е.Ю., учитель математики  – учителя третьего уровня.  

  Тема исследования: «Как через диалогическое обучение эффективно повлиять на повышение мотивации учащихся».

Ожидаемые результаты: создание благоприятной учебно-познавательной среды для всестороннего развития личности; создание постоянно работающей в команде творческой  фокус-группы  с подходом Lesson Study; повышение профессионального уровня  учителей через вовлеченность  в исследовательскую деятельность.

Цель проведения  Lesson Study – увидеть обучение учеников в реальности; обратить внимание на проблемы детей,  существующие в классе и в обучении; выяснить и понять,  как можно изменить планирование обучения, чтобы оно удовлетворило потребности наших учеников.

Фокус-группой было решено совместно планировать все последовательные уроки в исследуемых классах. Каждый учитель запланировал по три урока в выбранных классах. Были определены  три «исследуемых» ученика: сильный –А, средний – В, слабый – С. В дальнейшем уделяя внимание на обучении и развитии  именно этих трех учащихся.

 

Раздел 1:Обоснование выбора темы для исследования в действии.

   Тема нашего  исследования: «Как через диалогическое обучение эффективно повлиять на повышение мотивации учащихся».

"Выготский характеризует детей младшего школьного возраста как учеников, у которых когнитивное развитие происходит  в процессе социального взаимодействия; иными словами, в момент, когда учеников обучают более взрослым способам мышления путем их общения с  более способными учениками"(Руководство для учителя с.155). Мы решили своей практикой подтвердить слова Выготского.  В своем классе после прохождения уровневых курсов я часто применяю групповую форму работы. И могу сказать, что ребята могут учить друг друга.  В данном классе трое активных детей, которые часто бывают спикерами: Оразбекова Альмира, Прохвацкая Татьяна  и Абакумова Карина. Есть дети с высокой мотивацией к обучению, но с заниженной самооценкой. Есть ребята, которые учатся слабо по объективным причинам (дисграфия), но они с удовольствием работают в группе, выполняют все задания, откликаются на любые действия учителя и членов группы. В целом класс доброжелательный, отзывчивый. Есть отдельные учащиеся, которые  не могут работать в любом составе групп. Они более эффективны только с конкретными детьми, со своими друзьями. Вот именно поэтому выбранная тема актуальна для моей практики. Во время  проведения серии уроков, мы с коллегами хотели проследить, как будут раскрываться учащиеся, какие качества характера будут проявляться, как учебный процесс,  с применением новых подходов,  повлияет на их обучение, на потенциал ребенка, мотивацию, на самооценку, на самовыражение. На что обратить внимание в дальнейшей работе с этими учениками?

    Для наблюдения я выбрала следующих учащихся: Даукенбаева  Асель, ученица А- сильная в учебе девочка, рассудительная,  но очень скромная и спокойная; Лобода Николай, ученик В – средний в учебе, не может работать в любом составе группы, работоспособность зависит от настроения, попадает под влияние своего друга; Ковалева Анастасия, ученица С - слабая в учебе, застенчивая,   не может работать в группе, где больше мальчиков, редко поднимает руку и проявляет инициативу.

Цель для ученицы А – повысить самооценку, желание проявлять активность, само выражаться.

  Цель для ученика В- в процессе исследования  изменить его отношение к учебе, повысить желание работать со всеми одноклассниками.

Цель для ученицы С- каковы будут результаты исследования, что заставит ее измениться, какие действия и подходы повлияют на нее, активизируется ли учебная и мыслительная деятельность?

  

Раздел 2: Отчет о внесенных в практику изменений и использованных методах сбора данных.

В своем классе я провела три последовательных урока русского языка.







УРОК 1.

Тема: Имя числительное.

Цель: формирование понятия «числительное».

Задачи:

1. Дать первоначальные знания об имени числительном.
2. Развивать умение ставить вопрос к слову, умение различать изученные части речи, различать в речи имена числительные, умение делать самостоятельно выводы, обосновывать свой выбор.
3. Воспитывать ответственное отношение к учебе, аккуратность при письме, умение работать в группе, прислушиваться к мнению товарищей.

Для создания коллаборативной среды  в начале урока мы пожелали друг другу и нашим гостям удачи.

С целью проверки усвоения полученных знаний, я включила на уроке работу в группах- составление кластеров по частям речи,  и индивидуальную работу по карточкам с дифференцированными заданиями.

Данная работа позволила вспомнить теоретический материал по изученным частям речи. В группах ребята составили кластеры. Ученица С с помощью спикера принимала активное участие в составлении кластера. Спикером была ученица А.  Практически весь кластер не имел ошибок.  Ученик В работал по карточке. Он чувствовал себя не комфортно в своей группе. Не мог сразу включиться в работу, не принимал помощь ребят. Только после моего вмешательства стал работать, но так как время было упущено, справился с работой правильно, но сделал не все. Это опять его расстроило. 

  На этапе определения темы и целей урока,  и объяснение нового учащиеся работали активно. Были применены методы развития критического мышления: "найди лишнее слово", "составь правило и проверь по образцу". Ученица А активно работала, читала дополнительный материал, но не достаточно громко. Ученик В включился в работу, правильно называл лишние слова и вопросы к ним. Ученица С отвечала на вопросы только тогда, когда её спрашивали. Но отвечала верно. Данный метод помог учащимся самим  выявить числительные из ряда изученных частей речи, потому что они отвечают на другие вопросы и обозначают количество или порядок. Когда проверили правило по учебнику, то оказалось, что мы не ошиблись. Это способствовало повышению самооценки и успешности. Создало хорошее настроение и уверенность в своих силах.

 Для детей с высокой мотивацией я дала опережающее домашнее задание. На уроке они рассказали  факты о числительных: "Как образовалось  слово миллион" и  "Числительные в древнерусских именах". Это задание я дала с целью повышения мотивации одаренных детей. В нем участвовала ученица А.

 В первичном закреплении я использовала  выборочное списывание и классификацию числительных. В данном задании была ловушка. Слово "тройка". Это задание было направлено на выявление степени усвоения нового материала. Все исследуемые дети справились с работой.

    Физмитнутка необходима для снятия усталости и переключения вида деятельности.

 На этапе закрепления нового материала был использован прием "разорванные цепи". Этот прием способствовал слаженности участников группы, потому что все принимали участие, с интересом выбирали нужные карточки для создания кластера на доске. В итоге, мы повторили определение имени  числительного, виды числительных и привели свои примеры. Так же обратили внимание еще раз, какие ловушки нас могут подстерегать. Все исследуемые учащиеся включились в работу, выходили к доске.

  Ребусы и зашифрованные пословицы были использованы для развития мышления и внимания. Это задание так же способствовало повышению интереса к изучаемому материалу. Исследуемые дети принимали участие в этой работе. Оживился ученик В, ученица С тоже с интересом работала, но не преодолела своей застенчивости.

На этапе рефлексии ученица А  поставила смайлик: все поняла, может помочь другим, ученик В – испытывал затруднения, необходимо повторить дома,  ученица С- усвоила новый материал, но помощь другим оказать не могу.

     Раздел 3. Выводы и анализ.

 После урока учителя провели беседы с наблюдаемыми  учащимися, результаты этих бесед  были озвучены при обсуждении урока. В  итоге мои коллеги отметили, что урок прошел в хорошем темпе, выбранные методы и приемы работали на достижение поставленных целей.  Гульнар Байжановна отметила, что исследуемая ею ученица А в ходе беседы сказала, что "усвоила новый материал, что ей нравится работать в группе, что в другом составе группы она бы тоже смогла быть спикером и помогать своим одноклассникам". Елена Юрьевна, наблюдавшая за учеником В, отметила, что в совместной беседе, он сказал, что "ему не хватало его друга, что в группе было мало мальчиков, поэтому ему было не комфортно, и он плохо работал, но завтра  постарается и будет работать лучше".  Ученица С, за которой наблюдала Гульнар Таскалиевна, в собеседовании  сказала, что "ей нравится работать в группе, но в другой группе ей было бы лучше".



































Lesson Study Lesson Study: руководство Настоящее издание представляет собой руководство по использованию подхода Lesson Study в целях развития и совершенствования процессов преподавания и обучения. Издание окажет помощь в:  применении Lesson Study в школах;  планировании, проведении и анализе Lesson Study;  вовлечении учащихся в процесс Lesson Study;  передаче коллегам практических знаний, полученных в результате использования Lesson Study. Lesson Study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Подход основан в Японии в 70-х годах 19-го столетия, опередив, примерно на 70 лет, используемый на Западе подход «Исследование в действии». В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. При проведении цикла Lesson Study учителя могут вводить новшества или совершенствовать педагогические подходы, которые затем передаются коллегам посредством проведения открытых Lesson Study либо публикации документа с описанием их работы. На Западе Lesson Study приобрел популярность только в текущем столетии, после подтверждения американскими исследователями факта наличия глубоких знаний у японских учителей, как в области педагогики в целом, так и в области преподаваемого предмета, обеспечивающих высокий уровень образовательных достижений японских учащихся, в сравнении с аналогичными группами учащихся США (Стиглер и Хиберт, 1999; TIMSS., 1999). В настоящее время в Восточной Азии Lesson Study используется, помимо Японии, в Сингапуре, Гонконге и Китае. Данный подход применяется так же и в западных странах, в том числе в США, Великобритании, Швеции и Канаде. Lesson Study успешно используется в целях совершенствования методики преподавания и повышения уровня знаний учащихся по ключевым предметам в начальной и средней школе, а также, - в целях разработки концептуальных педагогических подходов, таких как оценивание для обучения (ОдО). На протяжении цикла проведения Lesson Study учителя, работающие в группах (или в парах), будут: • использовать ежедневно собираемые ими материалы периодического оценивания для согласования приоритетов обучения и развития учащихся; • совместно определять отвечающий установленным задачам метод преподавания, который будет в дальнейшем разрабатываться или совершенствоваться (см. Рис. 1, стр.4); • определять трех «исследуемых учащихся», каждый из которых является типичным представителем определенной группы учащихся в классе, например: высокого, среднего или ниже среднего уровня успеваемости в общем числе обучающихся; 3 Pete Dudley 2011 • совместно планировать Lesson Study, в ходе которого будут использованы и тщательно изучены результаты методики его проведения в контексте результатов наблюдения за тремя исследуемыми учащимися; • проводить Lesson Study и вести совместное их наблюдение, акцентируя особое внимание на обучении и развитии исследуемых учащихся. Названные процедуры могут повторяться и совершенствоваться на протяжении нескольких уроков. Наблюдение не обязательно вести на всех Lesson Study; • опрашивать исследуемых учащихся, чтобы понять их мнения о Lesson Study; • проводить обсуждение Lesson Study; • с целью анализа реакции исследуемых учащихся на применяемый метод, достигнутого ими прогресса, демонстрируемых ими результатов обучения или испытываемых трудностей в обучении, а также полученного опыта для разработки методик преподавания или обучения в будущем; • формально представлять результаты использования подхода Lesson Study широкой аудитории коллег посредством презентации, демонстрации или коучинга. Более подробные рекомендации по каждому из названных этапов представлены в соответствующих разделах настоящего издания и основаны на знаниях авторов о функционировании подхода Lesson Study в школах и колледжах Англии и за рубежом. В последних двух разделах представлены идеи о том, как руководители школ могут: a. планировать время для Lesson Study и внедрять данный подход в школьные программы; б. использовать ведущих учителей для поддержки и развития профессионального обучения на основе Lesson Study и использования модели исследования урока в качестве платформы для коучинга в рамках школы. Признательность единомышленникам: В качестве основы настоящего издания заимствован материал Crown Copyright, написанный автором для Национальных стратегий (2008), Национального колледжа школьного управления (2003, 2005), Программы исследований в области преподавания и обучения (TLRP) и CfBT. Результаты исследования, принятые за основу настоящей и перечисленных выше публикаций, проводились автором в период с 2003-2011 гг., в Кембриджском университете, на средства гранта, предоставленного в рамках Программы исследований в области преподавания и обучения Совета экономических и социальных исследований. Я хотел бы выразить благодарность очень многим учителям, директорам, представителям местных органов власти, ученым, политикам и зарубежным коллегам, способствующим пополнению моих знаний и формированию понимания подхода Lesson Study, и, соответственно - написанию настоящей работы. Пит Дадли Кембридж, 2011 4 Pete Dudley 2011 1) С какой целью следует проводить Lesson Study? Группа 1. Методика подхода Lesson Study эффективна, поскольку помогает учителям: • увидеть обучение детей, подтверждающееся более явно в различных проявлениях и деталях, чем это обычно возможно; • увидеть разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в реальности; • понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся; • реализовывать подход Lesson Study в рамках профессионального сообщества учителей, приоритетной целью которого является помощь учащимся в обучении и профессиональное обучение членов группы (Дадли, П. 2011a). • Использовать возможности Lesson Study в своей учительской практике. Дадли, П. (2011) Подход Lesson Study: сущность, как он действует, и кто его использует. www.teachingexpertise.com Успешные учителя в большинстве случаев не обращают внимания на значительную, возможно, даже на бóльшую часть того, что происходит в классе. Это - не является недостатком! Это - результат процессов, позволивших им стать успешными учителями. Остановимся подробнее. Классы представляют собой сложные рабочие условия, в которых приходится действовать профессионалам: 30 или более учащихся, работающих на уроке, примерно в течение одного часа, становятся носителями огромного объема информации. Столь же велика и скорость, с которой эта информация поступает учителю, что делает урок похожим, по выражению японцев, на «стремительно текущую реку» (Льюис, 1999). Исследователи наблюдали за тем, как учителя справляются с данным потоком информации и скоростью ее подачи. Рэгг и другие ученые (1996) установили, что учителя преодолевают сложности первых трех лет работы и становятся хорошими педагогами, по той причине, что, каждый раз, когда они находят новый способ управления учебной ситуацией, являющейся для них проблемой, они незамедлительно преобразуют этот способ в приемлемую форму, которую в дальнейшем, интуитивно, используют в схожих ситуациях. Практические знания в подобных случаях не подтверждают факт осознанности их учителем и являются лишь подразумеваемыми (или скрытыми) знаниями, аналогично нашим знаниям о том, как ездить на велосипеде: знания проявляются, когда они необходимо, но их очень сложно выразить словами. В отличие от, к примеру, хирургов, чьи практические знания фиксируются до мельчайших подробностей, передаются другим и затем воспроизводятся, практические знания учителя, как правило, остаются у него, поскольку он приобрел эти знания в ходе практики, но, зачастую, не осознает их наличие. В связи с тем, что учителя, как правило, работают автономно как «единственные специалисты» в своих классах, другие учителя редко имеют возможность увидеть в действии «подразумеваемые» знания коллег. Когда за практикой учителя наблюдает специалист, оценивание, зачастую, осуществляться в контексте суждения, выставления отметки или рассуждения о результативности его работы, нежели в контексте профессионализма, поэтому, в подобных ситуациях учителя, как правило, стремятся не рисковать и демонстрируют более «безопасное» преподавание. 5 Pete Dudley 2011 В отличие от несознательных субъектов, люди умеют справляться с большими объемами информации путем ее «фильтрования». Например, мы обращаем внимание на ничтожно малую часть звуков, которые фактически «слышим»; научились ограждать себя от внешней информации и обращать внимание только на то, что важно или очень неожиданно. Подобные механизмы фильтрования позволяют нам концентрироваться на том, что мы считаем важным для дальнейшего использования в достижении своей цели. В условиях класса мы проделываем то же самое: акцентируем внимание на наиболее важных аспектах того, что происходит в определенный момент, отсеивая большой объем внешних событий и информации. Мы оперативно усваиваем новые полученные знания, которые считаем важными, немедленно сохраняя их в оптимальной для нас форме, что делает нашу сознательную кратковременную память более свободной для обработки следующих важных аспектов, которым мы придаем приоритетное значение в сложных и стремительных условиях урока. Lesson Study помогает совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям. Поскольку, в результате совместного планирования, совместного наблюдения, совместного анализа учителя формируют и «совместное представление» об обучении. Аспекты обучения в данном случае рассматриваются нами не только с собственной позиции, но и глазами коллег, с которыми Lesson Study готовится, в результате чего фактическое обучение, наблюдаемое на Lesson Study, сопоставляется с обучением, которое мы представляли себе в процессе его планирования. Это побуждает нас осознавать вещи, которым мы обычно не придавали значения, так как они либо нами «отсеивались», либо сохранялись как подразумеваемые знания. Многие, кто использует подход Lesson Study, утверждают о том, что, акцентируя внимания и, таким образом, узнавая больше о потребностях в обучении и поведении отдельных исследуемых учащихся, они в определенной степени больше познают индивидуальность каждого из всех своих учащихся. Следовательно, в отличие от преподавания для некоей «середины» класса, между сильными и слабыми учащимися, Lesson Study позволяет учителям быть более осведомленными и учитывать потребности каждого учащегося на протяжении всей своей практики, при этом, не «перегружая» свой опыт второстепенной информацией. Мои исследования (Дадли, 2011 b) показывают, что это может являться результатом того, что рефлексивная, рекурсивная и коллаборативная практика Lesson Study помогает опытному учителю, способному самостоятельно аккумулировать сложную образовательную информацию, отбирать лишь необходимую, исключая информацию второстепенного значения. Это обеспечивает управляемость, наглядность аспектов учебной информации, непосредственно касающихся наблюдаемого обучения, которые, в противном случае, были бы непригодными. Полагаю, что подход Lesson Study помогает учителям научиться отключать эти фильтры, не смотря на то, что весь их предыдущий опыт говорит о том, что успех обеспечивается их включением. 6 Pete Dudley 2011 2) Проведение Lesson Study Подход Lesson Study представляет собой цикл, включающий не менее трех Lesson Study, совместно планируемых, преподаваемых/наблюдаемых и анализируемых группой учителей (см. Рис. 1 ниже). © Университет Бетлехема, Учебное пособие «Центра педагогического мастерства, преподавания и обучения»: Исследование урока, Дадли П., (2011) Рекомендуемые действия Выберите группу учителей (предпочтительно из трех человек) которым, предположительно, понравится задача внедрения в школе нового профессионального подхода к обучению. Lesson Study эффективно функционирует, если в данный состав группы включен хотя бы один из представителей руководства и учителя, имеющие значительный преподавательский опыт. Проведите заседание с участием группы для определения ожидаемых результатов и установления основных правил, позволяющих членам группы «рисковать» без колебаний и не чувствовать над собой жесткого контроля. В процессе Lesson Study все члены группы имеют равный статус профессиональных обучающихся. Комментарии Рис.1. Процесс Lesson Study (LS) «Это позволило мне иначе воспринимать происходящее в классе» Первичное заседание группы LS для определения необходимых усовершенствований 1-й цикл исследования урока 2-й цикл Lesson Study Совм. пла- ниро- ва- ние LS -1 Проведе- ние/наб- людение LS -1 Опрос уч-ся Обсужде-ние LS -1 и первона- чальное планирова- ние УS-2 Проведе- ние/наб- людение LS -2 Обсуждение LS -2 и первона- чальное планиро- вание LS -3 Опрос уч-ся Совместное планирование LS -2 Совместное планирование LS -3 Проведе- ние/наб- людение LS -3 Опрос уч-ся Обсужде- ние LS -3 и согласо- вание общих выводов 3-й цикл исследования урока Запишите/пред- ставьте свои выводы/резуль- таты, проведите открытое исследование 7 Pete Dudley 2011 Разработайте ряд параметров на основе потребностей определенной школы или класса/возрастной группы, например: принципы использования дискуссии для обучения в рамках групповых рабочих сессий и др. Используйте общие форматы Lesson Study для планирования уроков, их наблюдения, анализа (примеры, которые Вы можете использовать, приведены в настоящем издании). Предоставьте учителям специальное время (не менее одного часа) для планирования первого Lesson Study. Цените их время в период проведения ими Lesson Study и обеспечьте для них возможность проведения обсуждения сразу либо спустя незначительное время после проведения Lesson Study. Активно интересуйтесь ходом процесса. Обеспечьте группу, реализуемую подход Lesson Study специальными возможностями для презентации своих результатов коллегам (педагогический совет, коучинг и др.). Используйте членов группы в качестве лидеров педагогического коллектива для организации последующих групп по реализации подхода Lesson Study. 3,4) Планирование первого Lesson Study и определение «исследуемых» учащихся «Акцентирование внимания на «исследуемых» учащихся позволило выявить ряд действительно важных моментов» Рекомендуемые действия Определите, в каком классе Вы будете проводить первый Lesson Study; затем выберите трех учащихся, являющихся типичными представителями различных групп обучающихся в классе: учащихся, имеющих высокие, средние и ниже среднего показатели в общеучебных навыках (письменная речь и т.д.) или в аспектах обучения, касающихся конкретных предметов. Определите уровень каждого из учащихся, работающих по ключевым направлениям Lesson Study. Запишите четко и лаконично ожидаемые Вами результаты от каждого ученика по окончании Lesson Study (используйте для этой цели схему планирования Комментарии Исследуемый ученик А Имя………….. Критерии успеха для данного ученика. По окончании серии Lesson Study ученик А будет … (опишите, как он будет демонстрировать динамику достижения поставленной цели обучения на уроке) Дополнительные комментарии 8 Pete Dudley 2011 на стр. 6). Планируйте каждый этап урока, обращая внимание на последовательность использования Вами методики преподавания, которую Вы совершенствуете или планируете использовать. Фиксируйте ожидаемую реакцию от каждого из исследуемых учащихся: что каждый из учащихся будет делать на каждом из этапов, чтобы продемонстрировать свой прогресс? Определите с максимально возможной точностью, какие ресурсы будут использованы и каким образом; что Вы будете записывать на доске, и определите временные рамки для каждого этапа. Определитесь между участниками группы, кто за каким исследуемым учащимся (учащимися) будет наблюдать, что оградит вас от сбора данных всеми участниками лишь о двух учащихся и не оставит без внимания - третьего. Схема планирования Lesson Study представлена на странице 6. В целях использования, ее необходимо увеличить до формата А-3. Каждый член группы Lesson Study должен иметь копию схемы на начало урока, поскольку она служит листом комментариев к наблюдению и основой для обсуждения после проведения урока. Совершенствуемая/разрабатываемая методика обучения учащихся Содержание планируемых для преподавания учебных программ Методика преподавания, подлежащая разработке, совершенствованию, модификации Совместное планирование, проведение/наблюдение, анализ, презентация Потребности исследуемых учащихся Сосредоточенность на обучении учащихся, а не на преподавание учителей 9 Pete Dudley 2011 5) Проведение первого Lesson Study Рекомендуемые действия Используйте схему, представленную на следующей странице, для планирования Lesson Study. Предпочтительнее увеличить ее до формата А-3. Схема может также быть использована в качестве карты наблюдения (если копирована и представлена наблюдателями на Lesson Study) и является базовым материалом для обсуждения после Lesson Study. Обратите особое внимание на совместное оценивание этапов, на которых работают исследуемые учащиеся. Вы можете использовать материалы оценивания достижений учащихся. Очень важно, чтобы члены группы письменно фиксировали свои ожидания от каждого из учащихся наблюдаемой группы по окончании урока, и предполагаемые доказательства. Поскольку Lesson Study планируется совместно, то и является совместной собственностью группы, означающей, что наблюдатели менее концентрированы на учителе и более – на учащихся (исследуемых учениках). Наблюдателям необходимо стремиться начинать каждый процесс наблюдения с концентрацией сугубо на исследуемом ученике, и, далее - расширять границы наблюдения до группы или класса, в целом. Наблюдателям необходимо отмечать ответы исследуемых учащихся на различных этапах урока, замечая степень их соответствия или отличия от, предполагаемого ими, на данном этапе. Следует отмечать также все критические ситуации. Если создается ситуация, характерная для всех (например, все учащиеся одинаково неправильно что-то понимают), отметьте его в правой колонке. По возможности, отмечайте время каждого комментария. В заключение установите доказательства прогресса каждого из учащихся в сопоставлении с планируемыми Вами ожиданиями и отметьте степень достижения. Каковы ключевые моменты Комментарии «Было очень важно видеть реакцию людей: то, что не получается, не воспринимается «трагедией», поскольку является результатом совместного планирования» 10 Pete Dudley 2011 для исследуемых учащихся (группы, класса) к последующему уроку? Какие вопросы Вы могли бы задать им во время опроса после урока? Запишите их в строке «первоначальные мысли», в нижнем поле страницы. 11 Pete Dudley 2011 Схема планирования, наблюдения и обсуждения урока Предмет Приоритет обучения Учитель/наблюдатель Какова цель обучения на данном Lesson Study (он может быть частью более продолжительной последовательности обучения) Разработка какой методики обучения является целью данного Lesson Study? Совершенствование… Текущие достижения и критерии успеха Опишите результаты в рамках конкретных аспектов, которые Вы ожидаете от учеников по окончании урока? Исследуемый ученик А.......................... Критерии успеха для данной фокусной группы Исследуемый ученик В.......................... Критерии успеха для данной фокусной группы Исследуемый ученик С........................... Критерии успеха для данной фокусной группы Этап серии уроков Каким Вы ожидаете ответ ученика (ов) А Как он (она, они) отвечают в результате наблюдений Каким Вы ожидаете ответ ученика (ов) В Как он (она, они) отвечают в результате наблюдений Каким Вы ожидаете ответ ученика (ов) С Как он (она, они) отвечают в результате наблюдений Примеры / вопросы Этап ... (примерное время) Этап ... (примерное время) Заключительный этап ... (примерное время) Что учащиеся смогли сделать? (какого прогресса они достигли, и каковы тому подтверждения?) Предварительные идеи 12 Pete Dudley 2011 6) Опрос исследуемых учащихся после урока Рекомендуемые действия В Великобритании группы Lesson Study, по его окончании, часто опрашивают исследуемых учащихся, с целью определить их мнение о том, что было для них полезно, что, по их мнению, они узнали, и как, на их взгляд, можно было бы изменить урок, сделать его еще более эффективнее, если бы он проводился повторно, в другом классе. Опрос должен быть кратким (не более 5-ти минут) проведен со всеми исследуемыми учащимися одновременно или с каждым из них, по отдельности. Желательно проводить опрос учащихся при первой появившейся возможности, хотя, в идеале – по окончании урока. Необходимо дословно записывать в своих заметках некоторые из их ответов. В отдельных случаях, после урока проводят опрос и других учащихся из тех же групп, что и исследуемые учащиеся, что помогает рассматривать ответы с разных точек зрения, хотя, это может усложнить собранные данные. Предлагаемые вопросы для опроса исследуемых учащихся после урока Что тебе больше всего понравилось на уроке? Чему ты научился? Что ты сейчас можешь делать из того, что не мог делать прежде? Что ты можешь сделать лучше? Насколько лучше? И т.д. Какая часть обучения была для тебя наиболее эффективна? Если этот же урок будет проводиться в другой группе, что бы ты в нем «... Они [ученики] берут в свои руки весь процесс обучения, несут за него ответственность, и им в этом оказывают помощь. Это - удивительно, потому что… они работают в контакте с нами, помогая нам оказывать им помощь в обучении. Действительно - поразительное явление!» 13 Pete Dudley 2011 изменил и почему? 7) Обсуждение после Lesson Study Рекомендуемые действия Группе Lesson Study необходимо встретиться по возможности сразу после урока (разумеется, не позднее, чем через 24 часа после урока). Вы, возможно, пожелаете ознакомиться со следующими критериями успешного обсуждения после Урок-study: (а) Открытость критическим суждениям и предложениям. (б)Приверженность результатам наблюдения и отсутствие оправданий неудачам. (в) Принятие совместных обсуждений после урока как метода совместного обучения. (г) Постановка четких цели и вопросов в плане/карте наблюдения. (д) Выбор кандидатуры «модератора» обсуждения (председателя, который может координировать обсуждение, обеспечивая ему позитивность), выполняющего функции, совмещенные с функцией (е) «Советника» (заключительного комментатора), роль которого заключается в установлении обучающего эффекта по итогам обсуждения в качестве основы для практических действий группы или отдельных лиц, не входящих в состав группы Lesson Study. Данная кандидатура может не являться работником школы (Такахаши, 2005). Самое важное, что следует запомнить: процесс анализа должен начинаться с наблюдения за обучением исследуемых (и других) учащихся, перед анализом преподавания (см. Рис. 3, ниже). Данная последовательность позволяет сконцентрироваться на обучении учащихся и на этой основе - обучении учителей, и Комментарии «…Удивительно, как много Вы узнаете, поясняя свои идеи. Поэтому, ставя перед собой задачу, я должен обосновать, почему я думаю, что мы должны решать ее именно таким образом, и, в результате, это действительно укрепляет Ваши собственные знания и помогает Вам понять то, что Вы не могли бы понять самостоятельно» 14 Pete Dudley 2011 снижает тенденцию к проведению обсуждения в форме отзывов о преподавании, которое может показаться учителям субъективным по характеру и не способствующим их профессиональному развитию (см. Рис. 3, ниже). Поставьте подпись и дату записи Храните комментарии в журнале профессионального обучения в учительской. Рис. 3. Схема обсуждения после Lesson Study Нижеследующий образец может быть использован для записи обсуждения по итогам урока Запись обсуждения по итогам урока Исследуемый ученик А Исследуемый ученик B Исследуемый ученик C Какого прогресса достиг каждый из учащихся? Был ли он оптимальным? Какие результаты показывают другие учащиеся в представляемых ими группах? Как помогал или мешал внедряемый метод (возможно, то и другое)? Какие были неожиданности? Какой аспект(-ы) метода обучения нуждается в последующем корректировании для повышения результатов каждого из учащихся.    Наблюдения за исследуемыми учащимися в период Lesson Study Вопросы и обсуждение обучения других учащихся Вопросы и обсуждение по материалам преподавания 15 Pete Dudley 2011 Что мы должны постараться сделать в следующий раз.    Ф.И.О.……………………………….. Дата……………………………………. 8) Формальное представление результатов коллегам Рекомендуемые действия До начала Lesson Study обеспечьте группе возможность презентации коллегам того, что они проделали, узнали и доработали, особенно, касательно основ внедряемой ими методики обучения. Если учителя заранее знают о предстоящем обсуждении собственных выводов с коллегами, они будут помнить об этом на протяжении всего процесса. Это помогает группе Lesson Study четко формулировать свои мысли и выводы для дальнейшего их использования и воспроизведения коллегами. Краткие видеоролики Lesson Study и цифровые фото, вставленные в презентации PowerPoint – популярный способ обобщения практики и процессов проведения уроков (Вам необходимо будет убедиться в действии в Вашей школе политики по использованию видео и фотоматериалов). Организуйте возможность для членов группы Lesson Study работать с другими учителями с целью оказания им помощи (проведение коучинга) в постижении педагогической методики, которую группа Lesson Study выработала, адаптировала или усовершенствовала. Помните о том, что четкое формулирование, разъяснение и демонстрация практики (а) помогает тем, кто учится на опыте коллег, усовершенствовать свою практику; Комментарии «Вследствие своей чрезвычайной занятости учителя, как правило, желают видеть результативность лично для себя того, что они внедряют, в связи с чем, краткая текстовая информация и видеоматериалы оказывают в этом действенную помощь». 16 Pete Dudley 2011 (б)повышает эффективность работы специалиста, осуществляющего разъяснение или коучинг. Причина в том, что подобный прием наглядно демонстрирует то, что зачастую является скрытым (подразумеваемым) знанием практики, которое учителя используют, но никогда прямо не выражают. Разъяснение помогает им больше узнать самим о своих знаниях и, следовательно, предоставляет больше возможностей для их дальнейшего совершенствования. Отметьте и оцените то, что Вы узнали и представили. Организуйте «стену обучения» в общем кабинете для персонала, на которой группа Lesson study может представлять свою работу (фотографии, заметки, наблюдения, результаты дискуссий, опросы учащихся, предварительные выводы). Это способствует активности и разнообразию обсуждений в учительском кабинете в течение длительного времени после формального представления. 9) Планирование времени для Lesson Study и включение его в школьные программы Рекомендуемые действия Lesson study – это разумное соотношение цены и качества, если Вы действительно создаете возможность для внедрения результатов этой методики в практику как учителей, занимающихся исследованием, так и других коллег в школе. Некоторые директора школ отвели специальное время для профессионального обучения, при котором группы Lesson Study планируют и анализируют свои уроки за счет времени, которое обычно выделяется на профессиональное развитие и управление. Комментарии «…Меня удивило и искренне обрадовало то, что люди, которые, зачастую, закрывали дверь класса и вели уроки, вдруг осознали: «Это - действительно полезно и целесообразно для меня и для детей на уроках. То, что я делаю, демонстрирует результат не только в моем классе, но в школе, в целом». 17 Pete Dudley 2011 Разумное использование времени PPA на обучение специалистов, поэтапных графиков или перерывов и прочих средств, позволяющих учителям свободно общаться, может обеспечить возможности для планирования или обсуждения по итогам урока, для которых не всегда требуются материальные средства. Руководители департамента могут включить Lesson Study в систему преподавания и обучения своей школы, в качестве политики по профессиональному обучению сотрудников. Это предоставляет учителям и другим специалистам право на профессиональное обучение и возможности непрерывного профессионального развития, предполагающие модели, признанные в настоящее время и имеющие наибольшее влияние на учебную практику (см. стр. 1). Один из примеров - установление продуктивной связи Lesson Study и управление его эффективностью, благодаря чему, участие в Lesson Study и презентация его результатов коллегам рассматривалась как компонент управления эффективностью. Вовлеченные сотрудники подтверждали, что участие в Lesson Study способствовало их совершенствованию в вопросах, в решении которых они чувствовали себя менее уверенно, в отличие от работы без риска в области, недостаточно эффективной с точки зрения преподавания. Важно, чтобы подход Lesson Study осуществлялся самостоятельно от мониторинга эффективности. Некоторые группы Lesson Study демонстрируют разрабатываемые ими методики другим учителям на открытых Lesson Study, в процессе которых учащиеся остаются после занятий, и уроки проводятся в зале для приглашенной аудитории из близлежащих университетов с последующим живым обсуждением. Такая форма популярна в Японии. 10) Вовлечение тренеров по Lesson Study в целях содействия и совершенствования профессионального обучения на основе подхода Lesson Study и использования его модели в качестве платформы для межведомственного или межшкольного коучинга Рекомендуемые действия Ведущие учителя и консультанты могут Комментарии 18 Pete Dudley 2011 оказывать содействие процессу группы Lesson Study посредством:  Демонстрации методики в школе другим учителям перед началом Lesson Study.  Присоединения к группе Lesson Study в ходе планирования и внесения в процесс Lesson Study своих идей и предложений.  Совместного с группой Lesson Study обсуждения подготовленного ими Lesson Study и внесения предложений о способах разработки педагогической методики.  Присутствия на Lesson Study в качестве наблюдателей (с соответствующим статусом) и участия в опросе учащихся и обсуждении по итогам урока. Ведущие учителя-предметники могут играть аналогичную роль, в особенности, если они сами участвуют в цикле Lesson Study и становятся лидерами в школе. Дополнительный интерес к подходу Lesson Study и признание его значимости могут быть обеспечены при условии использования данной методики учителями с целью создания портфолио подтверждений конкретных приемов преподавания, или получения профессиональной/научной квалификации, признания. Когда учителями будет разработана практика, оказывающая явное влияние на обучение и совершенствование учащихся, и которая, по Вашему мнению, будет интересна другим, зарегистрируйте ее как практическое исследование на сайте www. lessonstudy. co. uk Данный вебсайт разработан для оказания помощи практикующим специалистам в выборе и дальнейшем использовании практики совершенствования в классах и школах, которая доказала свою эффективность в одном месте и может работать в других. 19 Pete Dudley 2011 Используемая литература Department for Children, Schools and Families. (2008). Improving practice and progression through lesson study: a handbook for head teachers, leading teachers and subject leaders [Усовершенствование практики и достижение прогресса посредством Lesson Study: руководство для старших преподавателей, учителей-лидеров и учителей- предметников]. London: DCSF. Dudley, P. (2008). Lesson study in England: from school networks to national policy [Lesson study в Англии: от школьных сетевых сообществ до государственной политики]. Presented at the World Association of Lesson Studies Annual Conference, Hong Kong Institute of Education. Dudley, P. (2011). How Lesson Study orchestrates key features of teacher knowledge and teacher learning to create profound changes in professional practice [Каким образом Lesson Study определяет основное содержание знаний и обучения учителя для создания значительных перемен в профессиональной практике]. Presented at the World Association of Lesson Studies Annual Conference, Tokyo. Trends in International Mathematics and Science Study. (1999). TIMSS 1999 assessment results [Результаты по итогам оценивания международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования 1999 года]. Retrieved June 4, 2010, from http://nces.ed.gov/timss/ Takahashi, A. (2005). An essential component of lesson study: post-lesson discussion [Основной компонент Lesson study: обсуждение урока после его проведения]. Presented at the The Northwest Regional Educational Laboratory's Lesson Study Symposium, Olympia, Washington: DePaul University, Chicago. Wragg, E.C., Wikely, F., Wragg, E., & Haynes, G. (1996). T